Крайне важно создать адекватную структуру допуска и проверки эффективности предлагаемых механизмов формирования российской идентичности в системе патриотического воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крайне важно создать адекватную структуру допуска и проверки эффективности предлагаемых механизмов формирования российской идентичности в системе патриотического воспитания.



Такой подход позволяет соотнести вещи, на первый взгляд кажущиеся несовместимыми. Как, например, патриотическую песню, звучащую со сцены или из динамиков и работу секции армейского рукопашного боя, которые могут являться элементом патриотического воспитания, а могут и не быть таковыми. Песня, звучащая из хрипящего динамика рядом с мусорным баком, несмотря на содержание, в большей степени дискредитирует себя, нежели вызывает положительный отклик у слушателя. Отработка конкретного удара в армейском рукопашном бое не делает из бойца патриота, в лучшем случае, делает чемпиона. Однако в то же время песня, о Родине, исполненная талантливым певцом со сцены с использованием высококлассного оборудования - «проникает в душу», вызывает позитивный эмоциональный отклик, нравственный подъем, причем у достаточно большого количества человек (благополучателей). И торжественное награждение заслуженными наградами перед строем товарищей вызывает те же «мурашки по коже». Получается, что сходные действия не всегда вызывают одинаковые последствия. Поэтому изучения и оценки требуют не форма деятельности, а конкретные механизмы, приводящие к формированию позитивного отношения к конкретным событиям, фактам, явлениям и, как результат, к государству в целом.

В качестве иллюстрации можно привести небольшой перечень позитивных эмоциональный связей (эмоций и чувств), которые могут при формировании являться основой патриотического воспитания: гордость (Победой), сопереживание (трагедиям), сочувствие (жертвам), восхищение (природой), сопричастность (достижениям страны), ответственность (за будущее). В то же время эмоциональная связь может быть в определенной степени негативная: неприятие (фашизма), недовольство (иностранным вмешательством), осуждение (насилия) хотя, вероятно, исходя из содержания, а не формулировок, данные отношения также можно отнести к позитивным.

Обязательно здесь же следует отметить разницу между патриотизмом и фашизмом. Если в первом случае основой будут являться позитивные эмоции, направленные на свой народ, свое государство, то во втором будут преобладать негативные, направленные против других народов и государств. Уважение (культа силы), презрение (других культур), агрессия (против других народов), неуважение (прав) и др. Конечно же, эти перечни не являются исчерпывающими, слишком большая сфера эмоциональных связей может влиять на самоидентификацию, они лишь иллюстрируют предложенный подход.

Прочность «нитей идентичности» определяется тем, насколько сильны эмоции, и сколь они разнообразны, как они связаны между собой. А это, в свою очередь, определяет выбор человека, его поведение и осознанно ведет человека на амбразуру пулемета, не потому что он страшится неких мифических заградотрядов [XXII], а потому что своим поступком он спасает своих боевых товарищей, обеспечивает наступление, защищает Родину.

 

Сферы жизнедеятельности

 

Для определения направлений, в которых расходятся «нити идентичности» воспользуемся опытом современных тренеров личностного роста. Традиционно многие из них выделяют семь сфер: семья, образование, отдых, работа, здоровье, развитие, социальное положение. Рассмотрим эти сферы как области, где может осуществляться патриотическое воспитание.

Семья:

«Россия – последний бастион нравственных семейных ценностей»[XXIII].

«То, что я из себя представляю, вложила в меня моя семья, и я ей благодарен за это».

«Мой дед погиб, защищая столицу нашей Родины, я горжусь им»[XXIV].

Семья – это самое близкое для человека и самое для него важное, актуальное.  Именно через семью в традиционном обществе формировалось патриотическое отношение к Отечеству: «где родился там и пригодился». В традиционном обществе семья занимала исключительную роль в патриотическом воспитании. С одной стороны, в эпоху донациональных государств это формировало инертное (индифферентное) отношение к государству. С другой стороны, в эпоху национальных государств[32], то самое государство, не участвуя, по сути, в воспитании каждой конкретной личности, через сложившиеся семейные устои получало уже готовых патриотов своего Отечества.

В современном обществе уже большая семья не рассматривается как норма. Род и клан считаются пережитком прошлого, а общественной нормой стала неполная семья. Все это, в свою очередь, стало одной из причин того, почему государство было вынужденно взять и уже не сможет сложить с себя функцию патриотического воспитания. Это еще одна причина, почему термины «Отечество», «страна» и «государство» практически слились воедино.

Однако, нельзя исключать семью из сферы патриотического воспитания и на современном этапе, т.к. она все еще является самым важным явлением в нашей жизни. Как следствие любые действия, направленные на укрепление семьи, направлены и на укрепление государства. Именно в целях защиты семьи и государства увидели свет Федеральный закон №135 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, изданные в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей.

Крайне важно в каждодневной работе формировать позитивное отношение к семье, ориентировать на ответственное отношение к ней, морально осуждать разводы и аборты, демонстрировать плюсы проживания в полноценной семье.

Важно уметь и учить противостоять широкому общественному мнению, в котором неполная семья, аборты, ранний секс, половые извращения стали восприниматься как норма.

Образование:

«Наше образование – лучшее в мире», – достаточно распространенное утверждение. Несмотря на существующие авторитетные заверения, что это утверждение все еще соответствует действительности[XXV], в повседневной жизни мы можем встретить подтверждение совершенно обратному. Используя данное утверждение, следует знать, что оно относилось, прежде всего, к единой советской системе образования, и, в первую очередь, технического. Благодаря его высокому уровню наши специалисты получали качественную профессиональную подготовку, дополненную широким кругозором. Однако, современное российское образование не являет собой копию советского. По многим направлениям у нас есть объективное отставание, хотя большая эрудированность выпускников отечественных вузов порой все еще отмечается[XXVI]. Здесь же следует сказать, что, возможно, уступая в эрудированности, западное образование в среднем дает гораздо больше конкретных коммуникативных навыков и практики их применения, реализации своих знаний в современной экономике.

Поэтому в воспитательной работе лучше использовать не общее утверждение о качестве российского образования, а ориентировать на конкретные факты достижений российской науки.

Можно гордиться, например, такими фактами:

- нобелевский лауреат физик Жорес Иванович Алферов один из крупнейших мировых ученых в области физики и техники полупроводников;

- в 2014 году МГУ им. М. В. Ломоносова поднялся на шесть позиций в престижном мировом рейтинге университетов[XXVII];

- ученые из Института химии твердого тела и механохимии СО РАН создали новый материал для литий-ионных аккумуляторов на основе наноразмерного литий-марганцевого оксида. Батареи на его основе будут более емкими, а скорость их заряда значительно возрастет[XXVIII];

- в Новосибирске вырастили алмазы для компьютеров будущего[XXIX].

О конкретном вкладе отечественных ученых в мировую науку подробнее можно узнать на сайте Российской академии наук http://www.ras.ru/.

Отдых:

При нашей все еще относительно слабо развитой сфере внутреннего туризма и уровне оказываемых услуг следует апеллировать к нашим природным богатствам и традициям. Красота тайги, оз. Байкал, Красноярских или Ленских столбов, Енисея неоспорима. Наши застолья отражают всю широту нашей души, где, чем больше блюд, тем большее радушие проявляют хозяева, где каждый гость дорог. Наш стол столь же многонационален, как и наша страна. Здесь спокойно уживаются кавказский шашлык, среднеазиатский плов, балтийские шпроты и сибирские пельмени.

Русская баня – это просто национальный бренд. Это событие. Это неотъемлемая часть нашей культуры. Одна только подготовка к бане – это целый ритуал, не говоря уже об огромном количестве технологий заготовки, хранения и использования веника. У иностранцев иногда русские традиции вызывают недоумение и ужас. Ну разве понять иностранцу, что такое после парной да в прорубь?

Никто не будет спорить, что русская тройка лошадей – это один из символов России, воспетый ни в одном произведении русских классиков. Но, к сожалению, многие наши сограждане видели ее только по телевизору. Все вышеприведенные примеры говорят нам лишь о том, что у россиян есть свое национальное – яркое и вызывающее бурю эмоций. Внутренний российский туризм пока в силу климатических и экономических особенностей не настолько развит, как хотелось бы, но тенденции к его развитию уже наметились.

К сфере отдыха/развлечений можно отнести такой феномен американской культуры как комикс. Яркий, доступный, ненавязчивый механизм получения информации, т.к. основная его суть - развлечение. Став неотъемлемой частью культуры США[XXX] и Японии, он эффективно используется и в достижении конкретных идеологических целей, в т.ч. целей патриотического воспитания[XXXI].

В России комиксы не столь популярны, но вместо них огромнейшую популярность в сфере развлечения приобрели многопользовательские военные онлайн-игры и, прежде всего «World of Tanks»[XXXII]. Количество игроков во всем мире превысило 60 млн. человек[XXXIII]. Но специалисту должна быть интересна не сама игра, ее механизмы, геймплэй или экономическая модель, а факт необычайного интереса к изучению танкостроения нашей страны и истории их применения, огромное количество мультимедиа материалов, невероятное количество обсуждений. Ряд исследователей опубликовали монографии и провели публичные лекции в рамках этого проекта. Даже не желая ничего узнавать, потребитель получает большой объем информации об отечественных танках, просто играя. А благодаря объективно высоким качествам отечественных танков[33], отраженным в игре, у игрока формируется позитивное отношение к танкостроению нашей страны и людям, его создававшим.

Самым же главным «игроком», влияющим на общественное мнение в сфере отдыха и развлечений, является кино[34]. По мере развития технологий, интересов общества самые лучшие фильмы теряют свою актуальность. Порой возникает желание их пересмотреть, но всегда хочется чего-то новенького. Ощущается «провал» в отечественном кинематографе, последовавший за развалом Советского Союза. Отчасти этот провал заполнили иностранные фильмы, формирующие определенное отношение к самым разнообразным сферам нашей жизни. После выхода фильма «Штрафбат» в КГПУ
им. В.П. Астафьева преподаватели устраивали специальные встречи со студентами, желая развенчать «тот бред», что представлен в фильме, и постараться донести реальное положение вещей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.008 с.)