Индивидуальная песочная терапия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальная песочная терапия



Индивидуальная песочная терапия

«Нередко руки сами знают, как решить

Ту головоломку, которую напрасно

пытался решить интеллект…»

Карл Густав Юнг

Общие представления

Игра с песком как методика консультирования была впервые описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд (1939). В тридцатых годах XX века она создала Лондонский Институт Детской Психологии. В игровом помещении своего института Ловенфельд установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки помещались в коробке.  Дети, приходившие в институт, использовали игрушки в игре с песком. Огромное влияние на развитие метода, формулирование теоретических принципов и подготовку практикующих консультантов во всем мире оказала швейцарский психоаналитик юнгианского направления Дора Калфф.

 

Механизм психотерапевтического воздействия

Штейнхард Ленор пишет, клиент, руки которого прикасаются к песку, инстинктивно пытается придать определенную форму своим чувствам и мыслям — создать фундамент песочной композиции. Он ощущает удовлетворение, когда под руками возникает некая нужная ему форма, после чего начинает располагать на ней миниатюрные фигурки. Тактильный контакт с песком придает творческому процессу определенность и личностный характер. Без этого контакта творческий процесс не имеет каких-либо границ и носит анонимный характер, словно некая часть внутреннего фундамента человека все еще остается для него невидимой и непризнанной. Пока не создан песочный фундамент, клиент остается в определенной зависимости от психотерапевта; создание же фундамента рассматривается как важный знак принятия им ответственности за себя самого, свидетельства построения некой основы своего дальнейшего развития.

Вейнриб утверждает, что психика неизменно стремится к целостности и самоисцелению посредством создания определенной системы символов. Она добавляет, что отказ признать способность психики к самоисцелению часто ведет к использованию такой формы арт-терапии, которая предполагает высокую степень директивности и чрезмерное использование «техник».

 

Индивидуальная песочная терапия с детьми, перенесшими психологические травмы

Одной из эффективных технологий помощи детям, перенесшим психологические травмы, является песочная терапия. По мнению Копытина, песочная терапия способствует отреагированию эмоций, в том числе и травматичного психологического материала.

Песочная терапия, как способ невербального самовыражения позволяет детям с психологической травмой:

- выявить наличие психотравмирующих ситуаций и связанных с ними изменений эмоционально-волевой сферы, когнитивной, личностных особенностей и поведения ребенка

- снизить тревожность и устранить страхи

- устранить когнитивные искажения

- освоить навыки релаксации

- освоить навыки свободного и адекватного выражения «положительных» и «отрицательных» эмоций.

- преодолеть неадекватные формы поведения (аутоагрессии, агрессии, раздражительности в отношениях, реакции избегания)

- обрести контроль над ситуацией и собственной жизнью, научиться прогнозировать и проектировать позитивное будущее

Задачи, стоящие перед психологом:

1) помочь ребенку проявить свои мысли, чувства, фантазии

2) помочь ребенку отработать внутренние конфликты и полученные психологические травмы, путем:

• приобретения ребенком ощущения контроля над фантазиями

• постепенного изменения сцен из песка;

• изменения/разрешения фантазий и конфликтов;

3) помочь ребенку сконцентрироваться на пространстве, ограниченном песочным ящиком.

Начало песочной терапии

Процесс психокоррекции или терапии всегда начинается с установления контакта. Если предложить взрослому человеку поиграть в песочнице, он, по меньшей мере, может удивиться. Поэтому ему важно подробно объяснить историю и назначение метода песочной терапии отмечает Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Маргарет Ловенфельд, предлагая детям песочницу, использовала четкую инструкцию по созданию песочной композиции. Она говорила детям, что создаваемая работа должна передать то, что они не могли бы выразить словами. Она показывала на песочницу и объясняла, что песок может быть оставлен покрывающим дно песочницы для того, чтобы на него можно было поставить предметы, либо собран в кучи, и что голубой цвет дна подноса может обозначать море, озеро или реку. После этого она показывала ребенку содержимое шкафа с игрушками и просила детей «создать из песка картинку», используя при этом имеющиеся в шкафу предметы, либо обходясь без них.

По словам Ловенфельд, «когда начиналась работа, инструкции становились излишними — интерес к творчеству все объясняет». Хотя исследовательница предлагала клиентам выбрать и расположить в песочнице разные предметы, она не забывала сказать о том, что работа с песком сама по себе имеет большое значение.

Кальфф обычно говорила: «Посмотрите на полки, найдите то, что представляет для вас наибольший интерес, поместите это в песочницу, а потом, если захотите, добавьте любые другие предметы»

Ребенку можно предложить закрыть глаза и представить какую-то сцену, ситуацию, какой-то мир, изобразить этот мир на песке, при этом использовать любые имеющиеся игрушки. Причем специалист в таинстве выбора не участвует. Он как будто «растворяется», но обращает внимание на то, как, что и сколько предметов выбирает клиент.

Бывает и так, что ребенок не идет на контакт, не собирается выбирать фигурки. Эти проявления защитных реакций не должны пугать. Если ребенок не идет на контакт, ведущий может сам поиграть в песок, строить свою страну. При этом он комментирует происходящее, как бы разговаривая «сам с собой». Обычно дети присоединяются к игре. Подростки могут выдержать солидную «паузу»: 1—3 занятия смотреть без особого участия, но потом все же присоединяются.

Дети и подростки с негативным социальным опытом не знают с чего начать строительство страны в песочнице. Здесь велика роль ведущего. Он предлагает поэкспериментировать: создать горы, водоемы, озеленить страну. Таким образом, при поддержке взрослого, ребенок быстрее освоится в песочнице.

Как только ребенок начал строить песочную картину, нам необходимо занять такое место, где нас не видно, но нам видно все.

 

Символизм песочной картины

Для удобства понимания, пишет М.В Киселева, мы условно разделим символическое  поле песочной картины на три части.

В символическое поле войдут:

1) символизм пространственного расположения предметов в песочнице;

2) символизм ландшафта песочной картины;

3) символизм предметов, использованных в песочной картине

Мы последовательно рассмотрим каждую часть символического поля песочной картины. Условно разделяя его на три части, будем помнить о том, что они существуют в единстве друг с другом.

Важным условием для проведения символического анализа является фиксация местоположения клиента относительно песочницы.

Поверхность песочной картины можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали, как в кубике Рубика. Таким образом, «песочный лист» размечается на девять секторов. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение. Мы приводим его для тех, у кого ведущая рука — правая. У левшей все будет зеркально.

Разделение по вертикали.

«Женская» часть (слева). Символизирует прошлое, взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью, связь с домом.

Левая часть — это то, что человек уже имеет, на что может опираться.

Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы.

Настоящее. Центральная часть символизирует актуальные в данный момент процессы человека. О чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым. Особенно это касается фигурки, которая поставлена в центр картины. Нередко она символизирует Я клиента, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент

«Мужская» часть (справа). Символизирует будущее. Социальные процессы. Взаимоотношения в социуме: детский сад, школа, институт. Также символизирует планы на будущее, тревоги, связанные с будущим.

Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного.

Разделение по горизонтали.

Верхняя часть символизирует ментальные процессы. О чем человек думает, фантазирует, что планирует, вспоминает.

Центральная часть символизирует эмоциональные процессы. Что человек переживает, что он чувствует, о чем беспокоится, чему радуется.

Нижняя часть символизирует сферу реальных действий, поступков человека. То, что он сделал, что делает, что хочет сделать. Земля почва под ногами. Как видим, интерпретация символического значения многозначная, многоуровневая. Поэтому психолог ищет тот смысл, который более всего соответствует состоянию клиента и идее картины.

Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигурок в песочнице может дать важную информацию об особенностях клиента. Для этого нужно ответить на вопрос: «Какие части песочницы наиболее заполнены, а какие оказались пустыми?» Если наблюдается определенная дисгармония в заполнении песочницы фигурками, психолог может определить для себя наиболее общие задачи консультирования.

Групповая форма работы

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М Грабенк о выделяют основные психодиагностические «мишени» в групповой работе:

ü характер взаимодействия в группе (для этого введен термин «стиль ситуативной коммуникации»);

ü распределение ролей в группе;

ü стиль поведения каждого участника группы.

Ассимиляция

Если мы видим песочную картину с единым центром; предложения участников группы как будто объединились в одну общую идею; «территории» членов группы не выделены, размыты; все Подчинены одной идее и царит полное взаимопонимание, это стиль ассимиляции.

«Параллельная игра»

 В этом случае, в песочнице можно несколько «параллельных миров» — автономных стран, которые друг другу не мешают. Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, проходы), а иногда они отсутствуют вообще. Бывает, что два члена группы находятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои «сказочные страны». Если вы наблюдаете именно это, можно отметить два стиля ситуативной коммуникации: конфронтация и «параллельная игра». Иногда тот, кто ведет «параллельную игру», потихоньку может захватывать, территории спорящих. Этот СКК проявляется, если страну строят незнакомые люди, не желающие вступать в контакт, открываться. Иногда один из детей или подростков строит свою «параллельную страну, тогда как другие участники строительства демонстрируют стиль сотрудничества. Ведущий может предложить проложить дороги к автономной стране. По тому, как отреагируют на это предложение участники группы и сам автор изолированной страны, можно судить о характере взаимоотношений между ними.

Конфронтация. Если в группу «попали» два или более лидера, наблюдалось открытое или скрытое противостояние, напряжение; даже разразился конфликт (группа спонтанно разделилась на подгруппы) - это стиль конфронтации.

«Борьба за территорию». В этом случае, участники группы прежде всего стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняю друг у друга «кто главнее», как в случае конфронтации. Идет борьба за власть и территорию, сопровождающаяся агрессивными вспышками и конфликтами.

Важно, чтобы наблюдение за ССК группе заняло не менее 3-5 сеансов. Если все это время CCК сохранялся, можно говорить об его устойчивости.

Наиболее деструктивный ССК — «борьба за территорию». Чаще всего он проявляется у детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В этом случае наиболее сложно «умерить страсти». Если в группе есть явный «зачинщик» конфликта, имеет смысл поработать с ним индивидуально.

Сотрудничество и ассимиляция отражают либо хорошо сформиро­ванные навыки позитивной коммуникации, либо высокую степень совместимости, сплоченности группы. Обычно эти ССК можно наблюдать в зрелых и взрослых группах.

Опыт моей работы с семьями показывает, что сотрудничество и ассимиляция часто проявляются в благополучных семьях. В то время как «параллельная игра», конфронтация чаще проявляется при совместной работе членов семьи, где есть неблагоприятные факторы.

В случае «параллельной игры» важно стимулировать среди участников группы желание узнать мир соседа, строить коммуникации между территориями. Но делать это нужно осторожно. В любом случае, насильно, против желания ребенка, внедряться на его кусочек сказочной страны не стоит. Имеет смысл подольше по­наблюдать за естественной динамикой развития взаимодействия в песочнице. Длительная изоляция миров друг от друга (более 8 сеансов) Может говорить о существенных проблемах. Если только один или два участника группы обособляют свои миры, это может отражать стремление к дополнительной безопасности, уязвимость, ранимость. Однако при достаточной степени доверия в группе, они идут на взаимодействие.

Шкалы Протокола

Агрессивность-миролюбие. Шкала характеризует уровень внутренней и внешней агрессии ребенка. Если ребенок проявляет по отношению к другим разрушительные или запугивающие действия: разрушает что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, обзывается, бросается песком, унижает, вы можете поставить (крест или точку) напротив цифр 2, 3,4.

Крайнее проявление миролюбия: «бьют по щеке — подставь другую», страх конфликта, беззащитность.

Конформизм—лидерство. Шкала отражает тенденцию быть ведомым или лидером.

Отстраненность—вовлеченность. Шкала показывает уровень мотивации по отношению к занятиям, интерес к работе группы, пассивность или активность участия в групповом процессе. Если ребенку неинтересно, он не участвует в групповой работе, просится домой, ноет, капризничает, не проявляет эмоциональной реакции, вял и безынициативен, то вы можете поставить в этой шкале знак «X» напротив цифр 2, 3 (в зависимости от выраженности качества). Балл 6 отразит достаточную вовлеченность в процесс и «осторожное» проявление активности. Если вы видите; что ребенок активно участвует в работе группы, быстро подхватывает идеи, стремится многое делать сам, то можно поставить знак «X» напротив цифр 7 или 8. Активность или пассивность во многом зависят от состояния ребенка в данный момент. Даже самые активные и подвижные дети, когда заболевают или оказываются в непривычной обстановке, могут проявлять вялость или пассивность. А внешне замкнутые дети проявляют активность тогда, когда им интересно.

Стереотипность—креативность. Шкала отражает динамику развития у ребенка творческих процессов. В начале занятий некоторые дети могут иметь низкие оценки по этой шкале. В ходе занятий по мере развития творческого мышления и воображения, результаты по этой шкале будут повышаться.

Индивидуализм-сотрудничество. Шкала исследует коммуникативные навыки ребенка.

 

Особый интерес представляет семейное консультирование с использованием песочной терапии. Когда в короткие сроки специалист может определить стиль ситуативной коммуникации, стиль руководства и получить много информации о семье. Кроме того, овладев навыками работы с песочницей, Вы можете составлять занятия с семьей в зависимости от поставленной цели и решаемых задач.

Например: приведенное ниже занятие «Семейное путешествие».

Цель: укрепление взаимоотношений между членами семьи.

Инструкция: ваша семья отправляется в путешествие. Вы должны совместно решить, каким оно будет. Важно учесть мнение каждого члена семьи, для того чтобы путешествие было интересным и увлекательным для каждого. После того как вы все обсудите, постройте это место в песочнице. При этом используйте необходимые для этого предметы и материалы, которые найдете в этой комнате.

Психокоррекция

Т.Д Зинкевич-Евстигнеева пишет об использовании игр и упражнений в коррекционных целях. Однако разработанных программ коррекции познавательной, эмоционально-волевой сферы, с использованием песочной терапии для детей нет. Поэтому используя практический опыт в работе с детьми и невероятную изобретательность и фантазию своих маленьких клиентов, я выполнила подборку интересных авторских игр и упражнений с использованием песочной терапии. Некоторые упражнения можно встретить в других коррекционно-развивающих программах, но использование при этом песка, делает занятия интересными и увлекательными.

Цели занятий:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность;

2. Стимулировать развитие тактильно-кинестетической чувствительности;

3. Расширение знаний об окружающем мире, увеличение активного словарного запаса;

4. Формирование умения и навыков произвольных действий, программирования и контроля поведения;

5. Развитие познавательных психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, фантазии, пространственных представлений;

6. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства

7. Снижение психофизического напряжения

8. Актуализация эмоций, повышение эмоционального интеллекта, коррекция страхов.

Упражнение «Свойства песка»

Цель: развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, расширение словарного запаса.

Задача психолога обратить внимание на ощущения ребенка. Оценить то, что чувствуют руки (холод-тепло, колючее-гладкое, мягкое-твердое, мокрое-сухое.) В зависимости от возраста ребенок может сам охарактеризовать то, что чувствует.

Упражнение «Следы на песке»

Цель: развитие кинестетической организации движений, умение следовать инструкции, развитие воображения.

Инструкция: «Сделай из пальчиков такую же фигуру как я»

Сначала правой рукой. Сгруппировать пальцы 5,4, 3-тий. Оставить следы на песке. Затем левой. Оставить следы. Сгруппировать 5,4,3,2 пальцы на правой и левой руке и оставить следы.

«Пройтись» по поверхности песка указательным, безымянным, затем большим пальцем, оставить следы.

Можно вместе пофантазировать: чьи это следы?

 

Упражнение «Ландшафт».

Цель: расширение знаний об окружающем мире, увеличение активного словарного запаса, развитие воображения, зрительной памяти.

Лекционный материал: «Что такое ландшафт».

Сегодня тебе предстоит узнать и выучить новое слово – ландшафт. Чтобы поскорее его запомнить мы напишем его на песке.

Географический ландшафт (нем. Landschaft, вид местности, от Land — земля и schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость) — одно из фундаментальных понятий географии.  По мнению Е.Ю. Колбовского наиболее близкое к термину ландшафт в русском языке слово "местность", в то же время ландшафт в польском переводе "крайобраз" очень точно передает одно из смыслов этого термина «образ края».

Мы будем считать, что ландшафт – это та местность, которая нас окружает. Если мы уедем из города то увидим лес, поля, реки и озера. А если поедем дальше, то можем увидеть горы и море, это будет совсем другой ландшафт. Сейчас ты сможешь создать свой, неповторимый, ландшафт. Каким он будет - решать тебе. Настоящему создателю, волшебнику, могут понадобиться дополнительно чудесные предметы, камни, растения, вода и многое другое ты найдешь в этой коробке.

После того как ландшафт готов, психолог просит ребенка составить рассказ о ландшафте.

 

Игра «Внимательный охотник»

Цель: развитие внимания и волевых качеств.

Перед ребенком, в песочнице, расположены животные. Психолог указывает на одно из животных и называет его. Он может указать на любого из животных, независимо от произнесенного названия. Задача ребенка – указать соответствующее животное. По мере включения ребенка в игру, темп можно увеличить.

 

Игра «Смелые поступки»

Цель: развитие воображения, фантазии, помощь в преодолении страхов.

Ребенку необходимо выбрать 2-х героев. Одного – в роли которого будет выступать сам, другого – в роли друга к которому нужно добраться. Выбрать фигуры отрицателных героев - «плохишей». Отрицательные герои постараются помешать главному герою встретиться с другом. Ребенку необходимо придумать, какой смелый поступок должен совершить герой, чтобы преодолеть трудности.

После игры ребенку можно предложить совершить смелый поступок, чтобы преодолеть страх (но не настаивать на его исполнении).

 

Заключение

Итак, у вас есть замечательная возможность начать это необыкновенное путешествие – в страну «песочной психотерапии». Для меня оно продолжается четвертый год. Не переставая удивлять, открывать новые и новые горизонты, поражать своей простотой, глубиной и бережным отношением к путешественнику.

 

Доброго пути!

 

 

Список литературы

1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Практикум по креативной терапии», СПб Речь 2003.

2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Чудеса на песке», СПб Речь 2005.

3. М.В. Киселева «Арт-терапия в работе с детьми», СПб Речь 2007.

4. А.И. Копытин, Б. Корт «Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия», СПб Речь 2007.

5. Штейнхард Ленор «Юнгианская песочная терапия», СПб «Питер» 2001.

 

Индивидуальная песочная терапия

«Нередко руки сами знают, как решить



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.076 с.)