Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проявление ресурсного содержания, окончание работыСодержание книги Поиск на нашем сайте
1. Наличие особой позитивной энергетики в картине. Какой-то участок картины или композиция в целом греет душу. Если попросить рассказать об этом подробнее, можно актуализировать ресурсные ипостаси личности. 2. В картине или рассказе о ней имеется созидательная идея, стремление. Если психолог на этом акцентирует внимание клиента, можно актуализировать его ресурсные возможности. 3. Сюжет песочной картины жизнеутверждающий — и на этом можно построить линию консультирования (рис.1). Рис. 1. 4. Ощущение освобождения от напряжения после отыгранного конфликта. Теперь, когда добро одержало победу над злом, можно «начинать новую жизнь». 5. Гибкость и изобретательность героя композиции в поиске способов преодоления трудностей. Обычно это можно установить из рассказа клиента о картине. Если герой комбинирует прямую агрессию, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь и другие способы для преодоления трудной ситуации, можно говорить о его адаптивных ресурсах. У него имеется высокий потенциал, для того чтобы приспособиться к различным условиям, а также для успешного разрешения сложных ситуаций. 6. Потенциальные ресурсные возможности человека проявляются в его песочной картине в качестве чудесных предметов, несущих избавление или счастливое разрешение ситуации. Впоследствии мы сможем к ним обращаться для поддержки и усиления Я клиента. 7. Наличие фигур-помощников. Таким образом, песочная терапия помогает ребенку справляться с жизненными проблемами, делает возможной задачу психической переработки нового, пусть не всегда легкого опыта, является предпосылкой дальнейшего интеллектуального и эмоционального развития. Освобождение подавленной энергии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности. К критериям, позволяющим думать об окончании работы на данном этапе относятся: - уменьшение тревожности; - снижение доли аутоагрессивных и самоподтвреждающих защит; - восстановление адекватного возрасту эмоционального развития, включая соответствующее возрасту функционирование; - улучшение отношений ребенка с семьей и сверстниками; - чувство самопринятия, включающее появление жизненной перспективы; - увеличившаяся способность думать о своих чувствах и чувствах других. Постепенно ребенок становится способен перерабатывать и выражать свои чувства не на соматическом или поведенческом уровне, а на психическом уровне и с помощью психических средств, например, речи.
Групповая форма работы Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М Грабенк о выделяют основные психодиагностические «мишени» в групповой работе: ü характер взаимодействия в группе (для этого введен термин «стиль ситуативной коммуникации»); ü распределение ролей в группе; ü стиль поведения каждого участника группы. Диагностика характера взаимодействия в группе (Стиль ситуативной коммуникации) Стиль ситуативной коммуникации (ССК) отражает общий характер взаимодействия «вокруг песочницы» В зависимости от того, каким образом вели себя участники группы по отношению друг к другу, мы определяем ССК как сотрудничество, ассимиляцию, «параллельною игру», конфронтацию, «борьбу за территорию». Если ни один из наделенных стилей не отражает наблюдаемое взаимодействие, можно выделить новый ССК. Сотрудничество. Если в песочнице все участники группы слушали друг друга; тот, кто предлагал свою идею, был выслушан; члены группы уважали друг друга, но при этом каждый участник игры имел свою территорию, связанную коммуникациями с другими, мы можем говорить о сотрудничестве. Ассимиляция Если мы видим песочную картину с единым центром; предложения участников группы как будто объединились в одну общую идею; «территории» членов группы не выделены, размыты; все Подчинены одной идее и царит полное взаимопонимание, это стиль ассимиляции. «Параллельная игра» В этом случае, в песочнице можно несколько «параллельных миров» — автономных стран, которые друг другу не мешают. Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, проходы), а иногда они отсутствуют вообще. Бывает, что два члена группы находятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои «сказочные страны». Если вы наблюдаете именно это, можно отметить два стиля ситуативной коммуникации: конфронтация и «параллельная игра». Иногда тот, кто ведет «параллельную игру», потихоньку может захватывать, территории спорящих. Этот СКК проявляется, если страну строят незнакомые люди, не желающие вступать в контакт, открываться. Иногда один из детей или подростков строит свою «параллельную страну, тогда как другие участники строительства демонстрируют стиль сотрудничества. Ведущий может предложить проложить дороги к автономной стране. По тому, как отреагируют на это предложение участники группы и сам автор изолированной страны, можно судить о характере взаимоотношений между ними. Конфронтация. Если в группу «попали» два или более лидера, наблюдалось открытое или скрытое противостояние, напряжение; даже разразился конфликт (группа спонтанно разделилась на подгруппы) - это стиль конфронтации. «Борьба за территорию». В этом случае, участники группы прежде всего стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняю друг у друга «кто главнее», как в случае конфронтации. Идет борьба за власть и территорию, сопровождающаяся агрессивными вспышками и конфликтами. Важно, чтобы наблюдение за ССК группе заняло не менее 3-5 сеансов. Если все это время CCК сохранялся, можно говорить об его устойчивости. Наиболее деструктивный ССК — «борьба за территорию». Чаще всего он проявляется у детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В этом случае наиболее сложно «умерить страсти». Если в группе есть явный «зачинщик» конфликта, имеет смысл поработать с ним индивидуально. Сотрудничество и ассимиляция отражают либо хорошо сформированные навыки позитивной коммуникации, либо высокую степень совместимости, сплоченности группы. Обычно эти ССК можно наблюдать в зрелых и взрослых группах. Опыт моей работы с семьями показывает, что сотрудничество и ассимиляция часто проявляются в благополучных семьях. В то время как «параллельная игра», конфронтация чаще проявляется при совместной работе членов семьи, где есть неблагоприятные факторы. В случае «параллельной игры» важно стимулировать среди участников группы желание узнать мир соседа, строить коммуникации между территориями. Но делать это нужно осторожно. В любом случае, насильно, против желания ребенка, внедряться на его кусочек сказочной страны не стоит. Имеет смысл подольше понаблюдать за естественной динамикой развития взаимодействия в песочнице. Длительная изоляция миров друг от друга (более 8 сеансов) Может говорить о существенных проблемах. Если только один или два участника группы обособляют свои миры, это может отражать стремление к дополнительной безопасности, уязвимость, ранимость. Однако при достаточной степени доверия в группе, они идут на взаимодействие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.188 (0.006 с.) |