Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие церковно-певческой традиции

Поиск

 

В последние годы в мире искусства достаточно популярной стала «духовная» тема. Пишется и исполняется духовная музыка, в том числе и богослужебная, создан духовный театр, ставятся духовные спектакли, говорят о духовной живописи, духовной поэзии.

Духовному преображению человека, воспитанию его души помогает православная богослужебная культура, имеющая синтетичную природу. Одним из аспектов богослужебной культуры является церковно-певческая традиция. В воспитании человека как духовно-творческой личности, она имеет важное значение. Православная церковно-певческая традиция наполнена духовными образами и побуждает к разумной деятельной жизни, к высоким нравственным идеалам. Именно православная церковно-певческая традиция является той «духовной музыкой», которая способна привести человека к правильному познанию Бога, окружающего мира, побудить к формированию собственной личности как личности духовной (что есть образ Божий) и творческой (что есть подобие Божие). В данной работе мы рассматриваем только русскую православно-национальную ветвь общемировой церковно-певческой традиции.

Однако не существует точного определение термина "церковно-певческая традиция", поэтому проблема терминологии в настоящее время стоит очень остро, и чтобы разобраться в этом, необходимо понять, что такое «традиция» в исконном значении.

ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio - передача) - «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни» [19].

Одной из главных составляющих понятия «церковно-певческая традиция» является богослужебное пение, называемое с древних времен «ангелоподобным» и «ангельским». Богослужебное пение литургично, потому что его создатели рассматривали свою деятельность как форму служения. Служение распетым словом - прежде всего долг, «…необходимая обязанность…», по словам апостола, [3, 1 Кор. 4:1]. Важнейшим признаком правильного богослужебного пения является благодатность. Апостол Павел утверждает: «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить, что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» [3, 2 Кор. 3:5-6]. Развивая мысль апостола, можно утверждать, что творчество в рамках церковного искусства представляет собой со-творчество с Богом-Словом, а не личное самовыражение.

Православное богослужебное пение поучительно или назидательно, оно имеет целью духовное преображение человека: «да будет совершен Божий человек», - призывает апостол [3, 2 Тим. 3:17]. Православное богослужебное пение соборно. Это значит, что любое произведение христианского искусства создается не столько конкретным автором, но соборным разумом Церкви. Поэтому автор того или иного произведения, выступает не в качестве вольного художника, а в качестве представителя Церкви и выразителя ее разума. Это свойство древнего христианского искусства и стало причиной его анонимности и каноничности.

В художественных образцах христианского искусства православной традиции раскрываются сакральные образы, воплощаются основные христианские ценности, которые являются основополагающими во всяком церковном служении. Для того, чтобы сакральное искусство не подвергалось сиюминутным настроениям, модным или разрушительным идеям, основным функциональным принципом его создания и развития всегда был канон. Принцип канона в православном богослужебном пении выражался в типе восприятия и осмысления Священного писания или типе библейского толкования. Канон (с греческого - правило) - внутренний смысл, внутренний ориентир творчества, был определен в Священном писании и учении святых отцов Церкви.

Традиции канона богослужебного пения в Русской Православной Церкви поддерживались вплоть до середины 60-х гг. XVII в., пока московский диакон Иоанникий Коренев не написал свой трактат «О пении божественном...». В нем он сформулировал концепцию о единстве всякого пения и музыки. Новая концепция стала популярна и, с течением времени, превратилась в единственно возможную: уже в XVIII в. привычным стало словосочетание «церковная музыка», в XIX в. - «духовная музыка», а в конце ХХ в. - «православная музыка», хотя они противоположны традиционным понятиям «богослужебное пение» и «церковно-певческая традиция». Эта концепция стала доминирующей для советских ученых-медиевистов: Успенского Н.Д., Костюковец Л.Ф., Бражникова М.В., и многих других, которые рассматривали богослужебное пение как специфическую область музыкального искусства [5].

На основе толкования значения «традиция» и анализа главных составляющих её понятий, нами сформулировано следующее определение: «Церковно-певческая традиция - широкое понятие, включающее в себя разнообразие певческих школ, направлений, стилей, жанров исполняемых в разные исторические периоды, как на территории России, так и за рубежом». Говоря о церковно-певческих традициях необходимо четко понимать многоплановость и неоднозначность этого понятия. В нашем исследовании мы ограничимся только территорией России.

 

 

Названия

Русская церковно-певческая традиция

Направление Древне-русское Новые распевы Партесное

Петербургское

Монастырское Московское
      Польское Итальянское Немецкое    
Вид пения Знаменный распев Путевой распев Демественное пение Киевский распев Греческий распев Болгарский распев Божие службы Концертное пение

Концертное пение Гармонизация распевов в западном стиле Придворный обиход пения

Лаврское пение Подобный монастырский обиход Гармонизация и обработка Знаменного и др. распевов Сочинения в стиле древних напевов Синодальный обиход
Представители Распевщики: Федор Крестьнин Савва и Василий Роговы Маркел Безбородый Иван Шайдур Принесены в Москву украинскими и греческими певцами в сер. XVII века. Коринев И.Т. Дилецкий Н.П Титов В.П. Калашников Н. Бавыкин Н. Редриков Ф. Бортнянский Д.С. Березовский М.С. Давыдов С.И.. Дегтярев С.А. Ведель А.Л. Турчанинов П.И. Львов А.Ф. Ломакин Г..Я. Львовский Г.Ф. Азеев Е.С. Виноградов А.А. Архангельский А.А Лавры: КПЛ, ТСЛ Монастыри: Валаам, Соловки и др. Пустыни: Оптна, Глннская, Зосимова и др. Смоленский С.В. Кастальский А.Д. Никольский А.В. Чесноков П.Г. Рахманинов С.В. Гречанинов А.Т.

 

 

В данной таблице видно, какие направления включает в себя церковно- певческая традиция. Какие виды пения в нее входят. Можно заметить, что здесь не отражены местные традиции, которые складываются на определенной территории: области, крае (Епархии), или даже в данном храме в кругу певчих. Это зависит от музыкального и духовного образования и «вкуса» настоятеля, регента и певчих. Время, от времени традиции могут меняться иногда постепенно путем «вживания», а иногда даже революционно, как это было при реформах Патриарха Никона и продолжилось при Петре I.

Поэтому традиция - это сложное, комплексное явление складывающаяся постепенно.

В нашем исследовании необходимо определить понятия жанра и стиля церковной музыки, так как они являются неотъемлемой частью церковно-певческой традиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.011 с.)