Власть имущие и подчинённые. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть имущие и подчинённые.



Власть имущие и подчинённые.

Воспитание.

Война.

Герои-антиподы.

«Говорящие» имена и фамилии

 

Приём использования «говорящих» фамилий и имён часто используется авторами произведений. Особенно он был популярен в первой половине 19 века, хотя во все времена он помогает писателям при создании их творений.

Известно, что на Руси вплоть до XVII-XVIII вв. бытовали имена, напоминающие современные прозвища; такие наименования служили одновременно и своеобразной характеристикой человека, основных качеств его характера: Балуй, Баламут, Бирюк, Грязнин, Лютой, Молчан, Несмеян, Плох, Плакса, и др.

А в литературе началось всё с классицизма в литературе – методе, при котором герои чётко делятся на положительные и отрицательные. Поэтому писатели и драматурги часто давали им фамилии, которые подчёркивали те или иные особенности характера.

Писатели 19 века продолжили эту традицию. Столько «говорящих» фамилий было ими придумано! Многие стали нарицательными, так как их характеры были свойственны многим людям. Да и сегодня эти слова актуальны, так как есть, к сожалению, среди нас и обломовы, и молчалины, и скотинины и многие другие.

Сами фамилии, их роль тоже менялись: от простого прозвища, которое ярко, выпукло давало характеристику герою, до глубокого, порой завуалированного смысла, понятного лишь при изучении истории того или иного имени или фамилии.

Типы «говорящих» фамилий:

o Фамилии, по которым открыто можно понять отношение автора к героям, какие черты он выделяет в них (Скотинин, Скалозуб, Обломов, Собакевич и другие)

o Фамилии и имена значение которых понимается по этимологии слова (Фамусов, Простакова, Митрофан. Софья, Лариса).

o Фамилия может подсказать род деятельности героя: профессор Преображенский в «Собачьем сердце» М.Булгакова.

o Некоторые придуманные авторами фамилии не прямо указывают на черты данного героя, а словно помогают понять целое социальное явление, которое раскрывается этим образом (имя сына героя рассказа А.П.Чехова «Толстый и Тонкий» — Нафанаил, Акакий Акакиевич Башмачкин в «Шинели Н.В.Гоголя, Лоханкин Васисуалий И.Ильфа и Е.Петрова из «Золотого телёнка»)

o Фамилии героев могут создавать и своеобразную атмосферу произведения. Так в рассказе А.Чехова «Страшная ночь» есть Черепов, Челюстов, Панихидин, Трупов, Погостов. Они добавляют страха в рассказ.

 

Гордый человек

Тема гордого человека
1.М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» Главный герой романа Григорий Печорин ведёт себя высокомерно по отношению к людям, демонстрируя своё превосходство над ними. Иногда его поступки имеют основание, ведь он видит пошлость, убожество высшего света. Однако гордость по отношению к близким, любящим его людям приносит столько страданий окружающим. Вспомним, как он обидел Максима Максимовича, искренне любящего его, как отнёсся к Бэле, лишив её семьи, дома, близких, сколько страданий принёс Мэри. Себя, свои интересы он ставит выше всего. Он, в сущности, был одинок. «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Трагедия героя в том, что он всё прекрасно осознаёт, что несёт людям несчастье. Печорин не понимает, почему его любят женщины, «неужели зло так привлекательно?..» Герой не может преодолеть свою гордость, изменить себя. Образ героя противоречив. В нём привлекает его смелость, решительность, ум, прямота. Однако эгоизм, гордыня, высокомерие, цинизм, даже безнравственность в некоторых случаях никак не могут быть приняты и оправданы в нём.
2.Л.Н.Толстой. «Война и мир». Один из главных героев романа «Война и мир» — Андрей Болконский. Автор показывает путь исканий героя, изменение его идеалов, поиск пути в жизни. В начале романа — это человек, стремящийся к славе («но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу…») Его кумир-Наполеон, сумевший достичь таких высот. Он хочет найти свой «Тулон». В свете Болконский высокомерен, холоден, насмешлив, ему надоело высшее общество с его пустыми разговорами. В конце произведения Андрей показан изменившимся: «…он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства, гордости и насмешливости…». Андрей понял, что главное в жизни — это любовь, семья, близкие люди, а далеко не слава, о которой он мечтал. Герой преодолел гордость, эгоизм, стал ближе к людям.(«… чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!») Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым. Только близость к людям, стремление жить общими с ними заботами, патриотизм, единение с народом в минуты опасности — всё это наполняет жизнь смыслом. К такому выводу приходишь, читая роман Л.Толстого.
3.А.М.Горький. «Старуха Изергиль» Герой одной из легенд рассказа «Старуха Изергиль» — самовлюблённый, эгоистичный Ларра, сын орла и женщины. Он противопоставил себя обществу, «… считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего…», нарушая все принятые в нём законы- моральные и юридические. Ведь он легко совершает преступление, убивая девушку, которая оттолкнула его. Общество жестоко наказывает героя – одиночеством. Само имя Ларра обозначает «отвергнутый». Быть изгнанным из общества, ненужным никому — что может быть страшнее? «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Данная легенда имеет огромный нравоучительный смысл, заставляет читателей задуматься над тем, как надо жить, каким быть, как относиться к людям. Гордость, переходящая в гордыню, несёт человеку только несчастье.
Общее Гордость. Положительная или отрицательная черта характера человека? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. С одной стороны, человек должен быть гордым, знать себе цену, не позволять унижать и оскорблять себя. Однако гордость часто перерастает в высокомерие, стремление возвысить себя над другими, чувствовать своё превосходство. Не случайно гордость считается одним из семи смертных грехов. Образ гордого человека часто встречается в литературе. Независимые, гордые герои находятся в конфликте с обществом, не принимаются им, а иногда и просто изгоняются. Одни герои способны перебороть в себе эту черту, понимаю, что она им просто мешает жить. В этом случае, сохраняя чувство достоинства, они преодолевают в себе гордость. Другие же остаются одинокими, высокомерными. Их гордость перерастает в гордыню, не позволяющую быть понятыми людьми, мешающую стать счастливыми. Всех героев вышеперечисленных произведений объединяет то, что им свойственна эта черта характера — гордость. Немало трудностей она доставляет им в жизни. Одни так и не смоли изменить себя (Печорин, Ларра); другие (Андрей Болконский) стали проще, терпимее, ближе к людям, народу, приобретя истинное счастье.

Город

Грех и покаяние

Дорога

Тема дороги
1.Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Огромную задачу поставил перед собой автор: показать всю Русь. Форма путешествия главного героя позволила ему это сделать. Значение образа дороги многоплановое. Во-первых, это композиционный приём, позволяющий связать отдельные эпизоды: Чичиков всегда в пути, едет от одного помещика к другому. Да и начинается поэма с его приезда в город. Однако основное значение образа дороги раскрывается в его лирических отступлениях. В седьмой главе автор пишет о счастливом путнике, который в пути, скучном, однообразном, вспоминает свой дом, где его всегда ждут, описывает его радость, когда путник «видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками…» В лирическом отступлении, посвящённом пути двух типов писателей,он сравнивает эти пути: один — проторенный, где ждут слава, уважение, а другой- путь правды, путь гонений и неприятия обществом, потому что писатель показывает все ужасные стороны действительности. Здесь автор словно пытается ответить на извечный философский вопрос: какой деятельностью должен заниматься в жизни человек, что предпочесть. Наконец, знаменитый образ «птицы-тройки», с которым сравнивается Русь, мчащаяся вперёд. Что её ждёт впереди? Писатель уверен, что страна всегда будет могучей и славной, что «косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».. Таким образом, дорога — один из центральных символов поэмы, имеющий большое значение в идейном и композиционном плане.
2. Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» Сюжет поэмы строится на путешествии семи временнообязанных крестьян, которые решили найти на Руси счастливого человека. Образ дороги использован с несколькими целями. Во-первых, как связующая нить в сюжете. Долог путь мужиков. Многих людей они повидали. Автор создаёт яркие народные образы. Это Матрена Тимофеевна, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский. Каждый их них благороден, прекрасен душой. В то же время им созданы портреты помещика Оболд-Оболдуева, попа — «несчастливых людей», живущих за счёт народного труда, и много других образов. Во-вторых, дорога всегда символизировала жизненный путь человека. В этом смысле показан путь Гриши Добросклонова, который посвятил всего себя делу народному. Как и любой человек, он тоже встал перед выбором: какую дорогу выбрать: Одна просторная дорога — торная, страстей раба, по ней громадная, к соблазну жадная идет толпа. Другая — тесная, дорога честная, по ней идут лишь души сильные, любвеобильные, на бой, на труд. Он выбрал вторую дорогу — путь борьбы за счастье народа. Много трудностей уготовил для него этот путь: чахотку да Сибирь. Но в то же время славное имя заступника народа. Таким образом, в поэме Н.Некрасова дорога — это и символ пути человека, и извечное стремление человека найти правду, стремление понять жизнь, осознать своё место в ней.
3.Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Ищет свой путь в жизни и герой рассказа Н.Лескова Иван Флягин. Много трудностей ему пришлось пережить, но он сумел сохранить в душе очарование красотой жизни. Дорога — ведущий композиционный приём, который использует автор. Странствуя по свету, герой хочет найти своё место в жизни, понять своё назначение в ней. Каждый этап его пути играет большую роль в нравственном развитии героя. Так в эпизоде воспитания девочки проявляется нежность, доброта героя; во время спасения хозяев от гибели, когда повозка чуть не скатилась в пропасть — смелость, решительность; годы плена показали, как горячо любит герой родину, тоскует по ней. Избрав путь монашества, найдя своё последнее пристанище в пути, Флягин произносит удивительные слова, что ему «за народ очень умереть хочется». Автор показал, как вырос нравственно герой, как жизненный путь его сформировал лучшие его качества. Таким образом, в произведении дорога – это тот путь, который прошёл герой, путь нравственного самосовершенства.
Сопоставление. Образ дороги в данных произведениях имеет схожие функции: он является связующим звеном в композиции, в то же время позволяет выразить идеи, проблемы автора, одна их которых- выбор пути человеком. Дорога всегда символизировала именно жизненный путь. В то же время место данного образа разное в произведениях. Так у Н.Некрасова и Н.Лескова дорога больше композиционный приём. У Н.Гоголя и же – это один из ведущих образов поэмы.

Дуэль

Тема дуэли
1.А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» Дуэль Петра Гринёва и Алексея Швабрина — двух офицеров- играет значительную роль в раскрытии характеров данных героев, помогает противопоставить их по нравственным качествам. Самолюбивый, эгоистичный, завистливый и злопамятный Швабрин не мог простить того, что Маша Миронова отказалась стать его женой. Видя, как она благосклонно относится к Гринёву, Швабрин оскорбительно отзывается о ней. Гринёв, защищает Машу, Швабрин в ответ вызывает его на дуэль. В результате Гринёв получил ранение шпагой. Но интересен тот факт, что после дуэли Пётр простил противника, когда тот стал сожалеть о случившемся. Данный эпизод ярко подчёркивает моральное превосходство Гринёва, его желание защитить четь Маши и в то же время умение прощать, идти на мировую. Швабрин же проявил себя не только как жестокий человек, но и как лицемерный. Искреннего сожаления в случившемся у него не было. Таким образом, дуэль используется автором как средство наиболее яркого изображения героев повести.
2.М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» Сцена дуэли главного героя Григория Печорина и Грушницкого в главе «Княжна Мери» имеет большое значение для раскрытия характеров героев. Они вроде бы приятели, вместе служили в действующей армии. Только Печорин оказался на Кавказе, так как его сюда сослали за какую-то историю в Петербурге, а Грушницкий залечивал раны. Эти герои во многом похожи. Самовлюблённый Грушницкий, играющий роль вечно разочарованного человека, стремящийся везде производить эффект, и скучающий, тоже эгоистичный Печорин. На дуэль бывшего приятеля вызвал Печорин за клевету, которую тот распространил на него. Настоящей злобы нет у героя, он даже готов простить Грушницкого, если тот извинится. Но слишком высокомерен был Грушницкий, слишком ненавидел Печорина, чтобы пойти на такой шаг. В итоге — смерть Грушницкого. Сцена дуэли ярче раскрыла характер Грушницкого, человека подлого не готового иди ни на какие уступки, в то же время подтвердила двойственность характера Печора, который сам не знает, чего хочет. Не случайно Григорий накануне дуэли задаёт себе вопросы: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Бессмысленная, страшная дуэль, в которой нет и не может быть победителя.
3.И.С.Тургенев. «Отцы и дети» Конфликт между главным героем Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым, вызванный несовпадением взглядов практически на все стороны жизни, должен был чем-то разрешиться. Этим средством стала дуэль героев. Примечателен тот факт, что дуэль всегда проходила между противниками, равными по социальному положению. То, что Кирсанов решился стреляться с демократом Базаром, свидетельствует о превосходстве последнего, ведь противники встретились уже как равные. Данная дуэль имеет идеологический характер, хотя причиной было и их отношение к Фенечке, которая нравилась обоим. Кирсанов увидел, как Базаров поцеловал героиню, скорее, как ребёнка, у него проявилась ревность. В итоге Павел Петрович был ранен. Базаров, как настоящий врач, тут же пришёл ему на помощь. Таким образом, сцена дуэли словно стала развязкой в конфликте героев, после чего Базаров уехал из имения Кирсановых. Никаких целей она не решила, каждый остался при своём мнении.
Общее Дуэли как способ защиты чести и достоинства, были распространены в 18-19 веках, несмотря на то, что официально были запрещены ещё Петром 1. Во многих произведениях русской литературы есть сцены дуэли. В каждом дуэль играет свою определённую роль. Во-первых, это средство изображения характеров. К этом смысле все данные произведения схожи, так именно во время дуэли наиболее ярко проявляются те или иные черты героев. Кроме того, дуэль является средством композиции, становится кульминацией в противоречиях, возникающих между героями. Но в любом случае сцены дуэлей являются одними из самых ярких и впечатляющих сцен произведений.

Заветы отца

Тема: «Заветы отца»
1.А.С.Грибоедов. «Горе от ума»   Один из главных героев комедии – Алексей Молчалин. Ещё в детстве он усвоил наказы отца о том, как надо вести себя в высшем обществе, чтобы добиться «степеней известных». Главное в них — «угождать всем людям без изъятья». Только лицемерие, стремление понравиться буквально всем может привести к успеху. И Молчалин — достойный сын своего отца. Родившись в недворянской семье, он сделал всё, чтобы получить дворянство, работая секретарём у Фамусова. Дослужился до коллежского асессора, получив право на потомственное дворянство. Он очень хорошо усвоил порядки общества, ведёт себя скромно, услужливо, не высказывает мнения, «ведь нынче любят бессловесных».Да, он научился, как учил отец, угождать всем: Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Таким образом, в данном произведении наказы отца способствовали воспитанию в герое многих отрицательных качеств. Он неприятен нам соей лестью, подлостью, подхалимством. Не тот путь избрал Молчалин, чтобы добиться успехов в обществе.  
2.Н.В.Гоголь. «Мёртвые души» Главный герой поэмы — Павел Чичиков. В формировании его взглядов на жизнь большую роль сыграл его отец. Какие же наказы он дал своему сыну? Перечислим их. - «…не дури, не повесничай». Хороший наказ, трудолюбие должно быть свойственно человеку. - «…угождай учителям и начальникам…». По мнению отца, даже если и образование у человека недостаточное, и таланта Бог не дал, угождая, можно много добиться. - необходимо выбирать себе товарищей только таких, которые «при случае могли бы быть…полезными» - «Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали…» — «а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете… копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Вот такие наказы давал отец Чичикову, выезжающему из родного дома. Деньги, нажива, «копейка» — главное, чему учил отец. Ни слова о моральных качествах. Отношение к людям тоже только через призму нужности, полезности того или иного человека. Чичикову глубоко в душу запали слова отца. Именно таким он и стал: бессердечным, не имеющим друзей, подхалимом, лицемером, всего себя отдающим лишь этой «копейке». Да, действительно, очень важно, как воспитывают родители человека.
3.Л.Н.Толстой «Война и мир» Андрей Болконский — один из главных героев романа Л.Толстого «Война и мир». Перед отъездом на войну с французами в 1805-1807 г. он встречается в родовом имении Лысые горы с отцом — Николаем Болконским, который даёт ему наставления. Болконский — старший- это человек старой закалки, человек чести, достоинства, он благороден и справедлив, таким хочет видеть и своего сына. Каковы основные наставления отца? - «Спасибо, спасибо… за то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего».Отец одобряет желание сына служить. - «Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет».Таков отец, таким же настоящим офицером, а не прислуживающим другим он видеть Андрея. В сцене прощания автор показывает сильную любовь отца и сына друг к другу, хотя внешне оба сдержанны, стараются не показывать своих чувств. Андрей Болконский – достойный сын своего отца. Такие черты,как честность, порядочность, справедливость, достоинство, патриотизм, воспитаны в нём, несомненно, отцом; принципы, внушённые им, стали основой поведения Андрея. Это пример того, как надо воспитывать детей, какие личностные качества формировать в нём буквально с детства.
  Общее Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. Именно в ней формируется характер. Пример родителей, их уроки, наказы, заветы впитываются ребёнком, усваиваются, западают в душу на всю жизнь. Не случайно говорят, что человек — «сын (или дочь)своих родителей», имея в виду, что он воспитан на их принципах. Всех героев данных произведений объединяет то, что они стали хорошими учениками, поняв, приняв и усвоив уроки отцов. Другое дело, чему учили их они. Одних — себялюбию, накопительству, стяжательству, а других — любви к Отечеству, достоинству, чести. Важно воспитать нравственно высокую личность, порядочного человека. Именно в этом заключается одна из основных функций семьи.

История России

История России всегда интересовала писателей. Кто-то отражал её в некоторых своих произведениях, а кто-то посвятил ей всё своё творчество.

Проблемы, поднимаемые в прозаических произведениях об истории России:

o Прославление подвига и героизма народа, защищавшего Родину от врагов («Война и мир» Л.Н.Толстого, многие произведения о Великой Отечественной войне, среди которых «Они сражались за Родину М.Шолохова, «Живые и мёртвые» К.Симонова, «Горячий снег» Ю.Бондарева, «Волоколамское шоссе» А.Бека и другие)

o Изображение человека на войне, его выбор в сложнейшей ситуации, проблема героизма и предательства (Л.Толстой «Севастопольские рассказы», М.Шолохов «Судьба человека», Б.Васильев «А зори здесь тихие», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», А.Фадеев «Молодая гвардия»,В.Быков «Сотников» и другие.)

o «У войны не женское лицо». Проблема женщин на войне. (В.Закруткин «Матерь Человеческая», Б.Васильев «А зори здесь тихие» и другие.)

o «У войны не детское лицо». Проблема дети и война.(А.Приставкин «Ночевала тучка золотая», В.Катаев «Сын полка» и другие.)

o Россия в переломные моменты истории, судьба страны и народа, роль личности в истории. («Слово о полку Игореве»,А.Толстой «Пётр Первый», А.Толстой «Хождение по мукам», Н.Островский «Как закалялась сталь», М.Шолохов «Тихий Дон», «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына, «Дети Арбата» А.Рыбакова и другие)

o Уроки истории. По данной проблеме подойдут все произведения об истории России.

o Война после войны. О военных конфликтах в России после Великой Отечественной войны (С.Алексиевич «Цинковые мальчики», А.Проханов «Чеченский блюз» и другие.)

o История борьбы народа за свою независимость и свободу. (А.С.Пушкин «Капитанская дочка», М.Шолохов «Тихий Дон» и другие.)

o История России — это история жизни ярких личностей, которые внеслисвой неоценимый вклад в её развитие (Ю.Тынянов «Кюхля», Б.Окуджава «Глоток свободы. Повесть о Павле Пестеле», Л.Лебединская «Последний месяц года. Повесть о декабристах», Ю.Нагибин «Рассказы о Гагарине», очерки С.Борзунова о Г.Жукове, Н.Ватутине, К.Рокоссовском и других маршалах Великой Отечественной войны. Данный список можно продолжать бесконечно, ведь много произведений посвящено жизни конкретных людей России).

Таким образом, история России находила и до сих пор находит особое место в литературе. Ведь наша история богата событиями: это и героические страницы, и страницы, когда решалась судьба народа и независимости. Но во все времена народ единым целым выступал против любого посягательства на нашу страну. Стремление к миру — основа российского народа. Истории учит не забывать прошлого, помнить о людях, которые защищали страну, приносили ей славу и величие.

Примечания:

o Приведённый список произведений будет пополняться (буду благодарна, если коллеги подскажут мне, какие ещё произведения можно привести в качестве аргументов по данной теме)

o По каждому произведению будет написана отдельная статья(в течение определённого времени)

 

Личность и эпоха.

Любовь.

Маленький человек

«Маленький человек». Эта тема появилась в русской классической литературе ещё в произведении Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», в творчестве А.С.Пушкина она нашла дальнейшее раскрытие и развитие, затем стала одной из основных в произведениях Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского. Со второй половины 19 века эта тема стала раскрываться во многих произведениях писателей.

Каждый автор вносил своё понимание проблемы. Образ человека, занимающего низкое социальное положение в обществе, униженного и оскорблённого, не мог не волновать писателей. Каждый писатель внёс в данную тему своё восприятие её. Но всех объединяет гуманистический пафос их произведений, жалость, сочувствие к этим людям.

Поднимая проблему «маленького человека», они стремились привлечь к ней внимание общества, заставить понять несправедливость отношения к людям не по их моральным качествам, а по положению в обществе. Авторы пытались своими образами показать противоестественность такого устройства общества.

 

Произведения по теме, которые могут быть приведены в качестве аргументов в задании № 9.

o Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

o А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

o А.С.Пушкин «Медный всадник»

o Н.В.Гоголь «Шинель»

o Ф.М.Достоевский «Бедные люди»

o Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

o Л.Н.Толстой «Война и мир»

o Н.Лесков «Очарованный странник»

o А.Н.Островский «Бесприданница»

o А.П.Чехов «Смерть чиновника», «Торжество победителя», «Толстый и тонкий», «Хамелеон».

o А.И.Куприн «Гранатовый браслет»

o А.М.Горький «На дне»

 

Мечущийся герой

Тема мечущегося героя
1.М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин — один из героев литературы, которых называют «лишними людьми». Почему же он получил такое определение? Григорий Печорин разочаровался в людях, обществе. Будучи образованным, умным, проницательным человеком, он видел ничтожность целей и взглядов людей, но и сам не знал, как жить, куда идти, к чему стремиться. Он метался, его душа не находила спокойствия. Даже любовь не принесла ему счастья. («…Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…») Незаурядная личность, он не смог применить свои способности. Немалую роль в этом сыграл его эгоизм. И хотя герой называл себя «эгоистом поневоле», даже он понимал, что эта черта характера мешала ему в жизни. Да, он критиковал людей, общество, но он хотел деятельности, жаждал применения своих способностей, но не знал, как. В нём постоянно шла борьба между чувствами и рассудком, эгоизмом и состраданием. Читатель сочувствует герою, понимая, как сильна в нём внутренняя борьба, душевные переживания. Конечно, это герой своего времени, тех порядков, принципов, которые сложились в нём. Как писал критик Л.Григорьев, «… основы же его характера трагичны, пожалуй, страшны, но никак уже не смешны». Но мы не выбираем время, в которое живём. Поэтому человек и сам должен стремиться стать лучше, находить выход. Печорин же так и остался мечущимся героем, одиноким и, в сущности, несчастным. Не случайно в конце произведения автор пишет о его смерти (Печорин, возвращаясь из Персии, умер…»), т ак как герой не смог выйти из той конфликтной ситуации, в которой оказался. «…Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно.»
2.И.С.Тургенев «Отцы и дети» Евгений Базаров — человек трудолюбивый, независимый, четко знающий(как ему казалось в начале произведения) свои цели, то, к чему стремится. Он учится, занимается практикой, научной работой. Базаров занимается самообразованием, самовоспитанием («…Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…») Всё это не может не привлекать в герое. Однако он находится в противоречии с окружающими, его не понимают и даже не принимают. Да и он сам не хочет прислушиваться к людям,верит только в сои идеи и принципы («…Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!..») Автор изобразил нового героя, героя — разночинца. Базаров — нигилист («Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…») При внешней уверенности, спокойствии Е.Базаров находится в конфликте с самим собой, не говоря уже о конфликте с обществом, поколением «отцов», которое представляет в романе прежде всего Павел Кирсанов. Со временем Евгений понимает, что во многом ошибался. Так, не веря в романтическую любовь («…любовь… ведь это чувство напускное…»), он полюбил, и эта любовь просто вывела его из равновесия, в конечном итоге, косвенно привела к гибели героя.Герой вызывает противоречивые чувства — от уважения до непонимания. Мечущаяся душа Е.Базарова не смогла примириться с крушением многих принципов и идей, которым он следовал в жизни. Не случайна смерть героя в конце романа. Он просто не готов был принять всё, что произошло с ним. Так что не такой уж и сильный герой, а жаль. Произведение заставляет задуматься над тем, как жить, как необходимо постоянно оценивать изменяющиеся условия в жизни, уметь находить правильный выход, продолжая жить, достойно и счастливо.
3.М.А.Шолохов «Тихий Дон» События романа начинаются с 1912 г. Долгий путь проходит Григорий Мелехов, главный герой произведения. Беззаботный парень в начале романа, солдат царской армии в годы Первой мировой войны, он знакомится с большевиком Гаранжой в госпитале, переходит на сторону большевиков, разочаровывается в них, участвует в сражениях на стороне белогвардейцев, командуя дивизией; в 1919 году Григорий снова воюет на стороне красных, возвращается домой; большевики преследуют его за участие на стороне белых, герой — в бегах, несколько месяцев скитается по степи с казаками — дезертирами; наконец, не дожидаясь обещанной амнистии, в 1922году Григорий возвращается на хутор. Вот какой длинный путь проходит он, путь метаний, поиска, стремления понять, кто прав, путь разочарований. Герой любит родину, родные места, тоскует по ним («По Дону соскучился, тут воды текучей не увидишь. Тошное место!..»), мечтает вернуться к обычной казачьей жизни. Человек, оказавшийся в центре важнейших событий страны, не всегда может определить, какие принципы ему отстаивать, так слишком всё сложно и запутанно. Да и в личной жизни трудности — нелюбимая жена Наталья, любимая женщина Анисья, дети, семья. Где остаться, с кем быть? И здесь надо выбирать, но как не ошибиться? Трагедия казачества показана на примере судьбы Григория Мелехова, да и всего народа России, пережившего такие тяжёлые испытания. Но надежда на лучшее есть всегда. Не случайно в конце романа показан Григорий с сыном, а вокруг них такая красивая природа: «…весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето стрепета».
Общее Мечущийся герой, каков он в литературе? Это герой, который находится в конфликте с обществом или с самим собой, не может понять, как жить дальше. Чаще всего у таких героев происходит крушение взглядов, надежд, разочарование жизнью, людьми, обществом. Он ищет выхода, стремится найти путь, по которому надо пойти,но не всегда находит его, вернее, чаще всего не находит. Всех героев данных произведений объединяет внутренний конфликт, который они испытывают, стремление понять себя. Этот конфликт приводит к разладу с обществом. По-разному они выходят из данной ситуации. Печорин не может уже измениться. Он сам понимает, насколько он эгоистичен, как много приносит горя окружающим. Базаров испытывает сильнейшее эмоциональное переживание, ведь рушатся все те принципы, идеи, которым он следовал, а как жить по-новому, он не знает. Григорий Мелехов, пройдя все испытания, возвращается домой,понимая, что сложности ещё ждут его в жизни, слишком много грехов за ним. Данная тема актуальна во все времена, так как человеку в любую эпоху хочется понять себя, своё место в обществе, жизни, не всегда ответы на данные вопросы принимаются людьми, что приводит даже к трагедии. Нужно уметь стойко выходить из конфликтных ситуаций, пытаться находить верный выход из них, продолжать жить, обретя понимание окружающих и самого себя.

Название произведения

Авторы, создавая свои художественные произведения, продумывают всё до мелочей в них. Каждая деталь играет определённую роль. Так, большой смысл вкладывается в название. Через него писатели и поэты передают основную мысль, суть своих произведений, отражают главную идею.

В литературе можно найти много произведений, смысл названий которых подсказывает читателем, о чём именно пойдёт речь в них. Часто авторы названиями привлекают читателей.

Названия имеют два смысла: прямой и скрытый. Нужно уметь понять этот замысел писателя, чтобы глубже разобраться в произведении, в том, что хотел передать автор.

В задании № 9 могут встреться вопросы, связанные именно с названием произведения. Нужно объяснить название данного в вопросах произведения и привести два аргумента, а именно два произведения, в которых название имеет важную роль.

Приведу список произведений, которые можно привести в качестве аргументов.

o Д.И.Фонвизин «Недоросль»

o А.С.Грибоедов «Горе от ума»

o А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

o М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

o Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

o Л.Н.Толстой «Война и мир»

o Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

o И.В.Тургенев «Отцы и дети»

o И.А.Гончаров «Обломов»

o А.Н.Островский «Гроза»

o А.П.Чехов «Вишнёвый сад»

o М.Шолохов «Судьба человека»

o В.Распутин «Живи и помни» и многие другие.

Данный список можно продолжать бесконечно, ведь название каждого произведения дано авторами не случайно.

В последующих статьях я постараюсь дать материал о смысле названий произведений, чтобы его можно было использовать при ответе на задание № 9.

Нравы дворян

Отцы и дети

Тема «отцов и детей» в литературе рассматривается авторами в следующих направлениях:

o Дети — достойные дети своих родителей (А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н.Толстой «Война и мир», семья Ростовых и Болконских)

o Дети — зеркальная копия пороков родителей (Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.С.Грибоедов «Горе от ума», Н.В.Гоголь «Мёртвые души», Л.Н.Толстой «Война и мир», семья Курагиных, А.Н.Островский «Гроза», А.С.Пушкин «Евгений Онегин»,И.А.Гончаров «Обломов»)

o Конфликт отцов и детей (И.С.Тургенев «Отцы и дети»- идейный конфликт, А.Островский «Гроза»- семейный конфликт.)

o Взаимопонимание отцов и детей (А.М.Горький «Мать»)

 

Семья, пример родителей, воспитание — всё это основа формирования личности человека с самого раннего детства. Авторы произведений художественной литературы отражали в своих произведениях влияние семьи на личность их главных героев. Многое в характерах их можно понять, читая страницы, посвящённые их детству и юности.

o Одни герои впитали в себя то лучшее, что было в самих родителях: нравственные принципы, идеалы, жизнь по законам чести и справедливости, доброта, порядочность, понимание людей и многие другие положительные качества были воспитаны в них с детства.

o Другие герои – полностью переняли все отрицательные идеалы и ценности, которые есть в их семьях. Это стремление к накопительству, чинопочитание, определение ценности человека не по нравственным качествам, деятельности, а по положению в обществе, по их материальному состоянию. Деньги, власть, богатство, влияние в свете, душевная холодность и чёрствость — вот те уроки, которые хорошо усвоили эти герои.

o Конфликт отцов и детей, их непонимание, желание детей выйти из –под опеки родителей, жить самостоятельно- это особенность раскрытия данной темы в следующих произведениях. Часто в основе конфликта лежат нравственные, идеологические принципы.

o Наконец, тема взаимопонимания родителей и детей, когда не родители, а дети становятся примером для родителей, ведут за собой, показывают пример самопожертвования, стремления к свободе, справедливости. Именно любовь к детям побуждает родителей идти за ними, быть рядом, становится их друзьями и единомышленниками.

 

Как



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.067 с.)