Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности диагностики кризиса идентичности.

Поиск

Экспериментально - психологическое обследование всегда образует систему взаимодействия «экспериментатор - испытуемый». Поэтому его эффективность во многом будет зависеть от того, как сложится это личное взаимодействие, которое предъявляет высокие требования к диагносту. Диагност должен проявить большое терпение, находчивость, умение контролировать свое поведение, способность располагать испытуемого к общению с собой, формировать у него чувство симпатии и доверия в ситуации эксперимента.

Взаимоотношения между психологом и испытуемым - это не односторонний процесс сбора информации психологом. Испытуемый также получает информацию о психологе в процессе взаимодействия с ним, и эта информация не может не оказывать влияния на процесс диагностирования. Процесс познания испытуемым психолога приводит к тому, что сам объект познания - испытуемый - непрерывно изменяется в ходе исследования.

Исходя из того, что психодиагностическое обследование представляет собой социальное взаимодействие и ориентировано на достижение позитивной социальной цели, в организации и проведении психологического обследования считается обязательным соблюдение профессионально - этических норм психодиагностики.

Этические нормы психодиагностики - это комплекс мер и принципов по защите интересов обследуемых лиц. Они включают в себя наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методик психологической диагностики, являются кодексом профессиональной этики психолога или другого специалиста, принимающего участие в проведении психодиагностического исследования. Морально - этические принципы психолога - диагноста являются частью совокупности общечеловеческих норм, регламентирующих поведение личности в соответствии с требованиями долга, моральной обязанности по отношению к обществу, честности, принципами гуманизма и т.д.

Вместе с тем, профессиональная деятельность психолога наряду с указанными выше общими требованиями предъявляет и ряд требований специфического характера, вытекающих из особенностей самой психодиагностической деятельности. В частности, в силу своих обязанностей в процессе диагностики психолог находится в позиции исследователя человеческой личности. В сферу его научного интереса могут попасть интимные стороны духовной жизни другого человека, сложные межличностные отношения, конфликты, возможно, не осознаваемые даже самим человеком. Наконец, в целенаправленном экспериментально - психологическом обследовании могут быть выявлены болезненные проявления личности, отклонения в поведении, следствия психического заболевания и т.д. В таких ситуациях нормы профессиональной этики психолога по сложности, многоаспектности и важности осуществления успешной профессиональной деятельности приближаются к соответствующим нормативам деятельности врача. Как отмечается в психологической литературе, независимо от того, в каком состоянии находится человек, даже если речь идет о нарушениях развития или о психическом заболевании обследуемого, психолог должен быть неизменно чуток к нему, сострадателен и заинтересован в его судьбе. При этом обязательно сохранение известной сдержанности в проявлении чувств, избегание излишней чувствительности, сентиментальности в отношении к испытуемому и т.д. Спокойный тон речи, свобода и естественность в общении с испытуемым, уважение к испытуемому, исключающее как снобистский «взгляд сверху», так и заискивающую чувствительность - необходимые для успешной работы психолога условия (Б.В. Зейгарник, В.В. Лебединский и др.).

Таким образом, к числу важнейших в комплексе норм и требований профессиональной этики можно отнести соблюдение принципов гуманности, предпочтение интересов испытуемого в определении целей, планировании процедуры, характере проведения психодиагностического исследования. От психолога требуются немалый такт, оберегание испытуемого от возможных психических травм в связи с проводимым психодиагностическим исследованием, безусловное уважение к личности испытуемого. В ряде случаев (в том числе по причине болезненного состояния) испытуемый может интерпретировать всю ситуацию психологического исследования как обидную для него, затрагивающую его человеческое достоинство. Такие ситуации требуют от психолога большого терпения и такта, умения успокоить испытуемого, вызвать и поддержать у него доверие к психологу и желание участвовать в эксперименте.

Кроме того, в ходе экспериментальной работы психологу приходится вводить не только положительную, но и отрицательную оценку работы испытуемого с целью актуализации у него определенного личностного отношения к проводимому исследованию. В этих случаях независимо от общего хода Эксперимента в конце исследования психолог должен позаботиться о том, чтобы нейтрализовать общее негативное впечатление от эксперимента, оптимизировать эмоциональное состояние испытуемого.

Важнейшим этическим требованием к психодиагносту является его профессиональная компетентность. Адекватная диагностика, опирающаяся на научную интерпретацию данных обследования, результаты комплексного изучения человека в рамках личностного подхода, глубокий анализ содержания получаемых в психодиагностическом исследовании сведений могут быть обеспечены только высококвалифицированным специалистом, от которого требуются глубокие специальные знания в области теории психодиагностики, психометрии, теории психологических измерений.

Общим и абсолютно непреложным правилом профессиональной этики психолога должно быть неразглашение сведений об испытуемых, не относящихся непосредственно к целям и задачам конкретного психологического обследования. Испытуемый всегда должен быть осведомлен о целях проводимого обследования, объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и учреждениям. Участие испытуемого в обследовании может быть только добровольным и сознательным. Общая установка в любом психодиагностическом обследовании должна быть направлена на разъяснение испытуемому того обстоятельства, что проводимое обследование имеет целью в первую очередь оказание ему психологической помощи в выборе более адаптивных позиций и линий поведения, решения сложных или конфликтных ситуаций, выявление направления личностного роста и т.д.

При проведении экспертизы и консультирования, особенно в случаях применения тестов способностей и некоторых других, неправильное субъективно искаженное толкование результата которых может нанести вред личности испытуемого, необходимо строгое соблюдение индивидуального подхода к выбору формы и объема сообщаемой испытуемому информации, соблюдение деонтологических, психогигиенических принципов. Особое значение это требование приобретает в области клинической психодиагностики.

Специфические профессионально - этические требования предъявляются к профессиональному психолого - педагогическому, клиническому консультированию, экспертизе, исследованиям в целях отбора персонала и в других видах психодиагностической деятельности. Тщательная разработка принципов и норм психологической диагностики в целом и применительно к различным ситуациям постановки психологического диагноза относятся к числу наиболее важных и практически неотложных задач психодиагностики.

Психодиагностическое обследование

Психодиагностическое обследование - деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз.

Проведение психодиагностического обследования предполагает наличие цели, объекта и предмета обследования.

Процесс диагностирования может быть определен как социально - коммуникативный процесс получения и переработки психологом информации об оцениваемой личности. Применяя различные вспомогательные средства, экспериментатор получает все более и более точную картину индивидуальных особенностей человека в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки ведущего фактора, решения поставленной диагностической задачи.

Начинать психологическое обследование рекомендуется со знакомства: вначале психолог должен представиться испытуемому, объяснить, что он намерен делать, зачем, далее предоставляется возможность представиться испытуемому. При диагностике в обязательном порядке указываем возраст испытуемого, для детей дошкольного возраста отмечаем полное количество лет и месяцев.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.007 с.)