Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа внеурочной деятельности, направленная на развитие творческих способностей младших школьников

Поиск

 

На основании представленных в предыдущем параграфе результатов первичной диагностики, нами сделан вывод, что существует необходимость развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Одной из современных и популярных педагогических технологий развития творческих способностей является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Взгляды и идеи технологии дают возможность педагогам учить детей находить решение проблемных ситуаций в различных видах Результаты изучения творческих способностей младших школьников Низкий уровень творческих спсобностей Высокий уровень творческих способностей Средний уровень творческих способностей деятельности. Поэтому нами разработана программа внеурочной деятельности «Творчество – путь к себе», в основе которой основные положения технологии ТРИЗ, соответствующая возрастным особенностям младших школьников.

Пояснительная записка.

Программа курса «Творчество – путь к себе» предназначена для знакомства с приёмами развития творческих способностей учащихся. В настоящее время среди основных задач образования важное место занимает овладение учащимися универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности. Новый нестандартный стиль обучения творчеству, основанный на технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности – это доступные способы работы с детьми младшего школьного возраста, которые были бы интересны ребенку и вызывали у него положительные эмоции. Весь учебный процесс на занятиях – это творчество, и в качестве творцов и изобретателей выступают сами дети. При разработке программы факультативного курса были использованы типовые и авторские программы таких авторов, как: И. В. Володина Теория решения изобретательских задач / / Москва, 2018; Л. Н. Ильенькова Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности // Смоленск, 2014; Пчелкина Е.Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ) // Учебно– методический комплекс по ТРИЗ–педагогике. Санкт–Петербург: НППЛ «Родные просторы», 2010.

Цель реализации программы внеурочной деятельности «Творчество – путь к себе» – создание условий, в рамках образовательного процесса, для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, а также воспитание творческой личности, готовой к решению проблем в различных жизненных аспектах.

Задачи программы:

• Формировать нравственные и эстетические представления, целостную систему взглядов на мир.

• Формировать потребности в самопознании, саморазвитии младшего школьника через приобщение его к творчеству.

• Создать условия для личностного развития младшего школьника через формирование творческого воображения и диалектического, системного, ассоциативного, творческого мышления младшего школьника.

• Способствовать овладению специальными и эффективными методами изобретательской деятельности на занятиях с использованием элементов технологии ТРИЗ в начальной школе.

Формы занятий:

1. Индивидуальные.

2. Групповые.

3. Фронтальные.

Виды занятий: • беседы; • конференции; • КТД; • конкурсы; • выполнение самостоятельной работы; • выставки.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Актуальность создания программы «Творчество – путь к себе» объясняется тем, что она дает возможность решить противоречие между требованиями программ начального общего образования и потребностями учащихся в дополнительном материале, который дети смогли бы быстро перенести на другие предметы и использовать при решении любых жизненных проблем. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно–ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта является развитие личности школьника, его творческих способностей. Программа соответствует требованиям ФГОС и возрастным особенностям младшего школьника.

В программе сделан акцент на развитие интеллектуальных умений, творческих способностей детей младшего школьного возраста, необходимых для формирования личности ребенка. Данная программа дает возможность младшему школьнику реализовать творческий потенциал. В настоящий момент Теория Решения Изобретательских Задач – один из самых сильных способов формирования творческой личности. Как говорил сам Генрих Саулович, создатель теории, ТРИЗ – инструмент управления при создании чего-то нового, он объединяет в себе и точный расчет, и логику, и интуицию. Проведенное нами исследование доказывает необходимость разработки и внедрения данной программы в образовательный процесс начального общего образования.

Каждое занятие содержит теоретическую и практическую часть. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа). Программа реализуется за счет часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность (обще-интеллектуальное направление).

Личностные результаты освоения программы: – ответственно относиться к обучению, проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; – знать социальные нормы, правила поведения, формы социальной жизни в группе; – уметь видеть красоту природы и окружающего мир; – уметь ценить труд любого человека, помогать ближнему.

Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные действия: – определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно; – высказывать свою версию, пытаясь предлагать способы ее проверки; – использовать необходимые средства (детский конструктор, пластилин, фломастеры, и т.д.), работая по предложенному плану;

Коммуникативные универсальные действия: – высказывать свою мысль (в беседе, в ходе выполнения задания) в виде одного предложения или небольшого текста; – учиться задавать с помощью учителя вопросы на понимание устного высказывания или составленного рассказа; – объяснять смысл основных понятий РТВ и ТРИЗ; – замечать различия своей и иной точек зрения; – выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); – совместно договариваться о правилах в общения и поведения в группе и следовать им.

Познавательные универсальные действия: – сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям; – находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков; – приводить примеры последовательности действий сочиненных сказок на основе приемов фантазирования ДжанниРодари; – составлять небольшие письменные тексты, ответы на вопросы, результаты выполнения работы (устно и письменно).

Формы контроля:

1. Методика оценки сочинённой ребёнком сказки. О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкая.

2. Тест П. Торренса на творческое мышление.

3. Опросник для родителей. Ф. Татл и Л. Беккер.

Содержание программы (33 часа) Подготовительный этап Срок: 4 часа.

Цель: ознакомление с основными понятиями и закрепление данных понятий с помощью практических заданий.

1 занятие. Знакомство с технологией ТРИЗ. Игры «Хорошо–плохо».

2 занятие. Игры «Хорошо – плохо», «Наоборот». Знакомство с понятием «идеальное конечное решение» (ИКР).

3 занятие. Работа со стихотворениями и рассказами для детей Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, А. Л. Барто. Игры «Хорошо–плохо». Знакомство с понятием «конфликтующая пара» (КП).

4 занятие. Знакомство с понятием «ресурсы». Метод Робинзона Крузо (МРК).

Основной этап Срок: 24 часа. Цель: реализация взаимодействия учащихся для развития творческих способностей.

5 занятие. Теоретическая часть. Объединение изученных понятий на примере решения изобретательских задач. Просмотр видеофрагментов с решением задач. Закрепление изученных понятий через практическую работу (составление кроссворда).

6 занятие. Решение изобретательских задач в группах и индивидуально. Презентация решений в классе.

7 занятие. Работа с приёмом «Метод фокальных объектов (МФО)» – привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Сравнение результатов придумывания нового объекта «просто так» и с использованием приёма МФО. Новизна и разнообразие придуманных объектов. Упражнение «Где можно использовать?», подвижная игра «Невпопад: Кто? Что делает?», работа в группах: используя прием МФО, придумать и изготовить необычный стол.

8 занятие. Работа с приёмом «Метод фокальных объектов (МФО)». Работа над авторским изобретение с использованием основных понятий ТРИЗ.

9 занятие Решение изобретательских задач в группах и индивидуально. Презентация решений в классе

10 занятие. Знакомство с понятием «физическое противоречие» (ФП). Игра «Хорошо–плохо» усложненный вариант.

11 занятие. Объединение понятий «физическое противоречие» с другими понятия технологии ТРИЗ. Решение изобретательских задач в группах.

12 занятие. Знакомство с игрой "Да–Нетка", проведение игр с элементами аудио– и видеофрагментов.

13 занятие. Разработка авторской игры «Да–Нетки» в группах. Турнир авторских игр.

14 занятие. Игры с открытыми проблемами. Решение изобретательских задач в группах и индивидуально. Презентация решений в классе

15 занятие. Работа на основе приёма «Фантастическая гипотеза». Сочинение истории через фразу: «Что было бы, если …». Решение изобретательских задач в группах.

16 занятие. Работа на основе приёма «Творческая ошибка». Сочинение истории, сказки, рассказа из письменных ошибок, допущенных в своих работах.

17 занятие. Работа на основе приёма «Знакомые незнакомцы». Сочинение новой сказки на основе известной сказки с добавлением слова, которое не относится к ней. Решение изобретательских задач в группах.

18 занятие. Работа на основе приёма «Что было потом?». Придумывание продолжения к известной сказке. Индивидуально и в группах.

19 занятие. Работа на основе приёма «Что было потом?». Придумывание продолжения к известной сказке. Решение изобретательских задач в группах.

20 занятие. Работа на основе приёма «Салат из сказок». Герои разных сказок – герои одной истории. Решение изобретательских задач в группах.

21 занятие. Работа на основе приёма «Салат из сказок». Сочинение авторской сказки на основе изученных понятий и методов.

22 занятие. Приём «эмпатия». Отождествление себя с элементом проблемной ситуации. Вхождение в образ. Игры «Представь себя на месте …», «Если я был бы маленький–маленький …», работа в группах. Рисование себя большим, при условии, что все предметы остаются прежнего размера.

23 занятие. Приём «эмпатия». Отождествление себя с элементом проблемной ситуации. Вхождение в образ. Игры «Представь себя на месте …», «Если я был бы маленький–маленький …», работа в группах. Рисование себя большим, при условии, что все предметы остаются прежнего размера.

24 занятие. Приём «Кит–Кот». Последовательность работы: Выбор двух слов, схожих по звучанию. Поменять их местами. Объяснение, как такое может быть. Развитие сюжета. Игра – пантомима «Покажи слова, схожие по звучанию».

25 занятие. Сочинение сказки по приему «Кит–Кот».

26 занятие. Применение полученных знаний в жизненных ситуациях. Формулировка авторских задач и решение изобретательской задачи в группах.

27 занятие. Применение полученных знаний в жизненных ситуациях. КДТ «Изобретательские задачи вокруг нас».

Заключительный этап. Срок: 6 часов.

Цель: проверка эффективности предложенной программы путем создания продукта деятельности.

28 занятие. Турнир «ТРИЗ И Я». Повторение изученных методов решения задач, объединение изученного материала, повторение рассмотренных понятий. в игровой форме.

29 занятие. Работа над итоговым продуктом – авторский мультфильм класса. Создание сценария, на основе придуманных обучающимися сказок.

30 занятие. Разработка кадров будущего мультфильма. Рисование различными методами.

31 занятие. Заключительные работы по созданию итогового продукта.

32 занятие. Подготовка к заключительному мероприятию курса.

33 занятие. Организация просмотра мультфильма в праздничной обстановке с участием родителей.

Таблица 6

Учебно–тематический план

В рамках программы нами были разработаны конспекты занятий. В качестве примера мы представили конспект занятия по теме «Идеальное конечное решение» в приложении 3.

 

 

Выводы по 2 главе

 

В нашем исследовании мы рассмотрели несколько методик, которые направлены на изучение творческого развития младших школьников. Для психолого–педагогического обследования нами была выбрана методика Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо).

Психолого–педагогическое обследование проводилось на базе школы города Челябинска. В результате обследования нам удалось выявить, что большинство детей младшего школьного возраста имеют средний уровень развития творческих способностей, на втором месте низкий уровень, наименьшее число детей имеют высокий уровень творческих способностей. Полученные результаты показывают необходимость развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Согласно результатам исследования, нами была разработана программа внеурочной деятельности, направленная на развитие творческих способностей младших школьников. Основой разработанной программы служила технология развития творчества, Теория решения изобретательских задач. В программу включены инструменты, используемые в ТРИЗ для подготовки детей к решению изобретательских задач и развития творческого мышления детей младшего школьного возраста.

 

 

Заключение

 

Вопросы развития творческих способностей на протяжении многих столетий привлекали большое внимание ученых и просветителей своего времени. На сегодняшний день воспитание творческой личности представляется одним из основных направлений начального общего образования. Вопрос творческих способностей младших школьников рассматривается на федеральном уровне и исследуется многими учеными. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно– ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. В нашем исследовании мы рассмотрели диагностики, которые направлены на изучение творческого развития младших школьников. Для психолого–педагогического обследования нами была выбрана методика Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо). В результате обследования нам удалось выявить, что большинство детей (64%) младшего школьного возраста имеют средний уровень развития творческих способностей, на втором месте низкий уровень, наименьшее число детей имеют высокий уровень творческих способностей.

Неоднократно ученые и педагоги–практики обращали свое внимание на различные способы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, не обходя вниманием Теорию решения изобретательских задач. В настоящее время данная технология используется точечно и в основной, и во внеурочной деятельности. Нашим исследованием мы доказали, что инструменты ТРИЗ являются удобными в использовании во внеурочной деятельности, а, главное, эффективными инструментами развития творческого мышления и творческих способностей каждого ученика.

Таким образом, в рамках нашей работы мы можем сказать, что поставленные задачи решены, цель достигнута.

 

 

Список литературы

 

1. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ: найти идею / Генрих Альтшулеер. – Москва: Изд-во Альпина Паблишер, 2019. – 120 с

2. Астахов, А. П. Новейший психолого-педагогический словарь / Анатолий Астахов. – Минск, Современная школа, 2017. – 58 с

3. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростовна-Дону: Феникс, 2019. – 220 с.

4. Большакова, Л. А. Развитие творчества младшего школьника / Л. А. Большакова // Завуч начальной школы. – 2018. – №2. – С. 12–16.

5. Воспитание и образование в современной школе / материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учѐных // под. ред. О. Ю. Елькиной. – Новокузнецк: Искусство КузГПА, 2016. – 349 с.

6. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Лев Выготский. – Москва: Смысл: Эксмо, 2014. – 378 с. 51

7. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / Владимир Дружинин. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2017. – 368 с.

8. Ефремов, В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / Владимир Ефремов. – Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2015. – 347 с.

9. Зиньковская, В. И. Методическая разработка. Диагностика творческих способностей детей / Валентина Зиньковская. – СанктПетербург, 2017. – 38 с.

10. Кисель, Л. В. Применение элементов ТРИЗ–педагогики в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ по образовательной области «Музыка» / Людмила Кисель // Молодой ученый. – 2017. – №47.1. – С. 82–85.

11. Копытин, А. И. Арт–терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2017. – №7. – С. 30–37.

12. Маринцовская, Г. Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии / Галина Мартинцовская. – Москва: Линка – Пресс, 2007. – 176 с.

13. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 159 с.

14. Мотков, О. И. Природа личности. Сущность, структура и развитие / Олег Мотков. – Москва: Педагогика. – 2016. – 320 с.

15. Немов, Р. С. Психология: учеб. пособие / Роберт Немов. – Москва: Высшее образование, 2019. – 639 с.

16. Новиков, А. М. Основания педагогики / Александр Новиков. – Москва: Эгвес, 2017. – 340 с.  

17. Поддьяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников. Вопросы психологии. / Николай Поддъяков. – Москва, 2015. – 450 с.

18. Рубцов, В. В. Психолого-педагогическая подготовка учительских кадров для новой школы / Виталий Рубцов // Вопросы психологии, 2016. – № 3. – С. 45–51.

19. Сборник статей по итогам VI Международной научнопрактической конференции педагогов и студентов «Начальное образование сегодня и завтра» (25 ноября-2 декабря 2019 г.) / Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. ― Челябинск: ЮУрГГПУ, 2020. – 216 с.

20. Сенина, Н. С. Теории решения изобретательских задач как фактор музыкального воспитания дошкольников / Наталья Сенина // Сборник статей XXXIV Международной научно–практической конференции. – 2020. – №78. – С. 56–61.

21. Сорокоумова, Е. А. Педагогическая психология / Елена Сорокоумова. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 450 с. 36.

22. Степанова, М. А. О состоянии педагогической психологии в свете современной социальной ситуации / Марина Степанова // Вопросы психологии. – 2014. – № 1. С. 34–39.

23. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Борис Теплов // Психология индивидуальных различий: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова. – Москва: МГУ, 2018. – С. 8–14.

24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. А. А. Казакова. – Москва: Просвещение, 2019. – 53 с.

25. Хижнякова, О. И. Современные образовательные технологии в начальной школе: педагогический практикум для учителей начальных классов / Ольга Хижнякова. – Ставрополь: СКИПКРО, 2016. – 137 с.

 

 

Приложения

Приложение 1

1. Когда я не знаю правильный ответ, я стараюсь догадаться.

2. Обычно мне нравится рассмотреть предмет детально, чтобы обнаружить то, чего не видел до этого.

3. Если я что-то не знаю, всегда задам вопрос.

4. Я не люблю планировать.

5. Перед началом новой игры, у меня должна быть уверенность, что я выиграю.

6. Обычно я представляю то, что мне предстоит узнать или сделать.

7. Если у меня не получилось в первый раз, я буду пытаться до победного.

8. Я никогда не выбираю игру, с которую другие не знают.

9. Мне удобнее идти привычным путем, чем искать новые способы.

10. Обычно мне не нравится, добиваться истины в каком-либо вопросе.

11. Я люблю делать что-то для себя новое.

12. Я люблю заводить новых друзей.

13. Люблю подумать о том, чего со мной еще не было.

14. Считаю пустой тратой времени мечты об актерской карьере и известности.

15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

16. Думаю, мне было бы интереснее жить на другой планете или в космосе.

17. У меня появляется беспокойство, когда я не знаю, чего ожидать.

18. Мне нравится необычное.

19. Я часто представляю, о чем думают другие люди.

20. Мне нравятся книги или фильмы о событиях прошлого.

21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22. Я спокойно себя чувствую, когда совершаю ошибку.

23. В будущем мне хочется сделать то, чего никто до меня не делал.

24. Обычно я выбираю друзей, которые делают всё известным и удобным способом.

25. Большинство правил часто меня не устраивают.

26. Мне интересно решать проблему, где нет однозначного ответа.

27. У меня есть много идей для экспериментов.

28. Когда я уже нашел ответ на вопрос, я не буду искать другие варианты.

29. Мне не комфортно выступать перед аудиторией.

30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем–либо из героев.

31. Всегда интересно размышлять, как жили люди много лет назад.

32. Не люблю, когда моим друзья сложно решиться.

33. Мне нравится рассматривать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них лежит.

34. Мне нравится всё, что делают мои близкие люди, я не хочу, чтобы что-то менялось.

35. Всегда доверяюсь своим чувствам.

36. Всегда интересно предложить идею и потом проверить, прав я или нет.

37. Люблю браться за головоломки, где нужно продумать свой дальнейший ход заранее.

38. Мне интересно внутреннее устройство разных механизмов.

39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

40. Даже если я знаю, что это невозможно реализовать, всё равно люблю придумывать что-то необычное.

41. Я очень люблю, когда у всего есть своё место.

42. Думаю, мне было бы интересно найти ответы на вопросы будущего.

43. Получаю удовольствие от того, когда берусь за что-то новое.

44. Я люблю играть просто ради интереса.

45. Мне нравится думать о том, что другим и не придет на ум.

46. Когда на картине тот, кого я не знаю, мне всегда интересно узнать, кто же это.

47. Мне нравится брать в руки журналы просто так, чтобы полистать.

48. По моему мнению, на каждый вопрос есть только один верный ответ.

49. Мне нравится интересоваться тем, о чем другие и не думают.

50. Дома у меня много интересных занятий

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Занятие по программе «Творчество – путь к себе» в рамках внеурочной деятельности

Тема: Идеальное конечное решение.

Цель: развитие познавательной активности учащихся.

Задачи: познакомить учащихся с понятием «Идеальное конечное решение»; развивать письменную и устную речь учащихся; мыслительные процессы анализа, синтеза; логическое мышление, образное мышление, память; воспитывать у учащихся качества личности, необходимые современному, деловому человеку.

Метод: проблемно–диалогический

Оборудование: презентация, видеоматериалы

Ход занятия. 1. Организационный момент. «На что похоже настроение?»

– Встанем в круг. Каждый из нас по очереди скажет, на какое время года или природное явление, похоже ваше настроение. Например: «Мое настроение как солнечный день, яркое и теплое, а твое?»

– Обобщая ваши ответы, можно сказать, что сегодня у вас настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д.

«Все в твоих руках»

Далеко-далеко жил один мудрец. Однажды молодой человек из этой же деревни захотел доказать, что мудрец знает не все на этом свете, и его можно обмануть. Он пошел к мудрецу, а в руках зажал бабочку. Придя в дом к мудрецу, молодой человек сказал: «Мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А в голове его был план: «Скажет живая – я сожму ладони, скажет мертвая – открою руки, и бабочка улетит». Тогда Мудрец, внимательно посмотрев на молодого человека, промолвил такие слова: «Все в твоих руках». – В наших руках наша работа на занятии, наше внимание, старание.

2. Формулирование темы и цели занятия.

– Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны науки ТРИЗ, познакомимся с новым и «идеальным» понятием». Мы с вами будем учиться быть современными, где важно уметь думать, рассуждать, предлагать оригинальные решения, отстаивать своё мнения в разных вопросах.

– Каким Вы хотите видеть наше занятие? А Вы поможете мне его провести? – Ну, что ж, коллеги, в добрый путь! Я жду от вас красивых мыслей!

3. Основной этап занятия

В сказках часто происходят чудеса. Только герой скажет волшебные слова или будет взмах волшебной палочкой, и готово, что хочешь, произойдет САМО. Давайте вспомним, какие мы встречали предметы в сказках, которые делали всё сами. (Ответы детей)

Например, вспомните, как было в разных сказках:

– скатерть- самобранка – САМА готовит вкусности и еду, и САМА после обеда убирает со стола;

– сани – САМИ едут по дороге;

– ведра – САМИ несут воду в дом;

– топор – САМ рубит дрова, которые САМИ укладываются в сани;

– клубочек – САМ катится по тропке и показывает дорогу;

Зарисуйте в своих тетрадях тот предмет, которым вам больше всех нравится. Обсуждение рисунков в парах. У: К сожалению, в реальной жизни не всё бывает, как в сказке. Но если задуматься и посмотреть внимательно к тому, что нас окружает, можно увидеть большое количество вещей, которые происходят САМИ без взмаха волшебной палочки.

Например:

· облака;

· речка;

· мячик;

· волны;

· листики на деревьях и т.д.

Учитель называет предметы и явления и вместе с детьми определяет, что эти предметы (явления) делают САМИ. Какие еще предметы вы знаете, которые выполняют действия сами? Сейчас мы с вами посмотрим интересный мультфильм, а вы пока подумайте, кто же такой мастер? И с каким мастером мы с вами познакомимся?

Просмотр мультфильма «Мастер САМ»

«В небольшом городе жил мальчик. Он любил часто смотреть на все, что его окружает. Больше всего ему было интересно то, что, казалось, происходит САМО по себе: сахар САМ пропадал в чае, вода САМА пропадала куда-то, только соприкоснувшись с землей, бумага САМА становилась мокрой от воды. Мальчик постоянно обращался к взрослым с вопросами, почему так происходит. На его вопросы: «А как ветер САМ…», «Почему часы САМИ…» – ВЗРОСЛЫЕ отвечали ему: «Подрастешь – узнаешь». И на самом деле, через некоторое время мальчик вырос, уже завершил обучение в институте и научился находить ответы на многие вопросы. Пород молодой человек сам придумывал многие необычные и полезные вещи. За советом к нему обращались люди, и он всегда мог посоветовать им, как найти самое лучшее ИДЕАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ для их проблемы. И всегда помнил любимое с детства слово «САМ». Так в народе его и прозвали – Мастер САМ».

После просмотра ответим на вопросы:

– Что означает слово «Мастер»?

– О чем думает Мастер Сам? (о самоваре)

– Что такое «самовар»?

– Какое слово спряталось в слове «самовар»? (САМ – любимое слово Мастера)

– На что похож Мастер Сам во время своих раздумий? (на то, о чем думает – самовар)

– Чем он похож? (положением рук и ног, карманами на рубашке, и даже голова– как маленький чайник)

4. Физминутка:» Самовары»

Итак на наших занятиях мы с вами будем учиться находить такие решения, чтобы всё делалось само. Фантастика? А вот и проверим. В науке такое понятие, когда мы хотим решить задачу так, чтобы всё делалось само, называют ИКР – Идеальный Конечный Результат.

Работа в группах: Сейчас вам необходимо в группах придумать как можно больше вариантов, рисовать тоже можно.

Задание «Робот сломался» «В большом-большом царстве, в маленьком-маленьком городе с очень-очень маленькими людьми все предметы для жителей делал робот. И однажды он сломался. Вместо материалов для строительства он стал делать одни… линейки (тарелки, листы бумаги т.п.). Как жителям применить эти линейки в свой жизни? Помните, все идеи реальны и нет ничего невозможного! Презентация итогов работы. Обсуждение идей.

5. Заключительный этап:

В завершение нашего занятие давайте продолжим фразы: Для меня стало открытием… Сегодня я понял, что На занятие я почувствовал…

Спасибо за занятие!

В рамках начального, основного или заключительного этапа занятия полезно будет использовать игры, основанные также на элементах Теории решения изобретательских задач.

Игра «Хорошо – плохо» Данная игра активно применяется в рамках изучения ТРИЗ. Упражнение такого типа помогает рассмотреть объект с разных сторон и расшить представление о свойствах различных предметов и объектов.

Пример: - Мороженное - хорошо, потому что вкусное и сладкое, а плохо потому, что можно заболеть. - Книга - хорошо – можно узнать много нового, а плохо – нужно много времени для чтения.

Игра «Наоборот»

Такой вариант игры, если учащиеся изучили понятие «антонимы».

На начальном этапе достаточно, чтобы дети пробовали подбирать противоположные слова. Важно, обратить внимание детей на то, что частицу "не" в данной игре не используем. Пример: - Белый-черный, темно - светло, много-мало… Также предусматривается вариант игры в форме диалога. Игра "Да-Нетки" или "угадай загаданное" Учитель загадывает предмет, обучающиеся пытаются угадать путем наводящих вопросов, на которые можно дать ответ «да», «нет», «не имеет значения». Усложнить данный вид игры можно, заменив загадываемый предмет на ситуацию с неизвестными событиями.

Например, Один талантливый художник проживает на девятом этаже многоэтажного дома. Но каждый день, когда он приходит домой один, на лифте он доезжает только до седьмого этажа и далее идет по лестнице. Почему? Ответ: У художника маленький рост и в лифте он достает только до копки с цифрой «7».

Игры с открытыми проблемами (хорошо применяется в рамках сказок) В процессе игры озвучивается проблема, которую надо решить, причем способов решения можно придумать много. Например, как сделать так, красная шапочка не встретила волка. Важно помнить, что в данном варианте заданий, с открытым ответом, не существует абсолютно правильного или неправильного ответа. Всё зависит от фантазии и творчества детей.

Игра "Что будет, если.."

Важно помнить, что в данном варианте заданий, с открытым ответом, не существует абсолютно правильного или неправильного ответа. Процесс в руках фантазии и творчества детей. Например, что будет если: - солнце не встанет утром… - рыбы не смогут плавать… - птицы перестанут летать и т.д.

Нестандартный вход в урок.

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с начала урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Отсроченная отгадка.

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности и творческого воображения учащихся на уроке. В первом варианте данного приёма учитель загадывает загадку в начале урока, отгадка к которой откроется во время урока при работе над новой темой. Во втором варианте загадка дается учителем в конце урока, и следующий урок по данному предмету начинается с этой загадки.

Фантастическая догадка.

Данный прием, направлен на вовлечение учеников в тему урока и развития творческого мышления младших школьников. Фантастическая догадка предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия. Можно перенестись на фантастическую планету; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. Триз-загадки Суть данной загадки строится по принципу «от противного». За основу взяты основные свойства будущего ответа, в сравнении с другими предметами, с которыми ученики уже знакомы. Например:

Таблица 1

Ответ: тигр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.153 (0.022 с.)