Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ методик развития творческих способностей младших школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выявление и развитие творческих способностей младших школьников, поддержка одаренных детей – одно из основных направлений в деятельности педагога. Для своевременного выявления творческих способностей детей необходимо постоянно проводить наблюдения и диагностики. Цель эксперимента: выявление уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Задачи: 1. Анализ диагностического материала по изучению творческих способностей детей младшего школьного возраста. 2. Проведение диагностики с целью выявления уровней развитости творческих способностей детей младшего школьного возраста. 3. Анализ полученных результатов и на этой основе формулирование задач для последующей работы с обучающимися. 4. Разработка программы внеурочной деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством ТРИЗ на основе полученных результатов исследования. В ходе нашего исследования мы проанализировали диагностический материал по изучению творческих способностей детей младшего школьного возраста. По мнению Зиньковской В. И., диагностировать творческий потенциал детей можно при следующий условия: – основным методом является игра, тренинг, творческие задания; – исключение учебной мотивации из процесса диагностики; – оценивание происходит непосредственно по процессу деятельности, а не результату; – учитель может участвовать в процессе; – обязательно перед началом игры (тренинга) важно настроить детей; – по возможности отказаться от временных рамок [10]. По мнению Зиньковской В.И. проведение диагностики с детьми младшего школьного возраста желательно реализовывать в индивидуальной обстановке, исключая контакт с детьми, т.к. в данном возрасте дети склонны подражать другим. Также необходимо знать, что в рамках одной диагностики можно определить только наличие творческих способностей, творческий потенциал младшего школьника, и достаточно сложно определить одаренность [10]. Для того, чтобы выявить творческую натуру ребёнка необходимо наблюдать за ребёнком на занятиях и в игре. В ходе наблюдения рекомендуется отмечать: – какие виды занятий, игр предпочитает ребенок; – насколько ребенок самостоятелен в процессе игры, занятия; – насколько ребенок увлечен творческим процессом; – насколько проявляет инициативу в выборе средств творческой деятельности; – в какой степени реализует замысел; – какие дополнительные источники информации использует в своей деятельности. Опираясь на научные изучения Дж. Рензуллии Р., ученые выделяют следующие параметры оценки творческого потенциала ребёнка: – любопытство ко многим вещам; – большое количество идей и решений; – наличие своего мнения и энергичное доказательство его; – склонность к риску в проявляемых действиях; – богатая фантазия, воображение; желание преобразовать, улучшить мир вокруг; – проявление хорошего чувство юмора даже в ситуациях, которые другим не кажутся смешными; – развитое чувство прекрасного; – отсутствие страха быть не таким как все; – проявление критического мышления. Для более точного результата наблюдения рекомендуется зафиксировать наличие \ отсутствие параметра и постараться определить степень выраженности (слабая, средняя, сильная). Таким образом, мы получим общее представление о творческом потенциале ребёнка [10]. Исходя из этого для анализа методик, нами были определены следующие критерии: – отсутствие учебной мотивации; – отсутствие ограничений по времени; – самостоятельность выполнения заданий младшими школьниками; – возможность проявления фантазии и инициативы; – отсутствие словесного пояснения младшими школьниками. Для изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста нами были изучены следующие методики: 1. Методика оценки, сочинённой ребёнкомсказки. Авторы О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкая. 2. Тест на творческое мышление. Автор: Пол Торренс. Адаптирован и стандартизирован Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо. 3. Опросник. Авторы Ф.Татл и Л. Беккер. 4. Тест «Круги» Мещанинова А. А. 5. Диагностика Е. Е. Туник. Рассматриваемые нами диагностические материалы, представлены ниже. 1. Методика оценки сочинённой ребёнком сказки. Авторы: О. М. Дьяченко, Е. Л. Пороцкая. Ребёнку необходимо придумать свою сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности: 0 баллов – ребенок пересказывает уже известную сказку; 1 балл – ребенок использует знакомую ему сказку, но вносит новые элементы; 2 балла – сочиненная сказка имеет часть новизны, внесенной в известную сказку; 3 балла – в известную сказку внесена новизна; сказка дополнена иными деталями; 4 балла – абсолютно самостоятельно придуманная, но основывается на схеме известной сказки; 5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки. 2. Тест на творческое мышление. Автор: Пол Торренс. Обучающимся предлагается выполнить три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут (время контролируется только педагогом, не проговаривается детям). В первом задании «Нарисуй картинку» обучающимся предлагалось преобразовать тестовую фигуру (фигура напоминает каплю). Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. Обучающийся придумывает название своему рисунку. Второе задание «Незавершённые фигуры» состоит из десяти незаконченных фигур, которые ребенку необходимо преобразовать в рисунок. Процесса работы необходимо направить на создание необычных и креативных изображений. При завершении рисунка написать название изображения. Третье задание «Повторяющиеся фигуры» содержит десять одинаковых фигур. Тем не менее ребенку необходимо проявить свою фантазию и предложить наибольшее количество вариант преобразования данной фигуры. Данная диагностика, направлена на выявление следующих показателей: – продуктивность – умение предложить большое количество идей, выражая их словесно или в виде рисунков. – гибкость – способность предлагать разнообразные идеи в различных аспектах; – оригинальность – способность выдвигать новые, креативные идей. 3. Опросник для родителей и педагогов Авторы: Ф. Татл, Л. Беккер. Данный опросник содержит особенности, характеризующие потенциальные способности ребёнка. Максимум набранных баллов – 85. Низкий уровень: 17 – 34 балла; Средний уровень: 35 – 60 баллов; Высокий уровень: 61 –85 баллов. Инструкция: Прочитайте каждый пункт и отметьте ту цифру, которая соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда. Таблица 1 Опросник для родителей и педагогов Авторы: Ф. Татл, Л. Беккер. 4. Тест «Круги». Автор: Мешанинова А.А. Инструкция: Ребенку необходимо «превратить» 20 нарисованных на листе кружочков (диаметр – 2 см) в необычные, придуманные им, предметы. Время выполнения – 5 минут. Критерии оценки: оригинальность, гибкость, беглость. Оригинальность – ребенок изображает необычные рисунки, имеющие форму круга. Обычными, являются изображения, часто встречающиеся в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, колесо и т. п.). В таком случае выставляется 0 баллов. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение. Гибкость – предлагает различные идеи изображений, выражая различные области знаний. Оценивая данный критерий, нужно подсчитать количество обобщающих слов–понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений. Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек». Таким образом, можно объединить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др. Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные. Беглость – ориентировка во времени, возможность за определенное время выполнить необходимые действия, нарисовать много круглых предметов. В данном случае за отдельный кружок – рисунок присваивается 1 балл. 5. Диагностика творческой личности. Автор: Е. Е. Туник. Инструкция: внимательно прочитаете, приведенные ниже, короткие предложения. Отметить знаком те, которые подходят именно вам, в колонке «В основном верно». Те, предложения, которые подходят вам отчасти, пометьте знаком в колонке «Отчасти верно». Те, утверждения, которые вам не подходят, отметьте знаком в колонке «Нет». Если вы сомневаетесь в каком-то варианте, можете ответить знаком в колонке «Не могу решить». Отвечайте сразу и оставляйте предложения без ответа. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Каждый вопрос предполагает только один ответ. Отвечаете так, как чувствуете! Тест оценивается баллами от 0 до 2, где: 0 баллов – дан ответ «Не знаю», 1 балл – дан ответ «Нет», 2 балла – дан ответ «Да». Полученные баллы суммируются: 100–80 баллов – высокий уровень; 40–79 баллов – средний уровень; 10–39 баллов – низкий уровень. Опросник представлен в приложении 1. Соответствие выбранной методики критерию отмечалось знаком «+», несоответствие знаком «–». Результаты работы представлены в таблице 2. Таблица 2 Результаты проведения анализа диагностического материала по выявлению творческих способностей младших школьников
Анализ показал, что не все диагностические материалы соответствуют выведенным нами критериям. Однако стоит отметить, что в каждой методике минимум (1–2) пунктов несоответствия выведенным критериям. Можно сделать вывод, что некоторые методики можно использовать в совокупности для достижения желаемого результата. Согласно проведенному анализу, в своем исследовании мы использовали Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо). К тому же, данная диагностика содержит несколько вариантов заданий, что позволяет лучше проследить показатели творческого развития.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.011 с.) |