Основные подходы к классификации жизненных кризисов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к классификации жизненных кризисов.



Все многообразие кризисов можно классифицировать по целому ряду признаков:

-по масштабам проявления; - по проблематике кризиса; - по степени соответствия основным подсистемам структуры предприятия; - по степени предсказуемости; - по формам проявления; - по степени глубины протекания; - по продолжительности протекания.

По масштабам проявления кризисы можно классифицировать на общие и локальные. Общие охватывают деятельность всего предприятия (или значительной его части), локальные поражают функционирование отдельных его подсистем. Однако в каждом конкретном случае необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру, среду функционирования, взаимное влияние отдельных подсистем друг на друга и целый ряд других факторов.

По проблематикекризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис охватывает лишь отдельную проблему или группу проблем. Однако несмотря на относительно локальный характер микрокризиса, он при определенном стечении обстоятельств может распространиться подобно цепной реакции на всю систему в силу взаимодействия всех подсистем и элементов. Однако этого можно избежать с помощью антикризисного управления и мер по локализации кризиса и его остроты.

По степени соответствия основным подсистемам структурымогут быть выделены отдельные группы организационных, экономических, технологических, социальных и психологических кризисов.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений. В организационной подсистеме предприятия может наступить обострение организационных отношений, что проявляется в деловых конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, усложнения контроля и т.д. Одной из причин организационного кризиса выступает чрезмерно быстрый рост предприятия, следствием которого является изменение условий функционирования и развития, допущение ошибок при реорганизации предприятия или организационной перестраховки, рождающей бюрократические тенденции. Организационный кризис проявляется как паралич организационной подсистемы предприятия, следовательно, и его организационной деятельности, одной из форм которого является неумеренная бюрократизация.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия. К ним относятся кризисы производства и реализации продукции, взаимоотношений экономических контрагентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и другие. В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы, характеризующие противоречия в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей предприятия. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.

Технологический кризис возникает как кризис передовых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: наемных работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и т.п. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и самостоятельно. Особое место в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это кризис -в политическом устройстве общества, кризис власти, реализации интересов различных социальных групп, классов в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития и функционирования общества и переходят в кризисы экономические.

Психологические кризисы также нередки в современных условиях деятельности предприятия и связаны с кризисом психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, возникновения чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Таким образом, в разрезе отдельного предприятия они выступают как кризисы в социально-психологическом климате коллектива предприятия.

По степени предсказуемости кризисы могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как определенный этап развития. Они могут прогнозироваться, поскольку вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса-потребности реструктуризации производства, необходимостью изменения ассортимента и номенклатуры производимой продукции в условиях конкурентного рынка и т.п. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, он может возникать периодически и имеет известные фазы наступления и протекания.

Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений.

По формам проявления различают явные и латентные (скрытые) кризисы. Явные протекают достаточно заметно и поэтому легко обнаруживаются. Латентные же по своей сути являются скрытыми, особенно на начальных своих стадиях. Именно поэтому они представляют наибольшую опасность для предприятия.

По степени глубины протекания кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие кризисы приводят, как правило, к разрушению структуры социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируя в себе множество противоречий деятельности предприятий. Легкие кризисы протекают более последовательно и менее болезненны для предприятия. Поэтому их можно предвидеть и ими можно управлять.

По продолжительности протеканиявся совокупность возможных кризисов подразделяется на затяжные и кратковременные. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и достаточно сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий. В отличии от затяжных, кратковременные проходят для предприятия со значительно менее тяжелыми последствиями.

По степени управления кризисы можно классифицировать на управляемые, частично управляемые и неуправляемые. Управляемые кризисы вызываются внутренними по отношению к предприятию причинами, частично управляемы – внешними причинами микроокружения, а неуправляемые – внешними причинами макроокружения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.004 с.)