Анализ методик развития творческих способностей младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ методик развития творческих способностей младших школьников



 

Выявление и развитие творческих способностей младших школьников, поддержка одаренных детей – одно из основных направлений в деятельности педагога. Для своевременного выявления творческих способностей детей необходимо постоянно проводить наблюдения и диагностики.

Цель эксперимента: выявление уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Анализ диагностического материала по изучению творческих способностей детей младшего школьного возраста.

2. Проведение диагностики с целью выявления уровней развитости творческих способностей детей младшего школьного возраста.

3. Анализ полученных результатов и на этой основе формулирование задач для последующей работы с обучающимися.

4. Разработка программы внеурочной деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством ТРИЗ на основе полученных результатов исследования.

В ходе нашего исследования мы проанализировали диагностический материал по изучению творческих способностей детей младшего школьного возраста. По мнению Зиньковской В. И., диагностировать творческий потенциал детей можно при следующий условия:

– основным методом является игра, тренинг, творческие задания;

– исключение учебной мотивации из процесса диагностики;

– оценивание происходит непосредственно по процессу деятельности, а не результату;

– учитель может участвовать в процессе;

– обязательно перед началом игры (тренинга) важно настроить детей;

– по возможности отказаться от временных рамок [10].

По мнению Зиньковской В.И. проведение диагностики с детьми младшего школьного возраста желательно реализовывать в индивидуальной обстановке, исключая контакт с детьми, т.к. в данном возрасте дети склонны подражать другим. Также необходимо знать, что в рамках одной диагностики можно определить только наличие творческих способностей, творческий потенциал младшего школьника, и достаточно сложно определить одаренность [10].

Для того, чтобы выявить творческую натуру ребёнка необходимо наблюдать за ребёнком на занятиях и в игре. В ходе наблюдения рекомендуется отмечать:

– какие виды занятий, игр предпочитает ребенок;

– насколько ребенок самостоятелен в процессе игры, занятия;

– насколько ребенок увлечен творческим процессом;

– насколько проявляет инициативу в выборе средств творческой деятельности;

– в какой степени реализует замысел;

– какие дополнительные источники информации использует в своей деятельности.

Опираясь на научные изучения Дж. Рензуллии Р., ученые выделяют следующие параметры оценки творческого потенциала ребёнка:

– любопытство ко многим вещам;

– большое количество идей и решений;

– наличие своего мнения и энергичное доказательство его;

– склонность к риску в проявляемых действиях;

– богатая фантазия, воображение; желание преобразовать, улучшить мир вокруг;

– проявление хорошего чувство юмора даже в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;

– развитое чувство прекрасного;

– отсутствие страха быть не таким как все;

– проявление критического мышления.

Для более точного результата наблюдения рекомендуется зафиксировать наличие \ отсутствие параметра и постараться определить степень выраженности (слабая, средняя, сильная). Таким образом, мы получим общее представление о творческом потенциале ребёнка [10].

Исходя из этого для анализа методик, нами были определены следующие критерии:

– отсутствие учебной мотивации;

– отсутствие ограничений по времени;

– самостоятельность выполнения заданий младшими школьниками;

– возможность проявления фантазии и инициативы;

– отсутствие словесного пояснения младшими школьниками.

Для изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста нами были изучены следующие методики:

1. Методика оценки, сочинённой ребёнкомсказки. Авторы О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкая.

2. Тест на творческое мышление. Автор: Пол Торренс. Адаптирован и стандартизирован Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо.

3. Опросник. Авторы Ф.Татл и Л. Беккер. 4. Тест «Круги» Мещанинова А. А. 5. Диагностика Е. Е. Туник. Рассматриваемые нами диагностические материалы, представлены ниже.

1. Методика оценки сочинённой ребёнком сказки. Авторы: О. М. Дьяченко, Е. Л. Пороцкая.

Ребёнку необходимо придумать свою сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности: 0 баллов – ребенок пересказывает уже известную сказку; 1 балл – ребенок использует знакомую ему сказку, но вносит новые элементы; 2 балла – сочиненная сказка имеет часть новизны, внесенной в известную сказку; 3 балла – в известную сказку внесена новизна; сказка дополнена иными деталями; 4 балла – абсолютно самостоятельно придуманная, но основывается на схеме известной сказки; 5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.

2. Тест на творческое мышление. Автор: Пол Торренс. Обучающимся предлагается выполнить три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут (время контролируется только педагогом, не проговаривается детям). В первом задании «Нарисуй картинку» обучающимся предлагалось преобразовать тестовую фигуру (фигура напоминает каплю). Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. Обучающийся придумывает название своему рисунку.

Второе задание «Незавершённые фигуры» состоит из десяти незаконченных фигур, которые ребенку необходимо преобразовать в рисунок. Процесса работы необходимо направить на создание необычных и креативных изображений. При завершении рисунка написать название изображения.

Третье задание «Повторяющиеся фигуры» содержит десять одинаковых фигур. Тем не менее ребенку необходимо проявить свою фантазию и предложить наибольшее количество вариант преобразования данной фигуры.

Данная диагностика, направлена на выявление следующих показателей:

– продуктивность – умение предложить большое количество идей, выражая их словесно или в виде рисунков.

– гибкость – способность предлагать разнообразные идеи в различных аспектах;

– оригинальность – способность выдвигать новые, креативные идей.

3. Опросник для родителей и педагогов Авторы: Ф. Татл, Л. Беккер.

Данный опросник содержит особенности, характеризующие потенциальные способности ребёнка. Максимум набранных баллов – 85. Низкий уровень: 17 – 34 балла; Средний уровень: 35 – 60 баллов; Высокий уровень: 61 –85 баллов.

Инструкция: Прочитайте каждый пункт и отметьте ту цифру, которая соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.

Таблица 1

Опросник для родителей и педагогов Авторы: Ф. Татл, Л. Беккер.

4. Тест «Круги». Автор: Мешанинова А.А. Инструкция: Ребенку необходимо «превратить» 20 нарисованных на листе кружочков (диаметр – 2 см) в необычные, придуманные им, предметы. Время выполнения – 5 минут. Критерии оценки: оригинальность, гибкость, беглость. Оригинальность – ребенок изображает необычные рисунки, имеющие форму круга.

Обычными, являются изображения, часто встречающиеся в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, колесо и т. п.). В таком случае выставляется 0 баллов. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость – предлагает различные идеи изображений, выражая различные области знаний. Оценивая данный критерий, нужно подсчитать количество обобщающих слов–понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений. Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек». Таким образом, можно объединить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др. Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные. Беглость – ориентировка во времени, возможность за определенное время выполнить необходимые действия, нарисовать много круглых предметов. В данном случае за отдельный кружок – рисунок присваивается 1 балл.

5. Диагностика творческой личности. Автор: Е. Е. Туник. Инструкция: внимательно прочитаете, приведенные ниже, короткие предложения. Отметить знаком те, которые подходят именно вам, в колонке «В основном верно». Те, предложения, которые подходят вам отчасти, пометьте знаком в колонке «Отчасти верно». Те, утверждения, которые вам не подходят, отметьте знаком в колонке «Нет». Если вы сомневаетесь в каком-то варианте, можете ответить знаком в колонке «Не могу решить». Отвечайте сразу и оставляйте предложения без ответа. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Каждый вопрос предполагает только один ответ. Отвечаете так, как чувствуете! Тест оценивается баллами от 0 до 2, где: 0 баллов – дан ответ «Не знаю», 1 балл – дан ответ «Нет», 2 балла – дан ответ «Да». Полученные баллы суммируются: 100–80 баллов – высокий уровень; 40–79 баллов – средний уровень; 10–39 баллов – низкий уровень. Опросник представлен в приложении 1.

Соответствие выбранной методики критерию отмечалось знаком «+», несоответствие знаком «–». Результаты работы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты проведения анализа диагностического материала по выявлению творческих способностей младших школьников

Диагностический материал Отсутствие учебной мотивации Отсутствие ограничений по времени Самостоятельность выполнения заданий младшими школьникам и Возможность проявления фантазии и инициативы Отсутствие словесного пояснения младшими школьниками
Методика сочинённой сказки + + + + -
Тест П. Торренса + + + + +
Опросник (Ф. Татл, Л. Беккер + + -- - +
Тест «Круги» + - + + +
Диагностика Е. Е. Туник + + + - -

 

Анализ показал, что не все диагностические материалы соответствуют выведенным нами критериям. Однако стоит отметить, что в каждой методике минимум (1–2) пунктов несоответствия выведенным критериям. Можно сделать вывод, что некоторые методики можно использовать в совокупности для достижения желаемого результата. Согласно проведенному анализу, в своем исследовании мы использовали Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо). К тому же, данная диагностика содержит несколько вариантов заданий, что позволяет лучше проследить показатели творческого развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.014 с.)