Символизм ландшафта песочной картины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символизм ландшафта песочной картины.



Символизм ландшафта отражает рельеф внутреннего мира человека. Каков он? Плоский, холмистый, горный, лесной, водный. Многоплановый или однообразный? Ландшафт отражает динамику внутренних процессов.

Многие начинают процесс создания песочной картины именно с ландшафта: прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют мир разными существами. Другие создают ландшафт параллельно с помещением фигурок на песочный лист. Третьи сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость, не обременяя себя созданием ландшафта.

Иногда у детей, подростков можно увидеть отсутствие ландшафта или его условность. Например, озеро или река выглядят как небольшое углубление в песке. До голубого дна песочницы еще очень далеко, но автор картины определяет эту ямку как полноценный водоем.

Так может проявляться недостаточная осознанность внутренних процессов. Для детей это естественно, они находятся только вначале пути самопознания. Однако если песочную картину с; выраженным ландшафтом создавал подросток или взрослый, важно не торопиться с интерпретацией.

У взрослых невыраженный ландшафт появляется после перенесенных тяжелых болезней, утрат, стрессов как показатель стабилизации внутренних процессов. С другой стороны, невыраженный ландшафт говорит о том, что человек не желает сейчас углубляться в недра своего внутреннего мира и заниматься исследованием себя. Наконец, картины с невыраженным ландшафтом и малым количеством фигурок создают люди, далеко продвинувшиеся в личностном развитии. Как правило, такие картины всегда наполнены глубоким философским смыслом.

Также плоскую песочную картину часто можно встретить у совсем маленьких детей.

Типичными атрибутами ландшафта являются:

1) водоемы — ручьи, реки, озера, пруды, водопады, моря;

2) отдельные фрагменты суши внутри или около водоема — мыс, коса, остров;

3) равнины — пустыни, долины, сады, леса;

4) возвышенности — холмы, курганы, сопки, горы;

5) естественные природные углубления — пещеры;

6) связующие элементы — мосты, тоннели, дороги, тропинки.

Водоемы могут символизировать чувственное, эмоциональное начало человека. Если в картине доминирует водная стихия, можно говорить об авторе как о человеке чувствительном. Или о его пробуждающейся чувственности, здоровой сексуальности (если вода в картине, безусловно, чистая и в ней нет злобных персонажей). Однако не будем забывать о том, что издавна люди строили свои дома и поселения на берегах рек, озер и других водоемов. Поэтому расположение строений на берегу является естественным и природосообразным.

Другая ситуация, если в песочной композиции отсутствует вода. Наверное, не стоит сразу говорить о недостатке эмоциональности. Вода может отсутствовать по объективным причинам: идея и сюжет картины не предусматривают ее наличия. Например, автор лепит фигуру человека из песка или создает караван в пустыне.

Интересно и местоположение водоемов. Реки нередко протекают транзитом по всей картине, символизируя центральную магистраль. При этом реки могут разделять пространство картины на несколько частей. Таким образом, мы будем иметь дело с автономными частями личности, актуальными для автора в данный Момент времени. Относительно рек может оказаться важным знание направления их течения. В какую сторону течет река: слева направо (из прошлого в будущее) или справа налево (из будущего  в прошлое); сверху вниз (от образа к его действенному воплощению) или снизу вверх (от действия к его осознанию).

Озера, пруды, внутренние моря занимают фиксированное место в картине. Поэтому для нас особенно интересно их пространственное положение.

Водоемы могут способствовать формированию отдельных фрагментов суши, наиболее интересными из которых являются острова. Остров — автономная часть суши, со всех сторон омываемая водой. Нередко на остров помещают самые значимые или уязвимые фигурки. Некоторые авторы картин с островами говорят, это место их уединения. В основной части картины они вынуждены постоянно с кем-то взаимодействовать, суетиться, соответствовать, поэтому наступает момент, когда надо сбежать на остров. Иногда остров символизирует недоступную для реализации, с точки зрения автора композиции, мечту.

У подростков нередко остров является «зоной самостоятельности и свободы». Ребенок на острове может пережить подлинное ощущение самостоятельности, актуализируя ресурсы для выживания, проверяя себя.

В то же время, на остров может быть «выселена» некая травматическая ситуация, вытесняемая в более глубокие пласты бессознательного.

Горы, сопки, высокие холмы могут иметь в картинах множественную нагрузку. Они служат защитой, препятствием, домом центральной фигурой композиции. Возвышенность приподнимает человека над землей, чуточку приближая к богам.

Находясь на горе, человек может увидеть свою «земную» жизнь как на ладони. У психологов это называется «подняться над ситуацией», освободиться от суеты, посмотреть «философским взглядом».

Горы также символизируют стремление человека к социальной самореализации, утверждению себя в социальных делах и достижениях.

Гора является почти традиционным символом в картине молодого мужчины, и она — отражение здорового желания утверждать свою мужскую силу.

Особое место в ландшафте занимают пещеры как земные, и водные. Пещера — это сокровенное место земли, некая тайна. Тайна пещер, с одной стороны, привлекает, заинтриговывает. С другой стороны, пугает.

В песочных композициях довольно часто в пещерах живет некий загадочный, иногда злобный персонаж. Часто вход в пещеру специально охраняется. В любом случае пещера является носителем тайны.

Иногда в пещерах «прячутся» психотравматические, вытесненные воспоминания, к актуализации которых человек в данный момент не готов. Это особенно справедливо, когда в пещере сло­жен мусор или живет злобный персонаж. Долины и сады символизируют созидательное вмешательство человека в природный ландшафт, показывают умение человека гармонично обустраивать мир вокруг себя.

Итак, символизм ландшафта также многое может рассказать о внутреннем мире человека.

Каждый предмет появляется в песочнице неслучайно. Он что-то символизирует. Но что? Чтобы прикоснуться к пониманию этого, важно понять следующее: предметы имеют многоуровневое значение, несут информацию личного и коллективного бессознательного.

Психолог также обращает внимание на взаимодействие героев песочной картины. У детей перенесших психологические травмы, часто в песочной картине разворачиваются целые баталии, сражения и убийства. Иногда приходится наблюдать повторяющиеся сюжеты от занятия к занятию. В этом случае психолог может предложить вместе подумать, чем можно помочь героям. Это позволяет вывести ребенка на новый уровень взаимоотношений. Через некоторое время можно наблюдать первые признаки уравновешенности. Например, противников не убивают, а заключают в тюрьму. Появляется герой, побеждающий силы «мрака». Через несколько занятий песочной терапией жизнь возвращается в «нормальное русло». Между природой, людьми и ритмом повседневной жизни восстанавливаются порядок и равновесие. Животные находятся в привычной среде обитания. Ограды защищают овец и коров. Города и деревни пересекают ровные линии дорог. Деревья и сельскохозяйственные культуры приносят урожай. Сцены из песка характеризуются упорядоченностью.

Особое внимание психолога должно быть направлено на ресурсное содержание картины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.005 с.)