Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Философия политики, государства и права

Поиск

Тема 6. ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ПЛАН:

1. Соотношение политики и права.

2. Соотношение власти и права.

3. Понятие о политико-правовых институтах.

4. Правовые теории происхождения государства.

5. Правовое государство.

 

Соотношение власти и права

 

Проблема соотношения власти и права является одной из ключевых в философии права и одной из самых сложных в общественной практике.

Взаимосвязь права и власти опосредуется волей. Человечество постоянно обращалось к проблеме воли. Начиная с Аристотеля и заканчивая Фридрихом Ницше понятие воли было в центре внимания философских, этических, правовых исследований. Власть – это бытие воли. Она, власть, способна оказывать определённое воздействие на деятельность и поведение людей при помощи таких средств, как воля, право, насилие.

Власть и воля неразрывно взаимосвязаны.

С одной стороны, воля лежит в фундаменте власти как особого типа поведения субъектов, основанном на приказании, давлении; она определяет способность власти подчинять себе, мобилизовать ресурсы общества для достижения поставленных властвующим субъектом целей, принимать решения, улаживать конфликтные ситуации; иными словами, воля – это основания власти как насилия, подавления свободы и независимости социальных субъектов.

С другой стороны, власть есть воление, реализующееся через законы государства, приказы, указы, постановления и сопровождающееся угрозой санкцией в случае неповиновения; она проявляется, как способность воли подчинить того, над кем осуществляется власть. Власть возводит свою волю в закон и тем самым утверждает себя. Волеизъявление власти всегда носит групповой, классовый или клановый характер и не совпадает с волеизъявлением населения. Для того чтобы реализовать волеизъявление большинства (но не всего!) населения необходим закон.

Закон – это единственное выражение и закрепление потребностей и интересов общества, превращение воли всего народа в общеобязательный регулятор общественных отношений и возведение её в ранг правил, распространяющихся на все субъекты жизнедеятельности общества.Закон реализуется через власть. Власть – это воля, осуществляемая в нормах, правилах, запретах, предписаниях. Через закон она устанавливает права и обязанности субъектов общественных отношений, формирует и поддерживает определенный правопорядок, гарантирует защищенность граждан общества от нарушения свобод и других законных прав.

Для исследования данной проблемы воспользуемся подходом одного из видных российских философов права Сергея Сергеевича Алексеева (1924 – 2013).

По его мнению, соотношение права и власти достаточно парадоксально. С одной стороны, «право не может существовать без власти», так как только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных учреждений и институтов.

С другой стороны, «власть является антиподом права». «Власть, – как подчёркивает С. С. Алексеев, – особенно – власть политическая, государственная, которая и делает «право правом», в то же время – явление, в какой-то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой и чуждого, остро враждебного фактора».

Истоки этой враждебности власти праву кроются в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь необходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время обладает такими имманентными качествами, которые в процессе утверждения и упрочения власти могут превращать её в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта властная сила способна ущемлять право, превращать её в «служанку» власти, фактически создавая тем самым «неправовую» реальность.

С целью пресечения неоправданно большой концентрации власти и превращения её в самодовлеющую силу, общество должно создавать определённые политико-правовые институты: разделения властей, федерализма, разъединения государственной и муниципальной власти, институт проведения открытых, демократических выборов и т. д. Однако путь к гармоничному соотношению власти и права не короток и не прост.

Право на принуждение и его оправдание

Одной из важнейших внутренних функций политической власти является обеспечение надёжного общественного порядка, а также противодействие антисоциальным тенденциям и антигражданским действиям со стороны отдельных граждан или их объединений.

Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения. Если не приносят должного эффекта средства убеждения, то государство для наведения общественного порядка применяет средства правового принуждения и насилия.

Принуждение – одно из свойств любой власти, но только государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью права и аппарата принуждения.

Насилие – подавление воли одного субъекта другим вопреки желанию первого.

Правом на принуждение и насилие обладает государственная власть, это одна из функций государства.

Принуждение может принимать различные формы. Основными среди них являются психическое и физическое принуждение. Первое из них несёт в себе угрозу применения силы и исполнения наказания и имеет по существу предупредительный характер. Второе – действует уже как непосредственное применение физической силы, налагающее на человека те или иные ограничения в волеизъявлении, передвижении, свободе выбора местонахождения и т. д.

Физическое принуждение опирается на такие специфические орудия и средства власти, как судебное, административное, политическое преследование, а также вооружённую организацию государства (вооружённые силы, полицию, внутренние войска, национальную гвардию, тюремные и исправительные учреждения и т. д.).

С этой точки зрения политическая власть – это организованное обществом правомерное и справедливое (или считающееся таким) принуждение и насилие. Политичность власти означает, что принуждение и насилие (вплоть до физического) как специфические средства власти монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреждениях, которые в совокупности составляют государство. Право на силу, принуждение по отношению к возможным антисоциальным действиям граждан, таким образом, изымается у частных лиц или групп и передаётся государству, в лице которого принуждение и насилие получают законность, или, по выражению И. Канта, легальность.

 

Государство и право

Государство и право – неразделимые понятия, которые не существуют порознь. Применять понятие государства к той или иной человеческой общности правомерно лишь с того времени, когда в ней обнаруживаются первые признаки позитивного права. Право исторически выступило средством поддержания социального равновесия, устойчивости общества. В праве выражается жизненная потребность общества в самосохранении и выживании как целостности. О государстве можно говорить лишь со времени появления правовых, юридических отношений, как бы они при этом ни были малоразвиты.

Австрийский юрист Ганс Кельзен (1881 – 1973) отождествляет государство и право. Право – специфический способ социальной организации, и решающий критерий права – это присутствие в нём «элемента принуждения». Как политическая организация государство представляет собой определённый правовой порядок, и каждое государство управляется и регулируется посредством права. В этом общем смысле государство есть выражение совокупности норм, предусматривающих принуждение.

Государство обладает монополией на законотворчество, поэтому любой акт государственной власти является правовым актом и другим он не может быть в принципе, даже если он исходит от самой жёсткой тирании.

Согласно взглядам австрийского социолога Людвига Гумпловича (1838 – 1909), право, по своей сути, главное средство реализации власти государства. Само право возникло из конфликта разнородных социальных групп неравной силы. Его цель – установить и поддерживать господство более сильной группы над более слабыми посредством использования государственной власти. Руководящая идея права, по Л. Гумпловичу, состоит в поддержании и увековечивании политического, социального и экономического неравенства. Государство и право неразделимы, поэтому понятия «естественное право», «неотъемлемые права человека» суть абсурдные продукты воображения, столь же лишённые смысла, как и концепция «свободной воли». Право для Л. Гумпловича по своей природе совершенно противоположно свободе и равенству, и таковым оно и должно быть. О равенстве можно говорить только как о формальном равенстве всех граждан перед законом, что возможно только в государстве.

Сторонники теорий естественного права ставили право выше государства и по времени возникновения, и по социальной роли. Задача права – обуздывать зло, исходящее от власти, защищать свободу и справедливость в обществе. Такой подход нашёл отражение в идее немецкого правоведа Рудольфа Иеринга (1818 – 1892) о «самоограничении» власти правом.

Р. Иеринг отмечает, что «основная идея государства есть обеспечение общих всем интересов, то есть интересов общества против угрожающего им частного интереса. Эти охраняемые таким образом интересы общества мы и называем правом». Для защиты общих интересов общества необходимо два условия:

1) установление внешнего механизма власти;

2) соблюдение дисциплины применения власти.

Первая задача решается с помощью государственной власти, а вторая задача достигается посредством права. Оба эти социальные инструменты нуждаются в друг друге, их невозможно разделять.

Другой немецкий юрист Георг Еллинек (1851 – 1911), следуя гегелевской линии, проводил различие между государством как социальным феноменом («гражданским обществом», по Г. Гегелю) и государством как юридическим институтом. Одновременно он придерживался и концепции самоограничения государства правом: «Принимая тот или иной закон, государство берёт на себя обязательство перед своими подданными самому исполнять этот закон, каким бы способом тот ни был принят».

В марксистской традиции государство рассматривается как высшая форма организации общества, тогда как право – это система норм и правил поведения, и в этом качестве оно служит регулятором общественных отношений. Право, хотя и подчинено государству и господствующему классу, но может действовать и относительно независимо от него.

Таким образом, в вопросе о соотношении государства и права и истории правовой мысли сформировались три основных подхода:

1) примат права над государством;

2) примат государства над правом;

3) тождественность государства и права: человеческая общность организуется в государство посредством права; государство, в свою очередь, есть форма организации человеческой общности на основе права.

Правопорядок

Правопорядок является непременным атрибутом государства.

Проблема порядка всегда стояла в центре внимания философско-правовой мысли. Хаос, порядок и беспорядок рассматривались как отношения, связи. Порядок предполагает наличие устойчивых и необходимых связей, образующих устойчивые системы. Беспорядок – это нарушение, изменение отдельных связей системы. А хаос – полное исчезновение устойчивых и необходимых связей, разрушение системы, её дезорганизация.

Государство призвано для того, чтобы создать условия для устойчивости социальной системы, ликвидации беспорядка, формирования лучшего порядка.

Ещё И. А. Ильин отмечал: «…порядок жизни, признанный лучшим, признаётся лучшим не только для кого-нибудь отдельного, единичного человека, но и для всех людей, обладающих особыми предупредительными свойствами, например, для учёных, для рабочих, для правительственных чиновников и т. д.».

Порядок является человеку как объективно существующее, устойчивое, повторяющееся отношение. В обществе порядок поддерживается при помощи норм, обычаев, традиций.

Норма –правило, обеспечивающее определённый стандарт поведения, имеющий статус ценности в данном сообществе. Норма поддерживается определёнными санкциями – поощрениями или наказаниями.

В зависимости от сферы функционирования выделяют социальные, моральные и правовые нормы.

Социальные нормы – правила мирного сожительства и сотрудничества, общественный порядок.

Моральные нормы – регулируют поведение людей с позиций «добра» и «зла».

Правовые нормы регулируют поведение людей с позиций «законного» и «незаконного», это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой.

Существуют также нормы этикета, то есть конкретные правила поведения в определённой ситуации: за столом, в театре, в гостях и т. п.

Всё многообразие норм служит основной порядка и правопорядка в обществе, пронизывает все общественные отношения.

На определённом этапе развития человеческого общества социальные, моральные и правовые нормы проявили себя в обычаях. Так, например, в Европе обычай был основным источником права вплоть до XVI века.

Обычай – это, с одной стороны, общественные отношения, подразумевающие соблюдение правил, а с другой – исторически сложившаяся, закреплённая в общественном сознании и распространённая в обществе форма действий людей, повторяющаяся в сходных обстоятельствах. В обычае должное и сущее совпадают; а социальные, моральные и правовые нормы функционируют в единстве.

Обычай регулируют повседневную реальность общества, то есть производственные отношения, взаимоотношения между людьми, правила духовной жизни.

Со временем появляется и такая норма обычая, как справедливость, понимаемая как равноправие, восстановление нарушенного равновесия (например, «око» за «око») или равенство в распределении.

На определённой ступени развития общества появляется правовой обычай.

Правовой обычай – исторически сложившиеся в определённом обществе (или местности) правило поведения, которое взято под охрану государством и обеспечено силой его принуждения.

Обычаи, закреплённые законами государства в качестве правовых норм, становятся обычным правом. Его примерами служат «Законны двенадцати таблиц», «Русская правда», «Салическая правда».

Важное значение в поддержании социального порядка принадлежит традиции, ибо общество формируется не только живущими сейчас людьми, но и наследием предыдущих поколений.

Традиция – это сохранение определённых материальных и духовных ценностей, а также передача многих жизненно важных норм, упорядочивающих общественную жизнь.

Сами традиции носят противоречивый характер. Они могут играть как прогрессивную роль, так и регрессивную, то есть быть тормозом прогрессивного развития, вести к беспорядку.

Общественные отношения регулируются правом, и важным моментом, характеризующим эту регуляцию, является правопорядок.

Правопорядок – основная на праве такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Состояние правопорядка, то есть доминирующий способ его бытия, зависит от характера динамического равновесия между взаимодействующими социальными субъектами. Собственно, существование правопорядка и вызвано необходимостью поддержания определённого равновесия между ними, а именно:

1) воспрепятствование стихийно возникающим отклонениям от правовых норм в поведении социальных субъектов;

2) своевременного исправления самих правовых норм;

3) предвидения и оптимального разрешения социальных конфликтов (классовых, этнических, межгосударственных, семейных, возрастных и др.).

Правопорядок – этот организация общественной жизни, направленная на гармонизацию, согласованность общественных отношений. Правопорядок – это властные отношения, социальное действие права, где государство стремится обеспечить свои интересы.

Общество стремится поддерживать социальный порядок и правопорядок как его элемент. Неукоснительное следование закону в повседневной реальности – один из путей достижения порядка в обществе.

 

 

Правовое государство

 

Одной из важнейших задач политического развития современных стран, в том числе и России, является создание правового государства. Что же представляет собой правовое государство с позиции философии права?

Понятие «правовое государство» возникло как следствие теорий естественного права и общественного договора. Положение о существовании естественных неотчуждаемых прав человека (жизнь, свобода, собственность), которые государство должно защищать, выдвинул английский философ Джон Локк (1632 – 1704). Дальнейшее теоретическое развитие она получила в трудах Жан-Жака Руссо (1712 – 1778), Томаса Пейна (1737 – 1809), Георга Гегеля (1770 – 1831), приверженцев идеологии классического либерализма, представителей социологической школы права.

Наиболее детально разработка понятия правового государства осуществлялась в Германии. Идея тесной связи государства и права была обоснована в работах основоположника немецкой философа Иммануила Канта (1724 – 1804). Он рассматривал государство как «объединение множества людей, подчинённых правовым законам». Основным конститутивным признаком государства было названо верховенство правового закона. Правовой закон рассматривался И. Кантом как первая ступень (или минимум) нравственности.

Термин «правовое государство» (Rechtsstaat) ввёл в научный оборот в 1832 – 1834 годах Роберт фон Моль (1799 – 1875). В правовом государстве осуществляется содействие жизненным целям отдельных лиц «при необходимом единстве государственной цели», осуществляется разработка и учреждение «общих мер, которыми может воспользоваться всякий, желающий достигнуть известной цели». Правовое государство, по Р. фон Молю, призвано выполнять следующие социальные функции:

1) устранение препятствий для развития отдельной личности или общественных союзов;

2) создание условий для развития всех членов общества;

3) поддержание стабильности в обществе за счёт устранения препятствий для социальной мобильности.

Социальная политика правового государства осуществляется по следующим направлениям:

1) забота государства о «физической личности граждан» – активная демографическая политика, политика в области здравоохранения, политика по борьбе с бедностью и нуждой;

2) забота государства о «духовной составляющей граждан» – стимулирование формального образования детей и взрослых, способствование нравственному образованию, стимулирование религиозному образованию через поддержку церкви со стороны государства;

3) забота государства об имуществе граждан – обеспечение возможности каждому различным способом приобретать собственность, гарантия защиты благоприобретённой собственности от разрушения (в результате стихийных бедствий или вредительства), возмещение ущерба в случае уничтожения собственности, стимулирование развития народного хозяйства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение политики протекционизма, стимулирование торговли, расширение возможностей товарооборота.

Таким образом, Р. фон Моль поднял вопрос об обязательственной природе правового государства, сформулировал и отстаивал идею ответственности государства перед личностью и обществом. Раз правовому государству предоставлены широкие права на вмешательство во все сферы общественной жизни, то оно должно брать на себя и обязанность реализовывать широкий круг социальных задач.

К основоположникам этой концепции также относятся видные немецкие юристы XIX века – Карл Теодор Велькер (1790 – 1869), Фридрих Юлиус Шталь (1802 – 1861), Отто Бэр (1817 – 1895), Рудольф фон Гнейст (1816 – 1895), Лоренц фон Штайн (1815 – 1890), Георг Еллинек (1851 – 1911).

Ф. Шталь писал: «Государство должно стать правовым – таков лозунг и таково в действительности устремление нашего времени. Оно должно точно определить и гарантировать с помощью права границы и пути своей деятельности, а равно сферу свободы своих граждан… Правовое государство, следовательно, противостоит патриархальному, патримониальному и откровенно полицейскому государству, в котором власть стремится осуществить нравственные идеи и общую пользу в их полном объёме, давая моральную, а потому и произвольную оценку каждому судебному делу; в не меньшей степени оно противостоит народному государству (Руссо, Робеспьер)» (1856).

В России к вопросам правового государства обращались Борис Николаевич Чичерин (1828 – 1904), Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916), Николай Михайлович Коркунов (1853 – 1904), Александр Семёнович Алексеев (1851 – 1916), Павел Гаврилович Виноградов (1854 – 1925), Павел Иванович Новгородцев (1866 – 1924), Богдан Александрович Кистяковский (1868 – 1920), Владимир Матвеевич Гессен (1868 – 1920), Сергей Андреевич Котляревский (1873 – 1939), Николай Николаевич Алексеев (1879 – 1964), Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948), Иван Александрович Ильин (1883 – 1954).

По большому счёту, неправовых государств не существует и не может существовать в принципе, поскольку государство и есть воплощённое право. В любом государстве существуют определённые законы, даже в условиях самой жестокой диктатуры. Сочетание «неправовое государство» есть полная бессмыслица.

В современной трактовке правовое государство – это такая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, гражданина, а также последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений с её стороны.

Тема 6. ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ПЛАН:

1. Соотношение политики и права.

2. Соотношение власти и права.

3. Понятие о политико-правовых институтах.

4. Правовые теории происхождения государства.

5. Правовое государство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.250.241 (0.011 с.)