Процедура проведения песочной терапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедура проведения песочной терапии



Продолжительность одной сессии может составлять 50-60 минут. Это зависит от возраста клиента и особенностей его интеллектуального развития. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко приводят различия стиля и динамики игры у детей, имеющихпроблемы интеллектуального развития.

 

  Критерий Интеллектуальная норма Проблема интеллектуального развития
1 Время создания картины Около 25 мин До 60 мин    
2 Динамика эмоционального состояния От возбуждения к торможению, чувству покоя, иногда усталости От торможения к возбуждению за тот же период времени. Для перехода от возбуждения к торможению необходимо больше времени
3 Сюжет Имеется четкий связный сюжет, распределение ролей и функций между жителями созданной страны Сюжет не четкий
4 Стиль ситуативной коммуникации Чаще всего, что бы не происходило, осуществляется переход к сотрудничеству или ассимиляции При спонтанной игре чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, «параллельная игра»

 

Периодичность консультаций зависит от остроты проблемы. Рекомендуются 1-2 встречи в неделю. Полный курс может составлять 10-15 сессий.

В ходе психотерапии очень важно создать такие условия, при которых клиент мог бы достичь самоисцеления благодаря спонтанным творческим играм с природными материалами и непосредственной манипуляции с ними. При этом психолог должен:

наблюдать, слушать;

НЕ прерывать игру конфронтацией («Нет, не так ты делаешь»), интерпретациями («Ой, какой славный человечек») или ассоциациями («Похоже на..., правда?»);

• если клиент разговаривает во время игры, использовать прием уточнения или активного слушания, перефразировать сказанное;

• наблюдать за поведением, а также темами, повторяющимися неоднократно;

• наблюдать за телесными реакциями и проявлениями. Уместно задавать вопросы о самочувствии;

наблюдать за изменениями в процессе терапии в сюжетах и выборе игрушек;

• внимательно следить за собственными реакциями, ощущениями, тем, что подсказывает интуиция;

• по мере готовности, можно осторожно задать   вопросы типа: «А где здесь ты находишься? А что в твоей жизни эта сценка тебе напоминает?»

По окончании процесса (или время от времени) просить рассказать о том, что происходит. Зарисовать последнюю сцену или сфотографировать с целью анализа прогресса терапии.

Основные вопросы психолога к ребенку.

Когда процесс создания сказочной страны завершен, можно узнать у автора:

• Какое название можно дать картине?

• Каковы впечатления, ощущения от процесса создания песочной картины?

• Что является особенно важным или полезным в этой картине?

• Как сюжет или герои композиции могут помочь вам в жизни?

• быть может, вы сделали для себя некое открытие или важное наблюдение: если это так, холи бы вы об этом рассказать?

Консультант присутствует в качестве зрителя игрового процесса, который позволяет внутренней проблеме принять зримые очертания в песочной картине. Ключом к пониманию песочной картины станут образы и символы, которые расскажут о внутреннем мире клиента.

Символизм песочной картины

Для удобства понимания, пишет М.В Киселева, мы условно разделим символическое  поле песочной картины на три части.

В символическое поле войдут:

1) символизм пространственного расположения предметов в песочнице;

2) символизм ландшафта песочной картины;

3) символизм предметов, использованных в песочной картине

Мы последовательно рассмотрим каждую часть символического поля песочной картины. Условно разделяя его на три части, будем помнить о том, что они существуют в единстве друг с другом.

Важным условием для проведения символического анализа является фиксация местоположения клиента относительно песочницы.

Поверхность песочной картины можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали, как в кубике Рубика. Таким образом, «песочный лист» размечается на девять секторов. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение. Мы приводим его для тех, у кого ведущая рука — правая. У левшей все будет зеркально.

Разделение по вертикали.

«Женская» часть (слева). Символизирует прошлое, взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью, связь с домом.

Левая часть — это то, что человек уже имеет, на что может опираться.

Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы.

Настоящее. Центральная часть символизирует актуальные в данный момент процессы человека. О чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым. Особенно это касается фигурки, которая поставлена в центр картины. Нередко она символизирует Я клиента, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент

«Мужская» часть (справа). Символизирует будущее. Социальные процессы. Взаимоотношения в социуме: детский сад, школа, институт. Также символизирует планы на будущее, тревоги, связанные с будущим.

Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного.

Разделение по горизонтали.

Верхняя часть символизирует ментальные процессы. О чем человек думает, фантазирует, что планирует, вспоминает.

Центральная часть символизирует эмоциональные процессы. Что человек переживает, что он чувствует, о чем беспокоится, чему радуется.

Нижняя часть символизирует сферу реальных действий, поступков человека. То, что он сделал, что делает, что хочет сделать. Земля почва под ногами. Как видим, интерпретация символического значения многозначная, многоуровневая. Поэтому психолог ищет тот смысл, который более всего соответствует состоянию клиента и идее картины.

Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигурок в песочнице может дать важную информацию об особенностях клиента. Для этого нужно ответить на вопрос: «Какие части песочницы наиболее заполнены, а какие оказались пустыми?» Если наблюдается определенная дисгармония в заполнении песочницы фигурками, психолог может определить для себя наиболее общие задачи консультирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.008 с.)