Постскриптум. «Воскреснет брат твой» (Ин. 11, 23) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постскриптум. «Воскреснет брат твой» (Ин. 11, 23)



 

«Воскреснет брат твой» (Ин. 11, 23) - эти слова, сказанные Христом Марфе в отношении ее брата, Лазаря, имеют несомненную историческую ценность. Лазарь действительно воскрес.

Из года в год, слыша эту историю в дни Великого Поста во время богослужения, а также перечитывая во время домашнего чтения Евангелия, мы раз за разом обращаем свое сознание к истине: воскресение – есть! Сама жизнь комментирует нам прочитанное.

Бывает так, что в результате наплыва скорбей и страстей душа человека становится словно обожженной. Теперь этот эффект сжигания души называют посттравматическим расстройством. Словно часть тебя умерла навеки и никогда уже не даст знать о себе. «…пла́чу над собо́ю, я́ко Ма́рфа и Мари́я, над Ла́зарем» (Великий Канон).

Современные специалисты ищут методы пробуждения умершей части души. Если она, будучи однажды обожженной, все-таки пускает ростки и новые побеги, этот эффект называют посттравматическим ростом. Современные специалисты считают: чтобы такой рост состоялся, трава должна быть «когнитивно переработана» в контексте новой истории. Новой – потому что прежние смыслы, в поле которых человек вращался, в чем-то (или во всем) показали свою несостоятельность.

Будучи включенным в контекст истории (не в смысле исторического процесса, а в смысле нарратива), сам факт травмы обретает иной смысл. Человек обретает возможность посмотреть на происшедшее с иных углов, начать двигаться в сторону преодоления последствий травмы.

Но беда в том, что конструктивный нарратив сформулировать самому очень сложно (и возможно ли?) Человеческие истории разбиваются о следующие вслед за первыми иные скорбные обстоятельства.

В словах из 11-ой главы Евангелия от Иоанна «Воскреснет брат твой», а также в словах, следующих за ними, мы обретаем тот нарратив, включая в который нашу личную жизнь, мы обретаем основу для того, что ныне называется посттравматическим ростом.

 

Иногда кажется, что душа уже навсегда покрыта пеплом сгоревших надежд и никогда не вернется к жизни. Что-то умерло внутри, оборвалось, атрофировалось, оглохло, перестало откликаться. И это «что-то» ни вернуть, ни реанимировать самостоятельно ее не получается. Психотехники, нацеленные на реанимацию, напоминают стегание издыхающей лошади.

Как так происходит, что душа обращается к Христу? Это тайна человеческой личности.

Но если это обращение происходит, то ответом на него может стать пробуждение, казалось бы, окончательно умершей части души (если духовная болезнь зашла далеко, то не только часть души воспринимается как атрофировавшаяся, а сама душа – как похищенная или умершая). И это пробуждение переживается как абсолютная внутренняя реальность.

Примечательно, что тема воскресения Лазаря – одна из центральных тем в романе Ф.М. Достоевского о воскресении человеческой души – «Преступление и наказание». Когда заходит речь о этом романе, то обычно приводят описания мучительных переживаний главного героя – Родиона Раскольникова. Но на фоне внутренней тьмы, охватившей героя, свет зари обновленной жизни воспринимается тем ярче.

В их лицах, Родиона и Сони, «…сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого…

...Он думал об ней. Он вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал ее сердце … но его почти и не мучили теперь эти воспоминания: он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания.

…Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря.

… Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…

…начинается новая история, история постепенного обновления человека…»

 

См. также о бессмертии как о переживаемом содержании души:

«ПАСХА – пережить Пасху как бессмертие своей души»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2067/

Главу «История бывшего рецидивиста» в статье «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния "тирании мысли" и преодолении того, что толкает человека к алкоголю.

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1890/

 


[1] Джозеф С. Что нас не убивает. Новая психология посттравматического роста / Стивен Джозеф [пер. с англ. И. Ющенко]. М.: Карьера Пресс, 2015.

 

[2] См. главу «О второй заповеди и о том, что страх рождает плач» из книги преподобного Петра Дамаскина «Краткое изложение священного трезвения».

[3] См. главу «Борьба со всякого рода скорбями от бед и напастей» из творений святого Иоанна Кассиана Римлянина, расположенных во втором томе книги «Добротолюбие».

 

[4] http://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/14/

[5] См. ответ 12 среди ответов на вопросы ученика Антония Бочкова. https://vk.com/@inochestvo-voprosy-uchenika-i-otvety-starca

[6] «Чадо, не скорби, ибо ты один верно думал о мне, говоря, что я простой человек, все же прочие ошибаются, полагая, что я велик!» Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/824

[7] См. документальный фильм о старце Фаддее Витовницком «Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя»

[8] «Брат вопросил авву Пимена: что делать мне со смущением, объемлющим меня? Старец отвечал: при лодках употребляется бечева (длинная веревка) с лямкой. Когда не случится попутного ветра, тогда лодочники употребляют бечеву и, надевши лямки на груди свои, тянут лодку, пока Бог не пошлет попутного ветра. Если же видят, что подымается буря, тогда, вышедши из лодки на берег, вбивают в него кол, к которому привязывают лодку, чтоб она не опрокинулась. Кол означает самоукорение (осуждение, обвинение себя)» [из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Отечник»].

[9] Вопрос 48: «Если делаю нечто среднее и вижу, что, когда брат узнает, что я это делаю, он соблазнится сим, и тщеславие понуждает меня скрыть это дело (ибо стыжусь, ежели брат увидит его): должен ли я его скрыть для избежания соблазна, или не скрывать во избежание тщеславия? Также когда не знаю наверное, соблазняется ли брат, но только подозреваю сие: как мне поступать?» Ответ Иоанна: «Если сердце осуждает тебя, что подаешь брату соблазн, то скрой это дело и не давай ему повода к подобным помыслам; а когда не знаешь наверное, но только подозреваешь, не заботься о сём» [См главу «Вопросы преподобного Дорофея и ответы,
данные на них святыми старцами Варсануфием и Иоанном Пророком» из книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения»].

 

[10] https://www.optina.ru/lection/15/



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.007 с.)