Каков смысл названия повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каков смысл названия повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»?



Если внимательно проследить за сюжетом, то мы увидим, что в его основе главным действующим лицом является Пётр Гринёв. Именно о нём – центральное повествование автора. Однако повесть названа «Капитанская дочка». Это не случайно. Объяснений здесь можно найти несколько.

1.Все основные герои произведения так или иначе взаимодействуют с Машей Мироновой. И именно через общение с ней, отношение к этой героине раскрываются главные черты героев. Давайте докажем это.

o Все лучшие качества Петра Гринёва наиболее ярко проявились именно во взаимоотношениях с Машей. Он способен на сильное чувство, готов ради любимой пожертвовать даже жизнью, лишь бы её спасти. Вспомним эпизод, когда он возвращается к Пугачёву в крепость. Он понимает, что может погибнуть, что его посчитают предателем. Но он честен пред собой, идёт на это, чтобы спасти любимую.

o Как прекрасны Мироновы — капитан Иван Кузмич и его жена Василиса Егоровна! Они воспитали достойную дочь. Атмосфера в семье, взаимоотношения родителей, их нравственные принципы — всё это была та среда, в которой воспитывалась Маша.

o Противоречив образ Пугачёва. Но в его отношении к сироте проявились лучшие черты: способность понять горе другого, помочь тому, кто был обижен напрасно.

o Маша встречается с императрицей, чтобы рассказать ей всю правду, Спасти любимого. Екатерина 1 показана автором действительно «просвещённой» правительницей, способной заботиться о благе людей, помочь своим подданным. Она может быть даже жестокой по отношению к врагам, но в то же время благородной, простой, внимательной к тем, кому нужна помощь. Автор подчеркнул этим, как важно, что монарху были присущи такие человеческие качества. Именно через отношение к Маше он раскрыл их в Екатерине 1.

o Наконец, самые отвратительные черты Швабрина тоже проявляются через отношение к Маше. Сначала, до бунта, это постоянное подсмеивание над ней, во время бунта- стремление воспользоваться её положением, заставить женить на себе. Он буквально шантажирует Машу, обещая выдать её Пугачёву, рассказать, чья она дочь, лишь бы получить её согласие.

Таким образом, Маша Миронова является главной героиней в том смысле, что все события так или иначе связаны с ней, а через эти события раскрываются другие герои повести.

2.Но почему А.С.Пушкин не назвал своё произведение именем героини- «Маша Миронова», а именно «Капитанская дочка»? В этом — второй смысл названия.

Названием автор подчёркивает основную идею повести, которая высказана в эпиграфе: «Береги честь смолоду». Маша — достойная дочь своих родителей. Это действительно КАПИТАНСКАЯ дочка с высокими нравственными принципами, воспитанными в ней с детства. Внешне слабая, пугливая, в трудную минуту она проявила лучшие качества, воспитанные в ней родителями. Она никогда не пойдёт на сделку с совестью. Даже ради спасения жизни не выйдет замуж за противного ей человека, не будет терпеть несправедливость по отношению к любимому. Это человек чести и достоинства. Да, Маша Миронова — капитанская дочка.

Как видим, А.С.Пушкин вложил в название произведения важный смысл. Помогающий понять главную идею повести.

Нравы дворян

Отцы и дети

Тема «отцов и детей» в литературе рассматривается авторами в следующих направлениях:

o Дети — достойные дети своих родителей (А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н.Толстой «Война и мир», семья Ростовых и Болконских)

o Дети — зеркальная копия пороков родителей (Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.С.Грибоедов «Горе от ума», Н.В.Гоголь «Мёртвые души», Л.Н.Толстой «Война и мир», семья Курагиных, А.Н.Островский «Гроза», А.С.Пушкин «Евгений Онегин»,И.А.Гончаров «Обломов»)

o Конфликт отцов и детей (И.С.Тургенев «Отцы и дети»- идейный конфликт, А.Островский «Гроза»- семейный конфликт.)

o Взаимопонимание отцов и детей (А.М.Горький «Мать»)

 

Семья, пример родителей, воспитание — всё это основа формирования личности человека с самого раннего детства. Авторы произведений художественной литературы отражали в своих произведениях влияние семьи на личность их главных героев. Многое в характерах их можно понять, читая страницы, посвящённые их детству и юности.

o Одни герои впитали в себя то лучшее, что было в самих родителях: нравственные принципы, идеалы, жизнь по законам чести и справедливости, доброта, порядочность, понимание людей и многие другие положительные качества были воспитаны в них с детства.

o Другие герои – полностью переняли все отрицательные идеалы и ценности, которые есть в их семьях. Это стремление к накопительству, чинопочитание, определение ценности человека не по нравственным качествам, деятельности, а по положению в обществе, по их материальному состоянию. Деньги, власть, богатство, влияние в свете, душевная холодность и чёрствость — вот те уроки, которые хорошо усвоили эти герои.

o Конфликт отцов и детей, их непонимание, желание детей выйти из –под опеки родителей, жить самостоятельно- это особенность раскрытия данной темы в следующих произведениях. Часто в основе конфликта лежат нравственные, идеологические принципы.

o Наконец, тема взаимопонимания родителей и детей, когда не родители, а дети становятся примером для родителей, ведут за собой, показывают пример самопожертвования, стремления к свободе, справедливости. Именно любовь к детям побуждает родителей идти за ними, быть рядом, становится их друзьями и единомышленниками.

 

Как видим, тема «отцов и детей» раскрывается совершенно по –разному в произведениях классиков. Актуальность темы привлекает к ней читателей. На примерах жизни героев читатели делают для себя выводы, понимая, как важно с детства закладывать в душу ребёнка высокие нравственные ценности, чтобы дети не стали похожими на Митрофанушку, Чичикова, Курагиных, а были порядочны,как Пётр Гринёв, Маша Миронова, Наташа Ростова, Андрей Болконский, Павел Власов и многие другие герои произведений.

 

Проблема отцов и детей – одна из центральных в русской классической литературе. Писатели по-разному освещают её: от изображения конфликта между старшим и младшим поколением до взаимопонимания, уважения и любви детей и родителей. В семье формируются лучшие нравственные качества детей, а достойный пример родителей способствует становлению нравственно богатой личности. Именно такие семьи показаны А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка». Какие черты пытались воспитать в своих детях родители Маши Мироновой и Петра Гринёва? Какой пример они сами им показывали? Ответим на эти вопросы, обратившись к тексту произведения писателя.
Человеком чести воспитывал сына отец Петра Гринёва. Пытаясь сформировать в его характере доблесть, патриотизм, верность присяге, он отправляет служить его в Белогорскую крепость, понимая, что только там он сможет стать настоящим мужчиной, достойным человеком. «Школой жизни» стала для Петра служба в крепости. Да,Петру была свойственна некоторая барская спесь по отношению к Савельичу, да и учился он нехотя. Однако в нём было главное — достоинство, верность слову, доброта, порядочность. («Вы всякому человеку готовы помочь», — говорит ему Маша). «Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению»,- произносит он, не желая целовать руку Пугачёву даже под страхом смерти. Именно нравственная стойкость помогла герою пережить все трудности, освободить любимую Машу, остаться до конца человеком чести, таким же, каким был и его отец.
Пугливой, «трусихой» изображена Маша Миронова в начале произведения, боящейся обычных выстрелов. Но, как показало время, это сильная, волевая девушка. В трудные минуты она проявила лучшие качества, воспитанные в ней родителями. Даже ради спасения жизни не выходит замуж за противного ей человека, не терпит несправедливость по отношению к любимому, а делает всё для его спасения. Маша никогда не пойдёт на сделку с совестью. Это человек чести и достоинства. Да, Маша Миронова — капитанская дочка, достойная дочь своих родителей, с высокими нравственными принципами, воспитанными в ней с детства.
Таким образом, А.С. Пушкин сумел донести до читателей мысль о том, что необходимо в любой ситуации оставаться человеком чести. А это качество во многом формируется именно в семье, родителями, которые сами должны быть достойным примером для своих детей, какими были герои повести — Гринёв старший и капитан Миронов, не склонивший голову перед бунтовщиком. Как современно звучит это произведение сегодня! Читая его, понимаешь, что правильное воспитание, достойный пример родителей никогда не приведут к конфликту отцов и детей. Честный, порядочный, добрый и отзывчивый человек будет достойным сыном и своих родителей, и народа, и Отечества в целом.
Проблема отцов и детей – одна из центральных в литературе. Писатели в своих произведениях пытаются показать, как строятся взаимоотношения старшего и младшего поколения, почему между ними появляется непонимание, а порой и настоящий конфликт. Авторы видят в этом ряд причин. Рассмотрим их на примере произведений классической русской литературы.

 

В романе И.С. Тургенева одной из центральных проблем является проблема отцов и детей. Автор раскрывает её как столкновение интересов, принципов, взглядов на жизнь представителей двух поколений. К старшему относятся братья Кирсановы. Близок по своим взглядам к ним и Аркадий. Новое, молодое поколение представляет Евгений Базаров, нигилист, отрицающий устаревшие, по его мнению, принципы, не склоняющийся перед авторитеты. Он «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». По каким же вопросам расходятся герои? Это ярко показано в сцене спора Базарова с Павлом Кирсановым. Герои не могут понять друг друга, принять позицию другого, пытаются доказать свою правоту. Среди проблем, по которым они расходятся, выделю некоторые. Базаров уверен, что природа должна быть «не храмом, а мастерской», а человек в ней – «работником». Практическое использование природы – вот главное в деятельности людей, считает он. Павел Петрович же уверен в огромном эмоциональном влиянии красоты природы на человека. Евгений не считает нужным тратить время и на искусство, он уверен, что «… читать Пушкина потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою нелепо», а «Рафаэль гроша медного не стоит.» Этого никак не может принять Кирсанов. Но самые негативные эмоции вызывает в Базарове то, что аристократы продолжают считать себя элитой общества, хотя не приносят никакой пользы государству, сидят «сложа руки», живут за чужой счёт, занимаются пустой болтовнёй. Сам Базаров занимается врачебной практикой, научной деятельностью. Он энергичен, всегда занят делом. Кирсанов же уверен, что аристократы – это сила государства, что в них развито чувство достоинства, а это так важно для личности. Эти два человека не могут понять друг друга, потому что, по мнению автора, принадлежат к разным поколениям. Трудно читателю занять чью-либо сторону, так как не всё принимается в позициях каждого. Да и нигилизм Базарова – это веяние времени. Сам герой – глубоко ранимый, эмоциональный, способный на сильные чувства человек. Только Евгений пытается тщательно скрывать это от окружающих.
Таким образом, проблема отцов и детей как проблема непонимания двух поколений, была поставлена И.С. Тургеневым очень остро. До сих пор идут споры о том, как же решить её. Вывод, который хочется сделать после прочтения произведения, в том, что нужно уметь идти на компромисс, понимать других, искать точки соприкосновения, уметь вести достойно спор, уважать позицию другого. Молодым стоит прислушиваться к позиции старших, а старшему поколению нужно понимать, что жизнь не стоит на месте, что молодёжь хочет изменений, движения, преобразований, понимать это и идти в ногу со временем. Конфликт в обществе, в семье всегда приведёт лишь к негативным последствиям.

Петербург

Образ Петербурга в русской литературе
1.А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» Москва и Петербург — эти два города,считал Пушкин,- сердце России. Важна роль каждого из них в романе. В Петербурге действие романа начинается и заканчивается. Он играет важную роль в композиции произведения. Для Пушкина это город светский, утончённый. Дворянство стремится идти в ногу со временем, воспринимая всё модное, новое, европейское. Вот мой Онегин Острижен по последней моде. Однако жизнь в городе неспокойная, суетная, все куда-то спешат. Так и Онегину в течение дня нужно поспеть быть во многих местах, день его расписан буквально по часам. Бывало он еще в постели: К нему записочки несут, Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут… Петербург Онегина не похож на Петербург самого автора. Пушкин восторженно пишет о том, что здесь блистал Фонвизин, здесь рукоплескали Семёновой и Озерову. Однако всё это было в пору юности поэта. Сейчас же ему скучно в этом городе. Безмолвно буду я зевать И о былом воспоминать… Автор в восьмой главе уже сатирически изображает светское общество, называя город «пустым». Правда, в нём выделяется прекрасная Татьяна, так очаровавшая Онегина. Таким образом, Петербург Пушкина — это не только место, где происходят значительные события, но и герой произведения, с его нравом, характером, контрастностью. Но в любом случае, поэт с нежностью описывает этот город, в котором он так любил бродить по берегам Невы.  
2.Н.В.Гоголь. «Невский проспект» Петербург Гоголя — город контрастов. Невский проспект — символ всего города, в котором роскошь соседствует с нищетой, порядочность с бесчестием, красота с грязью и безобразием, трудолюбие с бездельем. В нём человек словно теряет свой лицо, индивидуальность, становясь частью толпы, проходящей, пробегающей, проезжающей по проспекту. Ложь и обман царят в нём. «О, не верьте этому Невскому проспекту! Он лжёт во всякое время. Здесь всё дышит обманом…» Всё произведение построено на противопоставлении жизни двух миров. С одной стороны, автор пишет, что «…нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё», но затем, показав нравы людей, он уже восклицает: «…сколько можно скорее, проходите мимо». Разочарование ждёт героев произведения-поручика Пирогова и художника Пискарёва. Вместо чистой любви, о которой мечтают герои, они видят развратных женщин, внешне красивых («… Боже, какие божественные черты…»), но на самом деле грубых, попавших под власть пороков. В них словно соединилось несоединимое — красота и пошлость, разврат. Петербург губит людей, ломает их судьбы, опустошает души, делает жестокими, бессердечными. Деньги — вот кто властвует в этом городе. Болит душа у автора, который видит всю несправедливость жизни.  
3.Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» Петербург Достоевского — это герой произведения, изображённый детально, с топографической точностью, описанный до мелочей. Это город контрастов, в котором душно, тяжело простому человеку. Убогие коморки, жалкие трактиры и распивочные, узкие, вечно грязные лестницы, на которые выливают помои,- вот мир людей низшего сословия. Это их Петербург. В то же время это город «сильных мира сего», Лужиных, Свидригайловых, с их вседозволенностью. здесь царит власть денег, здесь можно оклеветать, унизить человека, как это произошло с Дуняшей. Всё туманно, призрачно, фантастично в э нём. Не случайно такие страшные мысли, безумные идеи об убийстве возникли у Раскольникова в городе, в котором невозможно дышать. Петербург Достоевского оказывает негативное влияние. Причём не важно — богатые это или бедные люди. Он словно властвует над душами людей, подчиняя их своей дьвольской силе, делая больными духовно. Автор словно подчёркивает, какое отрицательнее воздействие оказывает на человека цивилизация, создавая атмосферу безысходности. Вспомним слова Мармеладова, который говорил: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?». Город страданий, муки, слёз — вот каким показан город Достоевским. В нём гибнут, спиваются, убивают, в нём попирается достоинство человека.
Общее Образ Петербурга находит своё отражение во многих произведениях русской литературы 19 века. Это место, где решаются судьбы многих героев, сосредоточение добра и зла, богатства и нищеты, бесправия и вседозволенности. Все данные произведения объединяет мысль о значимости города в судьбе России, авторы воспринимают его как одну из столиц России. Но если А.С.Пушкин, показывая этот город контрастов, не делая резкого акцента на критике порядков, то Н.Гоголь и Ф.Достоевский изображают Петербург как город, губящий людей, ломающий их судьбы, в котором всё продаётся и покупается, нет места живому человеческому сердцу, искренним отношениям. В их произведениях Петербург — символ несправедливости порядков, царящих во всей России.

Письма героев

Жанр письма — эпистолярный жанр – начал формироваться уже в 16 веке. Вспомним, как вели переписку Иван Грозный и Андрей Курбский. В литературе этот жанр он стал особенно популярен в19 веке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.009 с.)