Женские образы. Сильные, идеальные женщины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Женские образы. Сильные, идеальные женщины.



Заветы отца

Тема: «Заветы отца»
1.А.С.Грибоедов. «Горе от ума»   Один из главных героев комедии – Алексей Молчалин. Ещё в детстве он усвоил наказы отца о том, как надо вести себя в высшем обществе, чтобы добиться «степеней известных». Главное в них — «угождать всем людям без изъятья». Только лицемерие, стремление понравиться буквально всем может привести к успеху. И Молчалин — достойный сын своего отца. Родившись в недворянской семье, он сделал всё, чтобы получить дворянство, работая секретарём у Фамусова. Дослужился до коллежского асессора, получив право на потомственное дворянство. Он очень хорошо усвоил порядки общества, ведёт себя скромно, услужливо, не высказывает мнения, «ведь нынче любят бессловесных».Да, он научился, как учил отец, угождать всем: Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Таким образом, в данном произведении наказы отца способствовали воспитанию в герое многих отрицательных качеств. Он неприятен нам соей лестью, подлостью, подхалимством. Не тот путь избрал Молчалин, чтобы добиться успехов в обществе.  
2.Н.В.Гоголь. «Мёртвые души» Главный герой поэмы — Павел Чичиков. В формировании его взглядов на жизнь большую роль сыграл его отец. Какие же наказы он дал своему сыну? Перечислим их. - «…не дури, не повесничай». Хороший наказ, трудолюбие должно быть свойственно человеку. - «…угождай учителям и начальникам…». По мнению отца, даже если и образование у человека недостаточное, и таланта Бог не дал, угождая, можно много добиться. - необходимо выбирать себе товарищей только таких, которые «при случае могли бы быть…полезными» - «Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали…» — «а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете… копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Вот такие наказы давал отец Чичикову, выезжающему из родного дома. Деньги, нажива, «копейка» — главное, чему учил отец. Ни слова о моральных качествах. Отношение к людям тоже только через призму нужности, полезности того или иного человека. Чичикову глубоко в душу запали слова отца. Именно таким он и стал: бессердечным, не имеющим друзей, подхалимом, лицемером, всего себя отдающим лишь этой «копейке». Да, действительно, очень важно, как воспитывают родители человека.
3.Л.Н.Толстой «Война и мир» Андрей Болконский — один из главных героев романа Л.Толстого «Война и мир». Перед отъездом на войну с французами в 1805-1807 г. он встречается в родовом имении Лысые горы с отцом — Николаем Болконским, который даёт ему наставления. Болконский — старший- это человек старой закалки, человек чести, достоинства, он благороден и справедлив, таким хочет видеть и своего сына. Каковы основные наставления отца? - «Спасибо, спасибо… за то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего».Отец одобряет желание сына служить. - «Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет».Таков отец, таким же настоящим офицером, а не прислуживающим другим он видеть Андрея. В сцене прощания автор показывает сильную любовь отца и сына друг к другу, хотя внешне оба сдержанны, стараются не показывать своих чувств. Андрей Болконский – достойный сын своего отца. Такие черты,как честность, порядочность, справедливость, достоинство, патриотизм, воспитаны в нём, несомненно, отцом; принципы, внушённые им, стали основой поведения Андрея. Это пример того, как надо воспитывать детей, какие личностные качества формировать в нём буквально с детства.
  Общее Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. Именно в ней формируется характер. Пример родителей, их уроки, наказы, заветы впитываются ребёнком, усваиваются, западают в душу на всю жизнь. Не случайно говорят, что человек — «сын (или дочь)своих родителей», имея в виду, что он воспитан на их принципах. Всех героев данных произведений объединяет то, что они стали хорошими учениками, поняв, приняв и усвоив уроки отцов. Другое дело, чему учили их они. Одних — себялюбию, накопительству, стяжательству, а других — любви к Отечеству, достоинству, чести. Важно воспитать нравственно высокую личность, порядочного человека. Именно в этом заключается одна из основных функций семьи.

История России

История России всегда интересовала писателей. Кто-то отражал её в некоторых своих произведениях, а кто-то посвятил ей всё своё творчество.

Проблемы, поднимаемые в прозаических произведениях об истории России:

o Прославление подвига и героизма народа, защищавшего Родину от врагов («Война и мир» Л.Н.Толстого, многие произведения о Великой Отечественной войне, среди которых «Они сражались за Родину М.Шолохова, «Живые и мёртвые» К.Симонова, «Горячий снег» Ю.Бондарева, «Волоколамское шоссе» А.Бека и другие)

o Изображение человека на войне, его выбор в сложнейшей ситуации, проблема героизма и предательства (Л.Толстой «Севастопольские рассказы», М.Шолохов «Судьба человека», Б.Васильев «А зори здесь тихие», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», А.Фадеев «Молодая гвардия»,В.Быков «Сотников» и другие.)

o «У войны не женское лицо». Проблема женщин на войне. (В.Закруткин «Матерь Человеческая», Б.Васильев «А зори здесь тихие» и другие.)

o «У войны не детское лицо». Проблема дети и война.(А.Приставкин «Ночевала тучка золотая», В.Катаев «Сын полка» и другие.)

o Россия в переломные моменты истории, судьба страны и народа, роль личности в истории. («Слово о полку Игореве»,А.Толстой «Пётр Первый», А.Толстой «Хождение по мукам», Н.Островский «Как закалялась сталь», М.Шолохов «Тихий Дон», «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына, «Дети Арбата» А.Рыбакова и другие)

o Уроки истории. По данной проблеме подойдут все произведения об истории России.

o Война после войны. О военных конфликтах в России после Великой Отечественной войны (С.Алексиевич «Цинковые мальчики», А.Проханов «Чеченский блюз» и другие.)

o История борьбы народа за свою независимость и свободу. (А.С.Пушкин «Капитанская дочка», М.Шолохов «Тихий Дон» и другие.)

o История России — это история жизни ярких личностей, которые внеслисвой неоценимый вклад в её развитие (Ю.Тынянов «Кюхля», Б.Окуджава «Глоток свободы. Повесть о Павле Пестеле», Л.Лебединская «Последний месяц года. Повесть о декабристах», Ю.Нагибин «Рассказы о Гагарине», очерки С.Борзунова о Г.Жукове, Н.Ватутине, К.Рокоссовском и других маршалах Великой Отечественной войны. Данный список можно продолжать бесконечно, ведь много произведений посвящено жизни конкретных людей России).

Таким образом, история России находила и до сих пор находит особое место в литературе. Ведь наша история богата событиями: это и героические страницы, и страницы, когда решалась судьба народа и независимости. Но во все времена народ единым целым выступал против любого посягательства на нашу страну. Стремление к миру — основа российского народа. Истории учит не забывать прошлого, помнить о людях, которые защищали страну, приносили ей славу и величие.

Примечания:

o Приведённый список произведений будет пополняться (буду благодарна, если коллеги подскажут мне, какие ещё произведения можно привести в качестве аргументов по данной теме)

o По каждому произведению будет написана отдельная статья(в течение определённого времени)

 

Личность и эпоха.

Любовь.

Маленький человек

«Маленький человек». Эта тема появилась в русской классической литературе ещё в произведении Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», в творчестве А.С.Пушкина она нашла дальнейшее раскрытие и развитие, затем стала одной из основных в произведениях Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского. Со второй половины 19 века эта тема стала раскрываться во многих произведениях писателей.

Каждый автор вносил своё понимание проблемы. Образ человека, занимающего низкое социальное положение в обществе, униженного и оскорблённого, не мог не волновать писателей. Каждый писатель внёс в данную тему своё восприятие её. Но всех объединяет гуманистический пафос их произведений, жалость, сочувствие к этим людям.

Поднимая проблему «маленького человека», они стремились привлечь к ней внимание общества, заставить понять несправедливость отношения к людям не по их моральным качествам, а по положению в обществе. Авторы пытались своими образами показать противоестественность такого устройства общества.

 

Произведения по теме, которые могут быть приведены в качестве аргументов в задании № 9.

o Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

o А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

o А.С.Пушкин «Медный всадник»

o Н.В.Гоголь «Шинель»

o Ф.М.Достоевский «Бедные люди»

o Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

o Л.Н.Толстой «Война и мир»

o Н.Лесков «Очарованный странник»

o А.Н.Островский «Бесприданница»

o А.П.Чехов «Смерть чиновника», «Торжество победителя», «Толстый и тонкий», «Хамелеон».

o А.И.Куприн «Гранатовый браслет»

o А.М.Горький «На дне»

 

Мечущийся герой

Тема мечущегося героя
1.М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин — один из героев литературы, которых называют «лишними людьми». Почему же он получил такое определение? Григорий Печорин разочаровался в людях, обществе. Будучи образованным, умным, проницательным человеком, он видел ничтожность целей и взглядов людей, но и сам не знал, как жить, куда идти, к чему стремиться. Он метался, его душа не находила спокойствия. Даже любовь не принесла ему счастья. («…Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…») Незаурядная личность, он не смог применить свои способности. Немалую роль в этом сыграл его эгоизм. И хотя герой называл себя «эгоистом поневоле», даже он понимал, что эта черта характера мешала ему в жизни. Да, он критиковал людей, общество, но он хотел деятельности, жаждал применения своих способностей, но не знал, как. В нём постоянно шла борьба между чувствами и рассудком, эгоизмом и состраданием. Читатель сочувствует герою, понимая, как сильна в нём внутренняя борьба, душевные переживания. Конечно, это герой своего времени, тех порядков, принципов, которые сложились в нём. Как писал критик Л.Григорьев, «… основы же его характера трагичны, пожалуй, страшны, но никак уже не смешны». Но мы не выбираем время, в которое живём. Поэтому человек и сам должен стремиться стать лучше, находить выход. Печорин же так и остался мечущимся героем, одиноким и, в сущности, несчастным. Не случайно в конце произведения автор пишет о его смерти (Печорин, возвращаясь из Персии, умер…»), т ак как герой не смог выйти из той конфликтной ситуации, в которой оказался. «…Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно.»
2.И.С.Тургенев «Отцы и дети» Евгений Базаров — человек трудолюбивый, независимый, четко знающий(как ему казалось в начале произведения) свои цели, то, к чему стремится. Он учится, занимается практикой, научной работой. Базаров занимается самообразованием, самовоспитанием («…Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…») Всё это не может не привлекать в герое. Однако он находится в противоречии с окружающими, его не понимают и даже не принимают. Да и он сам не хочет прислушиваться к людям,верит только в сои идеи и принципы («…Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!..») Автор изобразил нового героя, героя — разночинца. Базаров — нигилист («Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…») При внешней уверенности, спокойствии Е.Базаров находится в конфликте с самим собой, не говоря уже о конфликте с обществом, поколением «отцов», которое представляет в романе прежде всего Павел Кирсанов. Со временем Евгений понимает, что во многом ошибался. Так, не веря в романтическую любовь («…любовь… ведь это чувство напускное…»), он полюбил, и эта любовь просто вывела его из равновесия, в конечном итоге, косвенно привела к гибели героя.Герой вызывает противоречивые чувства — от уважения до непонимания. Мечущаяся душа Е.Базарова не смогла примириться с крушением многих принципов и идей, которым он следовал в жизни. Не случайна смерть героя в конце романа. Он просто не готов был принять всё, что произошло с ним. Так что не такой уж и сильный герой, а жаль. Произведение заставляет задуматься над тем, как жить, как необходимо постоянно оценивать изменяющиеся условия в жизни, уметь находить правильный выход, продолжая жить, достойно и счастливо.
3.М.А.Шолохов «Тихий Дон» События романа начинаются с 1912 г. Долгий путь проходит Григорий Мелехов, главный герой произведения. Беззаботный парень в начале романа, солдат царской армии в годы Первой мировой войны, он знакомится с большевиком Гаранжой в госпитале, переходит на сторону большевиков, разочаровывается в них, участвует в сражениях на стороне белогвардейцев, командуя дивизией; в 1919 году Григорий снова воюет на стороне красных, возвращается домой; большевики преследуют его за участие на стороне белых, герой — в бегах, несколько месяцев скитается по степи с казаками — дезертирами; наконец, не дожидаясь обещанной амнистии, в 1922году Григорий возвращается на хутор. Вот какой длинный путь проходит он, путь метаний, поиска, стремления понять, кто прав, путь разочарований. Герой любит родину, родные места, тоскует по ним («По Дону соскучился, тут воды текучей не увидишь. Тошное место!..»), мечтает вернуться к обычной казачьей жизни. Человек, оказавшийся в центре важнейших событий страны, не всегда может определить, какие принципы ему отстаивать, так слишком всё сложно и запутанно. Да и в личной жизни трудности — нелюбимая жена Наталья, любимая женщина Анисья, дети, семья. Где остаться, с кем быть? И здесь надо выбирать, но как не ошибиться? Трагедия казачества показана на примере судьбы Григория Мелехова, да и всего народа России, пережившего такие тяжёлые испытания. Но надежда на лучшее есть всегда. Не случайно в конце романа показан Григорий с сыном, а вокруг них такая красивая природа: «…весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето стрепета».
Общее Мечущийся герой, каков он в литературе? Это герой, который находится в конфликте с обществом или с самим собой, не может понять, как жить дальше. Чаще всего у таких героев происходит крушение взглядов, надежд, разочарование жизнью, людьми, обществом. Он ищет выхода, стремится найти путь, по которому надо пойти,но не всегда находит его, вернее, чаще всего не находит. Всех героев данных произведений объединяет внутренний конфликт, который они испытывают, стремление понять себя. Этот конфликт приводит к разладу с обществом. По-разному они выходят из данной ситуации. Печорин не может уже измениться. Он сам понимает, насколько он эгоистичен, как много приносит горя окружающим. Базаров испытывает сильнейшее эмоциональное переживание, ведь рушатся все те принципы, идеи, которым он следовал, а как жить по-новому, он не знает. Григорий Мелехов, пройдя все испытания, возвращается домой,понимая, что сложности ещё ждут его в жизни, слишком много грехов за ним. Данная тема актуальна во все времена, так как человеку в любую эпоху хочется понять себя, своё место в обществе, жизни, не всегда ответы на данные вопросы принимаются людьми, что приводит даже к трагедии. Нужно уметь стойко выходить из конфликтных ситуаций, пытаться находить верный выход из них, продолжать жить, обретя понимание окружающих и самого себя.

Название произведения

Авторы, создавая свои художественные произведения, продумывают всё до мелочей в них. Каждая деталь играет определённую роль. Так, большой смысл вкладывается в название. Через него писатели и поэты передают основную мысль, суть своих произведений, отражают главную идею.

В литературе можно найти много произведений, смысл названий которых подсказывает читателем, о чём именно пойдёт речь в них. Часто авторы названиями привлекают читателей.

Названия имеют два смысла: прямой и скрытый. Нужно уметь понять этот замысел писателя, чтобы глубже разобраться в произведении, в том, что хотел передать автор.

В задании № 9 могут встреться вопросы, связанные именно с названием произведения. Нужно объяснить название данного в вопросах произведения и привести два аргумента, а именно два произведения, в которых название имеет важную роль.

Приведу список произведений, которые можно привести в качестве аргументов.

o Д.И.Фонвизин «Недоросль»

o А.С.Грибоедов «Горе от ума»

o А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

o М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

o Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

o Л.Н.Толстой «Война и мир»

o Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

o И.В.Тургенев «Отцы и дети»

o И.А.Гончаров «Обломов»

o А.Н.Островский «Гроза»

o А.П.Чехов «Вишнёвый сад»

o М.Шолохов «Судьба человека»

o В.Распутин «Живи и помни» и многие другие.

Данный список можно продолжать бесконечно, ведь название каждого произведения дано авторами не случайно.

В последующих статьях я постараюсь дать материал о смысле названий произведений, чтобы его можно было использовать при ответе на задание № 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.04 с.)