Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимоотношения государства и человека
Известно, что в государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит решающая роль. Такое значение государства объясняется его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению к человеку и теми рычагами воздействия, которыми оно обладает. Государство выступает как официальный представитель всего общества, поэтому отношения между ним и человеком носят политико-правовой характер. Любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства обязательных предписаний. Устойчивая связь между человеком и государством выражается, прежде всего, в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина, наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за её пределами. Таким образом, можно сделать вывод, что отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. Что же представляет собой эта взаимная ответственность государства и личности с позиции философии нрава? В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства – это своеобразный способ ограничения политической власти государства. Он проявляется, прежде всего: 1) в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности; 2) в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан; 3) в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение своих обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед обществом, государством, другими людьми. При различных типах политических режимов существует и разный уровень взаимной ответственности государства и личности. Так, в недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственности должностных лиц перед гражданами.
Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся: 1) ответственность правительства перед представительными органами власти; 2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушения прав и свобод граждан; 3) процедура импичмента (от англ. impeachment), то есть привлечения к ответственности и судебному рассмотрению дел высших должностных лиц государства. Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур перед гражданами являются референдумы, отчёты депутатов перед избирателями и т. д.
Правопорядок Правопорядок является непременным атрибутом государства. Проблема порядка всегда стояла в центре внимания философско-правовой мысли. Хаос, порядок и беспорядок рассматривались как отношения, связи. Порядок предполагает наличие устойчивых и необходимых связей, образующих устойчивые системы. Беспорядок – это нарушение, изменение отдельных связей системы. А хаос – полное исчезновение устойчивых и необходимых связей, разрушение системы, её дезорганизация. Государство призвано для того, чтобы создать условия для устойчивости социальной системы, ликвидации беспорядка, формирования лучшего порядка. Ещё И. А. Ильин отмечал: «…порядок жизни, признанный лучшим, признаётся лучшим не только для кого-нибудь отдельного, единичного человека, но и для всех людей, обладающих особыми предупредительными свойствами, например, для учёных, для рабочих, для правительственных чиновников и т. д.». Порядок является человеку как объективно существующее, устойчивое, повторяющееся отношение. В обществе порядок поддерживается при помощи норм, обычаев, традиций. Норма –правило, обеспечивающее определённый стандарт поведения, имеющий статус ценности в данном сообществе. Норма поддерживается определёнными санкциями – поощрениями или наказаниями.
В зависимости от сферы функционирования выделяют социальные, моральные и правовые нормы. Социальные нормы – правила мирного сожительства и сотрудничества, общественный порядок. Моральные нормы – регулируют поведение людей с позиций «добра» и «зла». Правовые нормы регулируют поведение людей с позиций «законного» и «незаконного», это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Существуют также нормы этикета, то есть конкретные правила поведения в определённой ситуации: за столом, в театре, в гостях и т. п. Всё многообразие норм служит основной порядка и правопорядка в обществе, пронизывает все общественные отношения. На определённом этапе развития человеческого общества социальные, моральные и правовые нормы проявили себя в обычаях. Так, например, в Европе обычай был основным источником права вплоть до XVI века. Обычай – это, с одной стороны, общественные отношения, подразумевающие соблюдение правил, а с другой – исторически сложившаяся, закреплённая в общественном сознании и распространённая в обществе форма действий людей, повторяющаяся в сходных обстоятельствах. В обычае должное и сущее совпадают; а социальные, моральные и правовые нормы функционируют в единстве. Обычай регулируют повседневную реальность общества, то есть производственные отношения, взаимоотношения между людьми, правила духовной жизни. Со временем появляется и такая норма обычая, как справедливость, понимаемая как равноправие, восстановление нарушенного равновесия (например, «око» за «око») или равенство в распределении. На определённой ступени развития общества появляется правовой обычай. Правовой обычай – исторически сложившиеся в определённом обществе (или местности) правило поведения, которое взято под охрану государством и обеспечено силой его принуждения. Обычаи, закреплённые законами государства в качестве правовых норм, становятся обычным правом. Его примерами служат «Законны двенадцати таблиц», «Русская правда», «Салическая правда». Важное значение в поддержании социального порядка принадлежит традиции, ибо общество формируется не только живущими сейчас людьми, но и наследием предыдущих поколений. Традиция – это сохранение определённых материальных и духовных ценностей, а также передача многих жизненно важных норм, упорядочивающих общественную жизнь. Сами традиции носят противоречивый характер. Они могут играть как прогрессивную роль, так и регрессивную, то есть быть тормозом прогрессивного развития, вести к беспорядку. Общественные отношения регулируются правом, и важным моментом, характеризующим эту регуляцию, является правопорядок. Правопорядок – основная на праве такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников. Состояние правопорядка, то есть доминирующий способ его бытия, зависит от характера динамического равновесия между взаимодействующими социальными субъектами. Собственно, существование правопорядка и вызвано необходимостью поддержания определённого равновесия между ними, а именно: 1) воспрепятствование стихийно возникающим отклонениям от правовых норм в поведении социальных субъектов; 2) своевременного исправления самих правовых норм; 3) предвидения и оптимального разрешения социальных конфликтов (классовых, этнических, межгосударственных, семейных, возрастных и др.). Правопорядок – этот организация общественной жизни, направленная на гармонизацию, согласованность общественных отношений. Правопорядок – это властные отношения, социальное действие права, где государство стремится обеспечить свои интересы. Общество стремится поддерживать социальный порядок и правопорядок как его элемент. Неукоснительное следование закону в повседневной реальности – один из путей достижения порядка в обществе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.007 с.) |