Триз как средство развития творческих способностей младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Триз как средство развития творческих способностей младших школьников



 

Младший школьный возраст – это благоприятный период для развития творческих задатков и способностей [5].

Уникальные психофизиологические возможности младших школьников позволяют считать этот возраст самым благоприятным периодом для формирования творческих способностей у обучающихся. В младшем школьном возрасте активно развивается творческое 10 воображение. Путем комбинирования и преобразования уже имеющихся в памяти представлений, младший школьник создает образы доступными для него способами [9]. В школьной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, касающихся развития творческих способностей. Однако пути решения этих проблем в практике работы педагогов начального образования недостаточно представлены среди научно–методических и практических разработок.

«За тысячи лет в научно–техническом мировоззрении произошло множество крупнейших переворотов. Все изменилось – незыблемым осталось только представление о неуправляемости творческого процесса. Более того, считается, что и в будущем – через сто или тысячу лет – сохранятся те же особенности творчества» [2].

Цитата из книги Генриха Сауловича Альтшулера, в которой он опровергает «неуправляемость творческого процесса», акцентируя внимание на закономерностях развития творческих способностей. Созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), является одной из современных и популярных педагогических технологий развития творческих способностей. ТРИЗ – область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач [1]. ТРИЗ была создана в середине 20 века в Советском Союзе, и в разные годы отношение к ней было не однозначное. Однако, стоит отметить, что до появления ТРИЗ, не было конкретной системы, с помощью которой изобретатель мог добиться идеального результата в короткие сроки. Именно такая цель стояла перед создателем ТРИЗ. «Тысячи лет люди решали творческие задачи методом проб и ошибок. Тысячи лет укоренялось и укреплялось представление, что иных методов нет и быть не может. Само понятие «творчество» в конце концов слилось с технологией решения задач путем перебора вариантов «наощупь». Незаменимым содержанием творчества принято считать озарение, интуицию, прирожденные способности, счастливый случай» [2].

Главная цель технологии заключается в воспитании творческой личности и в формировании у нее креативного мышления; подготовка к решению сложных проблем в различных областях деятельности. В образовании применение элементов ТРИЗ помогает учителю развивать познавательный интерес обучающихся. ТРИЗ учит мыслить системно, понимать происходящие вокруг процессы, решать возникающие проблемы [11].

Главная особенность ТРИЗ – использование мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах Азии, Европы и Америки, и убедительно показывает полезность и эффективность предлагаемых ТРИЗ моделей для решения различных задач [15]. Для того, чтобы иметь представление о сущности тетории необходимо познакомиться с основными понятиями ТРИЗ.

Одно из первых понятий, с которым знакомятся ученики - противоречие. При детальном разборе любой проблемы исследователь сталкивается с тем, что в ее сути лежит противоречие двух сторон. Например, для того, чтобы приступить к конструированию военного судна важно вывести соотношении ширины и длинны будущего сооружения. При этом к соотношению длина-ширина применяются прямо противоположные требования. Отсюда появляется, противоречие, которое нужно разрешить идеальным способом. Здесь мы переходим к следующему важному понятию Теории решения изобретательских задач – идеальное конечное решение (ИКР). Формулировка ИКР при решении изобретательской задачи дает возможность прийти к наилучшему разрешению противоречия. В достижении лучшего результата важным условием становятся используемые ресурсы [14]. Часто в роли ресурсов выступают вещи, явления, предметы и т.д., которые находят рядом с исследовательской деятельностью. Как правило, в самом процессе решения задачи ведущая роль отводится непосредственно функции данного ресурса. Идеальным процессом выполнения задачи будет результат, когда «Системы нет, а функция выполняется». Таким образом, решение задачи по технологии ТРИЗ предполагает, что при сопоставлении всех вышеназванных понятий решение задачи находит само себя, выполняется самостоятельно.

Технология ТРИЗ служит решением многих развивающих задач обучения, связанных с памятью, вниманием, логикой и интеллектом в целом. Посредством Теории решения изобретательских задач формируются творческие способности и воображение (беглость, гибкость, оригинальность мышления), пространственное мышление, развивается речь, умение анализировать, синтезировать, комбинировать [17].

В последней четверти прошлого века ученые, изобретатели, педагоги вновь обратили своё внимание к технологии ТРИЗ. За время технология обзавелась новыми алгоритмами, и уже к началу 80–х ТРИЗ стали брать за основу методики преподавания в экспериментальных классах и школах. Технология ТРИЗ – точная система, позволяющая не только решить задачи разной сложности и разного типа. Данный метод является тренажером для расширения творческого мышления, является единственным в своем роде и не имеет аналогов Технология содержит в себе конкретные данные: приемы, правила, инструменты творчества. Основным средством работы с младшими школьниками является педагогический поиск, когда не даются готовые знания, а создается ситуация, в которой обучающийся способен самостоятельно находить решения. Как правило, здесь применяются такие комбинационные приемы, как разделить, объединить, сделать наоборот и т.д. Так же используются следующие методы [13]:

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

Метод «Системный анализ» – помогает увидеть мир в совокупности, как систему связанных между собой элементов, удобно функционирующих между собой. Целью данного метода является определение места функций объектов и их взаимосвязь для каждого элемента системы.

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (например, твердое –жидкое –газообразное) и другие [7].

Принципы, которые лежат в основании рассматриваемой нами технологии дают помощь педагогам в обучении детей решению проблемных ситуаций, к тому же в различных видах деятельности. Как отмечают педагоги–практики, ТРИЗ дает возможность снять эти психологические барьеры, избавиться от страха перед новым, неизведанным, сформировать восприятие жизненной проблемы как обычной задачи, для которой необходимо найти решение. Кроме того, ТРИЗ содержит в себе гуманистическую черту обучения, характеризующуюся решением важных и актуальных проблем.

«Я не знаю никакого другого метода, который предлагал бы такой богатый арсенал как практических, так и образных интеллектуальных и инструментальных средств. Одним словом, ТРИЗ – сокровище», – дает свою оценку технологии зарубежный психолог Джордж Принс [19]:

ТРИЗ является доказательством того, что творческое мышление, творческие способности можно и реально развивать. «Творчеству можно и нужно обучать», говорит сам Альтшуллер, называя ТРИЗ – наукой о развитии творческой личности [1].

 

Выводы по 1 главе

 

Одной из современных и популярных педагогических технологий развития творческих способностей является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), ТРИЗ – область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.

ТРИЗ технологией решается множество развивающих задач обучения, связанных с памятью, вниманием, логикой и интеллектом в целом; формируются творческие способности и воображение (беглость, гибкость, оригинальность мышления), пространственное мышление, развивается речь, умение анализировать, синтезировать, комбинировать.

В первой главе нами были выделены конкретные приемы ТРИЗ для работы с младшими школьниками: метод фокальных объектов, метод «Системный 15 анализ», методика ММЧ, которые позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.007 с.)