Социально-психологическая дезадаптация как основная детерминанта суицидального поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологическая дезадаптация как основная детерминанта суицидального поведения.



Точно так же ведущими суицидогенными факторами могут быть: повышенная эмоциональность и выраженная недостаточность эмоциональной жизни, повышенная зависимость от окружения и утрата какого-либо влияния общества на индивидуума. Здесь важно то обстоятельство, что эти крайности сходятся в плане их возможного участия в формировании суицида. Последнее вовсе не означает, что те или иные параметры суицидального поведения отдельного суициден-та следует непосредственно выводить из степени консолидации общества и влияния на это отдельных институтов (религия, профессия, семья и проч.). Не случайно Э. Дюркгейм не распространял развиваемые им положения об эгоистическом или альтруистическом суициде на индивидуальное самоубийство, рассматривая в рамках своих концепций суицид только как общественный феномен. Сказанное выше не исключает влияния характера связи общества и индивидуума и на конкретное самоубийство, но только в отдельных случаях это может выступать как детерминанта суицидального поведения.

Индивидуально-личностные особенности, выступающие при их определенной констелляции как ведущие причины суицида, составляют только один из регистров суицидогенных факторов. Другие два регистра включают ситуационно-личностные и статусные характеристики обстоятельств, связанных с покушением на самоубийство. При этом неблагоприятная социально-психологическая ситуация, существующая на момент суицида, находит непосредственное отражение в мотиваци-онной составляющей суицидального поведения и в большинстве случаев рассматривается как основная причина самоубийства. Однако мотив, связанный с этой ситуацией, может подменяться мотивировкой, связанной с непосредственным поводом, определяющим возникновение суицидальных тенденций. Повод часто определяется ближайшим к суициду событием, играющим роль «последней капли». В этом случае при анализе суицида существует возможность «нахождения» более общих или непосредственных причин самоубийства любого рода специалистом.

Указанное выше обстоятельство, несомненно, отражается на характере многочисленных статистических данных о мотивах и причинах самоубийств. Не случайно Э. Дюркгейм, ссылаясь на мнение Вагнера, писал о том, что так называемая статистика мотивов самоубийств есть на самом деле не что иное, как статистика тех мнений, которые составляют себе по поводу этих мотивов низшие чины полиции, обязанные собирать соответствующие сведения. Продолжая эту мысль классика, можно высказать предположение, что и современная научная статистика мотивов и причин самоубийств не может быть полностью.

57. Особенности профилактики суицидального поведения в практике социальной работы. Методика подготовки и проведения индивидуальной профилактической беседы.

На современном этапе развития страны в качестве важных социальных задач стоящих перед обществом и государством являются улучшение благосостояния людей, формирование здорового образа жизни людей и воспитания гармонично развитой личности. Осуществление этих задач требует постоянно возрастающей заботы об охране физического и психического здоровья населения, решения проблем нравственного воспитания подрастающего поколения, борьбы с различными социальными отклонениями, включая суицидальное поведение.

Значительная роль в решении этих задач отводится социальной профилактике. Обращаясь к Российскому Энциклопедическому словарю «Социальная работа», можно сказать, что «… Профилактика социальная. Совокупность государственных общественных, социально-медицинских и организационно воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера: Социально политического, криминального или морально нравственного типа (преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция) и другие социально опасные и вредные отклонения в поведении».

В соответствии со спецификой девиантного поведения, коим и является суицидальное поведение подростков, можно выделить следующие принципы социально-профилактической работы:

Во-первых, это комплексность проводимых мероприятий, то есть организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи, личности и т. д.

Во-вторых, адресность, производится учет как возрастных, половых, так социальных характеристик.

В-третьих, это массовость, групповая работа является приоритетной, и позитивность информации.

Также принципами социально-профилактической работы являются принцип минимизации негативных последствий, принцип личной заинтересованности и ответственности участников и принцип устремленности в будущее, то есть необходимость в оценке последствий поведения, актуализации позитивных ценностей и целей и планирование будущего без девиантного поведения.

Основой социальной работы с подростками в реабилитационном пространстве по профилактике суицидального поведения является оказание помощи подростку: в социализации, в развитии умений контролировать свои негативные чувства и эмоции, в обучении анализировать любую социальную ситуацию, делать правильный осознанный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение, а также формирование у подростков устойчивой негативной реакции к суицидальному поведению.

Специфика организации социальной работы с лицами подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций.

Под профилактикой в социальной работе понимается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельных индивидуумов и групп риска, а также сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей и содействии им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

В концептуальном плане в мероприятиях по профилактике суицидов у подростков выделяются следующие подходы:

Во-первых, информационный – основывается на том, что одним из главных направлений работы должно стать информирование подростков о способах решения проблем, выхода из депрессий и затруднительных состояний;

Во-вторых, социально-профилактический, который в качестве основных целей рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих суицидальные масли и намерения;

В-третьих, медико-биологический – его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам подросткового возраста, страдающих различными психологическими отклонениями;

И, в-четвертых, социально-педагогический. Он заключается в восстановлении или коррекции качеств личности, особенно нравственных и волевых.

Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Следует принять во внимание следующее:

 в беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточное внимание активному выслушиванию;

 активный слушатель - это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным;

 

 активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя;

 активный слушатель поможет тому, чтобы высказывания его собеседника о желании умереть наверняка были услышаны.

Рекомендации по проведению беседы:

 разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе;

 уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол;

 пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;

 дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;

 говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства;

 произносить только позитивно-конструктивные фразы ("мгновенный рефрейминг").

Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:

1. Ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи).

2. При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался).

3. Желательно спланировать встречу не в рабочее время, когда каждый занят своими делами.

4. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо "попутные" дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

 

 

ЭТОТ ЛИСТ НУЖЕН!!!!!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.013 с.)