Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пути совершенствования законодательства об охране труда и практики его применения: федеральный, региональный и муниципальный уровни
Решение проблем совершенствования законодательства об охране труда и практики его применения является чрезвычайно актуальной и крупной государственной задачей. Правовое поле условий и охраны труда в последние годы претерпевает существенные изменения. Это связано с рядом крупных законодательных новаций, обусловленных проведением административной реформы, разделением полномочий в социальной сфере между органами власти всех уровней и уточнением Трудового кодекса Российской Федерации. В этих условиях правовое положение органов власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления в части регулирования социально-трудовых отношений на территории субъектов Российской Федерации, в том числе в сфере охраны труда (государственное управление охраной труда, государственная экспертиза условий труда и др.) претерпевает качественные изменения. С вступлением в силу Федерального закона от 30.06.2006 г. №90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» отменен Федеральный закон от 17.07.1999 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», что привело к новой структуре и приоритетам законодательной базы в сфере безопасности и гигиены труда. Законом Республики Мордовия от 21 февраля 2008 г. №13-З «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов и положений законодательных актов Республики Мордовия» в целях приведения законодательства Республики Мордовия в соответствие с федеральным законодательством признан утратившими силу Закон Республики Мордовия от 21 сентября 1998 года №38-З «Об охране труда в Республике Мордовия». Важнейшими проблемами повышения качества правоприменительной практики в сфере охраны труда, которые сегодня стоят перед органами исполнительной власти, являются: многочисленность нормативных правовых актов в сфере охраны труда, которых насчитывается около 3000, многие из которых требуют пересмотра и обновления; недостоверная статистическая база, когда число выявленных государственными инспекторами по труду случаев сокрытия травматизма на производстве; увеличивающаяся численность занятых на рабочих местах, условия труда которых не отвечают санитарно-гигиеническим нормам;
быстрое старение производственного оборудования, инженерной инфраструктуры, что повышает риск техногенных аварий; разрушение структуры органов исполнительной власти ответственных за организацию работы в сфере охраны труда, отказ от управленческих структур техники безопасности на уровне отраслей экономики, что серьезно ослабило организацию данной работы в стране и др. В этих условиях центр тяжести обеспечения безопасности труда переносится на уровень работодателей, которые формируют систему управления охраной труда в организациях. Вместе с тем организация работы работодателей и предпринимателей по правовому регулированию управления охраной труда обеспечивается на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Законодательство об охране труда устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работниками, работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда и направлено на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Важная роль в новой модели управления охраной труда принадлежит помимо федерального законодательства законодательству субъектов Российской Федерации, наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в том числе по вопросам охраны труда. В ст. 6 Трудового кодекса достаточно подробно изложены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны труда. Следует отметить, что в статье 6 Трудового кодекса не определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Эти полномочия определяются двумя факторами. Первый фактор состоит в том, что вопросы, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, могут быть предметом регулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Второй фактор - отсутствие решения вопросов, относящихся к трудовым и связанных с ними отношений, на федеральном уровне. Такие вопросы могут быть урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок их действия - до принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации. После его принятия закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводятся в соответствии с федеральным.
Отсутствие конкретных полномочий по регулированию трудовых отношений в сфере охраны труда не означает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации лишены права участия в государственном управлении охраной труда. В соответствии со ст. 210 Трудового кодекса «реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Правовая основа муниципального управления охраной труда базируется на законодательстве Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне правовое определение полномочий органов местного самоуправления и их деятельности находит отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 210). Осуществление функций управления на муниципальном уровне требует правового закрепления порядка создания служб охраны труда в структуре исполнительных органов местного самоуправления, наделения их полномочиями по реализации государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования. Для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами охраны труда, должен быть определен формат взаимодействия с органами местного самоуправления, а также установлены полномочия контроля за осуществлением переданных им государственных полномочий. Законодательная конкретизация полномочий и действий органов местного самоуправления происходит путем рекомендательных решений органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и принятия муниципальных нормативных правовых актов и помогает развитию системы муниципального управления охраной труда. Соответствующими постановлениями утверждаются программы улучшения условий и охраны труда, типовые положения о службе охраны труда органа местного самоуправления, сельских советов по охране труда, организации работы и т.п. Органы местного самоуправления также принимают соответствующие местные нормативные правовые акты, связанные с деятельностью координационных советов по охране труда при главах самоуправления, сельских советов по охране труда, разработкой и реализацией программ улучшения условий и охраны труда городских и сельских поселений, проведением месячников, смотров-конкурсов и т.д. Развитие муниципального управления охраной труда в субъектах Российской Федерации нуждается в помощи органов исполнительной власти, имеющих управленческие традиции и опыт в области охраны труда. Отлаженность взаимодействия государственного и муниципального управления непосредственно влияет на общее состояние охраны труда, обеспечение безопасности труда работодателями и предпринимателями.
В целом, совершенствование законодательства об охране труда в настоящее время в большей степени целесообразно проводить путем разработки и улучшения качественного содержания нормативных правовых актов об охране труда, необходимых для функционирования государственной системы управления охраной труда. Одним из направлений деятельности государства на улучшение ситуации в области охраны труда является расширение использования норм локального характера, основным назначением которых является конкретизация законодательных и нормативных правовых актов по охране труда с учетом особенностей и условий труда на производстве.
Заключение Таким образом, рассмотрев проблемные аспекты охраны труда можно сделать следующие выводы: Положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены базируются на многочисленных международно-правовых нормах, с учетом которых целесообразно дать следующее определение охраны труда:«Охрана труда - обеспечение безопасности и гигиены труда в целях охраны здоровья и сохранения жизни работников в процессе трудовой деятельности». Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда, - создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, для достижения которой, необходим механизм, посредством которого будет проводиться в жизнь весь комплекс мероприятий по созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников. Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено ст. 210 ТК РФ) в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику. Однако в условиях массового невыполнения государственных нормативных требований по охране труда в ближайшем будущем предстоит: повысить роль коллективно-договорного регулирования в управлении охраной труда в организациях; ввести обязательное финансово-экономическое обоснование мероприятий по улучшению условий труда, предусмотренных коллективными договорами; с учетом зарубежного опыта разработать действенный механизм расширения превентивных мер, особенно на участках с вредными и тяжелыми условиями труда;
ориентировать стороны социального диалога на формирование социально ответственного бизнеса, внедрение международных стандартов системы менеджмента. Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя, обязанности же работодателя имеют целью обеспечить реализацию права работников на труд, отвечающий требованиям их безопасности и гигиены (ст. 219 ТК РФ). Таким образом, права и обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда взаимозависимы: то, что является обязанностью работодателя, служит средством реализации права работников на безопасный труд. Если работодатель добросовестно выполняет свои обязанности, он тем самым обеспечивает реализацию права работников на труд в условиях, отвечающим требованиям охраны труда и - наоборот. Государственным органом, обеспечивающим государственный надзор и контроль за охраной труда, в системе Федеральной службы по труду и занятости, является её территориальные органы - государственные инспекции труда в субъектах РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения), образуя единую систему органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в частности в сфере охраны труда. По данным расследования несчастных случаев на производстве ключевое значение в происходящих несчастных случаях, приводящих к травмам, а иногда и к гибели людей имеет низкая исполнительская дисциплина как среди рабочих, так и руководителей разного уровня и специалистов, которые при организации производства и работ обязаны не только выполнять требования охраны труда, но и осуществлять контроль за их соблюдением исполнителями. Так нарушения законодательства об охране труда, в большинстве случаев допускаются по следующим причинам: незнания законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы по охране труда; мероприятия по обеспечению здоровых и безопасных условий труда финансируются по остаточному принципу; не повсеместно понята важность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; руководители, их заместители, главные специалисты предприятий и организаций не проходили обучение и проверку знаний требований охраны труда. Для устранения нарушений и иных недостатков состояния условий и охраны труда, прежде всего, необходимо изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин, которые позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Концепция обеспечения безопасных и здоровых условий труда на сегодняшний же день признает необходимость интенсификации разработки современных нормативных решений концепция охраны труда по следующим направлениям:
физиология производственной среды; психология производственной среды; управление профессиональной безопасностью и здоровьем. В действующей системе управления охраной труда государство возложило обязанности по обеспечению права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на работодателя, который действует, подчиняясь законам рыночной экономики, определяющей, что цель предпринимательской деятельности - получение прибыли. В данном случае работодатель должен понять, что даже небольшое внимание к проблемам охраны труда может принести организации и прямую экономическую выгоду. Прежде всего, он должен понять, что вследствие отсутствия должного внимания к вопросам охраны труда предприятия несут убытки по следующим, явно выраженным элементам: снижение производительности труда при работе в условиях, не соответствующих требованиям охраны труда, в период восстановления работника после болезни или травмы; дополнительные расходы на обучение работников, принятых или назначенных взамен пострадавших или получивших профзаболевания с переводом на другую работу; остановка технологического процесса в результате несчастного случая или по предписанию государственного инспектора труда в связи с выявленными нарушениями; штрафы, налагаемые на организацию или руководителя за нарушение требований трудового законодательства. Однако при этом не стоит рассчитывать, что руководители предприятий сами придут к убеждению о необходимости иметь специалиста по охране труда или заключать договор с организацией, оказывающей услуги по организации охраны труда на предприятии. Необходимы также меры от государства, вызывающие заинтересованность у руководителей предприятий в улучшении условий и охраны труда: механизма льготного кредитования закупки безопасной техники с помощью применения стимулирующих налогов; в ТК РФ следует четко указать, в каких случаях работодатель должен нести личную ответственность за охрану труда; требования соответствующих знаний, опыта от руководителей по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий для труда персонала; и другие. Правовое поле условий и охраны труда в последние годы претерпевает существенные изменения, что связано с проведением административной реформы, разделением полномочий в социальной сфере между органами власти всех уровней и уточнением Трудового кодекса Российской Федерации. Государственное управление в сфере охраны труда осуществляют в пределах своих полномочий федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В ст. 6 Трудового кодекса достаточно подробно изложены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны труда, но не определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Эти полномочия определяются двумя факторами. Первый фактор состоит в том, что вопросы, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, могут быть предметом регулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Второй фактор - принятие актов в случае отсутствия решения вопросов, относящихся к трудовым и связанных с ними отношений, на федеральном уровне. Но срок их действия - до принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации. Правовая основа муниципального управления охраной труда базируется на законодательстве Российской Федерации и ее субъектов. Органы местного самоуправления принимают соответствующие местные нормативные правовые акты, связанные с деятельностью координационных советов по охране труда при главах самоуправления, сельских советов по охране труда, разработкой и реализацией программ улучшения условий и охраны труда городских и сельских поселений, проведением месячников, смотров-конкурсов. В целом, совершенствование законодательства об охране труда в настоящее время в большей степени целесообразно проводить путем разработки и улучшения качественного содержания нормативных правовых актов об охране труда, необходимых для функционирования государственной системы управления охраной труда. Одним из направлений деятельности государства на улучшение ситуации в области охраны труда является расширение использования норм локального характера, основным назначением которых является конкретизация законодательных и нормативных правовых актов по охране труда с учетом особенностей и условий труда на производстве.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.021 с.) |