Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Историко-теоретические основы развития церковно-певческой традиции в РоссииСтр 1 из 11Следующая ⇒
Введение Русское православное пение - часть музыкальной культуры России, но также это и совершенно особый мир, имеющий своей целью обращение к Богу и служение Ему. Поэтому, Церковь, с одной стороны, должна сохранить предания прежних времен, а с другой - не порывать с настоящим, но и не уклоняться в сторону от главной своей сущности - богослужения. Актуальность настоящего исследования обусловлена повсеместным массовым интересом к вопросам духовности, и в частности, к вопросу о церковно-певческих традициях Русской Православной Церкви. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года было положено начало активного возрождения забытых в советские годы духовных традиций: «Самосознание, исподволь развившееся в России - в литературе, философии, богословии, искусстве, - с особой силой возродилось, оживляя историческую память и объясняя нам нас самих, в конце XX века во всех направлениях культурной жизни» [12]. Поэтому начало 90-х годов XX века ознаменовалось огромным интересом к возрождающейся церковной музыке. В связи с открытием в России большого количества новых церковных приходов и воссозданием духовных школ, перед дирижёрами церковных хоров, деятелями духовно-музыкальной педагогики и богослужебного пения встали многочисленные проблемы и задачи, связанные с восстановлением репертуарно-исполнительских и уставных традиций, а также решением учебно-методических вопросов. За последние два десятилетия накоплен серьёзный опыт, как в учебно-педагогической, так и в исполнительской областях церковного пения. В процессе возрождения богослужебно-певческих традиций участвуют ученые медиевисты, историки церковного пения, музыковеды-палеографы, композиторы, регенты и певчие хоров. Издаются книги по теории и истории богослужебного пения, выходит большое количество нотной литературы, создаются и выпускаются учебники по певческим и музыкально-теоретическим дисциплинам для духовных школ и регентских классов. Отличительной особенностью нашего времени является то, что развитие отечественной церковно-певческой культуры на современном этапе происходит через возрождение церковно-певческого наследия. А это значит обращение к опыту предыдущих поколений церковных песнописцев, композиторов, дирижёров, регентов и их сочинениям. Поэтому возрождаются и практикуются множество жанров духовной музыки, а также одновременно используется несколько стилевых направлений. В связи с этим, употребление правильных традиций пения, т.е. канонически и литургически соответствующих Духу Церкви, является насущной проблемой. Современный искусствовед Н. Гуляницкая справедливо замечает: «Проблемы церковного пения достаточно многообразны. Существует несколько традиций в отношении даже самой манеры пения в храме. Музыкальная стилистика звучащих за богослужением произведений, весьма различна, и не всегда подчиняется каким-то ясным и понятным принципам. В отличие от дореволюционной ситуации, нет никакого центрального церковного органа, который служил бы цензором вновь сочиняемых церковно-певческих композиций. Идет острая полемика вокруг знаменного пения» [7].
Говоря о церковно-певческой традиции сегодня, церковь стоит перед множеством неразрешенных проблем, главными из которых являются: 1. выбор верного направления в богослужебном пении, которое соответствовало постепенному воцерковлению современного человека; 2. подготовка грамотных специалистов-регентов и певцов в духовных и светских музыкальных учебных заведениях; 3. правильное и серьезное отношение к церковному пению при воспитании священнослужителей в Духовных школах; 4. подбор, формирование и систематизация богослужебного репертуара для разного состава хора; 5. отсутствие комиссии на местном Епархиальном уровне, которая бы являлась компетентным органом по вопросам современного церковно-певческого искусства. Все эти и другие проблемы, и более частные вопросы церковного пения на современном этапе развития, нужно решать только соборно. В первую очередь должна быть заинтересована церковная власть всех рангов и чинов. Сбор информации, конференции, фестивали, концерты духовной музыки будут положительно содействовать этой цели. Степень изученности вопроса осознается через опыт предыдущих поколений музыкантов и ученых-медиевистов. Наука о церковном пении базируется на трудах, которые условно можно разделить на 3 направления:
. Вопросам истории церковного пения посвящены труды священника Разумовского Д.В. «Церковное пение в России», Преображенского А.В. «Очерки истории церковного пения в России», священника Металлова В.М. «Очерк истории православного церковного пения», Гарднера И.А. «Богослужебное пение РПЦ» (в 2-х томах) и др. . О проблемах семиографии и палеографии церковного пения писали следующие авторы: священник Металлов В. М. «Азбука церковного пения», Смоленский С.В. «Азбука знаменного пения», Бражников М.В. «Русские певческие рукописи и русская палеография», Беляев В.М. «Древнерусская музыкальная письменность» и др. . Формы русского церковного пения и проблематику изучали Вознесенский И.И. «Осмогласные распевы трех последних веков Православной Русской Церкви», протоиерей Разумовский Д.В. «Теория и практика церковного пения», священник Металлов В.М. «Осмогласие знаменного роспева», Бражников М.В. «Новые задачи исследования памятников древнерусской музыки», Гарднер И.А. «Забытое богатство (о пении на подобен)» и др. Здесь изложены фундаментальные работы. Основной список трудов по русскому церковному пению, включающий и современные исследования по различным направлениям, включён в Приложение. Методологической основой исследования явились труды церковных историков, музыковедов, композиторов: основой исторического исследования послужил труд И.А. Гарднера «Богослужебное пение Русской Православной Церкви»; - богословским осмыслением темы работы, явился труд В.И. Мартынова «История богослужебного пения»; - стилевая и жанровая сторона церковного пения основывается на трудах И. Кошминой «Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры», Н. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века». Цель работы -обозначить пути развития церковно-певческих традиций Русской Православной Церкви на современном этапе. Объектом работы является православное церковно-певческое искусство. Предметом исследования выступает современные традиции церковно-певческого искусства, начиная с начала 90-х гг. ХХ столетия и до наших дней. Гипотеза исследования заключается в следующем: попытка ответить на вопрос о возрождении традиций позволит разобраться в сложившейся ситуации вокруг современного церковно-певческого искусства и правильно организовать дирижёрско-регентскую деятельность на приходах РПЦ. В соответствии с поставленной целью, выявленными объектом, предметом и гипотезой исследования были решены следующие задачи: 1. раскрыто понятие «церковно-певческой традиции»; . проведен анализ церковно-певческих традиций в опоре на опыт предыдущих поколений композиторов, дирижёров и регентов Церкви; . изучены художественно-стилевые особенности духовной музыки, исполняемой в храме; . рассмотрели понятия стиля и жанра в духовной музыке; . сформирован библиографический список источников о русском церковно-певческом искусстве (см. Приложение). Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее можно использовать в качестве дополнительного источника в образовательных учреждениях: духовных академиях и семинариях, регентских школах и отделениях, богословских институтах, академиях культуры и искусства, на занятиях по истории русской музыки, истории художественной культуры, а также в качестве материала для лекций и бесед художественно-просветительского характера.
Методы исследования. В процессе исследования по данной тематике применялись сбор, обработка, систематизация и подробное изучение вопросов творческого наследия Русской Православной Церкви по проблеме возрождения церковно-певческих традиций; ознакомление с мнениями авторитетных священнослужителей и современных церковных регентов. Научная новизна исследования заключается в том, что в предложенной работе производится целостный анализ современного состоянии церковно-певческих традиций Русской Православной Церкви. Предлагаются практические рекомендации для руководителей церковных хоров. Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, включающего нотные образцы разных стилей и жанров церковной музыки. Во введении рассматривается актуальность работы, определяются объект и предмет исследования, степень изученности проблемы, методологическая основа исследования, формулируются цель и задачи, гипотеза, практическая значимость, методы исследования и научная новизна. В первой главе «Историко-теретические основы развития церковно-певческих традиций в Русской Православной Церкви» раскрывается понятие «церковно-певческой традиции», изучаются специфические музыкальные формы используемые в богослужебном пении, определяются каноническо-литургические основы богослужебного пения, рассматривается структура церковно-певческой деятельности. Вторая глава «Анализ условий развития традиций церковной музыки на современном этапе» имеет практическую направленность. В ней рассматривается процесс возрождения и становления «церковно-певческой традиции» с конца 90-х гг. ХХ века и до наших дней.
Русское богослужебное пение Исторически сложилось так, что состав исполнителей традиционного русского богослужебного пения в разное время менялся по различным причинам. а) государевы певчие дьяки Выработанный в течение многих веков богослужебный чин, требовал от певцов соответствующего образования и подготовки. При Великих князях были самые лучшие певцы Государевы певчие дьяки. Впервые в документах эта корпорация упоминается при Великом князе Василии III (1505-1533),сыне Иоанна III. Она была основана по образцу певчих византийского императора. Это был частный церковный хор Великого князя. Государевы певчие дьяки обязаны были петь богослужения в присутствии Великого князя или его семейства. Корпорация государевых певчих дьяков делилась на несколько групп певцов, именуемых станицами, по 5 человек в каждой.
Вначале было 35 певцов (7 станиц). Позже число певцов увеличилось до 70. Первая станица состояла из самых лучших певцов. Качество, достоинство станиц уменьшалось с каждым следующим ее номером. Последние станицы были составлены из новичков и учеников. Великий князь имел полную возможность собрать в своей личной капелле лучших и опытнейших певцов всей страны. Во время Петра Великого государевы певчие дьяки были переименованы в придворных певчих или в придворный хор. В это время хор насчитывал около ста человек. Вместе с перенесением резиденции в Петербург, туда же были переведены и певчие. В их руках сосредоточилось развитие русской хоровой богослужебно-певческой культуры. После вторжения западного стиля в русскую церковно-хоровую культуру, репертуар государевых певчих дьяков пополнился и не богослужебными песнопениями. Петр I не поддерживал дух московских традиций. Придворные певчие так же оказались удаленными от этих традиций и должны были вливаться в новый уклад жизни, равнявшейся в Петербурге по иностранному голландскому образцу, при котором все русское изгонялось и почти преследовалось. Певчие в Петербурге стали привлекаться Петром I к разного рода светским хоровым выступлениям, иногда носившим кощунственный характер (всешутейшие соборы). Во главе придворных певчих еще некоторое время стояли лица духовного звания. Ежедневная форма их состояла из кафтана и штанов зеленого сукна и полукафтана. Праздничный мундир шили из красного или малинового сукна. Певчие пользовались привилегиями: получали чины и возводились в дворянское сословие, а по выходе из хора становились офицерами. Сам Петр I нередко участвовал в богослужебном пении на клиросе со своими певчими дьяками. Историк протоиерей Дмитрий Разумовский говорит, что сохранились партесные нотные тетради с записью, что «по сим нотам изволил петь государь царь Петр Алексеевич». Среди придворных певчих были и композиторы. Государевы певчие сопровождали Петра I в его военных походах, в паломнических поездках, а так же в передвижениях как внутри страны, так и за ее пределами. В поездках по чужим землям придворные певчие конечно слышали пение протестантских хоралов в их строго-гомофонном складе, исполняемые всей общиной. С гомофонным складом русские могли познакомиться еще в Москве в немецкой слободе, где любил бывать царь Петр. Многоголосное хоровое пение все больше и больше стало охватывать и уставные напевы. Гармонизацией церковных напевов занимались не только придворные певчие. Состав придворных певчих увеличивался за счет лучших певцов, поступавших из архиерейских епархиальных хоров. В основном придворные певчие набирались из Малороссии, так как в это время епископат Русской Церкви состоял в подавляющем большинстве из украинцев.
Этот хор в течение последующего времени много раз реорганизовывался, переименовывался и просуществовал боле 400 лет. К моменту революции 1917 года он исполнял богослужебное пение в придворных храмах Санкт-Петербурга и назывался Санкт-Петербургской императорской придворной певческой капеллой. После 1917 г. он был реорганизован в светский хор с женскими голосами и совершенно изменил свою структуру, порвал с традицией церковного пения, и стал называться «Государственная академическая капелла» г. Санкт-Петербурга [5]. б) патриаршие (синодальные) певчие дьяки Хор патриарших певчих дьяков остался в Москве, в стороне от развития Петербургской жизни. По этой причине он остался в отношении богослужебного пения более консервативным, чем придворные певчие, но не остался застывшим в своих традициях. В течение целого столетия с 1589 года- учреждение патриаршестваи до 1700 года - смерти патриарха Адриана, главным и стройно организованным церковно-певческим коллективом была корпорация патриарших певчих дьяков и подьяков. Патриаршие певчие всецело принадлежали ведению духовных властей, поэтому они не могли быть привлекаемы к участию в светских певческих выступлениях, как это было с придворными певчими. Большая часть патриарших певчих состояла в клире, поэтому многие имели духовный сан. Наряду с древними церковными роспевами этот хоровой коллектив стал употреблять и привезенные из Киева - киевский, болгарский и греческий распевы, а так же и партесное пение. Со смертью патриарха Адриана положение патриарших певчих изменилось. В 1720 году из 44 певчих 32 человека были вызваны в Петербург. Москва решительно отодвигалась на задний план. Присоединившись к придворным певчим патриаршие певчие должны были во всем следовать репертуару и манере исполнения придворных певчих. Хранить традиции патриарших певчих могла теперь только малая группа, оставленная в Москве. С упразднением патриаршества и учреждением Синода патриарший хор был переименован в Синодальный. После этого Синодальный хор надолго потерял свое значение как хранителя русского богослужебного певческого предания [5]. в) другие хоровые коллективы В конце XVII в Москве и Петербурге появилось немало частных хоров. В середине XVIII века были установлены штаты певчих хоров. В каждый штат полагался уставщик и 3 станицы певчих. Число певчих в каждом штате завесило от иерархической важности епископа, монастыря или собора. Кузницей певчих и образованных регентов служила Придворная певческая капелла и Синодальное училище пения в Москве. Исторически сложилось так, что состав исполнителей традиционного русского богослужебного пения в разное время менялся по различным причинам. Рассмотрим предложенную таблицу исполнителей пения по эпохам:
На современном этапе возрождения церковной жизни и как следствие, возрождение церковного пения на приходах, в обителях и духовных школах идет постепенно. Появляются новые церковные композиторы и регенты. Среди них можно отметить: арх. Матфея (Мармыля), диак.Сергея Трубачева (сочинения, гармонизации распевов в монастырском стиле), архиеп. Ионафан (Елецких), С.Б. Толстокулакова. Причем среди регентов профессиональных и любительских хоров чаще встречаются женщины. Активность женского состава перешла из исполнителей не только в регента, но и в композиторов духовной музыки: Ирина Денисова и др. Хоровые коллективы на современном этапе развития церковного пения:
Если сделать сравнительный анализ данных вышеприведенных таблиц, то увидим следующие: в дореволюционной России уклон делался на мужские и детские составы хора. Причем регентами и композиторами были только мужчины, которые писали музыку для таких «смешанных» хоров. На современном этапе развития регента в основном - женщины, хоры в большинстве, смешанные и однородные женские. Среди профессиональных композиторов часто встречаются женщины. Почти все композиторы на данный период сочиняют церковную музыку для смешанных хоров.
Эклектичность пения Необходимо отметить ещё один момент в церковно-певческой практике современной Русской Православной Церкви - это эклектичность пения. Специфика нашего времени состоит в том, что на клиросе в обиходном пении используется как «петербургский» так и «московский» стили пения. Можно сказать что петербургская и московская школы - два больших древа, а все остальные традиции представляют собой ответвления от них. Черты петербургского стиля - это простота мелодической линии, сухость, строгость звучания, безупречное соблюдение законов классической европейской гармонии, четкий симметричный ритм, преобладание немецко-итальянских мелодико-гармонических принципов над исконными русскими. Черты московской школы: витиеватые мелодии, свободный несимметричный ритм, неклассическая гармония (часто используются «пустые» квинты или унисоны), в основе - древнерусские распевы, русская народная песня. Московская и петербургская певческие традиции повлияли главным образом на мелодический облик системы осмогласия: два церковных певца, впервые встретившись на клиросе, обязательно должны договориться между собой, как они будут петь гласы («по-питерски» или «по-московски»). В репертуаре многих церковно-певческих хоровых коллективов используются произведения двух традиций, двух направлений. В заключение, можно сказать, что в современной отечественной хоровой культуре церковно-певческие традиции становятся все более значимым направлением хорового искусства. Этому способствуют ее широкая распространенность и доступность этих традиций. Непрерывно увеличивающееся количество храмов обуславливает возникновение новых церковных хоров, многие профессионалы-хормейстеры, имеющие крепкий базис светского хорового исполнительства, обращаются к регентской и певческой деятельности. Критерии хормейстерского профессионализма не являются чуждыми и для клироса. Можно говорить о возрождении лучших церковно-певческих традиций и профессиональных идеалов, которые сформировались в недрах церковно-певческого искусства в результате деятельности В. Орлова, С. Смоленского, П. Чеснокова, Н. Данилина, М. Климова, А. Архангельского и многих других хоровых дирижеров из плеяды великих регентов прошлого. Заключение В настоящее время вопрос о возрождении традиций богослужебного пения стоит очень остро. Это обусловлено еще тем, что отечественная культура проявляет повышенное внимание к церковному искусству и вообще к духовной музыке: проводятся фестивали русской православной музыки, оживляется концертная деятельность, происходят изменения в клиросном репертуаре, повышается композиторский интерес к духовно-музыкальному творчеству, многие студенты и выпускники музыкальных училищ и консерваторий несут послушание на клиросах храмов в качестве певчих и регентов. Как композиторам, так и регентам, да и вообще всем, кто имеет какое-либо отношение к церковному пению или просто интересуется им и любит его, необходимо ознакомиться, хотя бы в главных чертах, с художественными законами церковного пения, отличающими его от общей вокальной хоровой музыки. Причем, литература по истории, теории и практике церковного пения - есть. Сейчас, многие ученые специализируются на трудах посвященных церковному пению, защищают кандидатские и докторские работы в этом направлении. В Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, открыта кафедра «Древнерусского певческого искусства», где готовят специалистов - медиевистов, владеющих рукописями Средневековья. Во многих Епархиях Русской Православной Церкви имеются духовные школы: Семинарии, училища, отделения, где знакомятся с церковно-певческими традициями и по мере сил возрождают их на приходах, во время богослужения, а также, по возможности, и в концертных залах. Наша работа отнюдь не претендует на полноту охвата всех богослужебно-певческих явлений, но некоторые знания необходимы для правильного понимания произошедших изменений в церковном пении, правильного выбора церковно-певческого направления, школы и репертуара. В целом же можно сказать, что сочетание специальной церковно-певческой и академической музыкальной подготовки и одновременно - изучение основных богословских дисциплин, позволяет восстановить церковно-певческую культуру, что, безусловно, обогатит как церковное, так и светское музыкальное искусство. В наше свободное время не хватает централизованного подхода, как это было во времена Д. Бортнянского и А. Львова. Нет комитета церковных цензоров, которые могли рецензировать новые богослужебные сочинения и допускать их в печать. Полагаем, что наша попытка, лишь контурно обозначившая глубину и важность изучаемой проблемы, послужит импульсом для серьезной работы над возрождением, сохранением и развитием певческих традиций в нашем Отечестве, в нашем крае, и не только в православных храмах, но и в храмах науки - хоровых учебных заведениях города. Гипотеза исследования заключается в следующем: попытка ответить на вопрос о возрождении традиций позволит разобраться в сложившейся ситуации вокруг современного церковно-певческого искусства и правильно организовать дирижёрско-регентскую деятельность на приходах РПЦ. В соответствии с поставленной целью, выявленными объектом, предметом и гипотезой исследования были решены следующие задачи: 1. раскрыто понятие «церковно-певческой традиции»; . проведен анализ церковно-певческих традиций в опоре на опыт предыдущих поколений композиторов, дирижёров и регентов Церкви; . изучены художественно-стилевые особенности духовной музыки, исполняемой в храме; . рассмотрели понятия стиля и жанра в духовной музыке . выработаны рекомендации по практической деятельности регентов и псаломщиков Церкви; . сформирован библиографический список источников о русском церковно-певческом искусстве (см. Приложение). Список литературы
1. Антология духовной музыкальной культуры Отечества: в 3-х ч. Ч. 1. История, теория / сост. Т.В. Тарасова; АГИИК. Научно-информац. центр по культуре и искусству. - Барнаул: АГИИК, 2003. - 151 с. 2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - Можайск: Саввино-Сторожевский ставропигиальный монастырь, 2006. - 1296 с. . Вахромеев, В.А. Учебник церковного пения: в 2-х т. / В.А. Вахромеев. Т.1. - Минск, 2000. - С. 219-226. . Волна, В. Главное для меня - старание певца [Электронный ресурс] . Гарднер, И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: в 2-х т. / И. Гарднер. Т.2. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. с.127-140 . Горина, Т.К проблеме «церковности» богослужебного пения Русской православной церкви [Электронный ресурс] . Гуляницкая, Н.С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века / Н.С. Гуляницкая. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 432 с. . Елецких, И. архиеп. Пойте Богу разумно [Электронный ресурс] . История богослужебного пения Русской Православной Церкви /составитель игумен Максим (Дмитриев) г. Тобольск: Тобольская Духовная семинария. - 1998 с.52 - 54 10. Жила, Н. Из истории хора Сретенского монастыря [Электронный ресурс] // http://bestchoir.ru 11. Карпов, Ю.С. Современная регентская практика: хормейстерский аспект [Электронный ресурс] . Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. Репринтное издание. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - 1992 с.19, 165 . Кошмина, И.В. Русская духовная музыка: пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: в 2 кн. / И.В. Кошмина. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - Кн.1.История. Стили. Жанры. - 224 с. . Мазур, А. архидиакон Самое главное - это молитва / А. Мазур, архидиакон // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002-2003гг. Наука. История. Образование: сб. статей, воспоминаний, архивных док-ов. - М., 2005. С. 31-44. . Макаренко, Л. Регент больше, чем дирижер [Электронный ресурс] . Мартынов, В.И. История богослужебного пения: учебное пособие / В. Мартынов; РИО Федеральных архивов. - М.: Русские огни, 1994. - 240 с. . Мартынов, В.И. Пение, игра и молитва в истории русской богослужебно-певческой системы / В.И. Мартынов. - М.: Филология, 1997. - 208 с. . Мартынов, О. Надо избегать любых перекосов [Электронный ресурс] . Материалы Архиерейского собора РПЦ, февраль 2011 [Электронный ресурс] . Металлов, В., прот. Очерк истории православного пения в России / В. Металлов, протоирей; репринтное изд. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. - 150 с. . Мормыль, М., архим. На чужом основании никогда ничего не строил / Антология духовной музыкальной культуры Отечества: в 3-х ч. Ч. 2. Исполнительство, образование // сост. Т.В. Тарасова; АГИИК. Научно-информац. центр по культуре и искусству. - Барнаул: АГИИК, 2003. -149 с. . Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с. . Настольная книга священнослужителя. В 7т. Второе издание. Т. 1. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1992. - с.335 - 347 . Нечаев, П., митр. В церкви должна быть особая культура пения / Питирим, митрополит // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002-2003гг. Наука. История. Образование: сб. статей, воспоминаний, архивных док-ов. - М.: Паломник, 2005. - С. 13-23. . Николаев, Б., протоиерей Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения: опыт исследования мелодики и нотации русского православного церковного пения со стороны церковно-богослужебной / Борис Николаев, протоирей. - Волоколамск: Иосифо-Волоцкий монастырь, 1995. - 39 с. . Никольский, А. Краткий очерк истории церковного пения в период I-X вв. / А. Никольский // О церковном пении: сборник [cост. О.В. Лада]. - М.: Лодья, 2001. - с.61 . Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 65000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под. ред. проф. Л. И. Скворцова. 26-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО Оникс: ООО Мир и Образование, 2008. - 736 с. . Сафонов, Г. Стиль мысли и стиль звучания [Электронный ресурс] . Парийский, Л.Д. О церковном пении / Л.Д. Парийский // ЖМП. - 1948. - №12. - С. 52-64. . Пожидаева, Г. А. Певческие традиции Древней Руси: очерки истории и стиля / Г.А. Пожидаева. - М.: Знак, 2007. - 880 с. . Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х т. / под ред. Д. Булатова; репринтное изд.Т.2. - М.: Возрождение, 1992. - с.1940 - 1941 . Пономарев, В. Распев и Партес. Рассуждения композитора и регента / В. Пономарев // Журнал Красноярско-Енисейской епархии. - 2002. - №3. - с. 81-84 . Православный церковный календарь на 2011г. - М.: Календарный отдел Издательства Московской Патриархии, 2010. - с.208-210 . Резниченко, Е. Высшее регентское образование в России: задачи и проблемы (по разработкам Православного Свято-Тихоновского Богословского института). Гимнология / Е. Резниченко. - М.: «Композитор», 2000. - с.127 . Сборник работ преподавателей НДПУ равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских [гл. ред. Александр Пивоваров, кандидат богословия, проректор НДПУ, протоиерей]. - Новокузнецк: НДПУ, 1997. - с. 149-183 . Сохранение и развитие традиций православной культуры в Сибирском регионе средствами хоровой музыки: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Барнаул, 23-24 мая 2003 г.) / Комитет по культуре и туризму администрации Алтайского края; Барнаульская Епархия; Алтайский государственный институт искусств и культуры. Сибирский центр народной культуры. Кафедра академического хора / ред. кол. О.Н. Турцева [и др.]; - Барнаул: АГИИК, 2003. - 105 с. . Трубин, Н.Г. Духовная музыка / Н. Г. Трубин. - Смоленск: Смядынь, 2004. - 229 с. . Туев, К, Церковные песнопения сибирских композиторов и репертуарные проблемы современного клироса / К. Туев // Журнал Красноярско-Енисейской епархии. - 2002. - №3. - с.71-80 . Умнов, А.Ю. Из истории мужского хорового исполнительства в России [Электронный ресурс] . Хоровое пение: учеб. пособие по хороведению / сост. Н.В. Матвеев. Электросталь: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского. 1998. - с.161-164 . Христианство и хоровая музыка: сборник научных статей / ред.-сост. Т.В. Тарасова. - Барнаул: АГИИК, 2002. - 125 с. 42. Худошин, А. Искусство и православие / А. Худошин. - М.: Благовест. 2004. - 256 с.
Приложение Введение Русское православное пение - часть музыкальной культуры России, но также это и совершенно особый мир, имеющий своей целью обращение к Богу и служение Ему. Поэтому, Церковь, с одной стороны, должна сохранить предания прежних времен, а с другой - не порывать с настоящим, но и не уклоняться в сторону от главной своей сущности - богослужения. Актуальность настоящего исследования обусловлена повсеместным массовым интересом к вопросам духовности, и в частности, к вопросу о церковно-певческих традициях Русской Православной Церкви. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года было положено начало активного возрождения забытых в советские годы духовных традиций: «Самосознание, исподволь развившееся в России - в литературе, философии, богословии, искусстве, - с особой силой возродилось, оживляя историческую память и объясняя нам нас самих, в конце XX века во всех направлениях культурной жизни» [12]. Поэтому начало 90-х годов XX века ознаменовалось огромным интересом к возрождающейся церковной музыке. В связи с открытием в России большого количества новых церковных приходов и воссозданием духовных школ, перед дирижёрами церковных хоров, деятелями духовно-музыкальной педагогики и богослужебного пения встали многочисленные проблемы и задачи, связанные с восстановлением репертуарно-исполнительских и уставных традиций, а также решением учебно-методических вопросов. За последние два десятилетия накоплен серьёзный опыт, как в учебно-педагогической, так и в исполнительской областях церковного пения. В процессе возрождения богослужебно-певческих традиций участвуют ученые медиевисты, историки церковного пения, музыковеды-палеографы, композиторы, регенты и певчие хоров. Издаются книги по теории и истории богослужебного пения, выходит большое количество нотной литературы, создаются и выпускаются учебники по певческим и музыкально-теоретическим дисциплинам для духовных школ и регентских классов. Отличительной особенностью нашего времени является то, что развитие отечественной церковно-певческой культуры на современном этапе происходит через возрождение церковно-певческого наследия. А это значит обращение к опыту предыдущих поколений церковных песнописцев, композиторов, дирижёров, регентов и их сочинениям. Поэтому возрождаются и практикуются множество жанров духовной музыки, а также одновременно используется несколько стилевых направлений. В связи с этим, употребление правильных традиций пения, т.е. канонически и литургически соответствующих Духу Церкви, является насущной проблемой. Современный искусствовед Н. Гуляницкая справедливо замечает: «Проблемы церковного пения достаточно многообразны. Существует несколько традиций в отношении даже самой манеры пения в храме. Музыкальная стилистика звучащих за богослужением произведений, весьма различна, и не всегда подчиняется каким-то ясным и понятным принципам. В отличие от дореволюционной ситуации, нет никакого центрального церковного органа, который служил бы цензором вновь сочиняемых церковно-певческих композиций. Идет острая полемика вокруг знаменного пения» [7]. Говоря о церковно-певческой традиции сегодня, церковь стоит перед множеством неразрешенных проблем, главными из которых являются: 1. выбор верного направления в богослужебном пении, которое соответствовало постепенному воцерковлению современного человека; 2. подготовка грамотных специалистов-регентов и певцов в духовных и светских музыкальных учебных заведениях; 3. правильное и серьезное отношение к церковному пению при воспитании священнослужителей в Духовных школах; 4. подбор, формирование и систематизация богослужебного репертуара для разного состава хора; 5. отсутствие комиссии на местном Епархиальном уровне, которая бы являлась компетентным органом по вопросам современного церковно-певческого искусства. Все эти и другие проблемы, и более частные вопросы церковного пения на современном этапе развития, нужно решать только соборно. В первую очередь должна быть заинтересована церковная власть всех рангов и чинов. Сбор информации, конференции, фестивали, концерты духовной музыки будут положительно содействовать этой цели. Степень изученности вопроса осознается через опыт предыдущих поколений музыкантов и ученых-медиевистов. Наука о церковном пении базируется на трудах, которые условно можно разделить на 3 направления: . Вопросам истории церковного пения посвящены труды священника Разумовского Д.В. «Церковное пение в России», Преображенского А.В. «Очерки истории церковного пения в России», священника Металлова В.М. «Очерк истории православного церковного пения», Гардне
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.082 с.) |