Глава 1. ТРИЗ-технологии в обучении младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. ТРИЗ-технологии в обучении младших школьников



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. ТРИЗ-технологии в обучении младших школьников. 5

1.1. Триз-педагогика в развитии творческих способностей обучающихся. 5

1.2. ТРИЗ как средство развития творческих способностей младших школьников. 7

Выводы по 1 главе. 11

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников посредством ТРИЗ. 12

2.1. Анализ методик развития творческих способностей младших школьников. 12

2.2 Описание и анализ результатов изучения уровня творческих способностей младших школьников 17

2.3 Программа внеурочной деятельности, направленная на развитие творческих способностей младших школьников. 21

Выводы по 2 главе. 27

Заключение. 28

Список литературы.. 29

Приложения. 31

 

 

 

Введение

 

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно–ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Современная система образования предъявляет социальный заказ на воспитание творчески активной личности учащихся. Жизнь в век информационных технологий становится всё разнообразней и сложнее. Вызов современности предъявляет к человеку требования быть мобильным и гибким, требует не шаблонных действий, а подвижности мышления, творческой ориентации. Одной из актуальных проблем в образовательной практике начальной школы становится поиск новых и эффективных технологий приобщения, обучающихся к творческой деятельности.

Одной из современных и популярных педагогических технологий развития творческих способностей является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Взгляды и идеи технологии дают возможность педагогам учить детей находить решение проблемных ситуаций в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах: Азии, Европы и Америки и убедительно показывает полезность и эффективность предлагаемых ТРИЗ моделей для решения различных задач.

Занятия, на которых применяются технологии ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у младших школьников и оказывают значимое влияние на процесс развития психической стороны личности. Творческое мышление способствует росту индивидуального опыта ребенка и оказывает влияние на организацию детской деятельности. В целом, при изучении и использовании ТРИЗ на практике расширяется жизненный кругозор, и находятся решения проблем, которые казались не решаемыми. Творческий подход к решению проблем требуется едва ли не в каждой области знаний [2]. Апробация нашего исследования проходила и в том числе и в научных статьях. Нам удалось рассмотреть взаимосвязь элементов Теории решения изобретательских задач и познавательной деятельности младших школьников, а также возможности Теории решения изобретательских задач в музыкальном воспитании дошкольников [19].

Цель исследования: исследовать приёмы и методы ТРИЗ- технологий в обучении младших школьников.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников посредством ТРИЗ.

Задачи:

- рассмотреть ТРИЗ-технологии в обучении младших школьников;

- провести экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников посредством ТРИЗ.

Исследованиями особенностей приемов и методов ТРИЗ-технологий в обучении младших школьников занимались: Л. С. Выготский, В. А. Дружинин, Б. М. Теплов, и др.

Методы исследования:

· теоретический анализ литературных источников;

· наблюдение, беседа, тестирование;

· констатирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

База исследования: МАОУ СОШ Петрозаводска.

 

 

Выводы по 1 главе

 

Одной из современных и популярных педагогических технологий развития творческих способностей является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), ТРИЗ – область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.

ТРИЗ технологией решается множество развивающих задач обучения, связанных с памятью, вниманием, логикой и интеллектом в целом; формируются творческие способности и воображение (беглость, гибкость, оригинальность мышления), пространственное мышление, развивается речь, умение анализировать, синтезировать, комбинировать.

В первой главе нами были выделены конкретные приемы ТРИЗ для работы с младшими школьниками: метод фокальных объектов, метод «Системный 15 анализ», методика ММЧ, которые позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности.

 

 

Выводы по 2 главе

 

В нашем исследовании мы рассмотрели несколько методик, которые направлены на изучение творческого развития младших школьников. Для психолого–педагогического обследования нами была выбрана методика Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо).

Психолого–педагогическое обследование проводилось на базе школы города Челябинска. В результате обследования нам удалось выявить, что большинство детей младшего школьного возраста имеют средний уровень развития творческих способностей, на втором месте низкий уровень, наименьшее число детей имеют высокий уровень творческих способностей. Полученные результаты показывают необходимость развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Согласно результатам исследования, нами была разработана программа внеурочной деятельности, направленная на развитие творческих способностей младших школьников. Основой разработанной программы служила технология развития творчества, Теория решения изобретательских задач. В программу включены инструменты, используемые в ТРИЗ для подготовки детей к решению изобретательских задач и развития творческого мышления детей младшего школьного возраста.

 

 

Заключение

 

Вопросы развития творческих способностей на протяжении многих столетий привлекали большое внимание ученых и просветителей своего времени. На сегодняшний день воспитание творческой личности представляется одним из основных направлений начального общего образования. Вопрос творческих способностей младших школьников рассматривается на федеральном уровне и исследуется многими учеными. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно– ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. В нашем исследовании мы рассмотрели диагностики, которые направлены на изучение творческого развития младших школьников. Для психолого–педагогического обследования нами была выбрана методика Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо). В результате обследования нам удалось выявить, что большинство детей (64%) младшего школьного возраста имеют средний уровень развития творческих способностей, на втором месте низкий уровень, наименьшее число детей имеют высокий уровень творческих способностей.

Неоднократно ученые и педагоги–практики обращали свое внимание на различные способы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, не обходя вниманием Теорию решения изобретательских задач. В настоящее время данная технология используется точечно и в основной, и во внеурочной деятельности. Нашим исследованием мы доказали, что инструменты ТРИЗ являются удобными в использовании во внеурочной деятельности, а, главное, эффективными инструментами развития творческого мышления и творческих способностей каждого ученика.

Таким образом, в рамках нашей работы мы можем сказать, что поставленные задачи решены, цель достигнута.

 

 

Список литературы

 

1. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ: найти идею / Генрих Альтшулеер. – Москва: Изд-во Альпина Паблишер, 2019. – 120 с

2. Астахов, А. П. Новейший психолого-педагогический словарь / Анатолий Астахов. – Минск, Современная школа, 2017. – 58 с

3. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростовна-Дону: Феникс, 2019. – 220 с.

4. Большакова, Л. А. Развитие творчества младшего школьника / Л. А. Большакова // Завуч начальной школы. – 2018. – №2. – С. 12–16.

5. Воспитание и образование в современной школе / материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учѐных // под. ред. О. Ю. Елькиной. – Новокузнецк: Искусство КузГПА, 2016. – 349 с.

6. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Лев Выготский. – Москва: Смысл: Эксмо, 2014. – 378 с. 51

7. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / Владимир Дружинин. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2017. – 368 с.

8. Ефремов, В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / Владимир Ефремов. – Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2015. – 347 с.

9. Зиньковская, В. И. Методическая разработка. Диагностика творческих способностей детей / Валентина Зиньковская. – СанктПетербург, 2017. – 38 с.

10. Кисель, Л. В. Применение элементов ТРИЗ–педагогики в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ по образовательной области «Музыка» / Людмила Кисель // Молодой ученый. – 2017. – №47.1. – С. 82–85.

11. Копытин, А. И. Арт–терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2017. – №7. – С. 30–37.

12. Маринцовская, Г. Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии / Галина Мартинцовская. – Москва: Линка – Пресс, 2007. – 176 с.

13. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 159 с.

14. Мотков, О. И. Природа личности. Сущность, структура и развитие / Олег Мотков. – Москва: Педагогика. – 2016. – 320 с.

15. Немов, Р. С. Психология: учеб. пособие / Роберт Немов. – Москва: Высшее образование, 2019. – 639 с.

16. Новиков, А. М. Основания педагогики / Александр Новиков. – Москва: Эгвес, 2017. – 340 с.  

17. Поддьяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников. Вопросы психологии. / Николай Поддъяков. – Москва, 2015. – 450 с.

18. Рубцов, В. В. Психолого-педагогическая подготовка учительских кадров для новой школы / Виталий Рубцов // Вопросы психологии, 2016. – № 3. – С. 45–51.

19. Сборник статей по итогам VI Международной научнопрактической конференции педагогов и студентов «Начальное образование сегодня и завтра» (25 ноября-2 декабря 2019 г.) / Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. ― Челябинск: ЮУрГГПУ, 2020. – 216 с.

20. Сенина, Н. С. Теории решения изобретательских задач как фактор музыкального воспитания дошкольников / Наталья Сенина // Сборник статей XXXIV Международной научно–практической конференции. – 2020. – №78. – С. 56–61.

21. Сорокоумова, Е. А. Педагогическая психология / Елена Сорокоумова. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 450 с. 36.

22. Степанова, М. А. О состоянии педагогической психологии в свете современной социальной ситуации / Марина Степанова // Вопросы психологии. – 2014. – № 1. С. 34–39.

23. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Борис Теплов // Психология индивидуальных различий: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова. – Москва: МГУ, 2018. – С. 8–14.

24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. А. А. Казакова. – Москва: Просвещение, 2019. – 53 с.

25. Хижнякова, О. И. Современные образовательные технологии в начальной школе: педагогический практикум для учителей начальных классов / Ольга Хижнякова. – Ставрополь: СКИПКРО, 2016. – 137 с.

 

 

Приложения

Приложение 1

1. Когда я не знаю правильный ответ, я стараюсь догадаться.

2. Обычно мне нравится рассмотреть предмет детально, чтобы обнаружить то, чего не видел до этого.

3. Если я что-то не знаю, всегда задам вопрос.

4. Я не люблю планировать.

5. Перед началом новой игры, у меня должна быть уверенность, что я выиграю.

6. Обычно я представляю то, что мне предстоит узнать или сделать.

7. Если у меня не получилось в первый раз, я буду пытаться до победного.

8. Я никогда не выбираю игру, с которую другие не знают.

9. Мне удобнее идти привычным путем, чем искать новые способы.

10. Обычно мне не нравится, добиваться истины в каком-либо вопросе.

11. Я люблю делать что-то для себя новое.

12. Я люблю заводить новых друзей.

13. Люблю подумать о том, чего со мной еще не было.

14. Считаю пустой тратой времени мечты об актерской карьере и известности.

15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

16. Думаю, мне было бы интереснее жить на другой планете или в космосе.

17. У меня появляется беспокойство, когда я не знаю, чего ожидать.

18. Мне нравится необычное.

19. Я часто представляю, о чем думают другие люди.

20. Мне нравятся книги или фильмы о событиях прошлого.

21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22. Я спокойно себя чувствую, когда совершаю ошибку.

23. В будущем мне хочется сделать то, чего никто до меня не делал.

24. Обычно я выбираю друзей, которые делают всё известным и удобным способом.

25. Большинство правил часто меня не устраивают.

26. Мне интересно решать проблему, где нет однозначного ответа.

27. У меня есть много идей для экспериментов.

28. Когда я уже нашел ответ на вопрос, я не буду искать другие варианты.

29. Мне не комфортно выступать перед аудиторией.

30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем–либо из героев.

31. Всегда интересно размышлять, как жили люди много лет назад.

32. Не люблю, когда моим друзья сложно решиться.

33. Мне нравится рассматривать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них лежит.

34. Мне нравится всё, что делают мои близкие люди, я не хочу, чтобы что-то менялось.

35. Всегда доверяюсь своим чувствам.

36. Всегда интересно предложить идею и потом проверить, прав я или нет.

37. Люблю браться за головоломки, где нужно продумать свой дальнейший ход заранее.

38. Мне интересно внутреннее устройство разных механизмов.

39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

40. Даже если я знаю, что это невозможно реализовать, всё равно люблю придумывать что-то необычное.

41. Я очень люблю, когда у всего есть своё место.

42. Думаю, мне было бы интересно найти ответы на вопросы будущего.

43. Получаю удовольствие от того, когда берусь за что-то новое.

44. Я люблю играть просто ради интереса.

45. Мне нравится думать о том, что другим и не придет на ум.

46. Когда на картине тот, кого я не знаю, мне всегда интересно узнать, кто же это.

47. Мне нравится брать в руки журналы просто так, чтобы полистать.

48. По моему мнению, на каждый вопрос есть только один верный ответ.

49. Мне нравится интересоваться тем, о чем другие и не думают.

50. Дома у меня много интересных занятий

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Занятие по программе «Творчество – путь к себе» в рамках внеурочной деятельности

Тема: Идеальное конечное решение.

Цель: развитие познавательной активности учащихся.

Задачи: познакомить учащихся с понятием «Идеальное конечное решение»; развивать письменную и устную речь учащихся; мыслительные процессы анализа, синтеза; логическое мышление, образное мышление, память; воспитывать у учащихся качества личности, необходимые современному, деловому человеку.

Метод: проблемно–диалогический

Оборудование: презентация, видеоматериалы

Ход занятия. 1. Организационный момент. «На что похоже настроение?»

– Встанем в круг. Каждый из нас по очереди скажет, на какое время года или природное явление, похоже ваше настроение. Например: «Мое настроение как солнечный день, яркое и теплое, а твое?»

– Обобщая ваши ответы, можно сказать, что сегодня у вас настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д.

«Все в твоих руках»

Далеко-далеко жил один мудрец. Однажды молодой человек из этой же деревни захотел доказать, что мудрец знает не все на этом свете, и его можно обмануть. Он пошел к мудрецу, а в руках зажал бабочку. Придя в дом к мудрецу, молодой человек сказал: «Мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А в голове его был план: «Скажет живая – я сожму ладони, скажет мертвая – открою руки, и бабочка улетит». Тогда Мудрец, внимательно посмотрев на молодого человека, промолвил такие слова: «Все в твоих руках». – В наших руках наша работа на занятии, наше внимание, старание.

2. Формулирование темы и цели занятия.

– Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны науки ТРИЗ, познакомимся с новым и «идеальным» понятием». Мы с вами будем учиться быть современными, где важно уметь думать, рассуждать, предлагать оригинальные решения, отстаивать своё мнения в разных вопросах.

– Каким Вы хотите видеть наше занятие? А Вы поможете мне его провести? – Ну, что ж, коллеги, в добрый путь! Я жду от вас красивых мыслей!

3. Основной этап занятия

В сказках часто происходят чудеса. Только герой скажет волшебные слова или будет взмах волшебной палочкой, и готово, что хочешь, произойдет САМО. Давайте вспомним, какие мы встречали предметы в сказках, которые делали всё сами. (Ответы детей)

Например, вспомните, как было в разных сказках:

– скатерть- самобранка – САМА готовит вкусности и еду, и САМА после обеда убирает со стола;

– сани – САМИ едут по дороге;

– ведра – САМИ несут воду в дом;

– топор – САМ рубит дрова, которые САМИ укладываются в сани;

– клубочек – САМ катится по тропке и показывает дорогу;

Зарисуйте в своих тетрадях тот предмет, которым вам больше всех нравится. Обсуждение рисунков в парах. У: К сожалению, в реальной жизни не всё бывает, как в сказке. Но если задуматься и посмотреть внимательно к тому, что нас окружает, можно увидеть большое количество вещей, которые происходят САМИ без взмаха волшебной палочки.

Например:

· облака;

· речка;

· мячик;

· волны;

· листики на деревьях и т.д.

Учитель называет предметы и явления и вместе с детьми определяет, что эти предметы (явления) делают САМИ. Какие еще предметы вы знаете, которые выполняют действия сами? Сейчас мы с вами посмотрим интересный мультфильм, а вы пока подумайте, кто же такой мастер? И с каким мастером мы с вами познакомимся?

Просмотр мультфильма «Мастер САМ»

«В небольшом городе жил мальчик. Он любил часто смотреть на все, что его окружает. Больше всего ему было интересно то, что, казалось, происходит САМО по себе: сахар САМ пропадал в чае, вода САМА пропадала куда-то, только соприкоснувшись с землей, бумага САМА становилась мокрой от воды. Мальчик постоянно обращался к взрослым с вопросами, почему так происходит. На его вопросы: «А как ветер САМ…», «Почему часы САМИ…» – ВЗРОСЛЫЕ отвечали ему: «Подрастешь – узнаешь». И на самом деле, через некоторое время мальчик вырос, уже завершил обучение в институте и научился находить ответы на многие вопросы. Пород молодой человек сам придумывал многие необычные и полезные вещи. За советом к нему обращались люди, и он всегда мог посоветовать им, как найти самое лучшее ИДЕАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ для их проблемы. И всегда помнил любимое с детства слово «САМ». Так в народе его и прозвали – Мастер САМ».

После просмотра ответим на вопросы:

– Что означает слово «Мастер»?

– О чем думает Мастер Сам? (о самоваре)

– Что такое «самовар»?

– Какое слово спряталось в слове «самовар»? (САМ – любимое слово Мастера)

– На что похож Мастер Сам во время своих раздумий? (на то, о чем думает – самовар)

– Чем он похож? (положением рук и ног, карманами на рубашке, и даже голова– как маленький чайник)

4. Физминутка:» Самовары»

Итак на наших занятиях мы с вами будем учиться находить такие решения, чтобы всё делалось само. Фантастика? А вот и проверим. В науке такое понятие, когда мы хотим решить задачу так, чтобы всё делалось само, называют ИКР – Идеальный Конечный Результат.

Работа в группах: Сейчас вам необходимо в группах придумать как можно больше вариантов, рисовать тоже можно.

Задание «Робот сломался» «В большом-большом царстве, в маленьком-маленьком городе с очень-очень маленькими людьми все предметы для жителей делал робот. И однажды он сломался. Вместо материалов для строительства он стал делать одни… линейки (тарелки, листы бумаги т.п.). Как жителям применить эти линейки в свой жизни? Помните, все идеи реальны и нет ничего невозможного! Презентация итогов работы. Обсуждение идей.

5. Заключительный этап:

В завершение нашего занятие давайте продолжим фразы: Для меня стало открытием… Сегодня я понял, что На занятие я почувствовал…

Спасибо за занятие!

В рамках начального, основного или заключительного этапа занятия полезно будет использовать игры, основанные также на элементах Теории решения изобретательских задач.

Игра «Хорошо – плохо» Данная игра активно применяется в рамках изучения ТРИЗ. Упражнение такого типа помогает рассмотреть объект с разных сторон и расшить представление о свойствах различных предметов и объектов.

Пример: - Мороженное - хорошо, потому что вкусное и сладкое, а плохо потому, что можно заболеть. - Книга - хорошо – можно узнать много нового, а плохо – нужно много времени для чтения.

Игра «Наоборот»

Такой вариант игры, если учащиеся изучили понятие «антонимы».

На начальном этапе достаточно, чтобы дети пробовали подбирать противоположные слова. Важно, обратить внимание детей на то, что частицу "не" в данной игре не используем. Пример: - Белый-черный, темно - светло, много-мало… Также предусматривается вариант игры в форме диалога. Игра "Да-Нетки" или "угадай загаданное" Учитель загадывает предмет, обучающиеся пытаются угадать путем наводящих вопросов, на которые можно дать ответ «да», «нет», «не имеет значения». Усложнить данный вид игры можно, заменив загадываемый предмет на ситуацию с неизвестными событиями.

Например, Один талантливый художник проживает на девятом этаже многоэтажного дома. Но каждый день, когда он приходит домой один, на лифте он доезжает только до седьмого этажа и далее идет по лестнице. Почему? Ответ: У художника маленький рост и в лифте он достает только до копки с цифрой «7».

Игры с открытыми проблемами (хорошо применяется в рамках сказок) В процессе игры озвучивается проблема, которую надо решить, причем способов решения можно придумать много. Например, как сделать так, красная шапочка не встретила волка. Важно помнить, что в данном варианте заданий, с открытым ответом, не существует абсолютно правильного или неправильного ответа. Всё зависит от фантазии и творчества детей.

Игра "Что будет, если.."

Важно помнить, что в данном варианте заданий, с открытым ответом, не существует абсолютно правильного или неправильного ответа. Процесс в руках фантазии и творчества детей. Например, что будет если: - солнце не встанет утром… - рыбы не смогут плавать… - птицы перестанут летать и т.д.

Нестандартный вход в урок.

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с начала урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Отсроченная отгадка.

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности и творческого воображения учащихся на уроке. В первом варианте данного приёма учитель загадывает загадку в начале урока, отгадка к которой откроется во время урока при работе над новой темой. Во втором варианте загадка дается учителем в конце урока, и следующий урок по данному предмету начинается с этой загадки.

Фантастическая догадка.

Данный прием, направлен на вовлечение учеников в тему урока и развития творческого мышления младших школьников. Фантастическая догадка предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия. Можно перенестись на фантастическую планету; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. Триз-загадки Суть данной загадки строится по принципу «от противного». За основу взяты основные свойства будущего ответа, в сравнении с другими предметами, с которыми ученики уже знакомы. Например:

Таблица 1

Ответ: тигр.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. ТРИЗ-технологии в обучении младших школьников. 5

1.1. Триз-педагогика в развитии творческих способностей обучающихся. 5

1.2. ТРИЗ как средство развития творческих способностей младших школьников. 7

Выводы по 1 главе. 11

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников посредством ТРИЗ. 12

2.1. Анализ методик развития творческих способностей младших школьников. 12

2.2 Описание и анализ результатов изучения уровня творческих способностей младших школьников 17

2.3 Программа внеурочной деятельности, направленная на развитие творческих способностей младших школьников. 21

Выводы по 2 главе. 27

Заключение. 28

Список литературы.. 29

Приложения. 31

 

 

 

Введение

 

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно–ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Современная система образования предъявляет социальный заказ на воспитание творчески активной личности учащихся. Жизнь в век информационных технологий становится всё разнообразней и сложнее. Вызов современности предъявляет к человеку требования быть мобильным и гибким, требует не шаблонных действий, а подвижности мышления, творческой ориентации. Одной из актуальных проблем в образовательной практике начальной школы становится поиск новых и эффективных технологий приобщения, обучающихся к творческой деятельности.

Одной из современных и популярных педагогических технологий развития творческих способностей является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Взгляды и идеи технологии дают возможность педагогам учить детей находить решение проблемных ситуаций в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах: Азии, Европы и Америки и убедительно показывает полезность и эффективность предлагаемых ТРИЗ моделей для решения различных задач.

Занятия, на которых применяются технологии ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у младших школьников и оказывают значимое влияние на процесс развития психической стороны личности. Творческое мышление способствует росту индивидуального опыта ребенка и оказывает влияние на организацию детской деятельности. В целом, при изучении и использовании ТРИЗ на практике расширяется жизненный кругозор, и находятся решения проблем, которые казались не решаемыми. Творческий подход к решению проблем требуется едва ли не в каждой области знаний [2]. Апробация нашего исследования проходила и в том числе и в научных статьях. Нам удалось рассмотреть взаимосвязь элементов Теории решения изобретательских задач и познавательной деятельности младших школьников, а также возможности Теории решения изобретательских задач в музыкальном воспитании дошкольников [19].

Цель исследования: исследовать приёмы и методы ТРИЗ- технологий в обучении младших школьников.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников посредством ТРИЗ.

Задачи:

- рассмотреть ТРИЗ-технологии в обучении младших школьников;

- провести экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников посредством ТРИЗ.

Исследованиями особенностей приемов и методов ТРИЗ-технологий в обучении младших школьников занимались: Л. С. Выготский, В. А. Дружинин, Б. М. Теплов, и др.

Методы исследования:

· теоретический анализ литературных источников;

· наблюдение, беседа, тестирование;

· констатирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

База исследования: МАОУ СОШ Петрозаводска.

 

 

Глава 1. ТРИЗ-технологии в обучении младших школьников

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.112 с.)