Смирение и самоуничижение: где грань 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смирение и самоуничижение: где грань



 

Еще один акцент. Возможно, он не совсем относится к твоему опыту. Ведь твой опыт относится не к области сексуального насилия, а скорее манипулятивного воздействия на тебя. Семейство пыталось на тебя воздействовать, чтобы на свою сторону привлечь. Но акцент все же сделаю. Если человек не выходит в смирение, то возникает риск деформации личности. Смирение – это не раболепство, как считают люди далекие от духовной жизни. В слове смирение – корень «мир», то есть, мир мыслей. Поэтому смирение – это не равнодушие, не пофигизм. В равнодушии нет внутреннего мира. Ведущее состояние равнодушного человека – состояние тревожности, которое он пытается чем-то заглушить. Смирение же заключается в том, чтобы не акцентировать внимания на тех сторонах личности, которые не являются естественными. Прокомментирую. Если человек пережил опыт отвержения, то у него возникает риск развития таких направлений:

- я недостаточно хорош, не достоин, некрасив;

- уход в демонстративное поведение. Человек начинает привлекать к себе внимание – ярко одеваться, громко себя вести, желая победить одиночество. В итоге можно людей отпугнуть. Они-то чувствуют, что это поведение; неестественно;

Можно сослаться на научную литературу. Достойна внимания книга Фримана и Бэка «Когнитивная поведенческая терапия расстройств личности». Некоторые главы были рассмотрены в цикле бесед «Преодоление игрового механизма». Не скажу, что все надо брать за основу, но некоторые вещи согласуются с христианским мировоззрением. Практически все расстройства личности можно обозначить как самозамкнутость человека на собственную модель. При разных расстройствах личности и модель разная. В одних случаях человек выбирает за доминанту – следовать собственным желаниям при полном игнорировании мнения окружающих. В книге разбираются и иные модели, но основа практически всегда одинакова, просто форма выражения разная. Описан корень многих расстройств личности – выбор за основу своей модели поведения. Тогда можно и общий характер вывести в путях излечения – человек, в результате конструктивной деятельности, осмысления, начинает понимать, что в жизни есть альтернативные варианты. Помимо его специфического взгляда есть другие подходы к жизни. Постепенно расширяется его понимание жизни. Со временем картина мира становится многогранной. Он начинает понимать других людей, строит свои отношения с ними. Постепенно выходит из узкой колеи. В этой книге демонстративное поведение было описано, как желание удержать внимание других на себе. Со временем человек заигрывается и первоначальные цели забывает и остается акцент демонстративного поведения. Это я уже что-то добавил к той мысли, которая там была озвучена.

Смиренный человек – естественен. Хотя естественным быть очень трудно. Вроде бы, может показаться: что может быть проще, чем быть естественным? На самом же деле – это самое тяжелое. Наше сознание наполнено штампами, моделями. Умение не остановиться на них, суметь их каким-то образом от себя отклонить – это духовное делание (по своей сути).

В этом смысле обращает на себя ответ преподобного Льва Оптинского на вопрос - каким образом наиболее привлекается благодать Божия? Преподобный говорил своему ученику, что следует быть простосердечным, не скрывать своих недостатков, не притворятся особенно благоговейным, - вроде бы речь идет о легком пути, но на самом деле он не каждому дается. «А этот путь ближайший ко спасению и привлекает благодать Божию. Непритворство, нековарство, откровенность души, - вот что приятно смиренному сердцем Господу. Аще не будете яко дети, не внидете в Царствие Божие»[5].

 

Конечно, для начала надо увидеть свои недостатки. Но не надо на них останавливаться. Яму, из которой тебе надо выбираться надо же увидеть.

Варианты возможны и другие. Это уход в негативизм, комплекс гадкого утенка – раз я был отвержен, я достоит только отвержения. Эта мысль не духовная, хотя святые отцы говорили, что они грешные и недостойные. Но у них была трезвая картина мира.

Преподобный Сергий Радонежский соглашался, если его кто-то его ругал. В жизнеописании есть момент, когда преподобного Сергия Радонежского ругал и стращал крестьянин. Потом, осознав (крестьянин увидел, как почести прп. Сергию воздает Князь), пришел мириться. И преподобный Сергий Радонежский говорит примерно следующее: «все обманулись, а ты один верно подумал о мне»[6].

Но здесь – это не самобичевание. Когда к нему приехал князь за советом, он не стал уходить в подполье. Люди смирялись, но в моменты, когда нужно было действовать – могли словом утешить человека. Это не раболепство, не уныние, не равнодушие.

Смиренный человек может словом утешить другого, воодушевить. В разговоре со смиренным, люди, обуреваемые печалью, обретают крылья, им хочется жить, любить, в сердце их входит радость. Смиренный человек каким-то образом передает им свое состояние. Я не знаю, как это происходит – молится ли он за них, или имеет значение сам контакт. Так же происходит с детьми. Старец Фаддей Витовницкий говорил, что в ребенке присутствует благодать вследствие его чистоты. Например, человек в депрессии не может выйти из этого состояния. С ним говорят умные люди и не могу помочь. А подойдет ребенок, обнимет и тяжесть эта отходит[7].

Иными словами, в негативизме гадкого утенка нет смирения, которое есть у Святых. Скорее это некая форма гордыни. Человек сетует, что оказался не на той высоте, о которой мечтал. Возникает желание в норку забиться, приходят навязчивые мысли о собственном уродстве – «раз я был отвергнут, значит я урод». Это касается не только женщин. Но если у женщины случается, то это скорее тайная гордыня, а может и явная. Прошу отнестись к этому не как к сексизму, разделению полов. Бывает, что женщина поставляет себя в центр вселенной. И если на нее не обратили внимание, значит она недостаточно привлекательна. Не всегда хватает понимания, что у другого человека могли быть свои причины к тому, чтобы так себя повести. Он может быть недостаточно воспитан, у него отсутствует эмпатия или есть другие заботы. Дело могло быть и вовсе не в женщине. Делать, таким образом, себя центром ситуации - не всегда правильно.

Для смирения нам хорошо бы сказать, что Господь нас смиряет за наши грехи. Самоукорение нам помогает удержаться на плаву, не стать охваченным. Преподобный Пимен Великий говорил, что самоукорение – свая, к которой лодку привязывают во время шторма, чтобы ее не унесло волнами. Мы себя укоряем за грехи и мысль не идет дальше, не раскачивается[8].

Я знал молодого человека, у которого была депрессия и навязчивая идея, что он всем приносит тяготу. Он всегда подчеркивал, не в тягость ли сейчас в конкретном разговоре? Ему батюшка запретил задавать себе этот вопрос. Это больной вопрос, то есть вопрос, исходящий из больного состояния.  Вопрос, который будет провоцировать возобновление деструктивного состояния.

Здесь можно применить совет из книги Авва Дорофея «Душеполезные поучения» из главы «Вопросы преподобного Дорофея и ответы…», хоть это и было сказано в отношении монахов. В одном вопросе он интересовался как поступать, если он подозревает, что брат соблазняется его поведением, но наверняка нтого не знает. В ответе духовный наставник, преподобный Иоанн Пророк, ответил «не заботиться о сём», если есть лишь подозрения, но неизвестно достоверно, что брат соблазняется[9].

 

Как сказал один начальник, он осознанно избрал стратегию – не здороваться. Не утверждаю, что это правильно, но если каждому кивать головой и здороваться, то это очень тормозит движение по намеченной траектории. То есть факт, что с тобой не поздоровались не означает, что ты плохой. Это означает, что у начальника такой подход к работе.

Если на тебя не обратили внимание, может возобновляться воспоминание о травматической ситуации. Нужно понять, что в этом есть какая-то тайная гордость. Твои качества не служат единственной основой для развития ситуации. Допустим, так случится, что в твоей жизни будет большая любовь. Он может любить тебя не за наличие хороших качеств или отвергнуть не из-за качеств плохих. Он может тебя отвергнуть при хороших качествах и/или полюбить при плохих. Про брак сказано – «тайна эта велика есть». У него есть сердце, свое отношение к жизни.

Читал пост одной девочки с зарегистрированным биполярным расстройством личности. Она писала посты в измененном состоянии сознания. В ее жизни произошла большая любовь. Ей сделал предложение один человек. И все прошло разом. Может, это было сиюминутно. Неизвестно - закрепилось ли выздоровление дальше. Но те негативные состояния, что ее мучали (упадок сил, невозможность сосредоточиться – бывает при подобных моментах, не помню были ли у нее) прошли. Значит этот человек в ней что-то увидел. Не ее болезнь, а какие-то струны. И тебе надо дать свободу другим людям выбирать их отношение к тебе. А не постоянно программировать их отношение к тебе в выбранном тобою ключе – либо привлекая внимание, либо наоборот убеждая их, что ты недостойна их внимания.

Гибельность этого пути показала Настасья Филипповна. Она была убеждена, что грязна. Это героиня романа Ф.М. Достоевского «Идиот». И когда князь Мышкин сказал, что готов ее принять, любить и заботиться, она отказала ему, мотивируя, что не хочет погубить такого «младенца». Она себя заранее признала неспособной к отношениям. В итоге она его и погубила – стала метаться. Это гордость.

У тебя тоже были слова - если кто-то появится в жизни, то он, мол, от тебя сбежит потому, что ты, якобы, «замороченная». Я сказал слово «программирование» не в смысле трансерфинга реальности, не в смысле, что наши мысли материализуются. А в том смысле, что мы можем человека угнетать своими больными идеями. Как ослик Иа вещал своим товарищам и как бы провоцировал их на уныние.

Есть люди оптимистичные, которые нас (в хорошем смысле) перемалывают своим оптимизмом. Мы им – пессимистичные посылы, а они нам – оптимистичные ответы. Постепенно в их лучах света утонет наш мрак, если сказать метафорически. Но у людей может просто терпения не хватить постоянно отражать наши депрессивные прогнозы. Надо себе раз и навсегда запретить это делать. Одно из первых правил при депрессии – это перестать о ней говорить. Как только мы заговариваем об этом своем состоянии, мы по сути его вновь вызываем к бытию, вновь эту доминанту запускаем. Об этом можно сказать духовнику, на исповеди, с целью покаяния или когнитивной переработки, но не просто как свою рефлексию другому человеку. Его можно просто измотать и эти отношения разрушить. Как только придет мысль «я урод», то эту мысль надо отвергать и не принимать.

Закончить можно на словах преподобного Анатолия Оптинского. В этих словах очень удачно совмещается и идея личности, и смирения одновременно. Он пишет: «Гордость бывает разная. Есть гордость мирская — это мудрование, а есть гордость духовная — это самолюбие. Оно и точно, люди воистину с ума сходят, если на свой ум полагаются да от него всего ожидают. А куда же нашему уму, ничтожному и зараженному, браться не за свое дело. Бери от него то, что он может дать, а большего не тре­буй... Наш учитель — смирение». К чему это? Человек может полагаться на свой ум, а потом хочется ему отношений с кем-то, вступить в контакт. А тут лезет мысль – «я же урод». Соответственно, гордый ум предлагает привлекать к себе внимание. Путаница начинается. Бесконечные терзания.

Некоторые терзания в народной терминлогии называются «интеллигентскими». Академик Лихачев определяет интеллигента, как человека воспитанного. Кто-то определяет интеллигентов, как людей без корней. Кто-то считает, что они делали революцию. Здесь не разбираем, кем были интеллигенты. Разбираем понятие. «Интеллигентские» терзания – это когда человек сталкивается с простой ситуацией, но у него «мозгодёрка». Кто-то хочет тебе помочь – но думаешь «а могу ли я принять эту помощь?» и тому подобные бесконечные размышления, хотя ситуация простая. Человек не хочет тобой манипулировать, собирается помочь, не желает зла тебе. Хочет человек подружиться – но «могу ли я ответить взаимностью в дружбе или любви, если я такая ничтожная?» Этому нет конца и края. Человек сам себя изматывает.

Что советует преподобный Анатолий: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. А благодать Божия — это все… Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись, да скажи себе: «Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мною воля Божия...» Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем, и действительно смело, как и подобает истинному христиа­нину, положишься на Господа, с твердым намерением без­ропотно подчиниться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеются перед тобою тучи и выглянет солнышко, и осветит тебя, и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и все покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет на душе...» [10].

Мы разбирали некоторые истории девушек, переживших насилие. Одна строила подробный маршрут передвижения по городу, чтобы эта ситуация не повторилась. Рассудком все пытается человек преодолеть. А сказала бы - «Песчинка я, но и обо мне печется Господь… Да, был такой опыт. Господь, возможно, меня в чем-то притормозил по жизни...»

 Я знал одну женщину, которая стала одержимой. Она обращалась к экстрасенсам и у нее начались галлюцинации, затем лечение в психиатрической клинике. Но это не психическое, а именно демоногенное. Мы с ней говорили – каков был Ваш образ жизни? Выяснилось, что – бесконечные мужчины. Она жила одна и была вереница любовников. Может быть, ее духовная болезнь притормозила ее от худшего. Как только что-то произошло с головушкой, мужчины сразу прекратили ходить. Она стала двигаться в нравственном смысле.

Другой пример. Я знал семейную пару, оба супруга серьезно пили. Она впала в кому. Мы же не знаем, возможно, кома и есть благодеяние в каком-то смысле. Женщины спиваются быстрее чем мужчины, теряеют способность сохранять человеческий облик и идут вразнос. Это не выпад в сторону женщин, таковы реалии. Но скажу и про мужчин. Один мужчина выпивал, супруга за него молилась, чтобы он перестал пить. У него случилась язва, пить он не смог. После смерти супруги, может быть, по попущению Господню у него случилось «слабоумие» (он стал как ребенок). Пожилые люди, пережившие смерть супруга с опытом алкоголя, к старости могут стать деспотичными. Но он стал «ребенком» и с ним в этот момент можно было строить хоть какие-то отношения. До описанного случая у мужчины были серьезные трудности с характером. Возможно, через такие моменты Господь пытался притормозить человека, не допустить худшего.

К чему это говорю? Произошло что-то плохое, но пока это не понятно. Но Господь все равно печется (по-доброму беспокоится, промышляет о нас). То, что было в прошлом - не факт, что произойдет и в будущем. Надо относиться с доверием к промыслу Божию. С тобой человек вступил в отношения - и вновь «интеллигентские» терзания: «что я могу человеку дать, если я такая искалеченная, разбитая, урод?» А ты говори «хоть я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, да свершается надо мной воля Божия». Господь тебе послал этого человека и пусть воля Господня совершается. Захочет человек с тобой общаться – пусть общается. Не захочет – это право, его выбор. Надеемся, свершится то, что дальше преподобный Анатолий говорил – рассеются тучи и выглянет солнышко, и освятит тебя, и согреет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.013 с.)