Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль регентов в возрождении традиций богослужебного пения

Поиск

 

Современная церковно-певческая практика представляет собой весьма значительную область хорового исполнительства. За последние двадцать лет, в русле «духовного ренессанса», обращения к нравственным ценностям традиционных религий, в стране была возобновлена активная богослужебная деятельность Русской Православной Церкви. Открыты сотни храмов, созданы различные по составу и профессиональному уровню церковные хоры. Многие специалисты-хормейстеры разного уровня образования обратились к профессии церковного дирижера - регента.

Специфичность этой отрасли хормейстерской деятельности не подлежит сомнению. Регентская деятельность имеет определённый духовный статус, в монастырях он определяется достаточно конкретно: послушание, в приходских же храмах регент выступает как церковнослужитель. Помимо выше перечисленного для регента обязательно знание Устава и традиций ведения службы, педагогические данные, личная молитва, способность передать певчим особый, возвышенный духовный настрой.

Приведём несколько высказываний о роли регента в богослужебном пении.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев): «Должен быть глубоко церковный человек, который бы чувствовал хор, сплачивал певцов своей энергией, своей любовью к богослужебному пению. Он должен быть носителем церковных традиций». [33]

Митрополит Питирим (Нечаев): «Церковный регент должен вместе с настоятелем, участвовать в воспитании прихода. Плох тот регент, который руководствуется личными вкусами, пристрастиями и симпатиями, избирая себе «любимчиков». К певцам в хоре должно быть ровное отношение, тогда и пение будет согласным».

Прежде всего, регент должен знать церковный устав, быть элементарно богословски просвещенным, чтобы отличать, к примеру, службу на праздник «Вход Господень в Иерусалим» от праздника «Введения во храм Пресвятой Богородицы ».

Архепископ Ионафан (Елецких): «У регентов, не получивших богословского образования, часто отсутствует восприятие целостности храмового действа: и песнопений, и молитвословий. Многие из них уверены, что богослужение - это только последовательность музыкальных номеров, а иные не ощущают связи исполняемого текста, например, песнопений «Милость мира», с текстом тихого чтения евхаристических молитвословий и заключительными возгласами иерея в алтаре. Очень часто случаются ошибки в выборе песнопений, их темпа и характера исполнения.

Виктор Волна регент хора Санкт-Петербургской духовной академии: « Регент должен быть верующим. Неверующему дирижеру исполнение церковного произведения будет сложно осуществить, так как необходимо понимать и разделять то, о чем ты поешь, нужно пропустить это через сердце и быть с эти согласным, т е. сопереживать, чтобы правильно донести до молящегося содержание песнопения».

Объединив высказывания, выделим качества, которыми должен обладать церковный регент:

7) верующий, церковный;

8) носитель церковной традиции;

)   выполняет воспитательную функцию на приходе;

)   ко всем певчим должен относится ровно, ни кого не выделяя;

)   знать церковный устав и иметь богословское образование.

Принципы формирования и функционирования церковного хора, его репертуар, сама ситуация, возникающая в условиях храмового богослужения, существенно отличаются от условий бытования других типов хоров - академических или народных, концертных, учебных или самодеятельных. Это вносит значительные коррективы в технологию хормейстерской работы, разработанную «светским» хоровым дирижированием.

Отсутствие на современном этапе обстоятельных хороведческих работ в области регентской практики и функционирования церковных хоров отчасти обусловлено определенной инертностью восприятия в отношении фигуры руководителя церковного хора - регента. В среде профессиональных хормейстеров существует мнение о «вторичности» регентской деятельности по отношению к деятельности концертно-исполнительской. Регентом, по мнению некоторых хормейстеров, вполне может быть музыкант скромного, неяркого природного дарования, имеющий средний уровень профессиональной подготовки.

Однако широта и своеобразие явления, его потенциальные возможности, как в сфере концертно-академического, так и церковного исполнительства позволяют внести коррективы в сложившуюся точку зрения.

Важно отметить, что церковно-певческая практика, по определению связанная с деятельностью церкви, давно вышла за рамки исключительно внутриконфессионального явления. Она стала частью общемировой музыкальной культуры и прочным фундаментом отечественной исполнительской хоровой школы. Деятельность великих регентов прошлого - В. Орлова, А. Кастальского, Н. Данилина, П. Чеснокова, М. Климова, А. Архангельского и многих других, - получила мировое признание и дала мощный толчок развитию хорового искусства.

Сейчас не осталось регентов, которые были очевидцами тех времен, носителями духа, и опыта дореволюционной хоровой школы. В середине XX века, такие регенты еще были, в вопросах управления хором, они явились продолжателями дореволюционных традиций русского церковного пения.

Николай Матфеев в своей книге «Хоровое пение» отмечает три самых крупных и известных церковных хора: Патриарший хор (Москва), соборный хор в Одессе и хор Скорбященской церкви в Москве [33].

Патриарший хор Богоявленского Патриаршего собора в Елохове, состоящий из 36 человек, руководитель B.C. Комаров (1893-1974 гг.), исполнял главным образом переложения Киевского распева и некоторые произведения Кастальского, Чайковского, Архангельского, Шведова, Чеснокова и др., а также произведения провинциальных композиторов. Характерной исполнительской чертой хора являлось форсированное, ровное звучание с подчеркнутым ритмом и незначительной нюансировкой.

Соборный хор в Одессе в составе50 человек, которым с 1945г. по1948 г. руководил выдающийся музыкант и дирижер Константин Пигров ( 1876-1963 гг.), отличался необыкновенной музыкальностью, мягкостью и стройностью звучания, которое было в основном очень тихое и легкое, при отсутствии какой-либо форсировки. Хор исполнял преимущественно классические духовно-музыкальные произведения, а также строгие произведения современных церковных композиторов. С уходом руководителя К. Пигрова хор постепенно утратил свои музыкально-художественные особенности.

Хор церкви в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» в Москве существует с 1948 года, и приобрел большую популярность и известность не только на родине, но и за рубежом. Хором в составе 35 человек руководил дирижер Николай Васильевич Матвеев (1909-1992 гг.). Ежегодно c 1957 г. в даты смерти великих русских композиторов П. Чайковского и С. Рахманинова по инициативе Н.В. Матвеева хором исполняются "Литургия" Чайковского и "Всенощное бдение" Рахманинова. «Скорбященский хор» - первый и единственный исполнитель "Всенощной" Рахманинова за богослужением. Это произведение со времени его сочинения исполнялось ранее только Синодальным хором, в качестве духовного концерта. Исполнение "Литургии" Чайковского и "Всенощной" Рахманинова происходило всегда в переполненном храме при большом стечении народа, главным образом, музыкантов Москвы и других городов, специально приезжающих помолиться и услышать за богослужением замечательные, всемирно известные произведения великих русских композиторов - Чайковского и Рахманинова. Хором к 1000-летию Крещения Руси записаны пластинки с песнопениями "Всенощной", "Литургии", "Великого Поста", "Святой Пасхи".

С 2010 г. этому певческому коллективу возращен статус Синодального хора. Он является на сегодняшний день самым большим церковным хором - 80 человек, дирижер хора А.А. Пузаков, ученик Н.В. Матфеева. Синодальный хор - смешанный. Раньше, до революции, в нем пели мальчики. На данный момент это невозможно, потому что мальчики не могут регулярно приходить на каждое богослужение, и эти партии исполняют женщины. Это допустимо и обусловлено особенностями нашего времени, когда женщины приобретают все больше значение в Церкви.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.007 с.)