Глава 1. Историко-теоретические основы развития церковно-певческой традиции в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Историко-теоретические основы развития церковно-певческой традиции в России



Введение

Русское православное пение - часть музыкальной культуры России, но также это и совершенно особый мир, имеющий своей целью обращение к Богу и служение Ему. Поэтому, Церковь, с одной стороны, должна сохранить предания прежних времен, а с другой - не порывать с настоящим, но и не уклоняться в сторону от главной своей сущности - богослужения.

Актуальность настоящего исследования обусловлена повсеместным массовым интересом к вопросам духовности, и в частности, к вопросу о церковно-певческих традициях Русской Православной Церкви.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года было положено начало активного возрождения забытых в советские годы духовных традиций: «Самосознание, исподволь развившееся в России - в литературе, философии, богословии, искусстве, - с особой силой возродилось, оживляя историческую память и объясняя нам нас самих, в конце XX века во всех направлениях культурной жизни» [12]. Поэтому начало 90-х годов XX века ознаменовалось огромным интересом к возрождающейся церковной музыке.

В связи с открытием в России большого количества новых церковных приходов и воссозданием духовных школ, перед дирижёрами церковных хоров, деятелями духовно-музыкальной педагогики и богослужебного пения встали многочисленные проблемы и задачи, связанные с восстановлением репертуарно-исполнительских и уставных традиций, а также решением учебно-методических вопросов.

За последние два десятилетия накоплен серьёзный опыт, как в учебно-педагогической, так и в исполнительской областях церковного пения. В процессе возрождения богослужебно-певческих традиций участвуют ученые медиевисты, историки церковного пения, музыковеды-палеографы, композиторы, регенты и певчие хоров. Издаются книги по теории и истории богослужебного пения, выходит большое количество нотной литературы, создаются и выпускаются учебники по певческим и музыкально-теоретическим дисциплинам для духовных школ и регентских классов.

Отличительной особенностью нашего времени является то, что развитие отечественной церковно-певческой культуры на современном этапе происходит через возрождение церковно-певческого наследия. А это значит обращение к опыту предыдущих поколений церковных песнописцев, композиторов, дирижёров, регентов и их сочинениям. Поэтому возрождаются и практикуются множество жанров духовной музыки, а также одновременно используется несколько стилевых направлений. В связи с этим, употребление правильных традиций пения, т.е. канонически и литургически соответствующих Духу Церкви, является насущной проблемой. Современный искусствовед Н. Гуляницкая справедливо замечает: «Проблемы церковного пения достаточно многообразны. Существует несколько традиций в отношении даже самой манеры пения в храме. Музыкальная стилистика звучащих за богослужением произведений, весьма различна, и не всегда подчиняется каким-то ясным и понятным принципам. В отличие от дореволюционной ситуации, нет никакого центрального церковного органа, который служил бы цензором вновь сочиняемых церковно-певческих композиций. Идет острая полемика вокруг знаменного пения» [7].

Говоря о церковно-певческой традиции сегодня, церковь стоит перед множеством неразрешенных проблем, главными из которых являются:

1. выбор верного направления в богослужебном пении, которое соответствовало постепенному воцерковлению современного человека;

2. подготовка грамотных специалистов-регентов и певцов в духовных и светских музыкальных учебных заведениях;

3. правильное и серьезное отношение к церковному пению при воспитании священнослужителей в Духовных школах;

4. подбор, формирование и систематизация богослужебного репертуара для разного состава хора;

5. отсутствие комиссии на местном Епархиальном уровне, которая бы являлась компетентным органом по вопросам современного церковно-певческого искусства.

Все эти и другие проблемы, и более частные вопросы церковного пения на современном этапе развития, нужно решать только соборно. В первую очередь должна быть заинтересована церковная власть всех рангов и чинов. Сбор информации, конференции, фестивали, концерты духовной музыки будут положительно содействовать этой цели.

Степень изученности вопроса осознается через опыт предыдущих поколений музыкантов и ученых-медиевистов. Наука о церковном пении базируется на трудах, которые условно можно разделить на 3 направления:

. Вопросам истории церковного пения посвящены труды священника Разумовского Д.В. «Церковное пение в России», Преображенского А.В. «Очерки истории церковного пения в России», священника Металлова В.М. «Очерк истории православного церковного пения», Гарднера И.А. «Богослужебное пение РПЦ» (в 2-х томах) и др.

. О проблемах семиографии и палеографии церковного пения писали следующие авторы: священник Металлов В. М. «Азбука церковного пения», Смоленский С.В. «Азбука знаменного пения», Бражников М.В. «Русские певческие рукописи и русская палеография», Беляев В.М. «Древнерусская музыкальная письменность» и др.

. Формы русского церковного пения и проблематику изучали Вознесенский И.И. «Осмогласные распевы трех последних веков Православной Русской Церкви», протоиерей Разумовский Д.В. «Теория и практика церковного пения», священник Металлов В.М. «Осмогласие знаменного роспева», Бражников М.В. «Новые задачи исследования памятников древнерусской музыки», Гарднер И.А. «Забытое богатство (о пении на подобен)» и др.

Здесь изложены фундаментальные работы. Основной список трудов по русскому церковному пению, включающий и современные исследования по различным направлениям, включён в Приложение.

Методологической основой исследования явились труды церковных историков, музыковедов, композиторов:

основой исторического исследования послужил труд И.А. Гарднера «Богослужебное пение Русской Православной Церкви»;

- богословским осмыслением темы работы, явился труд В.И. Мартынова «История богослужебного пения»;

- стилевая и жанровая сторона церковного пения основывается на трудах И. Кошминой «Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры», Н. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века».

Цель работы -обозначить пути развития церковно-певческих традиций Русской Православной Церкви на современном этапе.

Объектом работы является православное церковно-певческое искусство.

Предметом исследования выступает современные традиции церковно-певческого искусства, начиная с начала 90-х гг. ХХ столетия и до наших дней.

Гипотеза исследования заключается в следующем: попытка ответить на вопрос о возрождении традиций позволит разобраться в сложившейся ситуации вокруг современного церковно-певческого искусства и правильно организовать дирижёрско-регентскую деятельность на приходах РПЦ.

В соответствии с поставленной целью, выявленными объектом, предметом и гипотезой исследования были решены следующие задачи:

1. раскрыто понятие «церковно-певческой традиции»;

. проведен анализ церковно-певческих традиций в опоре на опыт предыдущих поколений композиторов, дирижёров и регентов Церкви;

. изучены художественно-стилевые особенности духовной музыки, исполняемой в храме;

. рассмотрели понятия стиля и жанра в духовной музыке;

. сформирован библиографический список источников о русском церковно-певческом искусстве (см. Приложение).

Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее можно использовать в качестве дополнительного источника в образовательных учреждениях: духовных академиях и семинариях, регентских школах и отделениях, богословских институтах, академиях культуры и искусства, на занятиях по истории русской музыки, истории художественной культуры, а также в качестве материала для лекций и бесед художественно-просветительского характера.

Методы исследования. В процессе исследования по данной тематике применялись сбор, обработка, систематизация и подробное изучение вопросов творческого наследия Русской Православной Церкви по проблеме возрождения церковно-певческих традиций; ознакомление с мнениями авторитетных священнослужителей и современных церковных регентов.

Научная новизна исследования заключается в том, что в предложенной работе производится целостный анализ современного состоянии церковно-певческих традиций Русской Православной Церкви. Предлагаются практические рекомендации для руководителей церковных хоров.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, включающего нотные образцы разных стилей и жанров церковной музыки.

Во введении рассматривается актуальность работы, определяются объект и предмет исследования, степень изученности проблемы, методологическая основа исследования, формулируются цель и задачи, гипотеза, практическая значимость, методы исследования и научная новизна.

В первой главе «Историко-теретические основы развития церковно-певческих традиций в Русской Православной Церкви» раскрывается понятие «церковно-певческой традиции», изучаются специфические музыкальные формы используемые в богослужебном пении, определяются каноническо-литургические основы богослужебного пения, рассматривается структура церковно-певческой деятельности.

Вторая глава «Анализ условий развития традиций церковной музыки на современном этапе» имеет практическую направленность. В ней рассматривается процесс возрождения и становления «церковно-певческой традиции» с конца 90-х гг. ХХ века и до наших дней.

 


 

Русское богослужебное пение

Исторически сложилось так, что состав исполнителей традиционного русского богослужебного пения в разное время менялся по различным причинам.

а) государевы певчие дьяки

Выработанный в течение многих веков богослужебный чин, требовал от певцов соответствующего образования и подготовки. При Великих князях были самые лучшие певцы Государевы певчие дьяки. Впервые в документах эта корпорация упоминается при Великом князе Василии III (1505-1533),сыне Иоанна III. Она была основана по образцу певчих византийского императора. Это был частный церковный хор Великого князя. Государевы певчие дьяки обязаны были петь богослужения в присутствии Великого князя или его семейства. Корпорация государевых певчих дьяков делилась на несколько групп певцов, именуемых станицами, по 5 человек в каждой.

Вначале было 35 певцов (7 станиц). Позже число певцов увеличилось до 70. Первая станица состояла из самых лучших певцов. Качество, достоинство станиц уменьшалось с каждым следующим ее номером. Последние станицы были составлены из новичков и учеников. Великий князь имел полную возможность собрать в своей личной капелле лучших и опытнейших певцов всей страны.

Во время Петра Великого государевы певчие дьяки были переименованы в придворных певчих или в придворный хор. В это время хор насчитывал около ста человек. Вместе с перенесением резиденции в Петербург, туда же были переведены и певчие. В их руках сосредоточилось развитие русской хоровой богослужебно-певческой культуры. После вторжения западного стиля в русскую церковно-хоровую культуру, репертуар государевых певчих дьяков пополнился и не богослужебными песнопениями. Петр I не поддерживал дух московских традиций. Придворные певчие так же оказались удаленными от этих традиций и должны были вливаться в новый уклад жизни, равнявшейся в Петербурге по иностранному голландскому образцу, при котором все русское изгонялось и почти преследовалось. Певчие в Петербурге стали привлекаться Петром I к разного рода светским хоровым выступлениям, иногда носившим кощунственный характер (всешутейшие соборы). Во главе придворных певчих еще некоторое время стояли лица духовного звания. Ежедневная форма их состояла из кафтана и штанов зеленого сукна и полукафтана. Праздничный мундир шили из красного или малинового сукна. Певчие пользовались привилегиями: получали чины и возводились в дворянское сословие, а по выходе из хора становились офицерами. Сам Петр I нередко участвовал в богослужебном пении на клиросе со своими певчими дьяками. Историк протоиерей Дмитрий Разумовский говорит, что сохранились партесные нотные тетради с записью, что «по сим нотам изволил петь государь царь Петр Алексеевич». Среди придворных певчих были и композиторы. Государевы певчие сопровождали Петра I в его военных походах, в паломнических поездках, а так же в передвижениях как внутри страны, так и за ее пределами. В поездках по чужим землям придворные певчие конечно слышали пение протестантских хоралов в их строго-гомофонном складе, исполняемые всей общиной. С гомофонным складом русские могли познакомиться еще в Москве в немецкой слободе, где любил бывать царь Петр. Многоголосное хоровое пение все больше и больше стало охватывать и уставные напевы. Гармонизацией церковных напевов занимались не только придворные певчие. Состав придворных певчих увеличивался за счет лучших певцов, поступавших из архиерейских епархиальных хоров. В основном придворные певчие набирались из Малороссии, так как в это время епископат Русской Церкви состоял в подавляющем большинстве из украинцев.

Этот хор в течение последующего времени много раз реорганизовывался, переименовывался и просуществовал боле 400 лет. К моменту революции 1917 года он исполнял богослужебное пение в придворных храмах Санкт-Петербурга и назывался Санкт-Петербургской императорской придворной певческой капеллой. После 1917 г. он был реорганизован в светский хор с женскими голосами и совершенно изменил свою структуру, порвал с традицией церковного пения, и стал называться «Государственная академическая капелла» г. Санкт-Петербурга [5].

б) патриаршие (синодальные) певчие дьяки

Хор патриарших певчих дьяков остался в Москве, в стороне от развития Петербургской жизни. По этой причине он остался в отношении богослужебного пения более консервативным, чем придворные певчие, но не остался застывшим в своих традициях. В течение целого столетия с 1589 года- учреждение патриаршестваи до 1700 года - смерти патриарха Адриана, главным и стройно организованным церковно-певческим коллективом была корпорация патриарших певчих дьяков и подьяков. Патриаршие певчие всецело принадлежали ведению духовных властей, поэтому они не могли быть привлекаемы к участию в светских певческих выступлениях, как это было с придворными певчими. Большая часть патриарших певчих состояла в клире, поэтому многие имели духовный сан. Наряду с древними церковными роспевами этот хоровой коллектив стал употреблять и привезенные из Киева - киевский, болгарский и греческий распевы, а так же и партесное пение.

Со смертью патриарха Адриана положение патриарших певчих изменилось. В 1720 году из 44 певчих 32 человека были вызваны в Петербург. Москва решительно отодвигалась на задний план. Присоединившись к придворным певчим патриаршие певчие должны были во всем следовать репертуару и манере исполнения придворных певчих. Хранить традиции патриарших певчих могла теперь только малая группа, оставленная в Москве. С упразднением патриаршества и учреждением Синода патриарший хор был переименован в Синодальный. После этого Синодальный хор надолго потерял свое значение как хранителя русского богослужебного певческого предания [5].

в) другие хоровые коллективы

В конце XVII в Москве и Петербурге появилось немало частных хоров. В середине XVIII века были установлены штаты певчих хоров. В каждый штат полагался уставщик и 3 станицы певчих. Число певчих в каждом штате завесило от иерархической важности епископа, монастыря или собора. Кузницей певчих и образованных регентов служила Придворная певческая капелла и Синодальное училище пения в Москве.

Исторически сложилось так, что состав исполнителей традиционного русского богослужебного пения в разное время менялся по различным причинам.

Рассмотрим предложенную таблицу исполнителей пения по эпохам:

 

Век Эпоха Исполнители Примечание
XI - нач.XVII Знаменного пения Однородные мужские хоры Только в женских обителях - однородные женские хоры
XVII-XVIII Ранее многоголосье Однородные мужские хоры Государевы певчие дьяки
  Барокко Мальчики и мужской состав хора Придворные певчие
XVIII - чет. XIX Классического концерта Мальчики и мужской состав хора Хор Придворной Певчей Императорской капеллы
сер.XIX - нач.XX Возрождения древнего пения на новом уровне Мальчики и мужской состав хора Синодальный хор, хор Петербургской певческой капеллы, Хор киевской школы Калишевского и другие хоровые коллективы
    Смешанный состав хора Женские голоса, вместо детских ввел в употребление А. Архангельский
кон. XX - нач.XXI Возрождение церковной жизни, после атеизма Смешанный состав хора На клиросе почти всегда - однородный женский. В обителях и духовных школах - однородные хоры.

 

На современном этапе возрождения церковной жизни и как следствие, возрождение церковного пения на приходах, в обителях и духовных школах идет постепенно. Появляются новые церковные композиторы и регенты. Среди них можно отметить: арх. Матфея (Мармыля), диак.Сергея Трубачева (сочинения, гармонизации распевов в монастырском стиле), архиеп. Ионафан (Елецких), С.Б. Толстокулакова. Причем среди регентов профессиональных и любительских хоров чаще встречаются женщины. Активность женского состава перешла из исполнителей не только в регента, но и в композиторов духовной музыки: Ирина Денисова и др.

Хоровые коллективы на современном этапе развития церковного пения:

 

Хоровые составы Вид хора Примечание
1 Профессиональные Смешанные Хоры больших церквей и соборов
2 Клиросные Однородные женские Редко встречается мужской состав
3 Учебные Однородные Семинарии, Академии - мужские. Регентские школы - женские

 

Если сделать сравнительный анализ данных вышеприведенных таблиц, то увидим следующие: в дореволюционной России уклон делался на мужские и детские составы хора. Причем регентами и композиторами были только мужчины, которые писали музыку для таких «смешанных» хоров. На современном этапе развития регента в основном - женщины, хоры в большинстве, смешанные и однородные женские. Среди профессиональных композиторов часто встречаются женщины. Почти все композиторы на данный период сочиняют церковную музыку для смешанных хоров.

 

Эклектичность пения

Необходимо отметить ещё один момент в церковно-певческой практике современной Русской Православной Церкви - это эклектичность пения. Специфика нашего времени состоит в том, что на клиросе в обиходном пении используется как «петербургский» так и «московский» стили пения. Можно сказать что петербургская и московская школы - два больших древа, а все остальные традиции представляют собой ответвления от них.

Черты петербургского стиля - это простота мелодической линии, сухость, строгость звучания, безупречное соблюдение законов классической европейской гармонии, четкий симметричный ритм, преобладание немецко-итальянских мелодико-гармонических принципов над исконными русскими.

Черты московской школы: витиеватые мелодии, свободный несимметричный ритм, неклассическая гармония (часто используются «пустые» квинты или унисоны), в основе - древнерусские распевы, русская народная песня.

Московская и петербургская певческие традиции повлияли главным образом на мелодический облик системы осмогласия: два церковных певца, впервые встретившись на клиросе, обязательно должны договориться между собой, как они будут петь гласы («по-питерски» или «по-московски»). В репертуаре многих церковно-певческих хоровых коллективов используются произведения двух традиций, двух направлений.

В заключение, можно сказать, что в современной отечественной хоровой культуре церковно-певческие традиции становятся все более значимым направлением хорового искусства. Этому способствуют ее широкая распространенность и доступность этих традиций. Непрерывно увеличивающееся количество храмов обуславливает возникновение новых церковных хоров, многие профессионалы-хормейстеры, имеющие крепкий базис светского хорового исполнительства, обращаются к регентской и певческой деятельности. Критерии хормейстерского профессионализма не являются чуждыми и для клироса. Можно говорить о возрождении лучших церковно-певческих традиций и профессиональных идеалов, которые сформировались в недрах церковно-певческого искусства в результате деятельности В. Орлова, С. Смоленского, П. Чеснокова, Н. Данилина, М. Климова, А. Архангельского и многих других хоровых дирижеров из плеяды великих регентов прошлого.

Заключение

В настоящее время вопрос о возрождении традиций богослужебного пения стоит очень остро. Это обусловлено еще тем, что отечественная культура проявляет повышенное внимание к церковному искусству и вообще к духовной музыке: проводятся фестивали русской православной музыки, оживляется концертная деятельность, происходят изменения в клиросном репертуаре, повышается композиторский интерес к духовно-музыкальному творчеству, многие студенты и выпускники музыкальных училищ и консерваторий несут послушание на клиросах храмов в качестве певчих и регентов. Как композиторам, так и регентам, да и вообще всем, кто имеет какое-либо отношение к церковному пению или просто интересуется им и любит его, необходимо ознакомиться, хотя бы в главных чертах, с художественными законами церковного пения, отличающими его от общей вокальной хоровой музыки. Причем, литература по истории, теории и практике церковного пения - есть. Сейчас, многие ученые специализируются на трудах посвященных церковному пению, защищают кандидатские и докторские работы в этом направлении. В Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, открыта кафедра «Древнерусского певческого искусства», где готовят специалистов - медиевистов, владеющих рукописями Средневековья. Во многих Епархиях Русской Православной Церкви имеются духовные школы: Семинарии, училища, отделения, где знакомятся с церковно-певческими традициями и по мере сил возрождают их на приходах, во время богослужения, а также, по возможности, и в концертных залах.

Наша работа отнюдь не претендует на полноту охвата всех богослужебно-певческих явлений, но некоторые знания необходимы для правильного понимания произошедших изменений в церковном пении, правильного выбора церковно-певческого направления, школы и репертуара.

В целом же можно сказать, что сочетание специальной церковно-певческой и академической музыкальной подготовки и одновременно - изучение основных богословских дисциплин, позволяет восстановить церковно-певческую культуру, что, безусловно, обогатит как церковное, так и светское музыкальное искусство.

В наше свободное время не хватает централизованного подхода, как это было во времена Д. Бортнянского и А. Львова. Нет комитета церковных цензоров, которые могли рецензировать новые богослужебные сочинения и допускать их в печать.

Полагаем, что наша попытка, лишь контурно обозначившая глубину и важность изучаемой проблемы, послужит импульсом для серьезной работы над возрождением, сохранением и развитием певческих традиций в нашем Отечестве, в нашем крае, и не только в православных храмах, но и в храмах науки - хоровых учебных заведениях города.

Гипотеза исследования заключается в следующем: попытка ответить на вопрос о возрождении традиций позволит разобраться в сложившейся ситуации вокруг современного церковно-певческого искусства и правильно организовать дирижёрско-регентскую деятельность на приходах РПЦ.

В соответствии с поставленной целью, выявленными объектом, предметом и гипотезой исследования были решены следующие задачи:

1. раскрыто понятие «церковно-певческой традиции»;

. проведен анализ церковно-певческих традиций в опоре на опыт предыдущих поколений композиторов, дирижёров и регентов Церкви;

. изучены художественно-стилевые особенности духовной музыки, исполняемой в храме;

. рассмотрели понятия стиля и жанра в духовной музыке

. выработаны рекомендации по практической деятельности регентов и псаломщиков Церкви;

. сформирован библиографический список источников о русском церковно-певческом искусстве (см. Приложение).


Список литературы

 

1. Антология духовной музыкальной культуры Отечества: в 3-х ч. Ч. 1. История, теория / сост. Т.В. Тарасова; АГИИК. Научно-информац. центр по культуре и искусству. - Барнаул: АГИИК, 2003. - 151 с.

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - Можайск: Саввино-Сторожевский ставропигиальный монастырь, 2006. - 1296 с.

.   Вахромеев, В.А. Учебник церковного пения: в 2-х т. / В.А. Вахромеев. Т.1. - Минск, 2000. - С. 219-226.

.   Волна, В. Главное для меня - старание певца [Электронный ресурс]

.   Гарднер, И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: в 2-х т. / И. Гарднер. Т.2. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. с.127-140

.   Горина, Т.К проблеме «церковности» богослужебного пения Русской православной церкви [Электронный ресурс]

.   Гуляницкая, Н.С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века / Н.С. Гуляницкая. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 432 с.

.   Елецких, И. архиеп. Пойте Богу разумно [Электронный ресурс]

.   История богослужебного пения Русской Православной Церкви /составитель игумен Максим (Дмитриев) г. Тобольск: Тобольская Духовная семинария. - 1998 с.52 - 54

10. Жила, Н. Из истории хора Сретенского монастыря [Электронный ресурс] // http://bestchoir.ru

11. Карпов, Ю.С. Современная регентская практика: хормейстерский аспект [Электронный ресурс]

.   Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. Репринтное издание. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - 1992 с.19, 165

.   Кошмина, И.В. Русская духовная музыка: пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: в 2 кн. / И.В. Кошмина. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - Кн.1.История. Стили. Жанры. - 224 с.

.   Мазур, А. архидиакон Самое главное - это молитва / А. Мазур, архидиакон // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002-2003гг. Наука. История. Образование: сб. статей, воспоминаний, архивных док-ов. - М., 2005. С. 31-44.

.   Макаренко, Л. Регент больше, чем дирижер [Электронный ресурс]

.   Мартынов, В.И. История богослужебного пения: учебное пособие / В. Мартынов; РИО Федеральных архивов. - М.: Русские огни, 1994. - 240 с.

.   Мартынов, В.И. Пение, игра и молитва в истории русской богослужебно-певческой системы / В.И. Мартынов. - М.: Филология, 1997. - 208 с.

.   Мартынов, О. Надо избегать любых перекосов [Электронный ресурс]

.   Материалы Архиерейского собора РПЦ, февраль 2011 [Электронный ресурс]

.   Металлов, В., прот. Очерк истории православного пения в России / В. Металлов, протоирей; репринтное изд. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. - 150 с.

.   Мормыль, М., архим. На чужом основании никогда ничего не строил / Антология духовной музыкальной культуры Отечества: в 3-х ч. Ч. 2. Исполнительство, образование // сост. Т.В. Тарасова; АГИИК. Научно-информац. центр по культуре и искусству. - Барнаул: АГИИК, 2003. -149 с.

.   Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.

.   Настольная книга священнослужителя. В 7т. Второе издание. Т. 1. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1992. - с.335 - 347

.   Нечаев, П., митр. В церкви должна быть особая культура пения / Питирим, митрополит // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002-2003гг. Наука. История. Образование: сб. статей, воспоминаний, архивных док-ов. - М.: Паломник, 2005. - С. 13-23.

.   Николаев, Б., протоиерей Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения: опыт исследования мелодики и нотации русского православного церковного пения со стороны церковно-богослужебной / Борис Николаев, протоирей. - Волоколамск: Иосифо-Волоцкий монастырь, 1995. - 39 с.

.   Никольский, А. Краткий очерк истории церковного пения в период I-X вв. / А. Никольский // О церковном пении: сборник [cост. О.В. Лада]. - М.: Лодья, 2001. - с.61

.   Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 65000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под. ред. проф. Л. И. Скворцова. 26-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО Оникс: ООО Мир и Образование, 2008. - 736 с.

.   Сафонов, Г. Стиль мысли и стиль звучания [Электронный ресурс]

.   Парийский, Л.Д. О церковном пении / Л.Д. Парийский // ЖМП. - 1948. - №12. - С. 52-64.

.   Пожидаева, Г. А. Певческие традиции Древней Руси: очерки истории и стиля / Г.А. Пожидаева. - М.: Знак, 2007. - 880 с.

.   Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х т. / под ред. Д. Булатова; репринтное изд.Т.2. - М.: Возрождение, 1992. - с.1940 - 1941

.   Пономарев, В. Распев и Партес. Рассуждения композитора и регента / В. Пономарев // Журнал Красноярско-Енисейской епархии. - 2002. - №3. - с. 81-84

.   Православный церковный календарь на 2011г. - М.: Календарный отдел Издательства Московской Патриархии, 2010. - с.208-210

.   Резниченко, Е. Высшее регентское образование в России: задачи и проблемы (по разработкам Православного Свято-Тихоновского Богословского института). Гимнология / Е. Резниченко. - М.: «Композитор», 2000. - с.127

.   Сборник работ преподавателей НДПУ равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских [гл. ред. Александр Пивоваров, кандидат богословия, проректор НДПУ, протоиерей]. - Новокузнецк: НДПУ, 1997. - с. 149-183

.   Сохранение и развитие традиций православной культуры в Сибирском регионе средствами хоровой музыки: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Барнаул, 23-24 мая 2003 г.) / Комитет по культуре и туризму администрации Алтайского края; Барнаульская Епархия; Алтайский государственный институт искусств и культуры. Сибирский центр народной культуры. Кафедра академического хора / ред. кол. О.Н. Турцева [и др.]; - Барнаул: АГИИК, 2003. - 105 с.

.   Трубин, Н.Г. Духовная музыка / Н. Г. Трубин. - Смоленск: Смядынь, 2004. - 229 с.

.   Туев, К, Церковные песнопения сибирских композиторов и репертуарные проблемы современного клироса / К. Туев // Журнал Красноярско-Енисейской епархии. - 2002. - №3. - с.71-80

.   Умнов, А.Ю. Из истории мужского хорового исполнительства в России [Электронный ресурс]

.   Хоровое пение: учеб. пособие по хороведению / сост. Н.В. Матвеев. Электросталь: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского. 1998. - с.161-164

.   Христианство и хоровая музыка: сборник научных статей / ред.-сост. Т.В. Тарасова. - Барнаул: АГИИК, 2002. - 125 с.

42. Худошин, А. Искусство и православие / А. Худошин. - М.: Благовест. 2004. - 256 с.

 


 

Приложение

Введение

Русское православное пение - часть музыкальной культуры России, но также это и совершенно особый мир, имеющий своей целью обращение к Богу и служение Ему. Поэтому, Церковь, с одной стороны, должна сохранить предания прежних времен, а с другой - не порывать с настоящим, но и не уклоняться в сторону от главной своей сущности - богослужения.

Актуальность настоящего исследования обусловлена повсеместным массовым интересом к вопросам духовности, и в частности, к вопросу о церковно-певческих традициях Русской Православной Церкви.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года было положено начало активного возрождения забытых в советские годы духовных традиций: «Самосознание, исподволь развившееся в России - в литературе, философии, богословии, искусстве, - с особой силой возродилось, оживляя историческую память и объясняя нам нас самих, в конце XX века во всех направлениях культурной жизни» [12]. Поэтому начало 90-х годов XX века ознаменовалось огромным интересом к возрождающейся церковной музыке.

В связи с открытием в России большого количества новых церковных приходов и воссозданием духовных школ, перед дирижёрами церковных хоров, деятелями духовно-музыкальной педагогики и богослужебного пения встали многочисленные проблемы и задачи, связанные с восстановлением репертуарно-исполнительских и уставных традиций, а также решением учебно-методических вопросов.

За последние два десятилетия накоплен серьёзный опыт, как в учебно-педагогической, так и в исполнительской областях церковного пения. В процессе возрождения богослужебно-певческих традиций участвуют ученые медиевисты, историки церковного пения, музыковеды-палеографы, композиторы, регенты и певчие хоров. Издаются книги по теории и истории богослужебного пения, выходит большое количество нотной литературы, создаются и выпускаются учебники по певческим и музыкально-теоретическим дисциплинам для духовных школ и регентских классов.

Отличительной особенностью нашего времени является то, что развитие отечественной церковно-певческой культуры на современном этапе происходит через возрождение церковно-певческого наследия. А это значит обращение к опыту предыдущих поколений церковных песнописцев, композиторов, дирижёров, регентов и их сочинениям. Поэтому возрождаются и практикуются множество жанров духовной музыки, а также одновременно используется несколько стилевых направлений. В связи с этим, употребление правильных традиций пения, т.е. канонически и литургически соответствующих Духу Церкви, является насущной проблемой. Современный искусствовед Н. Гуляницкая справедливо замечает: «Проблемы церковного пения достаточно многообразны. Существует несколько традиций в отношении даже самой манеры пения в храме. Музыкальная стилистика звучащих за богослужением произведений, весьма различна, и не всегда подчиняется каким-то ясным и понятным принципам. В отличие от дореволюционной ситуации, нет никакого центрального церковного органа, который служил бы цензором вновь сочиняемых церковно-певческих композиций. Идет острая полемика вокруг знаменного пения» [7].

Говоря о церковно-певческой традиции сегодня, церковь стоит перед множеством неразрешенных проблем, главными из которых являются:

1. выбор верного направления в богослужебном пении, которое соответствовало постепенному воцерковлению современного человека;

2. подготовка грамотных специалистов-регентов и певцов в духовных и светских музыкальных учебных заведениях;

3. правильное и серьезное отношение к церковному пению при воспитании священнослужителей в Духовных школах;

4. подбор, формирование и систематизация богослужебного репертуара для разного состава хора;

5. отсутствие комиссии на местном Епархиальном уровне, которая бы являлась компетентным органом по вопросам современного церковно-певческого искусства.

Все эти и другие проблемы, и более частные вопросы церковного пения на современном этапе развития, нужно решать только соборно. В первую очередь должна быть заинтересована церковная власть всех рангов и чинов. Сбор информации, конференции, фестивали, концерты духовной музыки будут положительно содействовать этой цели.

Степень изученности вопроса осознается через опыт предыдущих поколений музыкантов и ученых-медиевистов. Наука о церковном пении базируется на трудах, которые условно можно разделить на 3 направления:

. Вопросам истории церковного пения посвящены труды священника Разумовского Д.В. «Церковное пение в России», Преображенского А.В. «Очерки истории церковного пения в России», священника Металлова В.М. «Очерк истории православного церковного пения», Гардне



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.082 с.)