Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение политики и права
Политика и право – два неразделимых явления социальной жизни. Но вопрос о характере связи между ними остаётся до сих пор дискуссионной проблемой. Философские представления о политике восходят к эпохе Античности. Ещё Аристотель определил политику как общение между людьми, организованное ради общего блага. Политическое общение – это высший вид общения, осуществляемый в рамках государства и олицетворяющий собой всеобщий интерес. По Аристотелю, политика – не любая форма общения, а лишь та форма, которая непосредственно связана с государством, определяется его нуждами и потребностями. Вслед за Аристотелем многие политические мыслители так или иначе склонялись к признанию того факта, что в жизни нет полностью независимых от политики сфер деятельности: она фактически всеохватна и в случае необходимости превращает в свое орудие любую сфере и любую ценность – будь то экономика, искусство, наука, семья, воспитание, образование и культура в целом. Любая общественная проблема приобретает политический характер. Макс Вебер отмечает, что политика «имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству… Политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». Ни одно человеческое объединение не существует без той или иной формы власти, а значит – без той или иной формы социального принуждения, неотъемлемого от всякой власти. Отсюда следует, что сфера политики определяется властью и всем тем, что с ней связано, включая и принуждение. Власть – это инструмент поддержания общественного порядка. Политические способы деятельности обладают двумя важными специфическими свойствами: 1) существуют вне индивидуального контроля; 2) наделены принудительной силой, благодаря чему навязываются людям независимо от их воли и желания. Человек не создаёт каждый раз заново политику (как и право), а находит уже готовые результаты предшествующей политической деятельности людей, а потому не может ни отменить, ни изменить их, простым волевым актом. Он вынужден считаться с их существованием, приспосабливаться к ним, поскольку они связаны с материальным и моральным превосходством общества над отдельными индивидами. Политика тем самым выступает по отношению к человеку как внешняя объективная необходимость.
В этом смысле законы выступают средством осуществления политики. «Необходимость не знает законов» – этой краткой формулой Иммануил Кант точно определил истинное соотношение политики как необходимости и права как её средства. Политическая воля способна изменить любой закон, вплоть до Конституции. Таким образом, суть политики невозможно раскрыть без понимания идеи власти и государства, природы принудительной силы в целом. Одним из главных признаков государства и реализуемой им власти, как подчеркнул М. Вебер, является «монополия на легитимное использование принудительной силы», что обеспечивается специальными органами власти – полицией, армией, судом, прокуратурой и др. Организация и реализация власти должно иметь правовые основания. Эту мысль чётко выразил В. И. Ленин: «Воля, если она государственная, должна быть выражена как закон, установленный властью». Само же позитивное право есть система общеобязательных норм, исполнение которых гарантируется государственной властью в рамках компетенции соответствующих органов. Сходство политики и права заключается в обладании принудительной силой, распространяющейся на всё общество. Хотя политика отнюдь не сводится только к праву и не ограничивается им. Она есть явление более широкое, более богатое и более сложное, нежели право. В их взаимном соотношении право выступает как средство политики и в этом качестве подчиняется общим закономерностям соотношения цели и средства её достижения. Такой позиции придерживались Ж. Боден, Т. Гоббс, К. Маркс. Современные западные юристы Роско Паунд и Эдвард Росс рассматривают право как элемент социального контроля, направленный на удовлетворение общественных потребностей и интересов. Право не является целью само по себе, а должно содействовать реализации политических целей. Соотношение власти и права
Проблема соотношения власти и права является одной из ключевых в философии права и одной из самых сложных в общественной практике.
Взаимосвязь права и власти опосредуется волей. Человечество постоянно обращалось к проблеме воли. Начиная с Аристотеля и заканчивая Фридрихом Ницше понятие воли было в центре внимания философских, этических, правовых исследований. Власть – это бытие воли. Она, власть, способна оказывать определённое воздействие на деятельность и поведение людей при помощи таких средств, как воля, право, насилие. Власть и воля неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны, воля лежит в фундаменте власти как особого типа поведения субъектов, основанном на приказании, давлении; она определяет способность власти подчинять себе, мобилизовать ресурсы общества для достижения поставленных властвующим субъектом целей, принимать решения, улаживать конфликтные ситуации; иными словами, воля – это основания власти как насилия, подавления свободы и независимости социальных субъектов. С другой стороны, власть есть воление, реализующееся через законы государства, приказы, указы, постановления и сопровождающееся угрозой санкцией в случае неповиновения; она проявляется, как способность воли подчинить того, над кем осуществляется власть. Власть возводит свою волю в закон и тем самым утверждает себя. Волеизъявление власти всегда носит групповой, классовый или клановый характер и не совпадает с волеизъявлением населения. Для того чтобы реализовать волеизъявление большинства (но не всего!) населения необходим закон. Закон – это единственное выражение и закрепление потребностей и интересов общества, превращение воли всего народа в общеобязательный регулятор общественных отношений и возведение её в ранг правил, распространяющихся на все субъекты жизнедеятельности общества.Закон реализуется через власть. Власть – это воля, осуществляемая в нормах, правилах, запретах, предписаниях. Через закон она устанавливает права и обязанности субъектов общественных отношений, формирует и поддерживает определенный правопорядок, гарантирует защищенность граждан общества от нарушения свобод и других законных прав. Для исследования данной проблемы воспользуемся подходом одного из видных российских философов права Сергея Сергеевича Алексеева (1924 – 2013). По его мнению, соотношение права и власти достаточно парадоксально. С одной стороны, «право не может существовать без власти», так как только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных учреждений и институтов. С другой стороны, «власть является антиподом права». «Власть, – как подчёркивает С. С. Алексеев, – особенно – власть политическая, государственная, которая и делает «право правом», в то же время – явление, в какой-то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой и чуждого, остро враждебного фактора». Истоки этой враждебности власти праву кроются в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь необходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время обладает такими имманентными качествами, которые в процессе утверждения и упрочения власти могут превращать её в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта властная сила способна ущемлять право, превращать её в «служанку» власти, фактически создавая тем самым «неправовую» реальность.
С целью пресечения неоправданно большой концентрации власти и превращения её в самодовлеющую силу, общество должно создавать определённые политико-правовые институты: разделения властей, федерализма, разъединения государственной и муниципальной власти, институт проведения открытых, демократических выборов и т. д. Однако путь к гармоничному соотношению власти и права не короток и не прост. Право на принуждение и его оправдание Одной из важнейших внутренних функций политической власти является обеспечение надёжного общественного порядка, а также противодействие антисоциальным тенденциям и антигражданским действиям со стороны отдельных граждан или их объединений. Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения. Если не приносят должного эффекта средства убеждения, то государство для наведения общественного порядка применяет средства правового принуждения и насилия. Принуждение – одно из свойств любой власти, но только государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью права и аппарата принуждения. Насилие – подавление воли одного субъекта другим вопреки желанию первого. Правом на принуждение и насилие обладает государственная власть, это одна из функций государства. Принуждение может принимать различные формы. Основными среди них являются психическое и физическое принуждение. Первое из них несёт в себе угрозу применения силы и исполнения наказания и имеет по существу предупредительный характер. Второе – действует уже как непосредственное применение физической силы, налагающее на человека те или иные ограничения в волеизъявлении, передвижении, свободе выбора местонахождения и т. д. Физическое принуждение опирается на такие специфические орудия и средства власти, как судебное, административное, политическое преследование, а также вооружённую организацию государства (вооружённые силы, полицию, внутренние войска, национальную гвардию, тюремные и исправительные учреждения и т. д.). С этой точки зрения политическая власть – это организованное обществом правомерное и справедливое (или считающееся таким) принуждение и насилие. Политичность власти означает, что принуждение и насилие (вплоть до физического) как специфические средства власти монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреждениях, которые в совокупности составляют государство. Право на силу, принуждение по отношению к возможным антисоциальным действиям граждан, таким образом, изымается у частных лиц или групп и передаётся государству, в лице которого принуждение и насилие получают законность, или, по выражению И. Канта, легальность.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.009 с.) |