Пути совершенствования законодательства об охране труда и практики его применения: федеральный, региональный и муниципальный уровни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути совершенствования законодательства об охране труда и практики его применения: федеральный, региональный и муниципальный уровни



 

Решение проблем совершенствования законодательства об охране труда и практики его применения является чрезвычайно актуальной и крупной государственной задачей.

Правовое поле условий и охраны труда в последние годы претерпевает существенные изменения. Это связано с рядом крупных законодательных новаций, обусловленных проведением административной реформы, разделением полномочий в социальной сфере между органами власти всех уровней и уточнением Трудового кодекса Российской Федерации. В этих условиях правовое положение органов власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления в части регулирования социально-трудовых отношений на территории субъектов Российской Федерации, в том числе в сфере охраны труда (государственное управление охраной труда, государственная экспертиза условий труда и др.) претерпевает качественные изменения.

С вступлением в силу Федерального закона от 30.06.2006 г. №90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» отменен Федеральный закон от 17.07.1999 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», что привело к новой структуре и приоритетам законодательной базы в сфере безопасности и гигиены труда.

Законом Республики Мордовия от 21 февраля 2008 г. №13-З «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов и положений законодательных актов Республики Мордовия» в целях приведения законодательства Республики Мордовия в соответствие с федеральным законодательством признан утратившими силу Закон Республики Мордовия от 21 сентября 1998 года №38-З «Об охране труда в Республике Мордовия».

Важнейшими проблемами повышения качества правоприменительной практики в сфере охраны труда, которые сегодня стоят перед органами исполнительной власти, являются:

многочисленность нормативных правовых актов в сфере охраны труда, которых насчитывается около 3000, многие из которых требуют пересмотра и обновления;

недостоверная статистическая база, когда число выявленных государственными инспекторами по труду случаев сокрытия травматизма на производстве;

увеличивающаяся численность занятых на рабочих местах, условия труда которых не отвечают санитарно-гигиеническим нормам;

быстрое старение производственного оборудования, инженерной инфраструктуры, что повышает риск техногенных аварий;

разрушение структуры органов исполнительной власти ответственных за организацию работы в сфере охраны труда, отказ от управленческих структур техники безопасности на уровне отраслей экономики, что серьезно ослабило организацию данной работы в стране и др.

В этих условиях центр тяжести обеспечения безопасности труда переносится на уровень работодателей, которые формируют систему управления охраной труда в организациях. Вместе с тем организация работы работодателей и предпринимателей по правовому регулированию управления охраной труда обеспечивается на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

Законодательство об охране труда устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работниками, работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда и направлено на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Важная роль в новой модели управления охраной труда принадлежит помимо федерального законодательства законодательству субъектов Российской Федерации, наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в том числе по вопросам охраны труда.

В ст. 6 Трудового кодекса достаточно подробно изложены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны труда.

Следует отметить, что в статье 6 Трудового кодекса не определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Эти полномочия определяются двумя факторами. Первый фактор состоит в том, что вопросы, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, могут быть предметом регулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Второй фактор - отсутствие решения вопросов, относящихся к трудовым и связанных с ними отношений, на федеральном уровне. Такие вопросы могут быть урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок их действия - до принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации. После его принятия закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводятся в соответствии с федеральным.

Отсутствие конкретных полномочий по регулированию трудовых отношений в сфере охраны труда не означает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации лишены права участия в государственном управлении охраной труда. В соответствии со ст. 210 Трудового кодекса «реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Правовая основа муниципального управления охраной труда базируется на законодательстве Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне правовое определение полномочий органов местного самоуправления и их деятельности находит отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 210).

Осуществление функций управления на муниципальном уровне требует правового закрепления порядка создания служб охраны труда в структуре исполнительных органов местного самоуправления, наделения их полномочиями по реализации государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования. Для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами охраны труда, должен быть определен формат взаимодействия с органами местного самоуправления, а также установлены полномочия контроля за осуществлением переданных им государственных полномочий.

Законодательная конкретизация полномочий и действий органов местного самоуправления происходит путем рекомендательных решений органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и принятия муниципальных нормативных правовых актов и помогает развитию системы муниципального управления охраной труда. Соответствующими постановлениями утверждаются программы улучшения условий и охраны труда, типовые положения о службе охраны труда органа местного самоуправления, сельских советов по охране труда, организации работы и т.п.

Органы местного самоуправления также принимают соответствующие местные нормативные правовые акты, связанные с деятельностью координационных советов по охране труда при главах самоуправления, сельских советов по охране труда, разработкой и реализацией программ улучшения условий и охраны труда городских и сельских поселений, проведением месячников, смотров-конкурсов и т.д.

Развитие муниципального управления охраной труда в субъектах Российской Федерации нуждается в помощи органов исполнительной власти, имеющих управленческие традиции и опыт в области охраны труда. Отлаженность взаимодействия государственного и муниципального управления непосредственно влияет на общее состояние охраны труда, обеспечение безопасности труда работодателями и предпринимателями.

В целом, совершенствование законодательства об охране труда в настоящее время в большей степени целесообразно проводить путем разработки и улучшения качественного содержания нормативных правовых актов об охране труда, необходимых для функционирования государственной системы управления охраной труда.

Одним из направлений деятельности государства на улучшение ситуации в области охраны труда является расширение использования норм локального характера, основным назначением которых является конкретизация законодательных и нормативных правовых актов по охране труда с учетом особенностей и условий труда на производстве.

 


 

Заключение

Таким образом, рассмотрев проблемные аспекты охраны труда можно сделать следующие выводы:

Положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены базируются на многочисленных международно-правовых нормах, с учетом которых целесообразно дать следующее определение охраны труда:«Охрана труда - обеспечение безопасности и гигиены труда в целях охраны здоровья и сохранения жизни работников в процессе трудовой деятельности».

Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда, - создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, для достижения которой, необходим механизм, посредством которого будет проводиться в жизнь весь комплекс мероприятий по созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников. Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено ст. 210 ТК РФ) в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику.

Однако в условиях массового невыполнения государственных нормативных требований по охране труда в ближайшем будущем предстоит:

повысить роль коллективно-договорного регулирования в управлении охраной труда в организациях;

ввести обязательное финансово-экономическое обоснование мероприятий по улучшению условий труда, предусмотренных коллективными договорами;

с учетом зарубежного опыта разработать действенный механизм расширения превентивных мер, особенно на участках с вредными и тяжелыми условиями труда;

ориентировать стороны социального диалога на формирование социально ответственного бизнеса, внедрение международных стандартов системы менеджмента.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя, обязанности же работодателя имеют целью обеспечить реализацию права работников на труд, отвечающий требованиям их безопасности и гигиены (ст. 219 ТК РФ).

Таким образом, права и обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда взаимозависимы: то, что является обязанностью работодателя, служит средством реализации права работников на безопасный труд. Если работодатель добросовестно выполняет свои обязанности, он тем самым обеспечивает реализацию права работников на труд в условиях, отвечающим требованиям охраны труда и - наоборот.

Государственным органом, обеспечивающим государственный надзор и контроль за охраной труда, в системе Федеральной службы по труду и занятости, является её территориальные органы - государственные инспекции труда в субъектах РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения), образуя единую систему органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в частности в сфере охраны труда.

По данным расследования несчастных случаев на производстве ключевое значение в происходящих несчастных случаях, приводящих к травмам, а иногда и к гибели людей имеет низкая исполнительская дисциплина как среди рабочих, так и руководителей разного уровня и специалистов, которые при организации производства и работ обязаны не только выполнять требования охраны труда, но и осуществлять контроль за их соблюдением исполнителями.

Так нарушения законодательства об охране труда, в большинстве случаев допускаются по следующим причинам: незнания законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы по охране труда; мероприятия по обеспечению здоровых и безопасных условий труда финансируются по остаточному принципу; не повсеместно понята важность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; руководители, их заместители, главные специалисты предприятий и организаций не проходили обучение и проверку знаний требований охраны труда.

Для устранения нарушений и иных недостатков состояния условий и охраны труда, прежде всего, необходимо изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин, которые позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека.

Концепция обеспечения безопасных и здоровых условий труда на сегодняшний же день признает необходимость интенсификации разработки современных нормативных решений концепция охраны труда по следующим направлениям:

физиология производственной среды;

психология производственной среды;

управление профессиональной безопасностью и здоровьем.

В действующей системе управления охраной труда государство возложило обязанности по обеспечению права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на работодателя, который действует, подчиняясь законам рыночной экономики, определяющей, что цель предпринимательской деятельности - получение прибыли.

В данном случае работодатель должен понять, что даже небольшое внимание к проблемам охраны труда может принести организации и прямую экономическую выгоду. Прежде всего, он должен понять, что вследствие отсутствия должного внимания к вопросам охраны труда предприятия несут убытки по следующим, явно выраженным элементам:

снижение производительности труда при работе в условиях, не соответствующих требованиям охраны труда, в период восстановления работника

после болезни или травмы;

дополнительные расходы на обучение работников, принятых или назначенных взамен пострадавших или получивших профзаболевания с переводом на другую работу;

остановка технологического процесса в результате несчастного случая или по предписанию государственного инспектора труда в связи с выявленными нарушениями;

штрафы, налагаемые на организацию или руководителя за нарушение требований трудового законодательства.

Однако при этом не стоит рассчитывать, что руководители предприятий сами придут к убеждению о необходимости иметь специалиста по охране труда или заключать договор с организацией, оказывающей услуги по организации охраны труда на предприятии. Необходимы также меры от государства, вызывающие заинтересованность у руководителей предприятий в улучшении условий и охраны труда:

механизма льготного кредитования закупки безопасной техники с помощью применения стимулирующих налогов;

в ТК РФ следует четко указать, в каких случаях работодатель должен нести личную ответственность за охрану труда;

требования соответствующих знаний, опыта от руководителей по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий для труда персонала; и другие.

Правовое поле условий и охраны труда в последние годы претерпевает существенные изменения, что связано с проведением административной реформы, разделением полномочий в социальной сфере между органами власти всех уровней и уточнением Трудового кодекса Российской Федерации.

Государственное управление в сфере охраны труда осуществляют в пределах своих полномочий федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В ст. 6 Трудового кодекса достаточно подробно изложены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны труда, но не определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Эти полномочия определяются двумя факторами. Первый фактор состоит в том, что вопросы, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, могут быть предметом регулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Второй фактор - принятие актов в случае отсутствия решения вопросов, относящихся к трудовым и связанных с ними отношений, на федеральном уровне. Но срок их действия - до принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации.

Правовая основа муниципального управления охраной труда базируется на законодательстве Российской Федерации и ее субъектов. Органы местного самоуправления принимают соответствующие местные нормативные правовые акты, связанные с деятельностью координационных советов по охране труда при главах самоуправления, сельских советов по охране труда, разработкой и реализацией программ улучшения условий и охраны труда городских и сельских поселений, проведением месячников, смотров-конкурсов.

В целом, совершенствование законодательства об охране труда в настоящее время в большей степени целесообразно проводить путем разработки и улучшения качественного содержания нормативных правовых актов об охране труда, необходимых для функционирования государственной системы управления охраной труда.

Одним из направлений деятельности государства на улучшение ситуации в области охраны труда является расширение использования норм локального характера, основным назначением которых является конкретизация законодательных и нормативных правовых актов по охране труда с учетом особенностей и условий труда на производстве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.021 с.)