Соотношение политики и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение политики и права



Политика и право – два неразделимых явления социальной жизни. Но вопрос о характере связи между ними остаётся до сих пор дискуссионной проблемой.

Философские представления о политике восходят к эпохе Античности. Ещё Аристотель определил политику как общение между людьми, организованное ради общего блага. Политическое общение – это высший вид общения, осуществляемый в рамках государства и олицетворяющий собой всеобщий интерес. По Аристотелю, политика – не любая форма общения, а лишь та форма, которая непосредственно связана с государством, определяется его нуждами и потребностями.

Вслед за Аристотелем многие политические мыслители так или иначе склонялись к признанию того факта, что в жизни нет полностью независимых от политики сфер деятельности: она фактически всеохватна и в случае необходимости превращает в свое орудие любую сфере и любую ценность – будь то экономика, искусство, наука, семья, воспитание, образование и культура в целом. Любая общественная проблема приобретает политический характер.

Макс Вебер отмечает, что политика «имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству… Политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Ни одно человеческое объединение не существует без той или иной формы власти, а значит – без той или иной формы социального принуждения, неотъемлемого от всякой власти. Отсюда следует, что сфера политики определяется властью и всем тем, что с ней связано, включая и принуждение. Власть – это инструмент поддержания общественного порядка.

Политические способы деятельности обладают двумя важными специфическими свойствами:

1) существуют вне индивидуального контроля;

2) наделены принудительной силой, благодаря чему навязываются людям независимо от их воли и желания.

Человек не создаёт каждый раз заново политику (как и право), а находит уже готовые результаты предшествующей политической деятельности людей, а потому не может ни отменить, ни изменить их, простым волевым актом. Он вынужден считаться с их существованием, приспосабливаться к ним, поскольку они связаны с материальным и моральным превосходством общества над отдельными индивидами. Политика тем самым выступает по отношению к человеку как внешняя объективная необходимость.

В этом смысле законы выступают средством осуществления политики. «Необходимость не знает законов» – этой краткой формулой Иммануил Кант точно определил истинное соотношение политики как необходимости и права как её средства. Политическая воля способна изменить любой закон, вплоть до Конституции.

Таким образом, суть политики невозможно раскрыть без понимания идеи власти и государства, природы принудительной силы в целом.

Одним из главных признаков государства и реализуемой им власти, как подчеркнул М. Вебер, является «монополия на легитимное использование принудительной силы», что обеспечивается специальными органами власти – полицией, армией, судом, прокуратурой и др. Организация и реализация власти должно иметь правовые основания. Эту мысль чётко выразил В. И. Ленин: «Воля, если она государственная, должна быть выражена как закон, установленный властью». Само же позитивное право есть система общеобязательных норм, исполнение которых гарантируется государственной властью в рамках компетенции соответствующих органов.

Сходство политики и права заключается в обладании принудительной силой, распространяющейся на всё общество. Хотя политика отнюдь не сводится только к праву и не ограничивается им. Она есть явление более широкое, более богатое и более сложное, нежели право. В их взаимном соотношении право выступает как средство политики и в этом качестве подчиняется общим закономерностям соотношения цели и средства её достижения. Такой позиции придерживались Ж. Боден, Т. Гоббс, К. Маркс. Современные западные юристы Роско Паунд и Эдвард Росс рассматривают право как элемент социального контроля, направленный на удовлетворение общественных потребностей и интересов. Право не является целью само по себе, а должно содействовать реализации политических целей.

Соотношение власти и права

 

Проблема соотношения власти и права является одной из ключевых в философии права и одной из самых сложных в общественной практике.

Взаимосвязь права и власти опосредуется волей. Человечество постоянно обращалось к проблеме воли. Начиная с Аристотеля и заканчивая Фридрихом Ницше понятие воли было в центре внимания философских, этических, правовых исследований. Власть – это бытие воли. Она, власть, способна оказывать определённое воздействие на деятельность и поведение людей при помощи таких средств, как воля, право, насилие.

Власть и воля неразрывно взаимосвязаны.

С одной стороны, воля лежит в фундаменте власти как особого типа поведения субъектов, основанном на приказании, давлении; она определяет способность власти подчинять себе, мобилизовать ресурсы общества для достижения поставленных властвующим субъектом целей, принимать решения, улаживать конфликтные ситуации; иными словами, воля – это основания власти как насилия, подавления свободы и независимости социальных субъектов.

С другой стороны, власть есть воление, реализующееся через законы государства, приказы, указы, постановления и сопровождающееся угрозой санкцией в случае неповиновения; она проявляется, как способность воли подчинить того, над кем осуществляется власть. Власть возводит свою волю в закон и тем самым утверждает себя. Волеизъявление власти всегда носит групповой, классовый или клановый характер и не совпадает с волеизъявлением населения. Для того чтобы реализовать волеизъявление большинства (но не всего!) населения необходим закон.

Закон – это единственное выражение и закрепление потребностей и интересов общества, превращение воли всего народа в общеобязательный регулятор общественных отношений и возведение её в ранг правил, распространяющихся на все субъекты жизнедеятельности общества.Закон реализуется через власть. Власть – это воля, осуществляемая в нормах, правилах, запретах, предписаниях. Через закон она устанавливает права и обязанности субъектов общественных отношений, формирует и поддерживает определенный правопорядок, гарантирует защищенность граждан общества от нарушения свобод и других законных прав.

Для исследования данной проблемы воспользуемся подходом одного из видных российских философов права Сергея Сергеевича Алексеева (1924 – 2013).

По его мнению, соотношение права и власти достаточно парадоксально. С одной стороны, «право не может существовать без власти», так как только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных учреждений и институтов.

С другой стороны, «власть является антиподом права». «Власть, – как подчёркивает С. С. Алексеев, – особенно – власть политическая, государственная, которая и делает «право правом», в то же время – явление, в какой-то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой и чуждого, остро враждебного фактора».

Истоки этой враждебности власти праву кроются в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь необходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время обладает такими имманентными качествами, которые в процессе утверждения и упрочения власти могут превращать её в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта властная сила способна ущемлять право, превращать её в «служанку» власти, фактически создавая тем самым «неправовую» реальность.

С целью пресечения неоправданно большой концентрации власти и превращения её в самодовлеющую силу, общество должно создавать определённые политико-правовые институты: разделения властей, федерализма, разъединения государственной и муниципальной власти, институт проведения открытых, демократических выборов и т. д. Однако путь к гармоничному соотношению власти и права не короток и не прост.

Право на принуждение и его оправдание

Одной из важнейших внутренних функций политической власти является обеспечение надёжного общественного порядка, а также противодействие антисоциальным тенденциям и антигражданским действиям со стороны отдельных граждан или их объединений.

Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения. Если не приносят должного эффекта средства убеждения, то государство для наведения общественного порядка применяет средства правового принуждения и насилия.

Принуждение – одно из свойств любой власти, но только государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью права и аппарата принуждения.

Насилие – подавление воли одного субъекта другим вопреки желанию первого.

Правом на принуждение и насилие обладает государственная власть, это одна из функций государства.

Принуждение может принимать различные формы. Основными среди них являются психическое и физическое принуждение. Первое из них несёт в себе угрозу применения силы и исполнения наказания и имеет по существу предупредительный характер. Второе – действует уже как непосредственное применение физической силы, налагающее на человека те или иные ограничения в волеизъявлении, передвижении, свободе выбора местонахождения и т. д.

Физическое принуждение опирается на такие специфические орудия и средства власти, как судебное, административное, политическое преследование, а также вооружённую организацию государства (вооружённые силы, полицию, внутренние войска, национальную гвардию, тюремные и исправительные учреждения и т. д.).

С этой точки зрения политическая власть – это организованное обществом правомерное и справедливое (или считающееся таким) принуждение и насилие. Политичность власти означает, что принуждение и насилие (вплоть до физического) как специфические средства власти монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреждениях, которые в совокупности составляют государство. Право на силу, принуждение по отношению к возможным антисоциальным действиям граждан, таким образом, изымается у частных лиц или групп и передаётся государству, в лице которого принуждение и насилие получают законность, или, по выражению И. Канта, легальность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.009 с.)