Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о политико-правовых институтах

Поиск

 

Одной из важнейших функций права является регулятивная функция. Эта функция права осуществляется благодаря формализации поведения индивидов, то есть заключению этого поведения в определённые формы или рамки, приемлемые для других людей и общества в целом.

В свою очередь, эти формы, регулирующие поведение людей, устанавливаются особыми правилами, нормами, законами, устойчивый комплекс которых носит название правовых институтов. Поскольку право и государство тесно связаны между собой, правовые и политические (государственные) институты в философско-правовой литературе, как правило, рассматриваются в единстве, то есть как политико-правовые институты.

Наличие институционального измерения права обусловливает постановку вопросов о соотношении власти и права, их легитимации, верховенстве права, а также взаимодействия правового государства и гражданского общества и ряд других.

Известно, что взаимодействие людей в обществе как «политических существ» (Аристотель) происходит в различных формах, часть из которых принимает формализованный характер, другими словами осуществляется при помощи определённых социальных институтов. В данном контексте слово «институт» (от лат. institutum – устройство, установление) означает элемент социальной структуры, историческую форму организации и регулирования общественной жизни.

По мнению известного немецкого философа права Отто Хёффе, социальные институты представляют собой социальные образования, «которые организуются в соответствии с (общепринятыми) структурами и правилами, которые не находятся в непосредственном распоряжении взаимодействующих индивидов и малых социальных групп и соблюдение которых достигается насильственным путём через систему формальных и неформальных санкций».

Социальные институты представляют собой сложные феномены, которые не поддаются простому описанию и объяснению. Для понимания этих феноменов весьма важно то, что одним из их аспектов является биологическая основа. Эти институты в процессе эволюции человека выполняют те задачи, которые у животных выполняли «инстинкты и видовые особенности, причём, отдельные функции институтов вполне тождественны важнейшим функциям инстинктов у животных».

Содержание социальных институтов составляют определённые правила (нормы), а также сопровождающие их санкции и правовые формы, в которых они проявляются. Эти правила определяют положение субъектов в обществе, а также устанавливают: какие действия субъектов являются разрешёнными, а какие действия не поощряются или даже запрещаются.

Также с помощью социальных институтов обеспечивается интеграция индивидов в социальные группы, упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение, обеспечивается устойчивость и стабильность общественной жизни и т. д.

Основными социальными институтами современного общества являются: экономические институты (разделение труда, собственность, заработная плата и др.); институты родства, брака и семьи; институты культуры и социализации; политико-правовые институты и др.

Предметом исследования философии права являются, прежде всего, политико-правовые (государственно-правовые) институты, занимающие одно из центральных мест в социальной системе общества. Их деятельность связана с завоеванием власти, её осуществлением и распределением, а также с обеспечением функционирования общества как социальной системы.

К основным политико-правовым институтам относятся: государство, судебные и административные органы, политические партии и общественные движения, объединения, институты правопорядка и социального контроля, институты правотворчества, прав человека, правового воспитания, разрешения правовых конфликтов и др. Каждый из перечисленных политико-правовых институтов осуществляет определённый вид социальной деятельности по управлению и регулированию общественных отношений.

Важнейшим политико-правовым институтом современного общества является государство. Оно представляет собой основной источник законов и других правовых актов и предназначено для организации жизни общества, самого государства и его структур в системе политических и правовых отношений. Это – относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая в себя в свою очередь совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов и структур. Среди них: институты законодательной, исполнительной и судебной властей; правовая система; государственная администрация; органы исполнительной и представительной власти на региональном уровне и, наконец, органы местного самоуправления. Для нас особый интерес представляют взаимоотношения политико-правовых институтов, и прежде всего государства, с обществом и человеком.

 

Государство и право

Государство и право – неразделимые понятия, которые не существуют порознь. Применять понятие государства к той или иной человеческой общности правомерно лишь с того времени, когда в ней обнаруживаются первые признаки позитивного права. Право исторически выступило средством поддержания социального равновесия, устойчивости общества. В праве выражается жизненная потребность общества в самосохранении и выживании как целостности. О государстве можно говорить лишь со времени появления правовых, юридических отношений, как бы они при этом ни были малоразвиты.

Австрийский юрист Ганс Кельзен (1881 – 1973) отождествляет государство и право. Право – специфический способ социальной организации, и решающий критерий права – это присутствие в нём «элемента принуждения». Как политическая организация государство представляет собой определённый правовой порядок, и каждое государство управляется и регулируется посредством права. В этом общем смысле государство есть выражение совокупности норм, предусматривающих принуждение.

Государство обладает монополией на законотворчество, поэтому любой акт государственной власти является правовым актом и другим он не может быть в принципе, даже если он исходит от самой жёсткой тирании.

Согласно взглядам австрийского социолога Людвига Гумпловича (1838 – 1909), право, по своей сути, главное средство реализации власти государства. Само право возникло из конфликта разнородных социальных групп неравной силы. Его цель – установить и поддерживать господство более сильной группы над более слабыми посредством использования государственной власти. Руководящая идея права, по Л. Гумпловичу, состоит в поддержании и увековечивании политического, социального и экономического неравенства. Государство и право неразделимы, поэтому понятия «естественное право», «неотъемлемые права человека» суть абсурдные продукты воображения, столь же лишённые смысла, как и концепция «свободной воли». Право для Л. Гумпловича по своей природе совершенно противоположно свободе и равенству, и таковым оно и должно быть. О равенстве можно говорить только как о формальном равенстве всех граждан перед законом, что возможно только в государстве.

Сторонники теорий естественного права ставили право выше государства и по времени возникновения, и по социальной роли. Задача права – обуздывать зло, исходящее от власти, защищать свободу и справедливость в обществе. Такой подход нашёл отражение в идее немецкого правоведа Рудольфа Иеринга (1818 – 1892) о «самоограничении» власти правом.

Р. Иеринг отмечает, что «основная идея государства есть обеспечение общих всем интересов, то есть интересов общества против угрожающего им частного интереса. Эти охраняемые таким образом интересы общества мы и называем правом». Для защиты общих интересов общества необходимо два условия:

1) установление внешнего механизма власти;

2) соблюдение дисциплины применения власти.

Первая задача решается с помощью государственной власти, а вторая задача достигается посредством права. Оба эти социальные инструменты нуждаются в друг друге, их невозможно разделять.

Другой немецкий юрист Георг Еллинек (1851 – 1911), следуя гегелевской линии, проводил различие между государством как социальным феноменом («гражданским обществом», по Г. Гегелю) и государством как юридическим институтом. Одновременно он придерживался и концепции самоограничения государства правом: «Принимая тот или иной закон, государство берёт на себя обязательство перед своими подданными самому исполнять этот закон, каким бы способом тот ни был принят».

В марксистской традиции государство рассматривается как высшая форма организации общества, тогда как право – это система норм и правил поведения, и в этом качестве оно служит регулятором общественных отношений. Право, хотя и подчинено государству и господствующему классу, но может действовать и относительно независимо от него.

Таким образом, в вопросе о соотношении государства и права и истории правовой мысли сформировались три основных подхода:

1) примат права над государством;

2) примат государства над правом;

3) тождественность государства и права: человеческая общность организуется в государство посредством права; государство, в свою очередь, есть форма организации человеческой общности на основе права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.45.223 (0.007 с.)