Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропология и учение о сознании

Поиск

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ (от греч.— anthropos — человек, лат.— societas общество и греч. genesis — происхождение) — сложный, многофакторный процесс перехода от биологической формы движения материи к социальной, являющийся неразрывным единством превращения животного в человека и объединения животных в человеческое общество.

МЕЗОЛИТИЧЕСКАЯ  РЕВОЛЮЦИЯ (от мезо - средний и греч. lithos — камень, средний каменный век (ок. 10-го — 5-е тыс. до н. э.): переход человечества от биологических способов регуляции общественной жизни к социальным, что выразилось в принятии запрета (табу) на кровосмесительство, запрета (табу) на убийство соплеменника и требования поддержания жизни (прокормления) любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (от нео... и греч. lithos — камень), новый каменный век, период (ок. 8 — 3-го тыс. до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство).

ЧЕЛОВЕК - категория философии, обозначающая высшую ступень живых организмов на Земле; наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида Homo sapiens. Представляет собой биосоциальное существо, обладающее сознанием, разумом, являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и культуры.

ИНДИВИД (от лат. individuum — неделимый)  - понятие, фиксирующее представление о единичном человеке как своего рода социальном атоме, т. е. далее неразложимом элементе социального бытия.

 

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ -  неповторимое своеобразие какого-либо отдельного человека.

ЛИЧНОСТЬ (лат. persona — маска, роль акте­ра) - человек, усвоивший в процессе социализации нормы и ценности общества (культуру) и оказывающий на общество какое-либо влияние.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей (т.е. культуры), позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

ХАРИЗМА (от греч. harisma — дар благодати) — исключительная духов­ная одаренность человека, восприни­маемая окружающими как сверхъес­тественная сила. Носители харизмы — герои, великие преобразователи, выступа­ющие либо как провозвестники бо­жественной воли, либо как носители идеи разума, либо как гении, идущие наперекор порядку вещей.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА - это то, что дано человеку от рождения (является предзаданным). Измерения природы человека: биологическое (телесность), психическое (внутренний душевно-духовный мир человека – его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д.), социальное (сформированность личности обществом),  космическое (зависимость состояния организма человека от природных процессов). Природу человека определяют как уникаль­ное в своей противоречивости единство материального и духов­ного, природного и социального.

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – то, что возникает как следствие его существования (а не является предзаданным), результат его свободного выбора из двух возможностей, которые предоставлены ему его собственным существованием, его «природой» - из биологического и социального. Один выбор - «регрессивный», он выражается в возвращении к животному состоянию и проявляется в агрессии, эгоизме, конформизме. Другой путь — «прогрессивный». Это путь овладения культурными ценностями, творчества, самопожертвования, интенсивного самосознания.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с сознательным, целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Именно через деятельность раскрыва­ется сущность человека. Различают материальную, организационную, социальную и духовную деятельность человека.

 

ТВОРЧЕСТВО  - специфический вид человеческой деятельности, порождающий нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В процессе творчества не просто возникают новые предметы, но происходит развитие сущностных сил челове­ка, он преобразует не только внешнюю среду, но и самого себя.

ОТЧУЖДЕНИЕ - процесс отделения от людей результатов их деятельности и трансформация их в независимую силу, господствующую над людьми.

ФАТАЛИЗМ (лат. fatalis — роковой, предопределенный судьбой) — философская концепция о существовании предопределенности судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека.

 

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лаг. votuntas - воля) — направление в философии, рас­сматривающее волю в качестве высшего начала бытия. Согласно волюнтаризму, побеждает тот, кто обладает самой большой силой воли. Этот термин употребляется также для обозначения социально-политической практики, не считающейся с реальными условиями и возможностями и руковод­ствующейся произвольными решения­ми осуществляющих ее лиц.

КОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis — подобный, сообразный) — морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, несмотря на их внутреннее неприятие.

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ   - свобода - возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего принуждении. Ответственность – обязательства перед обществом, которые принимает на себя личность, реализующая в поступках свою свободу. Свобода и ответ­ственность — две взаимосвязанных стороны сознательной деятельности че­ловека: свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - наиболее цен­ное в жизни, выступающее как высшая цель человеческого бытия, которой должны быть подчинены частные це­ли. Смысл жизни человека диктуется естественно-биологической природой человека, навязывается обществом, реализуется на личностном уровне. Как биологическое существо человек приходит в мир для того, чтобы воспроизвести свой род; как существо социальное человек посвящает себя улучшению жизнедеятельности общества; как существо личностное осознает смысл своей жизни в раскрытии своего потенциала, творческих способностей, утверждении своих идеалов.

С МЫСЛ СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА - имеет три измерения - эколо­гическое: благодаря смерти новые поколения людей получают возможность жить; аксиологическое: конечность жизни делает ее самым ценным, что есть у человека; гуманистическое: смерть позволяет человеку не «пережить» самого себя, не стать обузой для родных, не впасть в необратимое беспомощное состояние.

ЭГОИЗМ (лат. ego - я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов.

РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ — этическое учение, согласно которому, заботясь о себе, нужно учитывать интересы других индивидов и совершать поступки, направленных к общей пользе.

АЛЬТРУИЗМ  (фр. altruisme от лат. alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстную заботу о благе других людей.

ГЕДОНИЗМ (от греч. ἡδονή – наслаждение) – учение в этике, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению – принципом поведения.

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода) -  этическое направление, считающее, что целью человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего материальную выгоду, пользу.

ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimo nia счастье, блаженство) - этическое направление, полагающее основой счастья внутреннюю свободу личности, ее независимость от внешнего мира.

БИОЭТИКА (от греч. bios жизнь и ethos привычка, нрав) - система представлений о нравственных пределах и границах проникновения человека в глубины окружающей среды. Культурные основания биоэтики  заключаются в нравственном осмыслении человеком своих неразрывных связей с природой и вытекающей отсюда моральной ответственностью за сохранение последней. Проблемы биоэтики связаны с темами проведения научных экспериментов на людях и животных, клонирования, трансплантации, генных процедур, абортов, эвтаназии и пр.

ЭВТАНАЗИЯ (от греч. eu — хорошо и thanatos — смерть) - намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного врачом с целью прекращения невыносимых страданий пациента.

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП (от греч. anthropos - человек) - положение, ут­верждающее, что Вселенная создана таким образом, чтобы в ней могла зародиться разумная (человеческая) жизнь. Это следует из существующей взаимосвязи мировых констант (скорость света, постоянная тяготения, постоянная Планка и др.), даже незначительное отклонение которых сделало бы наше существование невозможным.

 

ДУША - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (например, учение о переселении душ — метемпсихоз). В теистических религиях душа человека — созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

ПСИХИКА (от греч. psychikos — душевный) — свойство высокоорганизованной материи (мозга) идеально отражать реальность;  субъективный образ мира; внутренний мир человека, мир его мыслей, чувств, намерений, стремлений. Психика находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и зависит от них.  Основное свойство психики заключается в активном отражении окружающей действительности, т.е. в активном построении образа окружающего мира. Это необходимо для того, чтобы, имея его в наличии, строить поведение всего организма в окружающей его действительности (среде) так, чтобы удовлетворять постоянно возникающие у него потребности и при этом обеспечивать его сохранность. У человека психика приобретает качественно новую фор­му сознания.

МОЗГ -  центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики. В головном мозге человека выделяется три основных блока: 1) энергетический блок – обеспечивает тонус организма; 2) блок приема, переработки и хранения информации; 3) блок программирования, регуляции и контроля деятельности.

ПАНПСИХИЗМ (от греч. pan — всё и psyche — душа) — представление о всеобщей одушевленности, согласно которому все вещи, а следовательно, и мир в целом одушевлены, обладают жизнью и психикой. Исторически ранней формой панпсихизма был анимизм. В ранней греческой натурфилософии выступает в форме гилозоизма (Фалес, Анаксимен, Анаксимаидр и пр.).

АВСТРАЛОПЕРЦЕПЦИЯ (от «австралопитек» - вымерший вид высшего примата и лат. perceptio — представление, восприятие) – эволюционно предшествующая сознаю форма отражения, присущая австралопитекам, и заключающаяся в отражении предметной зависимости и результатов взаимодействия с предметами в ходе спорадической (т.е. непостоянной, от случая к случаю) трудовой деятельности.

 

СОЗНАНИЕ - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в специфически идеальном (обобщенном, оценочном и целенаправленном) отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности.

ИДЕАЛЬНОЕ – философское понятие, характеризующее способ бытия объекта, представленного (отражённого) в психике субъекта. «...Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс). Сферу идеального образуют многообразные формы отражения действительности в человеческом мозгу: чувственные и умственные образы, способы их построения и оперирования ими, духовные ценности и ориентации.

МЫШЛЕНИЕ — осуществляю­щийся в ходе предметной деятельнос­ти активный процесс обобщенного и опосредованного отражения дейст­вительности, обеспечивающий от­крытие на основе чувственных дан­ных ее закономерных связей и их вы­ражение в системе абстракций (по­нятий, категорий и др.).

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus - понимание, познание) –  это общая способность постижения мира и решения проблем, объединяющая все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

 

ЭМОЦИИ (от франц. emotion — волнение, от лат. emoveo — потря­саю, волную) — реакции человека и животных на предметы и ситуаций, кото­рые имеют значение для удовлетворения их жизненных потребностей. В эмоциях совершается переживание ситуации, формируется соответствую­щий тип поведения. Неразрывно свя­заны с мышлением и волевой актив­ностью человека. Высшие эмоциональные состо­яния проявляются в виде чувств и настроений, во многом определя­ющих поведение и размышления личности.

САМОСОЗНАНИЕ  - осознание и оценка человеком самого себя, своего нравственного облика и интересов, достоинств и недостатков, ценностей и мотивов поведения. Включает в себя процессы самопознания (познание специфики и границ "Я"), самоидентификации (отождествления "Я" с какими-либо социальными феноменами), самоопределения (выбор "Я" своей позиции, целей и средств самосуществования в конкретных обстоятельствах жизни). Внешне проявляется как система самооценок.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - состояния сознания, которые оказывают влияние на поведение человека, но не контролируются им.

ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ -  компонент бессознательного, под которым понимают деятельность мозга, процессы и результаты которой не выводятся в сознание; оно возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ -   компонент бессознательного, означающий явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного (автоматизмы). Это, например, двигательные умения и навыки – ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и т.п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти.

ВЫТЕСНЕННОЕ  - компонент бессознательного, означающий желания, мысли, намерения, потребности, устраненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали (самоцензуры).

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - одна из форм бессознательного, единая для человеческого общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга.  Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального (комплексов) в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Термин введён психиатром Карлом Юнгом в 1916 году.

 

АРХЕТИПЫ (от греч. arche — начало и typos — образ) — универсальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного.Архетипы являются человеку через сны, образы, мифы, выступают регулирующими принципами творчества, составляют основу общечеловеческой символики. Важнейшие архетипы: Анима, Анимус, Мать-земля, Отец, Тень, Персона, Самость. Термин введён психиатром Карлом Юнгом.

 

ЯЗЫК — средство человеческого общения, представляющее собой набор единиц (слова, звуки, морфемы) и правил их комбинирования (грамматика).

РЕЧЬ — это процесс (говорение, письмо) и результат (тексты) использования языка.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - метафорическое понятие для обозначения искусственных средств, воспроизводящих определенные функции человече­ского мышления; научно-техническая дисциплина, решающая в основном две задачи — мо­делирование процессов познания и мышления человека и создание технических устройств, в которых реализу­ются результаты такого моделирования.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - отражение, духовное восприятие общественного бытия, совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Структура общественного сознания включает в себя два уровня и шесть форм. Уровни — это социальная психо­логия, обыденное массовое сознание и идеология, теоретическое сознание. На "первом" уровне социальная действи­тельность отражается непосредствен­но, стихийно, на "втором" — концептуально, в виде теорий. К формам общественного сознания от­носятся политические и правовые воззрения, мораль, ис­кусство, религия и философия.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ГНОСЕОЛОГИЯ И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

ПОЗНАНИЕ - (процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а — отрицательная приставка, gnosis — знание, agnostos — недоступный познанию) — философское учение, утверждающее непознаваемость мира. Основная проблема, ко­торая подводит к агностицизму, заключается в следующем: пред­мет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь при­зму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведе­ния лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого пре­ломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем. Виднейшие представители агностицизма – Д. Беркли и И. Кант

СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – всякий носитель познавательного интереса. В общем смысле – общество, познающее мир посредством отдельных индивидов или социальных групп (научные коллективы и т.п.).

 

ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Различают три основных объекта познания: природа, культура, человек.

МЕТОД ПОЗНАНИЯ (от греч. methodos — путь исследования) - совокупность приемов, способов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

ЗНАНИЕ - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

ИСТИНА - адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

 

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории гносеологии, характеризующие процесс развития знания. Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания. Относительная истина - это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания. Абсолютная истина складывается из относительных, но никогда до конца сложиться не может, т.к. и объект и субъект знания динамичны. В каждой относительной истине есть часть абсолютной истины.

ПРАВДА - в русской народной и философской культуре понятие, обозначающее истину, связанную с предельной персональной убежденностью в ее абсолютности.

ЛОЖЬ -  утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее они не соответствуют действительности. Заблуждение основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его надо отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления. Источниками заблуждений могут быть: историческая ограниченность  развития науки и практики, предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность выводов, недостаточный познавательный материал и т. д.

ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ - функции познания, характеризующие отличие постижения природы и культуры.Объяснение - раскрытие сущности предмета природы (натурфакта) путем выявления законов его существования или обнаружения причин его возникновения. Понимание - процедура постижения предмета культуры (артефакта) путем распредмечивания (извлечения) вложенных в него смыслов.

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio  - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

 

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ - начальная ступень познания, формиру­ющаяся в процессе непосредственного (чувственного) взаимодействия субъекта с внешними предметами и направленное на постижение их внешних свойств. Это ощущение, восприятие и представление. Ощущение отражает отдельные свойства объектов (красное, твердое, сладкое и т.д.); восприятие - воспроизведение целостных предметов; представление — чувственный образ ранее воспринятых явлений, с которыми в данный момент человек не взаимодействует (таковыми являются образы памяти).

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (мышление) — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности и направлен на постижение сущности вещей. К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

РАССУДОК (статичное, формаль­ное мышление) — философская ка­тегория, выражающая исходный уро­вень мышления, на котором мышление осуществляется в пределах неизменной схе­мы, заданного шаблона, алгоритма, жесткого стандарта. Это способность последо­вательно и ясно рассуждать, правиль­но строить свои мысли, четко клас­сифицировать, строго систематизиро­вать факты.

 

РАЗУМ (творческое, диалектическое мышле­ние) — философская категория, вы­ражающая высший уровень рацио­нального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями, парадоксальность, постижение предметов во взаимосвязи, развитии, всесторон­не и конкретно.

ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio — выведение) — в широком смысле слова способ рассуждения, при котором осуществля­ется переход от знания общего к знанию частному или еди­ничному.

ИНДУКЦИЯ (лат. inductio — наведение) — метод позна­ния, связанный с обобщением частного или единичного знания.

ТРАДУКЦИЯ (лат. traductio — перемещение) — вид опосредованного умозаключения, в котором посылки и вывод являются суждениями одинаковой степени общности. Традуктивным умозаключением является аналогия.

ИНТУИЦИЯ - (от позднелат. intuitio — пристальное, внимательное всматривание, созерцание) — способность к прямому усмотрению истины, постижению ее безо всякого рассуждения и доказательства. Различают телесную (самочувствие), эмоциональную (тревога, беспокойство, страха) и интеллектуальную (фантазия, открытия) интуицию.

ЭВРИСТИКА (от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) - наука об организации мыслительной деятельности в нестандартной ситуации. Эвристические методы пртивопоставляются рутинному, формальному перебору вариантов по заданным правилам и всегда являются вероятностными. К эвристическим методам относят "мозговой штурм", метод каталога, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа и синтеза и т.д.

НАУКА - сфера духовной деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию новых знаний.

КЛАССИЧЕСКАЯ, НЕКЛАССИЧЕСКАЯ, ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ  НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - понятия, характеризующие этапы и типы научной рациональности. Классическая наука (ее образец – механика Ньютона) полагает, что условием полу­чения истинных знаний об объекте является абсолютная объективность, т.е. полное устранение при теоретическом объяснении и описании всего, что относится к субъекту, его целям и ценностям, сред­ствам и операциям его деятельности. Неклассическая наука (ее образец — квантово-релятивистская физика) учитывает связь между знаниями об объекте и характе­ром средств и операций деятельности субъекта, в которой обна­руживается и познается объект (например, учитывает влияние приборов на результат познания или положение наблюдателя). Постнеклассический тип научной рациональности (современная наука) учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте с ценностями и целями всего общества, ориентируется на его нормы, особенности  и потребности.

ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verificatio — доказательство, подтверждение) критерий научного знания, используемый дляобозначения процесса установления истинности научных   утверждений в результате их эмпирической (опытной) проверки. С точки зрения неопозитивизма эмпирический базис науки образуют абсолютно достоверные протокольные предложения, выражающие «чистый» чувственный опыт субъекта. Лишь те предложения науки истинны и осмысленны, которые могут быть верифицированы, т.е. сведены к протокольным предложениям.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от лат. falsus — ложный) —   критерий научного знания, обозначающий процедуру установления ложности гипотезы или теории путем эмпирической проверки. Особый интерес к проблеме фальсификации привлек К. Поппер, противопоставивший ее верификации. По мысли Поппера, подтверждение теории еще не говорит о ее научности. Подтвердить опытом можно все что угодно, в частности, астрология подтверждается многими эмпирическими свидетельствами. Испытание теории или гипотезы должно заключаться не в отыскании подтверждающих ее данных, а в настойчивых попытках опровергнуть ее опытным путем.

 

ЭТОС НАУКИ - понятие филосо­фии и социологии науки, обознача­ющее совокупность моральных импе­ративов, принятых в научном сооб­ществе и определяющих поведение ученого. Наиболее известна концеп­ция «нормативного этоса науки», разработан­ная в 40-е годы XX в. Р. Мертоном. Основу этоса, по Мертону, составляют четыре императива: универсализм, всеобщность, незаин­тересованность и организованный скептицизм. Под универсализмом, как важнейшей из норм, понимается то, что ученые в своем исследовании и в оценке исследований своих кол­лег должны руководствоваться не сво­ими личными симпатиями и антипа­тиями, но исключительно общими критериями и правилами обоснован­ности и доказательности знания, что позволяет науке преодолевать разли­чие и противоборство существующих в ней групп, школ и интеллектуаль­ных традиций. Всеобщность означа­ет, что результаты научной деятель­ности рассматриваются как продукт социального сотрудничества и явля­ется общим достоянием научного со­общества, в котором доля индивиду­альных творцов строго ограничена. Незаинтересованность — это готов­ность ученого согласиться с любыми хорошо обоснованными аргументами и фактами, даже если они противоре­чат его собственным убеждениям. Организованный скептицизм — уста­новка на предельную самокритич­ность в оценке своих достижений и участие в рациональной критике име­ющегося знания в целях его постоян­ного улучшения. К мертоновскому этосу науки предлага­лись добавочные нормы: рациональность, оригиналь­ность, эмоциональная нейтраль­ность, независимость, интеллекту­альная скромность и т.п.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - кардинальное ка­чественное изменение роли науки и техники к развитии общества в ци­вилизованных странах, происшедшее во второй половине XX в. Характе­ризуется такими особенностями, как компьютеризация производства, pocт инвестиций в науку и прикладные разработки, создание полностью автоматизированных и роботизированных производств, приоритет ин­формационного компонента общест­венного производства и средств мас­совой коммуникации. Наука стано­вится непосредственной производительной силой общества, что значи­тельно изменяет место и роль челове­ка в производстве, характер его тру­да, особенности его профессиональ­ной и гуманитарной подготовки в системах образования.

ТЕХНИКА (τεχνικός от τέχνη — искусство, мастерство, умение) – совокупность средств труда и приемов, применяемых в каком-либо деле.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ — область знания, в которой описываются и изучаются закономерности создания и использования техники. Знания технических наук оцениваются с точки зрения не только истинности, но и эффективности (целесообразности). Технические науки занимают промежуточное положение между науками о природе и науками о духе, ибо техника является продуктом человеческого духа и не встречается в природе, но тем не менее она подчиняется тем же объективным закономерностям, что и естественные объекты. Техника становится для человека своего рода искусственной природой, в которой человек создаёт свои законы. Специфика технических наук заключается в том, что они исследуют законы этой искусственной природы и их взаимосвязь с естественными законами. Кроме того, техническое познание может не иметь своего объекта исследования в реальности, так как его ещё следует сконструировать.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ - философские и общенауч­ные категории, характеризующие основные формы и уровни научного ис­следования, диалектически взаимосвязанные в пределах мышления. Если эмпирическое познание осуществляется на основе деятельности рассудка, то теоретическое – разума; эмпирическое оперирует чувственными образами вещей, теоретическое – идеализированными объектами; эмпирическое познание использует методы наблюдения, экспе­риментирования, описания, а теорети­ческое — методы абстрагирования, иде­ализации, моделирования; эмпи­рическое познание выражает свои результаты в общих представлениях и отдельных понятиях, а теоретическое фиксирует свое содержание в формах теорий; если эмпирическое познание обслуживает существующие виды прак­тики, производства, то теоретическое знание всегда содержит в себе принци­пиально новые формы производствен­ной и социальной активности.

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЕ ОБЪЕКТЫ - мысленные познавательные конструкции, являющиеся результатом идеализации. Примерами таких объектов в науке являются: точка, прямая линия — в геометрии; материальная точка — в механике; идеальный газ, абсолютно черное тело — в физике; идеальный раствор — в химии. Введение такого рода фиктивных, несуществующих и неосуществимых в действительности объектов в качестве предмета научного исследования оправдывается тем, что, являясь предельными случаями определенных реальных объектов, они служат основой для построения теорий, которые в конечном счете оказываются способны описать закономерности реальной действительности.

НАБЛЮДЕНИЕ - метод эмпирического исследования, представляющий собой преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей научного поиска. Познавательным итогом наблюдения является описание и его интерпретация.

ИЗМЕРЕНИЕ - метод эмпирического исследования, представляющий собой процесс на­хождения отношения данной величины к другой однород­ной величине, принятой за единицу измерения.

СРАВНЕНИЕ -  метод эмпирического исследования, основанный на сопоставлении объектов с целью выявления их сходства и различия.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод эмпирического познания, заключающийся в активном и целенаправленном вме­шательстве в протекание изучаемого процесса, изменении объекта или его воспроизведении в специ­ально созданных и контролируемых условиях.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ - метод теоретического исследования, в основе которого  отображение результатов познания в формах искусственных языков (математики, логики и пр.). Главное в процессе формализации состоит в том, что над знаками искусственных языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения.

 

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД (греч. axioma - значимое положение) - метод теоретического исследования в виде способа построения теории, при котором некоторые истинные утверждения избираются в качестве исходных положений (аксиом), из которых затем логическим путем выводятся и доказываются остальные истинные утверждения (теоремы) этой теории. К. Геделем в 1931 году была доказана теорема о принципиальной неполноте любой формальной системы, что накладывает ограничения на использование аксиоматического метода вне связи с другими методами.

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД - метод теоретического исследования, основанный на выведении (дедукции) следствий из гипотез и дальнейшей эмпирической проверке этих следствий.

ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ -  являются общими для эмпирического и теоретического уровней научного познания, а также применяются в других (ненаучных) познавательных практиках. К методам этой группы относятся: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, моделирование, обобщение, индукция, дедукция, традукция.

 

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ – общелогические методы научного познания, где анализ — процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса) на части (признаки, свойства, отношения); синтез — это соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

 

АБСТРАГИРОВАНИЕ И ИДЕАЛИЗАЦИЯ – общелогические методы научного познания, где абстрагирование — процесс мысленного отвлечения одних свойств и отношений вещей и явлений от других; идеализация — мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ – общелогические методы научного познания, где моделирование — это метод исследования объектов и предметов на основе их аналогов-заместителей — моделей. Различают два вида моделирования: материальное (предметное) — модель самолета, корабля и т.д. и идеальное (мысленное) — моделирование той или иной ситуации в сознании. В связи с развитием компьютеризации этот метод получает все большее распространение; обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов.

НАУЧНЫЙ ФАКТ (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — форма эмпирического познания, обозначающая конеч­ные единицы изучаемого предмета, являющиеся базисом теории или гипотезы, знание о которых должно обладать до­стоверностью. Факты – это знания, порожденные теорией, при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - форма эмпирического познания, означающая класс законов, которые  устанавливаются путем обобщения данных наблюдений и экспериментов и выражают такие регулярные отношения между вещами, которые наблюдаются непосредственно или с помощью достаточно простых приборов. Иначе говоря, эти законы описывают поведение наблюдаемых объектов (например, законы движения планет Кеплера).

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ - форма эмпирического познания, обозначающая теории, описывающие явления (а не раскрывающие их сущность), в э



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.016 с.)