Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал)↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Кафедра гуманитарных наук С.В. Канныкин, Д.В. Третьяков ФИЛОСОФИЯ. ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ПЕРСОНАЛИЙ Одобрено редакционно-издательским советом СТИ НИТУ «МИСиС» им. А.А. Угарова в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров и специалистов всех форм обучения Старый Оскол - 2016 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) – теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение определенной эпохи. МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. МИРООЩУЩЕНИЕ – компонент эмоциональной составляющей мировоззрения, являющийся результатом непосредственного отношения человека к окружающей действительности и выражающийся в тех или иных настроениях, чувствах. МИРОВОСПРИЯТИЕ – компонент эмоциональной составляющей мировоззрения, представляющий собой целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений. МИРОПОНИМАНИЕ - интеллектуальный компонент мировоззрения, включающий в себя систему теоретических сведений о мире. ОБЫДЕННОЕ (ЖИТЕЙСКОЕ) МИРОВОЗЗРЕНИЕ – вид мировоззрения, представляющий собой совокупность социальных стереотипов своего времени. Его особенности: массовость, несамостоятельность, эклектичность (соединение несоединимого), некритичность к самому себе. ЛИЧНОСТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ – вид мировоззрения, характеризующийся самостоятельностью и свободой, критическим характером, стремлением к саморазвитию, тяготением к системности, последовательности и цельности. МИФ (от греч. mythos – предание, сказание) - начальная форма мировоззрения в виде сказаний, воспроизводящих верования древних народов, их представления о происхождении Космоса, явлениях природы и событиях социальной жизни, деяниях богов, героев, «духов» и т.д. В мифе переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos - человек и morfe - вид, форма) - наделение природных вещей и предметов деятельности людей человеческими чертами, придание им человеческого облика. ТОТЕМИЗМ (от алгонкинского "ототем" – его род) – вера в родство людей с различными тотемами (животным, растением и т.д.), которые обеспечивают жизнь и благополучие. АНИМИЗМ (лат. anima - душа) – тотальная одушевленность мира, вера в то, что все предметы и явления окружающего нас мира обладают и управляются душами. ФЕТИШИЗМ (от франц. fetiche – идол, талисман) – вера в посредников между естественным и сверхъестественным мирами. РЕЛИГИЯ (лат. religio - восстановление разорванных связей) – мировоззрение, порожденное чувством зависимости от некоторой сверхъестественной сущности, чувством почтения и почитания её силы, дающей опору и предписывающей нормы поведения по отношению к другим людям и к миру в целом. ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ (от лат. veritas - истина) – убеждение в существовании и активном воздействии божества на человека и на все существующее.
«ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» – согласно учению Карла Ясперса (1883–1969) период примерно с 800 по 200 до н.э., когда в некоторых культурах происходит прорыв мифологического мировоззрения монотеистической религией и философией. С этого периода, по Ясперсу, берет свое начало общая история человечества. ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ – мир как целое и человек как родовое существо (человечество).
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ - отношение человека к миру, всеобщее в системе «мир-человек». Философия исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
МЕТОД ФИЛОСОФИИ - принятая в философии система принципов , предписывающих нормы исследования. К ним относятся: рефлексия как исследование предельных начал осмысления сущего; анализ - разложение целого до фундаментальных составляющих; гомогенизация – поиск единства во многообразном; тотализация - целостный охват действительности; теоретизация - создание универсальных категорий и пр.
КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria – высказывание; признак) – используемые в философии формы мышления, отражающие наиболее общие и существенные стороны, связи и отношения действительности и познания (бытие, материя, сознание, противоречие, пространство, время, причина и следствие и др.). ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно – проблемы соотношения бытия и сознания. В его содержании было выделено два аспекта ("две стороны основного вопроса философии"): генетический аспект соотношения материи и сознания (так называемый вопрос о первичности) и функциональный (вопрос о познаваемости мира).
МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis – вещественный) - философское направление, которое исходит из того, что мир существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление – свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.
ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно. Основные формы идеализма – объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. РЕАЛИЗМ (ИДЕАЛ-МАТЕРИАЛИЗМ) - философское направление, признающее равнозначность материальной и духовной составляющих мира и то, что в действительности материя и дух представляют неразрывное внутреннее единство на всех уровнях организации бытия.
ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos – сущее и logos – учение) - раздел философии, учение о бытии (всём существующем), исследование всеобщих основ, принципов бытия, его структуры и закономерностей.
ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis - познание и logos – учение) - раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, его возможностях и границах, о путях и средствах постижения истины, о роли познания в бытии человека, о заблуждениях, источниках их возникновения и средствах их преодоления.
АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia – ценность) - учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, видах.
АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ (от греч. antropos – человек, logos – понятие) – учение о природе и сущности человека, направленное на выявление основ и сфер человеческого бытия, индивидуальности и уникальности человеческой личности, ее творческих возможностей, смысла существования.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (от лат. societas - общество)- учение о наиболее общих законах и ценностях общественного бытия и общественного познания. Основными компонентами социальной философии в собственном смысле являются: философия истории, общая социология, этика и эстетика. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - раздел философии, занимающийся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием.
ЭТИКА (греч. ethika, от ethos – нрав, обычай, характер) – учение о нравственности, морали. Центральные вопросы этики: о природе морали, ее сущности и источнике, о добре и зле, долге, совести, справедливости, свободе и ответственности, о принципах и нормах должного поведения, добродетелях и пороках, о счастье и смысле жизни, назначении человека. ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) – учение о прекрасном, о законах создания и освоения художественных ценностей. Основные проблемы эстетики – это эстетические категории, сущность и особенности проявления эстетических отношений человека к действительности, природа художественного творчества и ее выражение в различных видах искусства, законы и исторические формы развития искусства, эстетическая культура и ее роль в жизни личности и общества
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ - область философии, основанная на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историко-цивилизационном контексте. Исследуются вопросы происхождения техники, технического творчества, специфики технических наук, социокультурные и гуманитарные аспекты развития техники и т.п.
ФИЛОСОФИЯ ЭКОЛОГИИ - область философии, материальным предметом которой является совокупность взаимосвязей и взаимодействия между человеком (обществом) и естественной средой (биосферой), а формальным предметом - интерпретирование, оценка и проектирование этих взаимосвязей и взаимодействия с точки зрения благополучия человека и биосферы.
ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА - познание хозяйственной жизни в целом в теоретической форме. Задача философии хозяйства – понять мир как объект хозяйственного воздействия, осмыслить процесс воспроизводства человека как субъекта хозяйства и проанализировать его деятельность в этом аспекте. Философия хозяйства ставит и пытается решать следующие вопросы: что такое хозяйство? как оно возможно? есть ли в нем какой-то смысл? что является основанием хозяйства? каково место человека в хозяйстве? как взаимосвязаны личное и безличное, субъект и объект, свобода и необходимость, природа и культура? ЛОГИКА (греч. logos – мышление)– наука о мышлении, учение о законах, формах и средствах рассуждений. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. epieteme – знание, logos – учение) – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется научное познание, его строение, структура, функционирование и развитие. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять гуманистическую, культурологическую, онтологическая, гносеологическую, методологическую, критическую, аксиологическую, социальную, прогностическую, мыслительно-теоретическую, воспитательно-гуманистическую и пр. функции.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА - философские традиции древних Китая, Индии, Вавилона, Персии, Японии, мусульманского мира и пр. Основные черты: космоцентризм, религиозность, ориентация на духовное, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и др. КОСМОЦЕНТРИЗМ (от греч. kosmos – упорядоченный, организованный мир) - мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность сил Космоса. Согласно космоцентризму, все сущее зависит от Космоса и космических циклов, Вселенная представляет собой упорядоченное, гармоничное во всех своих частях целое, а человек есть микрокосм - подобие, отражение, зеркало, символ Вселенной. ВЕДЫ (с санскрита «знание, «учение») - совокупность древнейших памятников религиозно-философской мысли Древней Индии (четыре "собрания" — самхиты (мантры) и комментирующие их брахманы, араньяки и упанишады), которым традиция приписывает характер откровения (шрути). Основные тексты: Риг-веда (гимны), Сама-веда (песнопения), Яджур-веда (жертвенные формулы) и Атхарва-веда (заклинания).
УПАНИШАДЫ (буквально означает «сидеть внизу около» учителя с целью получения наставлений) - философские комментарии к ведийским текстам, рассматривающие вопросы начала мира, сущности божества и души, отношении между духом и материей и т. д.
БРАХМАН (санскр. brh - «расти, нарастать» и man - «отражать, верить, мыслить, разум») - категория индийской философии, обозначающая объективный безличный абсолют, лежащий в основе всех вещей («чистое бытие»). АТМАН ( "а" — отрицательная частица, "тма" - "тьма", т.е. светящееся) - всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа («чистое сознание»). Это одновременно противостоящее и тождественное Брахману его самосознание, субъективный аспект Брахмана.
САНСАРА (санскр. — блуждание, круговорот) — колесо перерождений живых существ, их новых воплощений. КАРМА (санскр. karman — действие, деяние, жертвоприношение, жребий) - закон нравственного воздаяния: совокупность совершенных живым существом поступков (включая мысли) предопределяет характер его нового рождения и дальнейшего существования. НИРВАНА (санскр. — остывание, угасание, затухание) — конечная цель человеческого существования, предполагающая посмертное уничтожение страдания, отсутствие перерождений, утрату индивидуального сознания; состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений.
ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ – школы, признающие авторитет Вед: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика.
НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ – школы, не признающие авторитет Вед: чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.
БУДДИЗМ (от санскр. «будх» — пробуждать, познавать, бодрствовать) - религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI—V вв. до н.э. (основатель Сиддхартха Гаутама из рода Шакья) и ныне являющееся одной из трех влиятельных мировых религий. Суть буддизма выражена в "четырех благородных истинах" Будды. Первая истина: "жизнь есть страдание". Вторая: "страдания следуют за желанием". Третья: "путь избавления от страданий – путь избавления от желаний". Четвертая: "путь избавления от желаний – следование учению буддизма". «ТРИНАДЦАТИКНИЖИЕ» - собрание авторитетнейших памятников древнекитайской мысли, канонизированных конфуцианством, и являвшихся в традиционном Китае вплоть до начала XX века основой традиционной философии, науки, системы образования и государственных экзаменов. «КНИГА ПЕРЕМЕН» («И-цзин») - трактат древнейшего периода китайской философии, представленный в виде особых графических символов - гексаграмм и содержащий мантические (гадательные) формулы и комментарии к ним. «ДЕСЯТЬ КРЫЛЬЕВ» («Ши и») - приписываемые Конфуцию семь комментариев к «Книге перемен», три из которых состоят из двух частей. Именно эти комментарии превратили гадательную книгу в шедевр философской мысли.
КОНФУЦИАНСТВО - одно из основных идейных течений Китая, основанное Конфуцием (551 - 479 до н. э), который главную задачу своего учения видел в сохранении лучших традиций древней культуры. Идеал человека - «цзюнь-цзы» — «совершенный (благородный) муж», обладающий пятью добродетелями (мудрость, гуманность, чувство долга, почтительность к старшим, знание обрядов). Главное условие для достижения этих добродетелей заключено в образовании. Общий принцип учения Конфуция — правление ненасильственными методами. Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"). В качестве официальной идеологии конфуцианство существовало в Китае до 1912 г. и духовно доминировало до 1949 г. ДАОСИЗМ - философско-религиозное течение традиционного Китая, основоположником которого по традиции считают Лао-цзы, жившего в конце VII в. - начале VI в. до н. э. Его учение изложено в знаменитом трактате "Дао дэ цзин", что означает "Книга пути и добродетели". Основные принципы первых даосских мыслителей — «естественность» (цзы жань) и «недеяние» (у-вэй), предполагающие отказ от искусственной, преобразующей природу деятельности и стремление к следованию природному естеству вплоть до полного слияния с ним в виде отождествления с господствующим в мире беспредпосылочным и нецеленаправленным путем бытия — дао.
ИНЬ-ЯН (кит.) - основополагающие категории китайской философии, рассматриваемые только в паре. Выражают идею универсальной двойственности мира, конкретизируются в неограниченном ряду оппозиций: темное — светлое, женское - мужское, тьма — свет, покой — движение, земное — небесное и т. д.
У-СИН (кит.) - «пять элементов» или «пять видов энергии»: дерево, огонь, земля, металл, вода, которые находятся либо в благоприятной позиции взаимопорождения, либо в неблагоприятной — взаимопреодоления. Каждому из указанных элементов соответствует одно из пяти времен года (пятое — середина лета). Всем этим сезонам и первоэлементам должна соответствовать как деятельность людей, так и активность правителя. ЦИ (кит. — букв. атмосфера, дыхание, жизненная сила, энергия) — одна из основных категорий китайской философии, выражающая идею динамической витально-энергетической субстанции. Предельно общее понятие ци конкретизируется на трех главных смысловых уровнях: космологическом, антропологическом и психологическом. В первом случае ци — универсальная субстанция Вселенной, во втором — связанный с кровообращением наполнитель человеческого тела, способный утончаться до состояния «духа»; в третьем — проявление психического центра, управляемого волей и управляющего чувствами.
ДАО (кит. — букв. «путь») — одно из главных понятий китайской философии, означающее путь мира в целом и каждой вещи в отдельности, субстанцию, закон и движущую силу бытия. Дао точно неопределимо, бесформенно, бестелесно, не поддается чувственному восприятию, оно везде и нигде. ДЭ (кит.) — Дао, проявленное в действии, в конкретном деянии, явленное, доступное восприятию. Дэ — это Дао в мире бытия, в мире вещей и существ. В человеческой деятельности Дэ — проявление добродетели, умение находить меру, стремление держаться середины.
У-ВЭЙ ( "недеяние", "отсутствие [целенаправленной] деятельности") - термин китайской философии, в особенности даосизма, означающий принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий (в этом заключается критика иных философских школ, прежде всего конфуцианства и легизма). Практикование у-вэй заключается в изъятии излишков энергии ци из повседневности и перенаправлении этой энергии на духовный рост индивида. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ)
Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903) считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты.
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935) − основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) - разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ.
Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) — биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе и на социально-исторические процессы.
НАРОДНИЧЕСТВО - идеология, пропагандировавшая и отстаивавшая «российский» (некапиталистический) путь развития к социализму. Экономической и нравственно-духовной основой русского, или крестьянского, социализма (в отличие от социализма западного — машинно-индустриального) признавалась сельская община, артель. Расцвет идеологии народничества приходится на 60-70-е гг. XIX в. (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, П.Л.Лавров, Н.К. Михайловский).
РУССКАЯ ИДЕЯ - идея особой судьбы и предназначения России, разрабатывавшаяся в лоне отечественной философии и культуры ХIХ — начала XX в. (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев и др.). Доминирующий мотив русской идеи — признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей народы мира в единое, нерасчлененное целое. Так, по В.С.Соловьеву, русская идея, выражающая потребности и веду русского народа, есть идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основах христианства, преодолевшего свой внутренний раскол — разделение на католическую и православную церковь. Согласно Н.А. Бердяеву, мессианский смысл и пафос русской идеи подготовил духовную почву для идеологии и практики русского коммунизма. ФИЛОСОФИЯ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА - составная часть официальной марксистско-ленинской идеологии советского общества в период с октября 1917 по кон. 1980-х гг. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее в значительной степени догматической. Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России. Можно выделить три этапа развития советской философии: 1917 – 30-е гг. – время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма; 30-е – 50-е гг. – период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов; 50-е – 80-е гг. – время возрождения самостоятельной советской философии. В официальном изложении советская философия рассматривалась как состоящая из двух основных частей — диалектического материализма и исторического материализма. К компетенции диалектического материализма относились вопросы онтологии и гносеологии, исторического — учение об обществе и истории. Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии: Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем – «тектология»); А.Ф. Лосев (история эстетики); А.М. Деборин (творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза); М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); В. Асмус (история философии); Ю. Лотман (общество, философия, история). ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (1924—1979) — специалист по диалектической логике и «материалистической теории идеального». Э. В. Ильенков во многом определил ту тематику, в рамках которой осуществлялись интенсивные поиски в советской философской литературе 60—80-х гг. 20 в. Он не просто основал влиятельную школу, а задал новый круг проблем и способов философствования. Многие отечественные философы этого времени были либо его непосредственными учениками, либо испытали серьезнейшее влияние его идей, которое не прекращалось и тогда, когда они разрабатывали собственные концепции и по каким-то вопросам вступали с ним в полемику.Ильенкову принадлежит приоритет в разработке логико-диалектической теории научного мышления, связанный прежде всего с выявлением таких всеобщих аспектов развития научного знания, как принцип противоречия в мышлении, соотношение абстрактного и конкретного в познании, диалектика логического и исторического. Ему принадлежит оригинальная концепция культурно-исторического развития человека, он обосновал фундаментальную роль идеального в личностном становлении индивида. Идеальное, т. е. разумная форма мыслящей активности индивида, есть, по Ильенкову, способность человека строить свою деятельность в согласии с формой любого другого тела, а также в согласии с перспективой (логикой) изменения этого тела в ходе развития человеческой культуры. Тем самым основание личностного развития человеческого индивида составляет его способность действовать в идеальном плане, т. е. осваивать всеобщую меру бытия вещей. МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович (1930-1990) - российский философ. Философская и просветительская деятельность Мамардашвили сыграли огромную роль в становлении независимой философской мысли в СССР. Большое духовное и образоватнельное значение имели его курсы лекций по философии, на психологическом факультете МГУ, во ВГИКе, на Высших режисерских курсах, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в других вузах страны, а также многочисленные интервью и беседы, записанные в годы перестройки (1985-1990). Сквозная тема философии М.К.Мамардашвили - феномен сознания и его значение для становления человека. Начав профессиональный путь с изучения истории философии и внимательного чтения работ Маркса, он формулирует в 70-е годы центральную идею своей философии: свободного явления или события мысли, случающегося в любой сфере человеческой жизнедеятельности. Задача философа (как и ученого, писателя, художника) состоит не только в том, чтобы мыслить самому, но и давать возможность думать и мыслить другим. Идея произведения как “органа жизни”, способного порождать новые мысли и чувства, и раскрытие условий, при которых это возможно, станут с этого времени определяющими для его творчества. Саму философию он полагал принципиально открытой культурной формой, в которой происходит экспериментирование с самими предельными формами и условиями мыслимости. Результатом этого экспериметирования, производимого с наличным языком и мыслительным материалом, является изобретение форм, открывающих новые возможности мышления, человеческой самореализации, культуры.
ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ XX ВЕКА - ответвление русской философской мысли, образовавшееся в связи с тем, что многие выдающиеся мыслители – представители «серебряного века» русской культуры не по своей воле оказались за рубежом. В 1922 году советские власти выслали из страны по обвинению в «пособничестве контрреволюции» Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, И. И. Лапшина, С. Л. Франка, Л. П. Карсавина, Н. О. Лосского, Ф. А. Степуна. Из попавших в Германию философов там остались только И. А. Ильин, Ф. А. Степун и С. Л. Франк. Возникло несколько центров русского философского Зарубежья: кроме Берлина, это - Париж и Прага. Н. А. Бердяев и С. Н. Булгаков обосновались в Париже, где поселился и эмигрировавший из Советской России еще в 1920 г. Л. И. Шестов. В Праге при Карловом университете был создан Русский юридический факультет, в числе преподавателей которого были В. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, И. И. Лапшин, П. И. Новгородцев, П. Б. Струве. Основатель факультета — видный философ, социолог и правовед Павел Иванович Новгородцев (1866—1924), создавший и возглавивший в Праге Религиозно-философское общество им. В. Соловьева. Диапазон философских идей, развивавшихся в среде русской эмиграции, весьма многообразен, но в центре их, бесспорно, неустанные размышления об исторических судьбах России. Наиболее важными факторами формирования русского характера они считали этнический, природно-географический, хозяйственный, социально-политический, культурный и религиозный. Эти факторы действовали в истории в одном направлении, усиливая друг друга и создавая русский характер с присущими ему антиномиями. В этом контексте анализируются полиэтничность генотипа русского этноса, формирование самосознания русских в многонациональной среде, неоднозначность влияния татаро-монгольского ига, своеобразие воздействия пейзажа русской земли, активная роль крестьянской общины, социально-политической строй России. Особо акцентировались значимость православной веры как внутреннего духовного стержня национального характера русского народа, бинарный характер русской культуры, неравномерный характер отечественного исторического развития, проявлявшийся в скачкообразности и рваном ритме исторического времени. ЕВРАЗИЙСТВО - течение общественной мысли, появившееся в Русском зарубежье в начале 20-х гг. XX в. Идейными предтечами евразийцев были славянофилы, особенно поздние — Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев. Оформление и прокламирование евразийских взглядов ознаменовалось выходом в 1921 в Софии сборника "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев", авторами которого были П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, князь Н. С. Трубецкой и Г. В. Флоровский. Евразийство явилось творческой реакцией русского национального сознания на русскую катастрофу. За политическими катаклизмами молодые ученые разглядели болезнетворные процессы в русской и западноевропейской культуре. Коммунизм представлялся им как порождение секуляризированной европейской культуры, а на русской почве — как крайнее выражение западничества. Его политическая победа лишь обнаруживала духовное убожество и предвещала неизбежный возврат эпохи веры. Сопротивление коммунизму бесперспективно, если не будет осознана опасность процесса европеизации России и необходимость самобытного пути ее развития. Евразийцы рассматривали Россию как "Евразию", как синтез Европы и Азии с выраженным преобладанием черт последней; результатом этого синтеза является некий "третий мир", наделенный чертами, свойственными особому культурному типу. Залогом процветания будущей России они считали незыблемость устоев православия.
ПОСТСОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ – период существования философии в России с 1991 г. до сегодняшнего дня. К его существенным особенностям можно отнести следующее: • марксистская философия утратила свое официально-лидирующее положение, она более не считается «единственно верной научной философией» и подвергается постоянной критике с самых разных сторон; • значительно вырос интерес российских философов к самым различным философским идеалистическим учениям (особенно заметен интерес к мистическим учениям); • весьма активно ведется осмысление всего того философского наследия, которое в советский период по идеологическим причинам было недоступно (печатаются переводы важнейших трудов крупнейших философов Запада и Востока; проводятся конференции и пишутся монографии по феноменологии, экзистенциализму, психоаналитической философии и т.д.); • обнаружился заметный интерес к постмодернизму и проявился характерный для него «плюрализм» философских учений. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 ГНОСЕОЛОГИЯ И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ПОЗНАНИЕ - (процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а — отрицательная приставка, gnosis — знание, agnostos — недоступный познанию) — философское учение, утверждающее непознаваемость мира. Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем. Виднейшие представители агностицизма – Д. Беркли и И. Кант СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – всякий носитель познавательного интереса. В общем смысле – общество, познающее мир посредством отдельных индивидов или социальных групп (научные коллективы и т.п.).
ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Различают три основных объекта познания: природа, культура, человек. МЕТОД ПОЗНАНИЯ (от греч. methodos — путь исследования) - совокупность приемов, способов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. ЗНАНИЕ - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. ИСТИНА - адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории гносеологии, характеризующие процесс развития знания. Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания. Относительная истина - это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания. Абсолютная истина складывается из относительных, но никогда до конца сложиться не может, т.к. и объект и субъект знания динамичны. В каждой относительной истине есть часть абсолютной истины. ПРАВДА - в русской народной и философской культуре понятие, обозначающее истину, связанную с предельной персональной убежденностью в ее абсолютности. ЛОЖЬ - утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. ЗАБЛУЖДЕНИЕ - представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее они не соответствуют действительности. Заблуждение основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его надо отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления. Источниками заблуждений могут быть: историческая ограниченность развития науки и практики, предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность выводов, недостаточный познавательный материал и т. д. ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ - функции познания, характеризующие отличие постижения природы и культуры.Объяснение - раскрытие сущности предмета природы (натурфакта) путем выявления законов его существования или обнаружения причин его возникновения. Понимание - процедура постижения предмета культуры (артефакта) путем распредмечивания (извлечения) вложенных в него смыслов. РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ - начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного (чувственного) взаимодействия субъекта с внешними предметами и направленное на постижение их внешних свойств. Это ощущение, воспр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.79 (0.016 с.) |