Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль регентов в возрождении традиций богослужебного пенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современная церковно-певческая практика представляет собой весьма значительную область хорового исполнительства. За последние двадцать лет, в русле «духовного ренессанса», обращения к нравственным ценностям традиционных религий, в стране была возобновлена активная богослужебная деятельность Русской Православной Церкви. Открыты сотни храмов, созданы различные по составу и профессиональному уровню церковные хоры. Многие специалисты-хормейстеры разного уровня образования обратились к профессии церковного дирижера - регента. Специфичность этой отрасли хормейстерской деятельности не подлежит сомнению. Регентская деятельность имеет определённый духовный статус, в монастырях он определяется достаточно конкретно: послушание, в приходских же храмах регент выступает как церковнослужитель. Помимо выше перечисленного для регента обязательно знание Устава и традиций ведения службы, педагогические данные, личная молитва, способность передать певчим особый, возвышенный духовный настрой. Приведём несколько высказываний о роли регента в богослужебном пении. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев): «Должен быть глубоко церковный человек, который бы чувствовал хор, сплачивал певцов своей энергией, своей любовью к богослужебному пению. Он должен быть носителем церковных традиций». [33] Митрополит Питирим (Нечаев): «Церковный регент должен вместе с настоятелем, участвовать в воспитании прихода. Плох тот регент, который руководствуется личными вкусами, пристрастиями и симпатиями, избирая себе «любимчиков». К певцам в хоре должно быть ровное отношение, тогда и пение будет согласным». Прежде всего, регент должен знать церковный устав, быть элементарно богословски просвещенным, чтобы отличать, к примеру, службу на праздник «Вход Господень в Иерусалим» от праздника «Введения во храм Пресвятой Богородицы ». Архепископ Ионафан (Елецких): «У регентов, не получивших богословского образования, часто отсутствует восприятие целостности храмового действа: и песнопений, и молитвословий. Многие из них уверены, что богослужение - это только последовательность музыкальных номеров, а иные не ощущают связи исполняемого текста, например, песнопений «Милость мира», с текстом тихого чтения евхаристических молитвословий и заключительными возгласами иерея в алтаре. Очень часто случаются ошибки в выборе песнопений, их темпа и характера исполнения. Виктор Волна регент хора Санкт-Петербургской духовной академии: « Регент должен быть верующим. Неверующему дирижеру исполнение церковного произведения будет сложно осуществить, так как необходимо понимать и разделять то, о чем ты поешь, нужно пропустить это через сердце и быть с эти согласным, т е. сопереживать, чтобы правильно донести до молящегося содержание песнопения». Объединив высказывания, выделим качества, которыми должен обладать церковный регент: 7) верующий, церковный; 8) носитель церковной традиции; ) выполняет воспитательную функцию на приходе; ) ко всем певчим должен относится ровно, ни кого не выделяя; ) знать церковный устав и иметь богословское образование. Принципы формирования и функционирования церковного хора, его репертуар, сама ситуация, возникающая в условиях храмового богослужения, существенно отличаются от условий бытования других типов хоров - академических или народных, концертных, учебных или самодеятельных. Это вносит значительные коррективы в технологию хормейстерской работы, разработанную «светским» хоровым дирижированием. Отсутствие на современном этапе обстоятельных хороведческих работ в области регентской практики и функционирования церковных хоров отчасти обусловлено определенной инертностью восприятия в отношении фигуры руководителя церковного хора - регента. В среде профессиональных хормейстеров существует мнение о «вторичности» регентской деятельности по отношению к деятельности концертно-исполнительской. Регентом, по мнению некоторых хормейстеров, вполне может быть музыкант скромного, неяркого природного дарования, имеющий средний уровень профессиональной подготовки. Однако широта и своеобразие явления, его потенциальные возможности, как в сфере концертно-академического, так и церковного исполнительства позволяют внести коррективы в сложившуюся точку зрения. Важно отметить, что церковно-певческая практика, по определению связанная с деятельностью церкви, давно вышла за рамки исключительно внутриконфессионального явления. Она стала частью общемировой музыкальной культуры и прочным фундаментом отечественной исполнительской хоровой школы. Деятельность великих регентов прошлого - В. Орлова, А. Кастальского, Н. Данилина, П. Чеснокова, М. Климова, А. Архангельского и многих других, - получила мировое признание и дала мощный толчок развитию хорового искусства. Сейчас не осталось регентов, которые были очевидцами тех времен, носителями духа, и опыта дореволюционной хоровой школы. В середине XX века, такие регенты еще были, в вопросах управления хором, они явились продолжателями дореволюционных традиций русского церковного пения. Николай Матфеев в своей книге «Хоровое пение» отмечает три самых крупных и известных церковных хора: Патриарший хор (Москва), соборный хор в Одессе и хор Скорбященской церкви в Москве [33]. Патриарший хор Богоявленского Патриаршего собора в Елохове, состоящий из 36 человек, руководитель B.C. Комаров (1893-1974 гг.), исполнял главным образом переложения Киевского распева и некоторые произведения Кастальского, Чайковского, Архангельского, Шведова, Чеснокова и др., а также произведения провинциальных композиторов. Характерной исполнительской чертой хора являлось форсированное, ровное звучание с подчеркнутым ритмом и незначительной нюансировкой. Соборный хор в Одессе в составе50 человек, которым с 1945г. по1948 г. руководил выдающийся музыкант и дирижер Константин Пигров ( 1876-1963 гг.), отличался необыкновенной музыкальностью, мягкостью и стройностью звучания, которое было в основном очень тихое и легкое, при отсутствии какой-либо форсировки. Хор исполнял преимущественно классические духовно-музыкальные произведения, а также строгие произведения современных церковных композиторов. С уходом руководителя К. Пигрова хор постепенно утратил свои музыкально-художественные особенности. Хор церкви в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» в Москве существует с 1948 года, и приобрел большую популярность и известность не только на родине, но и за рубежом. Хором в составе 35 человек руководил дирижер Николай Васильевич Матвеев (1909-1992 гг.). Ежегодно c 1957 г. в даты смерти великих русских композиторов П. Чайковского и С. Рахманинова по инициативе Н.В. Матвеева хором исполняются "Литургия" Чайковского и "Всенощное бдение" Рахманинова. «Скорбященский хор» - первый и единственный исполнитель "Всенощной" Рахманинова за богослужением. Это произведение со времени его сочинения исполнялось ранее только Синодальным хором, в качестве духовного концерта. Исполнение "Литургии" Чайковского и "Всенощной" Рахманинова происходило всегда в переполненном храме при большом стечении народа, главным образом, музыкантов Москвы и других городов, специально приезжающих помолиться и услышать за богослужением замечательные, всемирно известные произведения великих русских композиторов - Чайковского и Рахманинова. Хором к 1000-летию Крещения Руси записаны пластинки с песнопениями "Всенощной", "Литургии", "Великого Поста", "Святой Пасхи". С 2010 г. этому певческому коллективу возращен статус Синодального хора. Он является на сегодняшний день самым большим церковным хором - 80 человек, дирижер хора А.А. Пузаков, ученик Н.В. Матфеева. Синодальный хор - смешанный. Раньше, до революции, в нем пели мальчики. На данный момент это невозможно, потому что мальчики не могут регулярно приходить на каждое богослужение, и эти партии исполняют женщины. Это допустимо и обусловлено особенностями нашего времени, когда женщины приобретают все больше значение в Церкви.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.007 с.) |