Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропология и учение о сознанииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ (от греч.— anthropos — человек, лат.— societas общество и греч. genesis — происхождение) — сложный, многофакторный процесс перехода от биологической формы движения материи к социальной, являющийся неразрывным единством превращения животного в человека и объединения животных в человеческое общество. МЕЗОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (от мезо - средний и греч. lithos — камень, средний каменный век (ок. 10-го — 5-е тыс. до н. э.): переход человечества от биологических способов регуляции общественной жизни к социальным, что выразилось в принятии запрета (табу) на кровосмесительство, запрета (табу) на убийство соплеменника и требования поддержания жизни (прокормления) любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (от нео... и греч. lithos — камень), новый каменный век, период (ок. 8 — 3-го тыс. до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). ЧЕЛОВЕК - категория философии, обозначающая высшую ступень живых организмов на Земле; наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида Homo sapiens. Представляет собой биосоциальное существо, обладающее сознанием, разумом, являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. ИНДИВИД (от лат. individuum — неделимый) - понятие, фиксирующее представление о единичном человеке как своего рода социальном атоме, т. е. далее неразложимом элементе социального бытия.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимое своеобразие какого-либо отдельного человека. ЛИЧНОСТЬ (лат. persona — маска, роль актера) - человек, усвоивший в процессе социализации нормы и ценности общества (культуру) и оказывающий на общество какое-либо влияние. СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей (т.е. культуры), позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. ХАРИЗМА (от греч. harisma — дар благодати) — исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила. Носители харизмы — герои, великие преобразователи, выступающие либо как провозвестники божественной воли, либо как носители идеи разума, либо как гении, идущие наперекор порядку вещей. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА - это то, что дано человеку от рождения (является предзаданным). Измерения природы человека: биологическое (телесность), психическое (внутренний душевно-духовный мир человека – его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д.), социальное (сформированность личности обществом), космическое (зависимость состояния организма человека от природных процессов). Природу человека определяют как уникальное в своей противоречивости единство материального и духовного, природного и социального. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – то, что возникает как следствие его существования (а не является предзаданным), результат его свободного выбора из двух возможностей, которые предоставлены ему его собственным существованием, его «природой» - из биологического и социального. Один выбор - «регрессивный», он выражается в возвращении к животному состоянию и проявляется в агрессии, эгоизме, конформизме. Другой путь — «прогрессивный». Это путь овладения культурными ценностями, творчества, самопожертвования, интенсивного самосознания. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с сознательным, целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Именно через деятельность раскрывается сущность человека. Различают материальную, организационную, социальную и духовную деятельность человека.
ТВОРЧЕСТВО - специфический вид человеческой деятельности, порождающий нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В процессе творчества не просто возникают новые предметы, но происходит развитие сущностных сил человека, он преобразует не только внешнюю среду, но и самого себя. ОТЧУЖДЕНИЕ - процесс отделения от людей результатов их деятельности и трансформация их в независимую силу, господствующую над людьми. ФАТАЛИЗМ (лат. fatalis — роковой, предопределенный судьбой) — философская концепция о существовании предопределенности судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека.
ВОЛЮНТАРИЗМ (от лаг. votuntas - воля) — направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия. Согласно волюнтаризму, побеждает тот, кто обладает самой большой силой воли. Этот термин употребляется также для обозначения социально-политической практики, не считающейся с реальными условиями и возможностями и руководствующейся произвольными решениями осуществляющих ее лиц. КОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis — подобный, сообразный) — морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, несмотря на их внутреннее неприятие. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - свобода - возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего принуждении. Ответственность – обязательства перед обществом, которые принимает на себя личность, реализующая в поступках свою свободу. Свобода и ответственность — две взаимосвязанных стороны сознательной деятельности человека: свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - наиболее ценное в жизни, выступающее как высшая цель человеческого бытия, которой должны быть подчинены частные цели. Смысл жизни человека диктуется естественно-биологической природой человека, навязывается обществом, реализуется на личностном уровне. Как биологическое существо человек приходит в мир для того, чтобы воспроизвести свой род; как существо социальное человек посвящает себя улучшению жизнедеятельности общества; как существо личностное осознает смысл своей жизни в раскрытии своего потенциала, творческих способностей, утверждении своих идеалов. С МЫСЛ СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА - имеет три измерения - экологическое: благодаря смерти новые поколения людей получают возможность жить; аксиологическое: конечность жизни делает ее самым ценным, что есть у человека; гуманистическое: смерть позволяет человеку не «пережить» самого себя, не стать обузой для родных, не впасть в необратимое беспомощное состояние. ЭГОИЗМ (лат. ego - я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ — этическое учение, согласно которому, заботясь о себе, нужно учитывать интересы других индивидов и совершать поступки, направленных к общей пользе. АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme от лат. alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстную заботу о благе других людей. ГЕДОНИЗМ (от греч. ἡδονή – наслаждение) – учение в этике, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению – принципом поведения. УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода) - этическое направление, считающее, что целью человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего материальную выгоду, пользу. ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimo nia счастье, блаженство) - этическое направление, полагающее основой счастья внутреннюю свободу личности, ее независимость от внешнего мира. БИОЭТИКА (от греч. bios жизнь и ethos привычка, нрав) - система представлений о нравственных пределах и границах проникновения человека в глубины окружающей среды. Культурные основания биоэтики заключаются в нравственном осмыслении человеком своих неразрывных связей с природой и вытекающей отсюда моральной ответственностью за сохранение последней. Проблемы биоэтики связаны с темами проведения научных экспериментов на людях и животных, клонирования, трансплантации, генных процедур, абортов, эвтаназии и пр. ЭВТАНАЗИЯ (от греч. eu — хорошо и thanatos — смерть) - намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного врачом с целью прекращения невыносимых страданий пациента. АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП (от греч. anthropos - человек) - положение, утверждающее, что Вселенная создана таким образом, чтобы в ней могла зародиться разумная (человеческая) жизнь. Это следует из существующей взаимосвязи мировых констант (скорость света, постоянная тяготения, постоянная Планка и др.), даже незначительное отклонение которых сделало бы наше существование невозможным.
ДУША - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (например, учение о переселении душ — метемпсихоз). В теистических религиях душа человека — созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека. ПСИХИКА (от греч. psychikos — душевный) — свойство высокоорганизованной материи (мозга) идеально отражать реальность; субъективный образ мира; внутренний мир человека, мир его мыслей, чувств, намерений, стремлений. Психика находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и зависит от них. Основное свойство психики заключается в активном отражении окружающей действительности, т.е. в активном построении образа окружающего мира. Это необходимо для того, чтобы, имея его в наличии, строить поведение всего организма в окружающей его действительности (среде) так, чтобы удовлетворять постоянно возникающие у него потребности и при этом обеспечивать его сохранность. У человека психика приобретает качественно новую форму сознания. МОЗГ - центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики. В головном мозге человека выделяется три основных блока: 1) энергетический блок – обеспечивает тонус организма; 2) блок приема, переработки и хранения информации; 3) блок программирования, регуляции и контроля деятельности. ПАНПСИХИЗМ (от греч. pan — всё и psyche — душа) — представление о всеобщей одушевленности, согласно которому все вещи, а следовательно, и мир в целом одушевлены, обладают жизнью и психикой. Исторически ранней формой панпсихизма был анимизм. В ранней греческой натурфилософии выступает в форме гилозоизма (Фалес, Анаксимен, Анаксимаидр и пр.). АВСТРАЛОПЕРЦЕПЦИЯ (от «австралопитек» - вымерший вид высшего примата и лат. perceptio — представление, восприятие) – эволюционно предшествующая сознаю форма отражения, присущая австралопитекам, и заключающаяся в отражении предметной зависимости и результатов взаимодействия с предметами в ходе спорадической (т.е. непостоянной, от случая к случаю) трудовой деятельности.
СОЗНАНИЕ - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в специфически идеальном (обобщенном, оценочном и целенаправленном) отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности. ИДЕАЛЬНОЕ – философское понятие, характеризующее способ бытия объекта, представленного (отражённого) в психике субъекта. «...Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс). Сферу идеального образуют многообразные формы отражения действительности в человеческом мозгу: чувственные и умственные образы, способы их построения и оперирования ими, духовные ценности и ориентации. МЫШЛЕНИЕ — осуществляющийся в ходе предметной деятельности активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий открытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus - понимание, познание) – это общая способность постижения мира и решения проблем, объединяющая все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
ЭМОЦИИ (от франц. emotion — волнение, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — реакции человека и животных на предметы и ситуаций, которые имеют значение для удовлетворения их жизненных потребностей. В эмоциях совершается переживание ситуации, формируется соответствующий тип поведения. Неразрывно связаны с мышлением и волевой активностью человека. Высшие эмоциональные состояния проявляются в виде чувств и настроений, во многом определяющих поведение и размышления личности. САМОСОЗНАНИЕ - осознание и оценка человеком самого себя, своего нравственного облика и интересов, достоинств и недостатков, ценностей и мотивов поведения. Включает в себя процессы самопознания (познание специфики и границ "Я"), самоидентификации (отождествления "Я" с какими-либо социальными феноменами), самоопределения (выбор "Я" своей позиции, целей и средств самосуществования в конкретных обстоятельствах жизни). Внешне проявляется как система самооценок. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - состояния сознания, которые оказывают влияние на поведение человека, но не контролируются им. ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ - компонент бессознательного, под которым понимают деятельность мозга, процессы и результаты которой не выводятся в сознание; оно возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию). ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ - компонент бессознательного, означающий явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного (автоматизмы). Это, например, двигательные умения и навыки – ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и т.п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти. ВЫТЕСНЕННОЕ - компонент бессознательного, означающий желания, мысли, намерения, потребности, устраненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали (самоцензуры). КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - одна из форм бессознательного, единая для человеческого общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального (комплексов) в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Термин введён психиатром Карлом Юнгом в 1916 году.
АРХЕТИПЫ (от греч. arche — начало и typos — образ) — универсальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного.Архетипы являются человеку через сны, образы, мифы, выступают регулирующими принципами творчества, составляют основу общечеловеческой символики. Важнейшие архетипы: Анима, Анимус, Мать-земля, Отец, Тень, Персона, Самость. Термин введён психиатром Карлом Юнгом.
ЯЗЫК — средство человеческого общения, представляющее собой набор единиц (слова, звуки, морфемы) и правил их комбинирования (грамматика). РЕЧЬ — это процесс (говорение, письмо) и результат (тексты) использования языка. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - метафорическое понятие для обозначения искусственных средств, воспроизводящих определенные функции человеческого мышления; научно-техническая дисциплина, решающая в основном две задачи — моделирование процессов познания и мышления человека и создание технических устройств, в которых реализуются результаты такого моделирования. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - отражение, духовное восприятие общественного бытия, совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Структура общественного сознания включает в себя два уровня и шесть форм. Уровни — это социальная психология, обыденное массовое сознание и идеология, теоретическое сознание. На "первом" уровне социальная действительность отражается непосредственно, стихийно, на "втором" — концептуально, в виде теорий. К формам общественного сознания относятся политические и правовые воззрения, мораль, искусство, религия и философия. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 ГНОСЕОЛОГИЯ И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ПОЗНАНИЕ - (процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а — отрицательная приставка, gnosis — знание, agnostos — недоступный познанию) — философское учение, утверждающее непознаваемость мира. Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем. Виднейшие представители агностицизма – Д. Беркли и И. Кант СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – всякий носитель познавательного интереса. В общем смысле – общество, познающее мир посредством отдельных индивидов или социальных групп (научные коллективы и т.п.).
ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Различают три основных объекта познания: природа, культура, человек. МЕТОД ПОЗНАНИЯ (от греч. methodos — путь исследования) - совокупность приемов, способов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. ЗНАНИЕ - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. ИСТИНА - адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории гносеологии, характеризующие процесс развития знания. Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания. Относительная истина - это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания. Абсолютная истина складывается из относительных, но никогда до конца сложиться не может, т.к. и объект и субъект знания динамичны. В каждой относительной истине есть часть абсолютной истины. ПРАВДА - в русской народной и философской культуре понятие, обозначающее истину, связанную с предельной персональной убежденностью в ее абсолютности. ЛОЖЬ - утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. ЗАБЛУЖДЕНИЕ - представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее они не соответствуют действительности. Заблуждение основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его надо отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления. Источниками заблуждений могут быть: историческая ограниченность развития науки и практики, предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность выводов, недостаточный познавательный материал и т. д. ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ - функции познания, характеризующие отличие постижения природы и культуры.Объяснение - раскрытие сущности предмета природы (натурфакта) путем выявления законов его существования или обнаружения причин его возникновения. Понимание - процедура постижения предмета культуры (артефакта) путем распредмечивания (извлечения) вложенных в него смыслов. РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ - начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного (чувственного) взаимодействия субъекта с внешними предметами и направленное на постижение их внешних свойств. Это ощущение, восприятие и представление. Ощущение отражает отдельные свойства объектов (красное, твердое, сладкое и т.д.); восприятие - воспроизведение целостных предметов; представление — чувственный образ ранее воспринятых явлений, с которыми в данный момент человек не взаимодействует (таковыми являются образы памяти). РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (мышление) — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности и направлен на постижение сущности вещей. К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание. РАССУДОК (статичное, формальное мышление) — философская категория, выражающая исходный уровень мышления, на котором мышление осуществляется в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, алгоритма, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.
РАЗУМ (творческое, диалектическое мышление) — философская категория, выражающая высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями, парадоксальность, постижение предметов во взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio — выведение) — в широком смысле слова способ рассуждения, при котором осуществляется переход от знания общего к знанию частному или единичному. ИНДУКЦИЯ (лат. inductio — наведение) — метод познания, связанный с обобщением частного или единичного знания. ТРАДУКЦИЯ (лат. traductio — перемещение) — вид опосредованного умозаключения, в котором посылки и вывод являются суждениями одинаковой степени общности. Традуктивным умозаключением является аналогия. ИНТУИЦИЯ - (от позднелат. intuitio — пристальное, внимательное всматривание, созерцание) — способность к прямому усмотрению истины, постижению ее безо всякого рассуждения и доказательства. Различают телесную (самочувствие), эмоциональную (тревога, беспокойство, страха) и интеллектуальную (фантазия, открытия) интуицию. ЭВРИСТИКА (от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) - наука об организации мыслительной деятельности в нестандартной ситуации. Эвристические методы пртивопоставляются рутинному, формальному перебору вариантов по заданным правилам и всегда являются вероятностными. К эвристическим методам относят "мозговой штурм", метод каталога, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа и синтеза и т.д. НАУКА - сфера духовной деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию новых знаний. КЛАССИЧЕСКАЯ, НЕКЛАССИЧЕСКАЯ, ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - понятия, характеризующие этапы и типы научной рациональности. Классическая наука (ее образец – механика Ньютона) полагает, что условием получения истинных знаний об объекте является абсолютная объективность, т.е. полное устранение при теоретическом объяснении и описании всего, что относится к субъекту, его целям и ценностям, средствам и операциям его деятельности. Неклассическая наука (ее образец — квантово-релятивистская физика) учитывает связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности субъекта, в которой обнаруживается и познается объект (например, учитывает влияние приборов на результат познания или положение наблюдателя). Постнеклассический тип научной рациональности (современная наука) учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте с ценностями и целями всего общества, ориентируется на его нормы, особенности и потребности. ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verificatio — доказательство, подтверждение) – критерий научного знания, используемый дляобозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической (опытной) проверки. С точки зрения неопозитивизма эмпирический базис науки образуют абсолютно достоверные протокольные предложения, выражающие «чистый» чувственный опыт субъекта. Лишь те предложения науки истинны и осмысленны, которые могут быть верифицированы, т.е. сведены к протокольным предложениям. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от лат. falsus — ложный) — критерий научного знания, обозначающий процедуру установления ложности гипотезы или теории путем эмпирической проверки. Особый интерес к проблеме фальсификации привлек К. Поппер, противопоставивший ее верификации. По мысли Поппера, подтверждение теории еще не говорит о ее научности. Подтвердить опытом можно все что угодно, в частности, астрология подтверждается многими эмпирическими свидетельствами. Испытание теории или гипотезы должно заключаться не в отыскании подтверждающих ее данных, а в настойчивых попытках опровергнуть ее опытным путем.
ЭТОС НАУКИ - понятие философии и социологии науки, обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. Наиболее известна концепция «нормативного этоса науки», разработанная в 40-е годы XX в. Р. Мертоном. Основу этоса, по Мертону, составляют четыре императива: универсализм, всеобщность, незаинтересованность и организованный скептицизм. Под универсализмом, как важнейшей из норм, понимается то, что ученые в своем исследовании и в оценке исследований своих коллег должны руководствоваться не своими личными симпатиями и антипатиями, но исключительно общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания, что позволяет науке преодолевать различие и противоборство существующих в ней групп, школ и интеллектуальных традиций. Всеобщность означает, что результаты научной деятельности рассматриваются как продукт социального сотрудничества и является общим достоянием научного сообщества, в котором доля индивидуальных творцов строго ограничена. Незаинтересованность — это готовность ученого согласиться с любыми хорошо обоснованными аргументами и фактами, даже если они противоречат его собственным убеждениям. Организованный скептицизм — установка на предельную самокритичность в оценке своих достижений и участие в рациональной критике имеющегося знания в целях его постоянного улучшения. К мертоновскому этосу науки предлагались добавочные нормы: рациональность, оригинальность, эмоциональная нейтральность, независимость, интеллектуальная скромность и т.п. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - кардинальное качественное изменение роли науки и техники к развитии общества в цивилизованных странах, происшедшее во второй половине XX в. Характеризуется такими особенностями, как компьютеризация производства, pocт инвестиций в науку и прикладные разработки, создание полностью автоматизированных и роботизированных производств, приоритет информационного компонента общественного производства и средств массовой коммуникации. Наука становится непосредственной производительной силой общества, что значительно изменяет место и роль человека в производстве, характер его труда, особенности его профессиональной и гуманитарной подготовки в системах образования. ТЕХНИКА (τεχνικός от τέχνη — искусство, мастерство, умение) – совокупность средств труда и приемов, применяемых в каком-либо деле.
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ — область знания, в которой описываются и изучаются закономерности создания и использования техники. Знания технических наук оцениваются с точки зрения не только истинности, но и эффективности (целесообразности). Технические науки занимают промежуточное положение между науками о природе и науками о духе, ибо техника является продуктом человеческого духа и не встречается в природе, но тем не менее она подчиняется тем же объективным закономерностям, что и естественные объекты. Техника становится для человека своего рода искусственной природой, в которой человек создаёт свои законы. Специфика технических наук заключается в том, что они исследуют законы этой искусственной природы и их взаимосвязь с естественными законами. Кроме того, техническое познание может не иметь своего объекта исследования в реальности, так как его ещё следует сконструировать. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ - философские и общенаучные категории, характеризующие основные формы и уровни научного исследования, диалектически взаимосвязанные в пределах мышления. Если эмпирическое познание осуществляется на основе деятельности рассудка, то теоретическое – разума; эмпирическое оперирует чувственными образами вещей, теоретическое – идеализированными объектами; эмпирическое познание использует методы наблюдения, экспериментирования, описания, а теоретическое — методы абстрагирования, идеализации, моделирования; эмпирическое познание выражает свои результаты в общих представлениях и отдельных понятиях, а теоретическое фиксирует свое содержание в формах теорий; если эмпирическое познание обслуживает существующие виды практики, производства, то теоретическое знание всегда содержит в себе принципиально новые формы производственной и социальной активности. ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЕ ОБЪЕКТЫ - мысленные познавательные конструкции, являющиеся результатом идеализации. Примерами таких объектов в науке являются: точка, прямая линия — в геометрии; материальная точка — в механике; идеальный газ, абсолютно черное тело — в физике; идеальный раствор — в химии. Введение такого рода фиктивных, несуществующих и неосуществимых в действительности объектов в качестве предмета научного исследования оправдывается тем, что, являясь предельными случаями определенных реальных объектов, они служат основой для построения теорий, которые в конечном счете оказываются способны описать закономерности реальной действительности. НАБЛЮДЕНИЕ - метод эмпирического исследования, представляющий собой преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей научного поиска. Познавательным итогом наблюдения является описание и его интерпретация. ИЗМЕРЕНИЕ - метод эмпирического исследования, представляющий собой процесс нахождения отношения данной величины к другой однородной величине, принятой за единицу измерения. СРАВНЕНИЕ - метод эмпирического исследования, основанный на сопоставлении объектов с целью выявления их сходства и различия. ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод эмпирического познания, заключающийся в активном и целенаправленном вмешательстве в протекание изучаемого процесса, изменении объекта или его воспроизведении в специально созданных и контролируемых условиях. ФОРМАЛИЗАЦИЯ - метод теоретического исследования, в основе которого отображение результатов познания в формах искусственных языков (математики, логики и пр.). Главное в процессе формализации состоит в том, что над знаками искусственных языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения.
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД (греч. axioma - значимое положение) - метод теоретического исследования в виде способа построения теории, при котором некоторые истинные утверждения избираются в качестве исходных положений (аксиом), из которых затем логическим путем выводятся и доказываются остальные истинные утверждения (теоремы) этой теории. К. Геделем в 1931 году была доказана теорема о принципиальной неполноте любой формальной системы, что накладывает ограничения на использование аксиоматического метода вне связи с другими методами. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД - метод теоретического исследования, основанный на выведении (дедукции) следствий из гипотез и дальнейшей эмпирической проверке этих следствий. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - являются общими для эмпирического и теоретического уровней научного познания, а также применяются в других (ненаучных) познавательных практиках. К методам этой группы относятся: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, моделирование, обобщение, индукция, дедукция, традукция.
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ – общелогические методы научного познания, где анализ — процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса) на части (признаки, свойства, отношения); синтез — это соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.
АБСТРАГИРОВАНИЕ И ИДЕАЛИЗАЦИЯ – общелогические методы научного познания, где абстрагирование — процесс мысленного отвлечения одних свойств и отношений вещей и явлений от других; идеализация — мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ – общелогические методы научного познания, где моделирование — это метод исследования объектов и предметов на основе их аналогов-заместителей — моделей. Различают два вида моделирования: материальное (предметное) — модель самолета, корабля и т.д. и идеальное (мысленное) — моделирование той или иной ситуации в сознании. В связи с развитием компьютеризации этот метод получает все большее распространение; обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов. НАУЧНЫЙ ФАКТ (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — форма эмпирического познания, обозначающая конечные единицы изучаемого предмета, являющиеся базисом теории или гипотезы, знание о которых должно обладать достоверностью. Факты – это знания, порожденные теорией, при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - форма эмпирического познания, означающая класс законов, которые устанавливаются путем обобщения данных наблюдений и экспериментов и выражают такие регулярные отношения между вещами, которые наблюдаются непосредственно или с помощью достаточно простых приборов. Иначе говоря, эти законы описывают поведение наблюдаемых объектов (например, законы движения планет Кеплера).
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ - форма эмпирического познания, обозначающая теории, описывающие явления (а не раскрывающие их сущность), в э
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.016 с.) |