Периоды детского возраста. Антенатальный период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периоды детского возраста. Антенатальный период.



Лекция  №1

«Периоды детского возраста. Антенатальный период»

План лекции

1. Введение

2. Периоды детского возраста

3. Особенности развития плода

4. Развитие плода по месяцам внутриутробной жизни

5. Последствия отрицательных воздействий на плод во время внутриутробного периода

6. Особенности связи между матерью и плодом во время беременности

7. Влияние процесса родов на плод

8. Значение патронажей, их сроки и количество

 

Последствия отрицательного воздействия на плод во время внутриутробного периода.

 Различают мутации и тератогенные факторы. Мутации – неблагоприятные изменения наследственных структур, ведущие к возникновению врожденных заболеваний. Тератогенные факторы – любые воздействия на беременную женщину, влияющие на формирование органов и систем плода. Они делятся на внутренние и внешние.

Внешние: радиация, механические повреждения, бытовые факторы, химические вещества, инфекционные заболевания, лекарственные средства, неполноценное питание.

Внутренние: мутации, наследственные заболевания, возраст родителей. 

Особенно выражена чувствительность плода к временным повреждениям в первые 3 месяца в/у жизни. В этот период в связи с закладкой органов и систем могут возникнуть пороки развития и уродства, возможна гибель плода как от внешних, так и от внутренних факторов.

После 12-й недели защитные механизмы снижают чувствительность плода к неблагоприятным факторам, но все же чувствительность к ним велика. Критическими для плода являются сроки, когда повреждающий фактор воздействует на еще не сформированную систему или орган или несколько систем или органов. Для диагностики патологии развития плода в определенные сроки проводится УЗИ. С его помощью определяется предлежание, состояние здоровья плода, полноценность развития, наличие гипоксии, выявляются пороки развития органов и систем, уточняется срок беременности, пол и состояние детородных органов плода.

Дополнительные исследования проводятся по строгим показаниям (дополнительные УЗИ, амниоцентез, биопсия, анализ крови плода для оценки наследственного аппарата).

Воздействие неблагоприятных факторов на внутриутробном этапе:

Параметры

Период

Эмбриональный

Эмбриофетальный

Фетальный

Ранний Поздний
Календарные рамки, нед. 1-6 неделя 7-8 неделя 9-28 неделя 29-40 неделя
Формирующиеся структуры Органы Плацента Рост и дифференцировка тканей Созревание плода
Эффект от воздействия мутагенов и тератогенов Пороки развития или гибель эмбриона Пороки развития плаценты и плода Нарушение роста или/и дифференцировки тканей, преждевременное рождение плода Преждевременное рождение плода
Реакция организма на инфекционный агент Альтерация (Альтерация (от лат. alterare — изменять) — общее название изменения структуры клеток, тканей и органов, сопровождающееся нарушением их жизнедеятельности Альтерация Альтерация и соединительно-тканная пролиферация (Пролиферация (от лат. proles — отпрыск, потомство и fero — несу), 1) разрастание ткани организма путём новообразования и размножения клеток Альтерация, пролиферация, экссудация
Нарушения Пороки развития Гипоплазия или пороки развития плаценты и плода Гипоплазия (дисплазия) тканей, гепатоз, фиброэластоз Врожденные инфекции, заболевания плода за счет антигенной несовместимости матери и плода.

 

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Вопросы для фронтального опроса контроля уровня исходящих знаний по текущей теме

1. Можно ли рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре?

2. Что является границей различных возрастных периодов?

3. На какие периоды делятся периоды детского возраста?

4. Что такое эмбрион?

5. Что такое внезародышевые части?

6. С какой недели у эмбриона имеются зачатки всех органов и систем?

7. С какого периода внутриутробной жизни зародыш называется плодом?

8. Какие АФО плода обеспечивают нормальные роды?

9. Как называются отрицательные факторы воздействия на плод во время беременности?

10.  Как называются гормоны счастья? Гормоны стресса?

11.  Назовите сроки и количество дородовых патронажей.

12. Назовите основную направленность 1 и 2 дородовых патронажей.

 

 

Лекция №2

«Периоды новорожденности. Доношенный ребенок»

План лекции

1. Периоды новорожденности. Неонатальный период и его особенности.

2. Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар.

3. Преходящие физиологические состояния новорожденного

4. Адаптация новорожденного к новым условиям жизни

5. Этапы медицинской помощи новорожденному

6. Особенности ухода за новорожденным

7. Первый туалет новорожденного

8. Понятие о первом патронаже и его сроках.

Показатель

Оценка в баллах

0 1 2 ЧСС Отсутствует Менее 100 в мин Более 100 в мин Дыхание Отсутствует Нерегулярное – гиповентиляция Регулярное Мышечный тонус Отсутствует Частое сгибание Активные движения Рефлекторная возбудимость Отсутствует Выражена слабо Громкий крик, активные движения Цвет кожи Бледный, синюшный Розовая и синюшная окраска тела Розовая окраска всего тела и конечностей

 

Для новорожденных характерны особые физиологические состояния. Они называются пограничными, являются физиологическими, но при неблагоприятных условиях могут принимать патологическое течение. Кратковременны, никогда в последствии не повторяются, не требуют лечения. Оценив характер пограничных состояний можно судить об индивидуальных особенностях периода новорожденности и зрелости ребенка.

Критерием зрелости (доношенности) являются гестационный возраст, морфологические и функциональные признаки зрелости.

Гестационный возраст – определяется между днем последней менструации и датой родов (270-290 дней в норме) т.е.37-42 недели. Недоношенный ребенок 22-37 недель, переношенный после 42 недель.

Морфологические признаки зрелости: розовый цвет кожных покровов, твердые оформленные ушные раковины, ареолы сосков более 5мм, полностью очерченные стопы, сформированные половые органы.

Функциональные признаки зрелости: наличие терморегуляции при адекватной температуре окружающей среды, сосательный и глотательный рефлексы, наличие безусловных рефлексов, правильный ритм дыхания и ЧСС, отсутствие апноэ и цианоза, признаков расстройства терморегуляции.

Лекция №3

План

1. Определение недоношенного ребенка

2. Классификация. Терминология. Степени недоношенности

3. Причины преждевременного рождения

4. АФО недоношенного ребенка

5. Организация медицинской помощи

6. Уход. Вскармливание.

7. Особенности развития. Прогноз

8. Профилактика преждевременного рождения детей

9. Медико-психологические проблемы в работе с недоношенными детьми

Периоды детского возраста. Недоношенный ребенок.

Недоношенным считается новорожденный, родившиеся между 22 и 37 неделями (154—259 дней от первого дня последнего менструального периода) внутриутробного развития с массой от 500 до 2500гр. и длиной тела от 25 до 45 см.

ВОЗ рекомендует относить всех детей с массой тела при рождении <2500 граммов к новорожденным с низкой массой тела при рождении (НМР). Среди детей с НМР выделяют новорожденных с очень низкой массой тела (ОНМР), т.е. массой тела < 1500 г. и новорожденных с экстремально низкой массой тела (ЭНМР), т.е. массой тела <1000 г. Плод жизнеспособен (по определению ВОЗ в 1977 г) при массе тела 500 г и выше, длине тела 25 см и более и при сроке гестации более 22 нед. В 1992 году в России регламентирован переход на критерии живорожденности, рекомендованные ВОЗ.

 

Степень недоношенности Срок беременности, нед. Масса тела, г
I 36-37 2001-2500
II 32-35 1501-2000
III 31-28 1001-1500
IV 22-28 Менее 1000

 

В причинах недонашивания выделяют 3 группы факторов:
1 Социально-экономические факторы:
- отсутствие или недостаточность медицинской помощи
- плохое питание беременной
- неудовлетворительные жилищно-бытовые условия
- профессиональные вредности, вредные привычки (курение, алкоголизм, токсикомания, наркомания)
- нежеланная беременность у женщин, не состоящих в браке

2 Социально-биологические факторы:
- юный (до 18 лет) и пожилой (старше 30 лет) возраст первородящих женщин, а также возраст отца моложе 18 лет и старше 50 лет
- отягощенный акушерский анамнез (количество предшествующих медицинских абортов, наличие спонтанных абортов, малый промежуток между родами)
- низкорослость женщины

3 Клинические факторы:
А со стороны матери:
- хронические соматические и гинекологические заболевания
- эндокринные дисфункции - сахарный диабет.
- патология беременности.
- физические травмы (оперативные вмешательства, травмы живота) и нервные потрясения
- иммунологический конфликт между беременной и ее плодом
- плацентарная недостаточность
Б со стороны плода:
- внутриутробные инфекции

- генетические и хромосомные болезни плода
- аномалии развития, многоплодие, неправильное положение плода
- иммунологический конфликт между плодом и беременной

Анатомические (морфологические) особенности недоношенных (внешние признаки незрелости):

1. кожа тонкая, темно-красного цвета; обильный первородный пушок − лануго;

2. тонкий слой подкожно-жировой клетчатки (3-8% у недоношенных и 16% у доношенных), вследствие чего кожа морщинистая;

3. ареолы сосков недоразвиты, менее 3 мм, у глубоко недоношенных отсутствуют.

4. борозды на ступнях у глубоко недоношенных отсутствуют

5. длина тела от 25 см до 46 см;

6. непропорциональное телосложение (голова относительно большая: мозговой череп преобладает над лицевым; шея и нижние конечности короткие);

7. низкий рост волос на лбу,

8.  кости черепа податливые − незаращение черепных швов, малый и боковые роднички открыты;

9. ушные раковины мягкие, плотно прилежат к черепу;

10. ногти не доходят до кончиков пальцев (ногтевые пластинки мягкие, не закрывают ногтевое ложе);

11. низко расположенное пупочное кольцо, ниже средней точки тела;

12. недоразвитие половых органов: у девочек половая щель зияет, т. е. малые половые губы не прикрыты большими половыми губами (вследствие недоразвития больших половых губ и относительной гипертрофии клитора), у мальчиков яички не опущены в мошонку (у крайне незрелых детей мошонка вообще недоразвита).

Функциональные признаки недоношенности:

1) Низкий мышечный тонус (поза лягушки);

2) У глубоконедоношенных детей (до 34 недель гестации) отмечается отсутствие или угнетение сосательного и глотательного рефлексов

3) Высокая лабильность пульса - от 140 до 200 ударов в минуту

4) Незрелость дыхательного центра (частые апноэ и тахипноэ от 40 до 80 в минуту) и кашлевого центра (отсутствие кашлевого рефлекса при аспирации у глубоконедоношенных детей).

5) Низкие цифры артериального давления: систолическое давление от 40 до 55, а диастолическое - 25 мм.рт. ст.

6) Слюноотделение снижено.

7) Слабый крик, писк;

8) Объем желудочного сока в 3 раза меньше, чем у доношенных.
склонность к гипотермии;

9) Суточный диурез от 60 до 130 мл. в сутки. Количество мочеиспусканий 8-13 раз в сутки, объем мочи 1,5-15 мл.

Особенности физиологических состояний:

1) максимальная потеря массы тела к 4-8 дню жизни и составляет до 14%, восстанавливается к 2-3 нед.;

2) длительная физиологическая (простая) эритема; шелушения нет

3) физиологическая желтуха отмечается у 90-95% недоношенных – до 3нед. - 4нед.; Степень видимой желтухи может не соответствовать цифрам билирубина. Т.е. ребенок может быть неинтенсивно желтым, а гипербилирубинемия высокой

4) Гормональный криз и мочекислый инфаркт наблюдаются редко

5) Гипертермия не наблюдается.

Вскармливание

Детям, родившимся до 33-34 недели гестации, вскармливание проводится через зонд с целью избежания риска аспирации. Кормление через зонд может быть прерывис­тым, когда зонд используют для введения порции молока, после чего его сразу удаляют (обычно каждые 3 часа). Орогастральное введение зонда лучше, чем назогастральное, т.к. последнее создает дополнительное сопротивление на пути прохождения воздуха, что может способствовать воз­никновению апноэ.

Маловесным недоношенным детям (менее 1500 г) необходимо ввести постоянный зонд. Такой зонд может находиться в желудке 3-7 дней. Введение молока осуществляется медленно: либо капельно, с помощью специальной капельницы, либо с заданной скоростью с помощью инфузионного насоса. (инфузомат)

Оптимальным для недоношенных детей является кормление сцеженным грудным молоком матери.

II-й этап - специализированная больница или отделение по лечению и выхаживанию недоно­шенных детей, переведенных из родильных домов.

Недоношенные дети с массой тела в момент поступления 1700 г и менее обычно нуждаются в дополнительном обогреве, в связи с чем их помещают в кувез-кровать. Необходимость дополнительного согревания таких детей обычно исчезает к концу 2-3 недели жизни. «Экстремально» недоношенные нередко находятся в открытых кувезах до полутора-двухмесячного воз­раста.

Кувезы закрытого типа на втором этапе выхаживания ис­пользуют чаще всего для больных детей.

 в палате, где задерживаются дети с массой выше 2500 г, температура должна быть снижена до 23-24 С°.

Антропометрию проводят в день поступления (измеряют окружность головы, груди, плеча, бедра, голени, рост, массу), затем повторяют это исследование ежемесячно. Взвешивают детей ежедневно, а в случае грудного вскармли­вания – до и после каждого кормления. Окруж­ность головы измеряют не реже одного раза в неделю. Одно­временно определяют темпы нарастания мозговой части черепа (расстояние между верхними точками ушных раковин) при на­ложении сантиметровой ленты через свод черепа. Один раз в неделю пальпаторно определяют плотность костей черепа для своевременной диагностики краниотабеса. Выкладывание недоношенных на живот начинают как можно раньше. Манипуляцию проводят на жесткой поверхности (матрасик) без подушки, так как у некоторых из них даже в ме­сячном возрасте может отсутствовать защитный рефлекс. Доказана целесообразность выхаживания не­доношенных в положении на животе, так как данная позиция способствует увеличению напряжения кислорода в крови и, кроме того, снижает вероятность срыгиваний.

Массаж передней брюшной стенки проводят ежедневно, начиная с месячного возраста при достижении ребенком массы 1700-1800 г. Игрушку подвешивают на уровне груди на высоте 60-70 см вне зависимости от возраста, срока гестации и состояния ребен­ка.

Прогулки на­чинают с детьми 3-4-недельного возраста при достижении мас­сы тела 1700-1800 г. Прогулки с глубоко недоношенными детьми можно начинать с двухмесячного возраста при массе тела 1500-1600 г.

Профилактика недоношенности

Медицинские методы профилактики невынашивания и задержки внутриутробного развития плода включают:

- регулярный контроль за прибавкой массы тела беременной;

-лабораторное и повторное УЗИ обследование беременных, составляющих группу повышенного риска рождения ребенка с низкой массой тела;

- госпитализацию беременной с угрозой прерывания при сроках начиная с 22 недель в акушерские стационары;

- мониторинг сократительной активности матки и сердечной деятельности плода (кардиотокография); В настоящее время выпускаются приборы, позволяющие осуществлять такой мониторинг даже в домашних условиях.

-проведение терапии, направленной на снижение активности матки и ее тонуса при раннем выявлении признаков невынашивания;

- операцию наложения швов на шейку матки при истмико-цервикальной недостаточности.

Выявление женщин высокого риска по задержке роста и развитию плода, лечение их в специализированных учреждениях позволяет снизить частоту осложнений неонатального периода в 2 раза (Барашнев Ю. И.)

 

Лекция №4

«Период грудного возраста и его характеристики»

План лекции

1..Закономерности физического, нервно-психического и социального развития ребенка.

2.  Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка грудного возраста.

3. Анатомо-физиологические особенности нервной системы грудного ребенка.

4. Правила оценки нервно-психического развития ребенка периода младенчества.

5. Особенности процесса пищеварения у новорожденных и детей периода младенчества.

6. Основные универсальные потребности ребенка периода младенчества и способы их удовлетворения.

 

Организация сна

Сон восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток; создает условия для дальнейшего роста и развития. Неадекватно организованное бодрствование может привести к нарушению полноценности сна, а нарушение сна становится причиной недостаточной активности ребенка во время бодрствования. И то, и другое могут быть причиной задержки нервно- психического и физического развития детей, а при длительном сохранении приводят к возникновению заболеваний. Поэтому контроль за организацией сна ребенка, за особенностями засыпания, ночного сна и пробуждения является важной частью наблюдения медицинской сестры за ребенком.

Ребенок должен спать в хорошо проветренной комнате. Свежий, прохладный воздух является лучшим "снотворным" и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

Периоды переходов от бодрствования ко сну и наоборот должны быть краткими (не более 30 минут). Укачивать ребенка не следует. Если ребенок дома не засыпает без укачивания, следует обратиться к врачу для обследования. Если при этом не выявлено каких-либо заболеваний, то нужно обратить внимание на организацию бодрствования. Малая активность во время бодрствования, когда ребенок "не набрал суммы необходимых движений", может быть причиной долгого засыпания.

Сон должен быть достаточным по длительности, необходимой для того или иного возраста. Если ребенок не досыпает 1,5 ч. в сутки, то снижается выносливость нервных клеток, появляются неадекватные реакции (может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот), снижается работоспособность. Длительное недосыпание может привести к неврозу. Во время ночного сна дети раннего возраста могут просыпаться для кормления, почувствовав раздражение из-за мокрого белья и т. п. Однако, это не должно происходить более 3-х раз за ночь и после устранения причины ребенок должен быстро засыпать.

Организация бодрствования

Место бодрствования должно быть безопасным для ребенка и соответствовать его возможностям, в то же время не ограничивать активность ребенка. Для детей от 10 дней до 6 месяцев - это кровать с твердой подстилкой; 6 - 8 месяцев - манеж; 9 - 11 месяцев - огороженное место на полу; с 12 месяцев - по всей комнате.

Игрушки должны соответствовать нервно - психическому развитию и не быть сложными для ребенка (в этом случае он не будет ими интересоваться).

Ребенку первого месяца жизни игрушки подвешивают на кронштейне на высоте 80 см от глаз; с 2-х месяцев игрушки подвешивают низко, удобно для захватывания, звучащие, с 4-х месяцев игрушки можно положить в кроватку.

Новые игрушки перед использованием следует вымыть с мылом и обдать кипятком. Игрушки должны быть из пластмассы, без мелких деталей, не заостренные, чтобы ребенок не поранился.

С 8-ми месяцев ребенку требуются игрушки: предметы для открывания и вынимания (кастрюли с крышкой, бидончики и т. п.), матрешки, мячи.

С 11-ти месяцев - пирамидки, кубики, куклы, машинки.

Во время бодрствования родители должны заниматься с ребенком, играть, разговаривать, способствовать овладению психомоторными навыками, то есть заниматься воспитанием.

Выбор игрушек и развивающих заниятий

1 МЕСЯЦ – 6 МЕСЯЦЕВ

С ребенком необходимо разговаривать и уделять ему как можно больше внимания в таком «несмышленом» возрасте и даже гораздо раньше — когда он еще находится в материнской утробе. Но мы говорим о конкретном этапе жизни. В месячном возрасте самое время, чтобы обратить внимание на основные чувства малыша — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Как приступать к занятиям и когда заниматься? Такой вопрос, конечно, неуместен применительно к месячному возрасту, потому что «обучение» и жизнь слиты пока в одно. Главное правило — дать возможность ребенку увидеть и услышать все множество интересных звуков, картинок, цветов, разнообразных предметов и т. д. Вам еще не нужно ничего объяснять ему, достаточно всего лишь щебетать малышу что-нибудь ласковое, — пусть он просто чувствует вашу любовь.

Изучаем мир.

Когда малыш не спит, он просто лежит в кроватке и изучает мир. Старайтесь, чтобы он не оставался в одном положении, поворачивайте его так, чтобы ему открывался разный вид на комнату. Берите его на руки и подносите к окну; пусть посмотрит, что за окном идет снег либо дождь или светит солнышко. Как только он научится держать головку, его можно сажать в специальное детское креслице и брать с собой на кухню. Хорошо, когда ребенок всюду с вами; сидит, например, в рюкзачке-кенгуру. Он с удовольствием будет вертеть головкой в разные стороны, рассматривая улицу, дома, деревья. Это интереснейшее занятие принесет огромную пользу для развития его воображения, зрения и слуха.

Подражание звукам

Возраст от месяца до полугода — очень насыщенное и важное время для развития слуха и собственной речи ребенка. Он уже начинает что-то лепетать, произносить. Попробуйте ответить ребенку на его языке. Прислушайтесь и скажите, подражая его звукам, что-нибудь ласковое. Он почувствует, что мама понимает его. Малыш услышит повторение того, что произнес сам; его слух будет развиваться, настраиваться на иные и похожие звуки, он научится воспринимать разные голоса и отличать их друг от друга.

Не только постоянное обращение к младенцу, но и пение очень полезны для него. Убаюкивая ребенка, каждая мама что-то напевает, хотя настоящие колыбельные песни знают далеко не все, а ведь в их старинных мотивах заключается огромный смысл. Они помогают успокоиться после дневных впечатлений, создают настроение умиротворения и блаженства. Поэтому не стоит утомлять ребенка современными эстрадными песнями, лучше вспомните те мелодичные, что напевала вам бабушка, или найдите их образцы в книгах. Петь полезно не только перед тем, как вы убаюкиваете малыша, но и днем, когда его кормите, купаете и во время других занятий. Можно также произносить разные детские стихи.

Развиваем зрение

Все, что окружает вашего малыша, служит ему стимулом к развитию, поэтому сделайте его кроватку и одежду красивой и разноцветной. Красочные погремушки в виде рыбок, зверушек или куколок над кроватью, которые можно потрогать, - очень полезные вещи. Кроме того, можно надеть ребенку яркие цветные манжеты или носки, — он с удовольствием будет их рассматривать, ведь одни и те же погремушки надоедают. Рассмотреть красивую манжетку или яркий носочек не получится, если не поднести ручку или ножку поближе, — так ребенок учится управлять своим телом. А для того чтобы он привыкал чувствовать свои руки и владеть ими, положите ему на ладонь игрушку, издающую писк. Вот она пропищит в правой ладошке, и малыш потянется этой ручкой, переложите в левую — и он будет искать, где же теперь игрушка, которая так смешно звучит. Меняйте погремушки, показывайте что-то новое, а потом убирайте.

Ощущения

Чтобы ребенок узнал новые ощущения, научился отличать один предмет от другого, кладите в его ручку погремушки, тряпочки, куколки и другие вещицы разнообразной формы и сделанные из разного материала. Он постарается удержать предмет и, когда тот упадет, попытается найти. Можно положить эту вещицу сначала в одну ручку ребенка, потом в другую. Тогда он начнет ориентироваться, где находится игрушка, и будет искать понравившуюся вещь. Такое упражнение помогает развитию хватательных навыков.

Найди сюрприз

Сделайте ребенку сюрприз. Заверните игрушку в несколько слоев бумаги и предложите ее найти, предварительно продемонстрировав, как это делается. Он с удовольствием примется искать спрятанное, развивая свое внимание и наблюдательность, учась управлять руками.

Учимся бросать

Подберите звучащие и пищащие игрушки и возьмите большую коробку, куда малыш будет их бросать. Передвигайте ее, пусть он найдет коробку и дотянется ручками. Так развивается умение манипулировать предметами.

Агуканье и объятия

Уже с грудного возраста можно стимулировать развитие речи, если всячески поощрять агуканье малыша. Он будет с удовольствием ворковать на своем языке, когда услышит, как вам это нравится. Поэтому чаще говорите ему «агу» и приветливо улыбайтесь.

6 МЕСЯЦЕВ - 1 ГОД

«Дуем-дуем». Такое упражнение направлено на развитие у ребенка умения управлять собственным дыханием, что в дальнейшем потребуется при становлении речи. Для его проведения надуйте обе щеки и затем дуньте на малыша, после чего попросите его сделать то же. Если ребенок не умеет дуть, научите его этому. В этих целях можно воспользоваться перышком, пеной, использующейся при купании, и мукой, предварительно высыпанной в тарелку.

«Все схвачено». Возьмите в руку игрушку и, расположив вертикально, попросите малыша взять ее. При этом нужно следить за тем, чтобы положение игрушки не изменялось. Затем расположите игрушку горизонтально и вновь попросите ребенка взять ее. Такое упражнение направлено на развитие мышц кисти и умение захватывать предметы.

«Мешочек с сюрпризом». Положите игрушку в полиэтиленовый или бумажный пакет и сверните его, после чего предложите ребенку достать игрушку. Такое упражнение развивает моторику рук и дает малышу представление о постоянстве предметов.

«Брось сильней!». На некотором расстоянии от ребенка поставьте ведро или коробку и затем попросите его попытаться забросить туда какую-либо игрушку. Во время выполнения упражнения периодически меняйте местоположение импровизированной корзины.

«Волшебный лист». Возьмите чистый лист бумаги и попросите малыша смять его, затем расправить, разорвать на несколько частей и т. д. Такое упражнение развивает моторику рук. После этого разместите лист бумаги перед лицом ребенка — он закроет обзор комнаты, а затем отведите лист.

«А ну-ка, повернись!». Положите ребенка на бок и покажите ему яркую игрушку. Малыш пожелает достать ее. Он будет тянуться ручками к игрушке, а вы в это время медленно передвигайте ее дальше, побуждая ребенка перевернуться на живот. Только после того, как он перевернется, отдайте игрушку ребенку.

«Говорящие зверушки». Посадите малыша на кровать и разложите перед ним несколько мягких игрушек. Взяв в руки одну из них, поговорите с ребенком от ее имени. При этом лучше всего изменять голос, подражая интонации того или иного животного: если это медведь — говорите низким тоном, если лисичка — высоким и протяжным, и т.д. Во время проведения такой игры ничто постороннее не должно отвлекать внимание малыша. Упражнение направлено на развитие речевых навыков.

Физическое воспитание

Среди средств физического воспитания большое место занимают массаж и гимнастика.

Массаж оказывает благоприятное действие на мышечный тонус: уравновешивает тонус сгибателей и разгибателей (это важно, так как у детей до 3-х месяцев отмечается флексорный гипертонус). Под влиянием массажа улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата; расширяются капилляры, улучшается питание тканей, перистальтика кишечника, аппетит, циркуляция крови. Массаж оказывает благоприятное действие на нервную систему: уравновешивает процессы возбуждения и торможения в ЦНС (это особенно важно в раннем возрасте, когда отмечается незрелость нервной регуляции функций органов и систем). Первые речевые реакции (гуление) возникают в ответ на тактильные раздражители - поглаживания, в то время как словесные, обращения взрослых не вызывают такой реакции.

Основные приемы массажа.

Поглаживание

Растирание

Разминание

Поколачивание

 Рефлекторные упражнения

Пассивные упражнения - это движения конечностями ребенка, которые выполняет взрослый (сгибание рук, ног и т.п). Эти упражнения можно проводить с 3-х месяцев, когда уравновешивается тонус сгибателей и разгибателей.

Активные упражнения - это упражнения которые выполняет сам ребенок (подползает к игрушке, приседает и т.п.). Эти упражнения используют в соответствии с уровнем НПР (линии До, Др, Рп).

Закаливание

С возрастом малыш становится все более сильным и умелым. В 10-11 месяцев ребенок пытается ходить при поддержке за одну руку, затем делает первые шаги самостоятельно. Чтобы ребенок нормально развивался, ему нужно предоставить свободу передвижений, всячески поощрять желание ребенка ползать, преодолевать препятствия, познавать мир. Даже если он иногда будет падать, то это будет способствовать его развитию. В этом возрасте потребность организма в движениях гораздо больше, чем у взрослого человека. Желательно приобрести для ребенка специальный детский спортивный комплекс, а если нет такой возможности, то можно сделать горку со скатом и лесенкой.

Воздушные ванны. При их приеме надо учитывать следующее: температура воздуха в детской должна быть для детей от 3-12 месяцев должна быть 20°С. Зимой 4-5 раз в день по 10-15 минут, а летом практически постоянно держите форточки открытыми. Проветривать можно и в присутствии детей: температура воздуха снижается на 1-2°С и это является закаливающим фактором.

  Обливание. Чтобы ребенок полюбил обливания, сделайте их максимально комфортными для крохи. В возрасте от 9 месяцев уже делают общее обливание. Малыш может сидеть или стоять, шланг душа нужно держать близко от его тела (на расстоянии 25-30 см), а струя воды должна быть не очень сильной, чтобы не пугать кроху. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания растирают до легкого покраснения. Вначале температура воды должна быть 35-37°С, затем каждые 5 дней ее снижают на ГС, доведя до 28°С.

Обтирание. Очень полезно влажное обтирание махровой рукавичкой. Смочите ее водой (t=33-36°С) и обтирайте ручки любимого чада от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1-2 минут. Все эти манипуляции сопровождайте улыбками и стишками-прибаутками. Создайте ощущение игры и комфорта, тогда малыш быстро привыкнет, и будет рад ежедневным обтираниям и водным процедурам. Один раз в 5 дней понижайте температуру воды на один градус, доведя, в итоге до 28°С. В конце процедуры каждую часть тела крохи необходимо вытереть насухо так, чтобы кожица слегка покраснела. Влажные обтирания проводятся в жаркую погоду, когда малыши легко потеют Их полезно делать и утром, и днем после прогулки. Обтирания могут быть полными (все тело) и частичными, но в любом случае проследите, чтобы в комнате не было сквозняков.

Во время всех закаливающих процедур следите за реакцией ребенка. Никакого насилия! Во благо идет лишь то, что малышке приятно.

Для этого рекомендуется предлагать ему предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Малыш с большим интересом относится ко всему, что его окружает, он находится в постоянном движении, трогает и ощупывает разные предметы, бывает, что он иногда ломает и портит их. Все, что малыш делает руками, - собирает или разбрасывает игрушки, рвет бумагу и т.п. - способствует развитию его интеллекта и творческих способностей.

Для развития действия с предметами следует давать детям мячи и игрушки для катания, всевозможные легкооткрывающиеся коробочки, игрушечные кастрюльки для закрывания и открывания, пятистенные полые кубики, складные матрешки, яички для вкладывания и выкладывания (не более чем из 2 - 3 предметов), небольшие пирамидки (из 2 - 3 толстых колец). Полезно использовать для той же цели пластмассовые и металлические мисочки, корзиночки, небольшие бидончики и т.д. Ребенок сможет вкладывать в них шарики и небольшие игрушки.

В детских поликлиниках маму ребенка обучают проведению комплексов массажа и гимнастики в зависимости от возраста ребенка

 

Лекция №5

«Вскармливание, его виды. Методы расчета питания. Основы рационального питания»

План лекции

1. Потребность грудных детей в основных пищевых ингредиентах. Определение вида вскармливания.

2. Питание кормящей матери

3. Естественное вскармливание. Состав и биологические функции грудного молока.

4. Правила и режим кормления грудью.

5. Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны матери

6. Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка.

7. Режим свободного вскармливания

8. Признаки лактазной недостаточности

9. Гипогалактия и её профилактика

10. Смешанное вскармливание

11. Искусственное вскармливание

      Методы расчета

12. Организация прикорма и основные правила введения прикорма. Сроки веления прикорма.

13. Схема введения прикорма.

Нутриент

Возраст ребенка

0 –– 3 мес 4 –– 6 мес 7 –– 12 мес

Энергия, ккал

115 115 110

Белки, г

всего 2,2 2,6 2,9 в т. ч. животные 2,2 2,5 2,3

Жиры, г

6,5 (0,7) 6,0 (0,7) 5,5 (0,7)

Углеводы, г

13 13 13

 

Питание кормящих матерей

Рацион питания кормящей женщины должен обеспечивать поддержание собственного здоровья, достаточную по объему и продолжительности лактацию и сбалансированный состав грудного молока. Для обеспечения адекватной потребности в основных пищевых веществах и энергии кормящим матерям рекомендуется определенный среднесуточный набор продуктов. Коррекция рациона питания кормящей женщины с целью достижения достаточного объема лактации и сбалансированного состава грудного молока может осуществляться несколькими путями:

• употребление специализированных белково–витаминных продуктов для беременных и кормящих женщин;

• прием витаминно–минеральных комплексов;

• применение специализированных продуктов для кормящих матерей, содержащих компоненты с лактогонным действием.

Специализированные продукты для беременных и кормящих женщин обогащены белком, эссенциальными жирными кислотами, витаминами, минеральными солями. Они изготовлены на основе коровьего или козьего молока, изолята белка сои.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.127 с.)