Проявление ресурсного содержания, окончание работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проявление ресурсного содержания, окончание работы



1. Наличие особой позитивной энергетики в картине. Какой-то участок картины или композиция в целом греет душу. Если попросить рассказать об этом подробнее, можно актуализировать ресурсные ипостаси личности.

2. В картине или рассказе о ней имеется созидательная идея, стремление. Если психолог на этом акцентирует внимание клиента, можно актуализировать его ресурсные возможности.

3. Сюжет песочной картины жизнеутверждающий — и на этом можно построить линию консультирования (рис.1).                                          Рис. 1.

4. Ощущение освобождения от напряжения после отыгранного конфликта. Теперь, когда добро одержало победу над злом, можно «начинать новую жизнь».

5. Гибкость и изобретательность героя композиции в поиске способов преодоления трудностей. Обычно это можно установить из рассказа клиента о картине. Если герой комбинирует прямую агрессию, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь и другие способы для преодоления трудной ситуации, можно говорить о его адаптивных ресурсах. У него имеется высокий потенциал, для того чтобы приспособиться к различным условиям, а также для успешного разрешения сложных ситуаций.

6. Потенциальные ресурсные возможности человека проявляются в его песочной картине в качестве чудесных предметов, несущих избавление или счастливое разрешение ситуации. Впоследствии мы сможем к ним обращаться для поддержки и усиления Я клиента.

7. Наличие фигур-помощников.

Таким образом, песочная терапия помогает ребенку справляться с жизненными проблемами, делает возможной задачу психической переработки нового, пусть не всегда легкого опыта, является предпосылкой дальнейшего интеллектуального и эмоционального развития. Освобождение подавленной энергии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности.

К критериям, позволяющим думать об окончании работы на данном этапе относятся:

- уменьшение тревожности;

- снижение доли аутоагрессивных и самоподтвреждающих защит;

- восстановление адекватного возрасту эмоционального развития, включая соответствующее возрасту функци­онирование;

- улучшение отношений ребенка с семьей и сверстниками;

- чувство самопринятия, включающее появление жизненной перспективы;

- увеличившаяся способность думать о своих чувствах и чувствах других. Постепенно ребенок становится способен перерабатывать и выражать свои чувства не на соматическом или поведенческом уровне, а на психическом уровне и с помощью психических средств, например, речи.

 

 

Групповая форма работы

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М Грабенк о выделяют основные психодиагностические «мишени» в групповой работе:

ü характер взаимодействия в группе (для этого введен термин «стиль ситуативной коммуникации»);

ü распределение ролей в группе;

ü стиль поведения каждого участника группы.

Диагностика характера взаимодействия в группе (Стиль ситуативной коммуникации)

Стиль ситуативной коммуникации (ССК) отражает общий характер взаимодействия «вокруг песочницы» В зависимости от того, каким образом вели себя участники группы по отношению друг к другу, мы определяем ССК как сотрудничество, ассимиляцию, «параллельною игру», конфронтацию, «борьбу за территорию». Если ни один из наделенных стилей не отражает наблюдаемое взаимодействие, можно выделить новый ССК.

Сотрудничество.

Если в песочнице все участники группы слушали друг друга; тот, кто предлагал свою идею, был выслушан; члены группы уважали друг друга, но при этом каждый участник игры имел свою территорию, связанную коммуникациями с другими, мы можем говорить о сотрудничестве.

Ассимиляция

Если мы видим песочную картину с единым центром; предложения участников группы как будто объединились в одну общую идею; «территории» членов группы не выделены, размыты; все Подчинены одной идее и царит полное взаимопонимание, это стиль ассимиляции.

«Параллельная игра»

 В этом случае, в песочнице можно несколько «параллельных миров» — автономных стран, которые друг другу не мешают. Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, проходы), а иногда они отсутствуют вообще. Бывает, что два члена группы находятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои «сказочные страны». Если вы наблюдаете именно это, можно отметить два стиля ситуативной коммуникации: конфронтация и «параллельная игра». Иногда тот, кто ведет «параллельную игру», потихоньку может захватывать, территории спорящих. Этот СКК проявляется, если страну строят незнакомые люди, не желающие вступать в контакт, открываться. Иногда один из детей или подростков строит свою «параллельную страну, тогда как другие участники строительства демонстрируют стиль сотрудничества. Ведущий может предложить проложить дороги к автономной стране. По тому, как отреагируют на это предложение участники группы и сам автор изолированной страны, можно судить о характере взаимоотношений между ними.

Конфронтация. Если в группу «попали» два или более лидера, наблюдалось открытое или скрытое противостояние, напряжение; даже разразился конфликт (группа спонтанно разделилась на подгруппы) - это стиль конфронтации.

«Борьба за территорию». В этом случае, участники группы прежде всего стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняю друг у друга «кто главнее», как в случае конфронтации. Идет борьба за власть и территорию, сопровождающаяся агрессивными вспышками и конфликтами.

Важно, чтобы наблюдение за ССК группе заняло не менее 3-5 сеансов. Если все это время CCК сохранялся, можно говорить об его устойчивости.

Наиболее деструктивный ССК — «борьба за территорию». Чаще всего он проявляется у детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В этом случае наиболее сложно «умерить страсти». Если в группе есть явный «зачинщик» конфликта, имеет смысл поработать с ним индивидуально.

Сотрудничество и ассимиляция отражают либо хорошо сформиро­ванные навыки позитивной коммуникации, либо высокую степень совместимости, сплоченности группы. Обычно эти ССК можно наблюдать в зрелых и взрослых группах.

Опыт моей работы с семьями показывает, что сотрудничество и ассимиляция часто проявляются в благополучных семьях. В то время как «параллельная игра», конфронтация чаще проявляется при совместной работе членов семьи, где есть неблагоприятные факторы.

В случае «параллельной игры» важно стимулировать среди участников группы желание узнать мир соседа, строить коммуникации между территориями. Но делать это нужно осторожно. В любом случае, насильно, против желания ребенка, внедряться на его кусочек сказочной страны не стоит. Имеет смысл подольше по­наблюдать за естественной динамикой развития взаимодействия в песочнице. Длительная изоляция миров друг от друга (более 8 сеансов) Может говорить о существенных проблемах. Если только один или два участника группы обособляют свои миры, это может отражать стремление к дополнительной безопасности, уязвимость, ранимость. Однако при достаточной степени доверия в группе, они идут на взаимодействие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.005 с.)