С.В. Канныкин, Д.В. Третьяков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С.В. Канныкин, Д.В. Третьяков



ФИЛОСОФИЯ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ПЕРСОНАЛИЙ

Одобрено редакционно-издательским советом СТИ НИТУ «МИСиС» им.

А.А. Угарова в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров и специалистов всех форм обучения

Старый Оскол - 2016

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) – теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение определенной эпохи.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ –  система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

МИРООЩУЩЕНИЕ – компонент эмоциональной составляющей мировоззрения, являющийся результатом непосредственного отношения человека к окружающей действительности и  выражающийся в тех или иных настроениях, чувствах.

МИРОВОСПРИЯТИЕ – компонент эмоциональной составляющей мировоззрения, представляющий собой целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений.

МИРОПОНИМАНИЕ - интеллектуальный компонент мировоззрения, включающий в себя систему теоретических сведений о мире.

ОБЫДЕННОЕ (ЖИТЕЙСКОЕ) МИРОВОЗЗРЕНИЕ – вид мировоззрения, представляющий собой совокупность социальных стереотипов своего времени. Его особенности: массовость, несамостоятельность, эклектичность (соединение несоединимого), некритичность к самому себе.

ЛИЧНОСТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ – вид мировоззрения, характеризующийся самостоятельностью и свободой, критическим характером, стремлением к саморазвитию, тяготением к системности, последовательности и цельности.

МИФ (от греч. mythos – предание, сказание) - начальная форма мировоззрения в виде сказаний, воспроизводящих верования древних народов, их представления о происхождении Космоса, явлениях природы и событиях социальной жизни, деяниях богов, героев, «духов» и т.д. В мифе переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.

 

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos - человек и morfe - вид, форма) - наделение природных вещей и предметов деятельности людей человеческими чертами, придание им человеческого облика.

ТОТЕМИЗМ (от алгонкинского "ототем" – его род) – вера в родство людей с различными тоте­мами (животным, растением и т.д.), которые обеспечивают жизнь и благополучие.

АНИМИЗМ (лат. anima - душа) – тотальная одушевленность мира, вера в то, что все предметы и явления окружающего нас мира обладают и управляются душами.

ФЕТИШИЗМ (от франц. fetiche – идол, талисман) – вера в посредников между естественным и сверхъестественным мирами.

РЕЛИГИЯ (лат. religio - восстановление разорванных связей) – мировоззрение, порожденное чувством зависимости от некоторой сверхъестественной сущности, чувством почтения и почитания её силы, дающей опору и предписывающей нормы поведения по отношению к другим людям и к миру в целом.

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ (от лат. veritas - истина) – убеждение в существовании и активном воздействии божества на человека и на все существующее.

 

«ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» – согласно учению Карла Ясперса (1883–1969) период примерно с 800 по 200 до н.э., когда в некоторых культурах происходит прорыв мифологического мировоззрения монотеистической религией и философией. С этого периода, по Ясперсу, берет свое начало общая история чело­вечества.

ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ – мир как целое и человек как родовое существо (человечество).

 

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ - отношение человека к миру, всеобщее в системе «мир-человек». Философия исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

 

МЕТОД ФИЛОСОФИИ -   принятая в философии система принципов , предписывающих нормы исследования. К ним относятся: рефлексия как исследование предельных начал осмысления сущего; анализ - разложение целого до фундаментальных составляющих; гомогенизация – поиск единства во многообразном; тотализация - целостный охват действительности; теоретизация - создание универсальных категорий и пр.

 

КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria – высказывание; признак) – используемые в философии формы мышления, от­ражающие наиболее общие и суще­ственные стороны, связи и отноше­ния действительности и по­знания (бытие, материя, сознание, противоречие, пространство, время, причина и следствие и др.).

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ -  марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирую­щей философское знание, а именно – проблемы соотноше­ния бытия и сознания. В его содержании было выделено два аспек­та ("две стороны основного вопроса философии"): генетический аспект соотноше­ния материи и сознания (так называемый вопрос о первич­ности) и функциональный (вопрос о познаваемости мира).

 

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis – вещественный) - философское направление, которое исходит из того, что мир существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление – свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.

 

ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно. Основные формы идеализма – объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.

РЕАЛИЗМ (ИДЕАЛ-МАТЕРИАЛИЗМ) - философское направление, признающее равно­значность материальной и духовной составляющих мира и то, что в действительности материя и дух пред­ставляют неразрывное внутреннее единство на всех уровнях орга­низации бытия.

 

ОНТОЛОГИЯ  (от греч. ontos – сущее и logos – учение) - раздел философии, учение о бытии (всём существующем), исследование всеобщих основ, принципов бытия, его структуры и закономерностей.

 

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis - познание и logos – учение) - раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, его возможностях и границах, о путях и средствах постижения истины, о роли познания в бытии человека, о заблуждениях, источниках их возникновения и средствах их преодоления.

 

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia – ценность) - учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, видах.

 

АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ (от греч. antropos – человек, logos – понятие) – учение о приро­де и сущности человека, направленное на  выявление основ и сфер человечес­кого бытия, индивидуальности и уни­кальности человеческой личности, ее творческих возможностей, смысла су­ществования.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (от лат. societas - общество)- уче­ние о наиболее общих законах и ценно­стях общественного бытия и общественного познания. Основными ком­понентами социальной философии в собственном смысле являются: философия истории, общая социология, этика и эстетика.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ -  раздел философии, занимающийся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием.

 

ЭТИКА (греч. ethika, от ethos – нрав, обычай, характер) – учение о нравст­венности, морали. Центральные вопросы этики: о природе мора­ли, ее сущности и источнике, о добре и зле, долге, совести, справедливости, свободе и ответственности, о принципах и нормах должного поведения, добродетелях и пороках, о счастье и смысле жизни, назначении человека.

ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) – учение о прекрасном, о законах созда­ния и освоения художе­ственных ценностей. Ос­новные проблемы эстетики – это эстетические категории, сущность и особенности проявления эстетических отношений человека к действительности, природа художественного творчества и ее выра­жение в различных видах искусства, за­коны и исторические формы развития искусства, эстетическая культура и ее роль в жизни личности и общества

 

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ - область философии, основанная на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историко-цивилизационном контексте. Исследуются вопросы происхождения техники, технического творчества, специфики технических наук, социокультурные и гуманитарные аспекты развития техни­ки и т.п.

 

ФИЛОСОФИЯ ЭКОЛОГИИ - область философии, материальным предметом которой является совокупность взаимосвязей и взаимодействия между человеком (обществом) и естественной средой (биосферой), а формальным предметом - интерпретирование, оценка и проектирование этих взаимосвязей и взаимодействия с точки зрения благополучия человека и биосферы.

 

ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА - познание хозяйственной жизни в целом в теоретической форме. За­дача философии хозяйства – понять мир как объект хозяйственного воздей­ствия, осмыслить процесс воспроизвод­ства человека как субъекта хозяйства и проанализировать его деятельность в этом аспекте. Философия хозяйства ста­вит и пытается решать следующие воп­росы: что такое хозяйство? как оно возможно? есть ли в нем какой-то смысл? что является основанием хозяйства? каково место человека в хозяйст­ве? как взаимосвязаны личное и безлич­ное, субъект и объект, свобода и необходимость, природа и культура?

ЛОГИКА (греч. logos – мышление)– наука о мышлении, учение о законах, формах и средствах рассуждений.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. epieteme – знание, logos – уче­ние) – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется научное познание, его строение, структура, функционирование и развитие.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять  гуманистическую, культурологическую, онтологическая, гносеологическую, методологическую, критическую, аксиологическую, социальную, прогностическую, мыслительно-теоретическую, воспитательно-гуманистическую и пр.  функции.

 

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА - философские традиции древних Китая, Индии, Вавилона, Персии, Японии, мусульманского мира и пр. Основные черты: космоцентризм, религиозность, ориентация на духовное, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и др.

КОСМОЦЕНТРИЗМ (от греч. kosmos – упорядоченный, организованный мир) - мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность сил Космоса. Согласно космоцентризму, все сущее зависит от Космоса и космических циклов, Вселенная представляет собой упорядоченное, гармоничное во всех своих частях целое, а человек есть микрокосм -  подобие, отражение, зеркало, символ Вселенной.

ВЕДЫ (с санскрита «знание, «учение») - совокупность древнейших памятников религиозно-философской мысли Древней Индии (четыре "собрания" — самхиты (мантры) и комментирующие их брахманы, араньяки и упанишады), которым традиция приписывает характер откровения (шрути). Основные тексты: Риг-веда (гимны), Сама-веда (песнопения), Яджур-веда (жертвенные формулы) и Атхарва-веда (заклинания).

 

УПАНИШАДЫ (буквально означает «сидеть внизу около» учителя с целью получения наставлений) -  философские комментарии к ведийским текстам, рассматривающие вопросы начала мира, сущности божества и души, отношении между духом и материей и т. д.

 

БРАХМАН (санскр. brh - «расти, нарастать» и man - «отражать, верить, мыслить, разум») - категория индийской философии, обозначающая объективный безличный абсолют, лежащий в основе всех вещей («чистое бытие»).

АТМАН ( "а" — отрицательная частица, "тма" - "тьма", т.е. светящееся) - всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа («чистое сознание»). Это одновременно противостоящее и тождественное Брахману его самосознание, субъективный аспект Брахмана.

 

САНСАРА (санскр. — блуждание, круговорот) — колесо перерождений живых существ, их новых воплощений.

КАРМА (санскр. karman — действие, деяние, жертвоприношение, жребий) - закон нрав­ственного воздаяния: совокупность совершенных живым сущест­вом поступков (включая мысли) предопределяет характер его нового рождения и дальнейшего существо­вания.

НИРВАНА (санскр. — остыва­ние, угасание, затухание) — конечная цель человеческого существования, предполагающая посмертное уничтожение страдания, отсутствие перерождений, утрату индивидуального со­знания; состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений.

 

ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ – школы, признающие авторитет Вед: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика.

 

НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ – школы, не признающие авторитет Вед: чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.

 

БУДДИЗМ (от санскр. «будх» — про­буждать, познавать, бодрствовать) - религиозно-фило­софское учение, возникшее в Древ­ней Индии в VI—V вв. до н.э. (основатель Сиддхартха Гаутама из рода Шакья) и ныне являющееся одной из трех влиятельных мировых религий. Суть буддизма выражена в "четырех благородных истинах" Будды. Первая истина: "жизнь есть страдание". Вторая: "страдания следуют за желанием". Третья: "путь избавления от страданий – путь избавления от желаний". Четвертая: "путь избавления от желаний – следование учению буддизма".

«ТРИНАДЦАТИКНИЖИЕ» - собрание авторитетнейших памятников древнекитайской мысли, канонизированных конфуцианством, и являвшихся в традиционном Китае вплоть до начала XX века основой традиционной философии, науки, системы образования и государственных экзаменов.

«КНИГА ПЕРЕМЕН» («И-цзин») -  трактат древней­шего периода китайской философии, представленный в виде особых графических символов - гексаграмм и содержащий мантические (гадательные) формулы и комментарии к ним.

«ДЕСЯТЬ КРЫЛЬЕВ» («Ши и») - приписываемые Конфуцию семь комментариев к «Книге перемен», три из которых состоят из двух частей. Именно эти комментарии превратили гадательную книгу в шедевр философской мысли.

 

КОНФУЦИАНСТВО - одно из основных идейных течений Китая, основанное Конфуцием (551 - 479 до н. э), который главную задачу своего учения видел в сохранении лучших традиций древней культуры. Идеал человека - «цзюнь-цзы» — «совершенный (благородный) муж», обла­дающий пятью добродетелями (мудрость, гуманность, чувство долга, почтительность к старшим, знание обрядов). Главное условие для достижения этих добродетелей заключено в образовании. Общий принцип учения Конфуция — прав­ление ненасильственными методами. Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"). В качестве официальной идеологии конфуцианство существовало в Китае до 1912 г. и духовно доминирова­ло до 1949 г.

ДАОСИЗМ -  философско-религиозное течение традиционного Китая, основоположником которого по традиции считают Лао-цзы, жившего в конце VII в. - начале VI в. до н. э. Его учение изложено в знаменитом трактате "Дао дэ цзин", что означает "Книга пути и добродетели". Основные принципы первых даосских мыслителей — «естественность» (цзы жань) и «недеяние» (у-вэй), предполагающие отказ от искусственной, преобразующей природу деятельности и стремление к следованию природному естеству вплоть до полного слияния с ним в виде отождествления с господствующим в мире беспредпосылочным и нецеленаправленным путем бытия — дао.

 

ИНЬ-ЯН (кит.) - основополагаю­щие категории китайской филосо­фии, рассматриваемые только в паре. Выражают идею универсальной двойственности мира, конкретизиру­ются в неограниченном ряду оппо­зиций: темное — светлое, женское - мужское, тьма — свет, покой — движение, земное — небесное и т. д. 

 

У-СИН (кит.) - «пять элементов» или «пять видов энергии»: дерево, огонь, земля, металл, вода, которые находятся либо в благоприятной позиции взаимопорождения, либо в неблаго­приятной — взаимопреодоления. Каждому из указанных элементов соответствует одно из пяти времен года (пятое — середина лета). Всем этим сезонам и первоэлементам должна соответствовать как деятель­ность людей, так и активность пра­вителя.

ЦИ (кит. — букв. атмосфера, дыхание, жизненная сила, энергия) — одна из ос­новных категорий китайской фило­софии, выражающая идею динамической витально-энергетической субстанции. Предельно общее по­нятие ци конкретизируется на трех главных смысловых уровнях: космо­логическом, антропологическом и психологическом. В первом случае ци — универсальная субстанция Вселенной, во втором — связанный с кровообращением наполнитель чело­веческого тела, способный утончать­ся до состояния «духа»; в третьем — проявление пси­хического центра, управляемого волей и управляющего чувствами.

 

ДАО (кит. — букв. «путь») — одно из главных понятий китайской фи­лософии, означающее путь мира в целом и каждой вещи в отдельности, субстанцию, закон и движущую силу бытия. Дао точно неопределимо, бесформенно, бестелесно, не поддается чувственному восприятию, оно везде и нигде.

ДЭ (кит.) — Дао, проявленное в действии, в конкретном деянии, явленное, доступное восприятию. Дэ — это Дао в мире бытия, в мире вещей и существ. В человеческой деятель­ности Дэ — проявление добродете­ли, умение находить меру, стремле­ние держаться середины.

 

У-ВЭЙ ( "недеяние", "отсутствие [целенаправленной] деятельности") - термин китайской философии, в особенности даосизма, означающий  принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий (в этом заключается критика иных философских школ, прежде всего конфуцианства и легизма). Практикование у-вэй заключается в изъятии излишков энергии ци из повседневности и перенаправлении этой энергии на духовный рост индивида.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.032 с.)