С какой целью авторы используют в произведениях «говорящие» фамилии? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С какой целью авторы используют в произведениях «говорящие» фамилии?



o Самая главная цель – выразить отношение автора к герою. Писатели фамилиями персонажей уже нацеливают читателей на то, о каком характере будет идти речь.

o Немаловажная цель подобных фамилий — подчеркнуть, сконцентрировать внимание на каком-то социальном явлении. Они являются своеобразной метафорой, например, Ляпкин –Тяпкин из «Ревизора».

o Фамилии героев созвучны с фамилиями реальных лиц. В данном случае это всегда герои положительные (Мересьев в «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого, Добросклонов в «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, Кулигин в «Грозе» А.Островского)

Таким образом, роль «говорящих» имён и фамилий в литературе велика. Они играют существенную роль при создании литературно-художественного текста, являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, идеями автора, изображаемым временем и пространством, сутью создаваемых образов.

 

Произведения, которые можно привести в качестве аргументов в задании № 9 по теме «говорящие» фамилии:

o Д.И.Фонвизин «Недоросль» (Скотинин, Правдин, Милон и другие)

o А.С.Грибоедов «Горе от ума» (Молчалин, Чацкий, Фамусов)

o Н.В.Гоголь «Мёртвые души» (Манилов, Собакевич, Коробочка и другие), «Ревизор» (Держиморда, Земляника, Ляпкин-Тяпкин и др.)

o Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» (Алтынников, Грош, Добросклонов)

o М.Е.Салтыков- Щедрин (Прыщ из «Истории одного города» и др.)

o М.Булгаков «Собачье сердце (Ф.Ф.Преображенский)

o Герои пьес А.Н.Островского(Кабанова. Тихон, Лариса, Катерина и др.)

o А.П.Чехов (смотритель училищ Хамов («Экзамен на чин»), дьячок Вонмигласов из «Хирургии», Невыразимов в «Мелюзге»). Героев А.Чехова можно даже разделить по типам «говорящих «фамилий: пища — Пивомёдов(«Экзамен на чин»), части тела — Желваков, Челюстин, Грязноруков, животные- Клещев, Гускин, Курятин («Хирургия»), Гнилорыбенков. А.Чехов был настоящим матсером придумывать фамилии.

Ещё герои А.Чехова: унтер Пришибеев в одноимённом рассказе, чиновник Червяков в «Смерти чиновника», актёр Унылов в «После бенефиса», надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин «Хамелеоне».

Примечание: по данным произведениям со временем будут написаны отдельные статьи.

 

Гордый человек

Тема гордого человека
1.М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» Главный герой романа Григорий Печорин ведёт себя высокомерно по отношению к людям, демонстрируя своё превосходство над ними. Иногда его поступки имеют основание, ведь он видит пошлость, убожество высшего света. Однако гордость по отношению к близким, любящим его людям приносит столько страданий окружающим. Вспомним, как он обидел Максима Максимовича, искренне любящего его, как отнёсся к Бэле, лишив её семьи, дома, близких, сколько страданий принёс Мэри. Себя, свои интересы он ставит выше всего. Он, в сущности, был одинок. «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Трагедия героя в том, что он всё прекрасно осознаёт, что несёт людям несчастье. Печорин не понимает, почему его любят женщины, «неужели зло так привлекательно?..» Герой не может преодолеть свою гордость, изменить себя. Образ героя противоречив. В нём привлекает его смелость, решительность, ум, прямота. Однако эгоизм, гордыня, высокомерие, цинизм, даже безнравственность в некоторых случаях никак не могут быть приняты и оправданы в нём.
2.Л.Н.Толстой. «Война и мир». Один из главных героев романа «Война и мир» — Андрей Болконский. Автор показывает путь исканий героя, изменение его идеалов, поиск пути в жизни. В начале романа — это человек, стремящийся к славе («но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу…») Его кумир-Наполеон, сумевший достичь таких высот. Он хочет найти свой «Тулон». В свете Болконский высокомерен, холоден, насмешлив, ему надоело высшее общество с его пустыми разговорами. В конце произведения Андрей показан изменившимся: «…он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства, гордости и насмешливости…». Андрей понял, что главное в жизни — это любовь, семья, близкие люди, а далеко не слава, о которой он мечтал. Герой преодолел гордость, эгоизм, стал ближе к людям.(«… чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!») Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым. Только близость к людям, стремление жить общими с ними заботами, патриотизм, единение с народом в минуты опасности — всё это наполняет жизнь смыслом. К такому выводу приходишь, читая роман Л.Толстого.
3.А.М.Горький. «Старуха Изергиль» Герой одной из легенд рассказа «Старуха Изергиль» — самовлюблённый, эгоистичный Ларра, сын орла и женщины. Он противопоставил себя обществу, «… считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего…», нарушая все принятые в нём законы- моральные и юридические. Ведь он легко совершает преступление, убивая девушку, которая оттолкнула его. Общество жестоко наказывает героя – одиночеством. Само имя Ларра обозначает «отвергнутый». Быть изгнанным из общества, ненужным никому — что может быть страшнее? «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Данная легенда имеет огромный нравоучительный смысл, заставляет читателей задуматься над тем, как надо жить, каким быть, как относиться к людям. Гордость, переходящая в гордыню, несёт человеку только несчастье.
Общее Гордость. Положительная или отрицательная черта характера человека? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. С одной стороны, человек должен быть гордым, знать себе цену, не позволять унижать и оскорблять себя. Однако гордость часто перерастает в высокомерие, стремление возвысить себя над другими, чувствовать своё превосходство. Не случайно гордость считается одним из семи смертных грехов. Образ гордого человека часто встречается в литературе. Независимые, гордые герои находятся в конфликте с обществом, не принимаются им, а иногда и просто изгоняются. Одни герои способны перебороть в себе эту черту, понимаю, что она им просто мешает жить. В этом случае, сохраняя чувство достоинства, они преодолевают в себе гордость. Другие же остаются одинокими, высокомерными. Их гордость перерастает в гордыню, не позволяющую быть понятыми людьми, мешающую стать счастливыми. Всех героев вышеперечисленных произведений объединяет то, что им свойственна эта черта характера — гордость. Немало трудностей она доставляет им в жизни. Одни так и не смоли изменить себя (Печорин, Ларра); другие (Андрей Болконский) стали проще, терпимее, ближе к людям, народу, приобретя истинное счастье.

Город

Грех и покаяние

Дорога

Тема дороги
1.Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Огромную задачу поставил перед собой автор: показать всю Русь. Форма путешествия главного героя позволила ему это сделать. Значение образа дороги многоплановое. Во-первых, это композиционный приём, позволяющий связать отдельные эпизоды: Чичиков всегда в пути, едет от одного помещика к другому. Да и начинается поэма с его приезда в город. Однако основное значение образа дороги раскрывается в его лирических отступлениях. В седьмой главе автор пишет о счастливом путнике, который в пути, скучном, однообразном, вспоминает свой дом, где его всегда ждут, описывает его радость, когда путник «видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками…» В лирическом отступлении, посвящённом пути двух типов писателей,он сравнивает эти пути: один — проторенный, где ждут слава, уважение, а другой- путь правды, путь гонений и неприятия обществом, потому что писатель показывает все ужасные стороны действительности. Здесь автор словно пытается ответить на извечный философский вопрос: какой деятельностью должен заниматься в жизни человек, что предпочесть. Наконец, знаменитый образ «птицы-тройки», с которым сравнивается Русь, мчащаяся вперёд. Что её ждёт впереди? Писатель уверен, что страна всегда будет могучей и славной, что «косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».. Таким образом, дорога — один из центральных символов поэмы, имеющий большое значение в идейном и композиционном плане.
2. Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» Сюжет поэмы строится на путешествии семи временнообязанных крестьян, которые решили найти на Руси счастливого человека. Образ дороги использован с несколькими целями. Во-первых, как связующая нить в сюжете. Долог путь мужиков. Многих людей они повидали. Автор создаёт яркие народные образы. Это Матрена Тимофеевна, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский. Каждый их них благороден, прекрасен душой. В то же время им созданы портреты помещика Оболд-Оболдуева, попа — «несчастливых людей», живущих за счёт народного труда, и много других образов. Во-вторых, дорога всегда символизировала жизненный путь человека. В этом смысле показан путь Гриши Добросклонова, который посвятил всего себя делу народному. Как и любой человек, он тоже встал перед выбором: какую дорогу выбрать: Одна просторная дорога — торная, страстей раба, по ней громадная, к соблазну жадная идет толпа. Другая — тесная, дорога честная, по ней идут лишь души сильные, любвеобильные, на бой, на труд. Он выбрал вторую дорогу — путь борьбы за счастье народа. Много трудностей уготовил для него этот путь: чахотку да Сибирь. Но в то же время славное имя заступника народа. Таким образом, в поэме Н.Некрасова дорога — это и символ пути человека, и извечное стремление человека найти правду, стремление понять жизнь, осознать своё место в ней.
3.Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Ищет свой путь в жизни и герой рассказа Н.Лескова Иван Флягин. Много трудностей ему пришлось пережить, но он сумел сохранить в душе очарование красотой жизни. Дорога — ведущий композиционный приём, который использует автор. Странствуя по свету, герой хочет найти своё место в жизни, понять своё назначение в ней. Каждый этап его пути играет большую роль в нравственном развитии героя. Так в эпизоде воспитания девочки проявляется нежность, доброта героя; во время спасения хозяев от гибели, когда повозка чуть не скатилась в пропасть — смелость, решительность; годы плена показали, как горячо любит герой родину, тоскует по ней. Избрав путь монашества, найдя своё последнее пристанище в пути, Флягин произносит удивительные слова, что ему «за народ очень умереть хочется». Автор показал, как вырос нравственно герой, как жизненный путь его сформировал лучшие его качества. Таким образом, в произведении дорога – это тот путь, который прошёл герой, путь нравственного самосовершенства.
Сопоставление. Образ дороги в данных произведениях имеет схожие функции: он является связующим звеном в композиции, в то же время позволяет выразить идеи, проблемы автора, одна их которых- выбор пути человеком. Дорога всегда символизировала именно жизненный путь. В то же время место данного образа разное в произведениях. Так у Н.Некрасова и Н.Лескова дорога больше композиционный приём. У Н.Гоголя и же – это один из ведущих образов поэмы.

Дуэль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.008 с.)