Деятельность государственной инспекции труда в рм по проведению проверок в сфере охраны труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность государственной инспекции труда в рм по проведению проверок в сфере охраны труда



Вопросы государственного надзора и контроля за соблюдением всеми работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются Трудовым кодексом РФ (глава 57). Функции государственного контроля и надзора возложены на Государственную инспекцию труда.

Статья 353 ТК РФ устанавливает, что наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Внутриведомственный государственный контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

Полномочия государственного надзора за исполнением трудового законодательства также осуществляет прокуратура.

В соответствии со ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право создавать технические инспекции труда, которые осуществляют надзор за соблюдением требований по охране труда.

Одним из основных государственных органов, обеспечивающих защиту прав граждан в сфере труда является Государственная инспекция труда.

Государственная инспекция труда в Республике Мордовия является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости по государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственная инспекция труда в РМ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по труду и занятости и Положением о государственной инспекции труда в РМ.

Серьезным препятствием на пути правозащитной деятельности государственных органов является отсутствие многих процедурных норм, нехватка которых инспекторами труда восполняется приспособлением и применением Федерального закона от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» напрямую не относящегося к сфере труда и поэтому содержащего различного рода неясности, которые вообще препятствуют его применению при проведении проверок в порядке государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

С 1 июля 2009 года вступает в силу ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением частей 6 и 7 статьи 9 настоящего Федерального закона. Части 6 и 7 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 года, при этом утрачивает силу Федеральный закон от 8 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона №134-ФЗ органами государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю (плановые проверки). При этом важно отметить, что в отношении одного юридического лица плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года (для субъекта малого предпринимательства срок установлен через три года с момента его государственной регистрации). Плановые проверки могут носить комплексный, тематический и целевой характер. Например, при проведении тематических проверок, связанных с соблюдением работодателями законодательства о труде женщин и лиц, обремененных семейными обязанностями, несовершеннолетних работников.

Внеплановой целевой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований. Федеральным законом №134-ФЗ установлен перечень случаев, когда могут проводиться внеплановые проверки.

В соответствии с п. 5 ст. 7 к ним относятся:

получение информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и

имуществу граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

возникновение угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения

окружающей среды, повреждения имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

По данным Государственной инспекции труда в РМ за 2008 год было проведено 607 комплексных (по основным вопросам трудового законодательства), 273 тематических (по отдельным вопросам трудового законодательства), а также 215 целевых проверок (связанных с расследованием несчастных случаев, рассмотрением жалоб и других обращений граждан, контролем ранее выданных предписаний и др.).

Из общего количества проверок по РМ проведено в организациях:

Сельское и лесное хозяйство - 192; обрабатывающие производства - 124; строительство - 180; транспорт и связь - 38; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 15; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования - 168; гостиницы и рестораны - 3; финансовая деятельность и страхование - 6; образование - 55; здравоохранение и предоставление услуг социального характера - 53; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг организациям - 1; предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг - 81; государственное управление и обеспечение безопасности - 17; другие виды экономической деятельности - 162.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона №134-ФЗ проверка может быть проведена только на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора).

Соответственно в приказе государственной инспекции труда должны содержаться следующие сведения:

номер и дата приказа (распоряжения) о проведении проверки;

наименование государственной инспекции труда;

фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение проверки;

наименование организации, в которой проводится проверка;

цели, задачи и предмет проводимой проверки;

правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания проверки.

Например, распоряжение от 20 августа 2008 г. №1742 Государственной инспекции труда в РМ Главному инспектору труда (по охране труда) в РМ в период с «21» августа 2008г. по «22» августа 2008г. провести внеплановую проверку соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в ЗАО ПКФ «М.» в целях проверки соблюдения законодательства об охране труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 г. №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №324.

Федеральным законом №134-ФЗ установлены права проверяемых организаций при проведении проверки. В частности, должностные лица и (или) представители организации при проведении проверки, осуществляемой государственными инспекторами труда, имеют право:

непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать

объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать информацию, предоставление которой предусмотрено данным законом и иными нормативными правовыми актами;

знакомиться с результатами проверки и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или не согласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц государственной инспекции труда;

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц государственной инспекции труда в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона №134-ФЗ определено, что по результатам проверки должностным лицом, осуществляющим проверку, составляется акт. При этом акт составляется в любом случае, независимо от того, выявлены нарушения или нет. Акт составляется в 2 экземплярах: один для должностного лица, проводившего проверку, другой для юридического лица под расписку. В акте указываются:

дата, время и место его составления;

наименование органа, проводившего проверку;

дата и номер приказа о проведении проверки;

фамилия, имя, отчество и должность проверяющего;

наименование организации, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица, присутствующего при проведении проверки;

перечень документов, истребованных в ходе проверки;

сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях и их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с содержанием акта представителя проверяемой организации;

подпись должностного лица, осуществившего проверку.

Так по результатам проверки на основании вышеизложенного распоряжения вынесен акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от «22» августа 2008 г. Проверка проведена с «21» августа по «22» августа 2008г. В результате проверки УСТАНОВЛЕНО:

1 Руководитель и специалисты не прошли обучение и проверку знаний по охране труда согласно п. 5.2 ГОСТ 12.0.004-90;

2 На предприятии отсутствует специалист по охране труда согласно ст. 217 ТК РФ:

3 Не проведена аттестация электросварщика на 2-3 группы допуска по электробезопасности согласно ПОТ РМ 016-2001;

4 Назначить лицо ответственное за проведение вводного инструктажа согласно п.7.1.2 ГОСТ12.0.004-90;

5 Технологические и инструкции по охране труда с истекшим сроком действия заменить. Постановление Минтруда РФ от 17.12.02 №80;

6 Работникам с вредными условиями труда выдавать молоко, или денежную компенсацию согласно ст. 222 ТК РФ и Федерального закона №224 от 01.10.07;

В случае выявления в ходе проверки нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда составляют предписание. В этом документе должен быть указан срок, в течение которого проверяемой организации необходимо исправить допущенные нарушения законодательства, и срок, в течение которого следует проинформировать об этом государственного инспектора труда. Один экземпляр предписания с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) вручается работодателю или его представителю под расписку. Предписание может быть также направлено в организацию по почте с уведомлением о вручении.

В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (ст. 76 ТК РФ).

Так ПРЕДПИСАНИЕ №48/11 Государственной инспекции труда в РМ от 5 декабря 2008 г. Генеральному директору - гражданину С. о принятии следующих мер по устранению нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

 

Перечень требований об устранении правонарушений, отмеченных в протоколе (акте) от 3.07 08г. Срок выполнения
1 Руководителю и специалистам пройти обучение и проверку знаний по охране труда согласно п.5.2 ГОСТ 12.0.004-90 15.09.08.
2 Заключить договор на обслуживание предприятия по охране труда согласно ст.217ТКРФ 15.09.08.
3 Провести аттестацию электросварщика на 2-3 группы допуска по электробезопасности согласно ПОТ РМ 016-2001 15.09.08.
4 Назначить лицо ответственное за проведение вводного инструктажа согласно П.7.1.2ГОСТ12.0.004-90 01.09.08.
5 Технологические инструкции и инструкции по охране труда с истекшим сроком действия заменить. Постановление Минтруда РФ от17.12.02 №80 01.10.08.
6 Работникам с вредными условиями труда выдавать молоко, или денежную компенсацию согласно ст.222 ТК РФ и Федерального закона №224 от 01.10.07 Постоянно.

 

Административные полномочия Федеральной инспекции труда уточнены в новой редакции ст. 356 ТК РФ. Согласно ей должностные лица инспекции обладают правом составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности, рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий. При наличии признаков уголовного преступления направлять в органы прокуратуры документы для возбуждения дел (в соответствии с уголовным кодексом РФ).

Таким образом, виновные могут быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной.

Протокол об административном правонарушении составляется в случае начала административного производства по факту выявленных нарушений законодательства о труде. Протокол об административном правонарушении рассматривается должностным лицом государственной инспекции в присутствии правонарушителя, который о дате и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом уведомлен.

При привлечении должностного лица к административной ответственности за нарушение законодательства о труде выносится соответствующее постановление о назначении административного наказания. Согласно ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В случае если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления.

В частности 26 августа 2008 г. составлен протокол об административном правонарушении №19/11 по отношению к ЗАО ПКФ «М.» Главным государственным инспектором труда в РМ. В результате поверки было установлено: нарушение п.1.2 и п.3.2 ГОСТ 12.3, нарушение п.9.2.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

августа составлен протокол о временном запрете деятельности, в котором в целях предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью работающих осуществлены меры по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности с 27 августа 2008 г. до рассмотрения дела судом.

Судья Ленинского районного суда г. Саранска, рассмотрев дело об административном правонарушении, возбужденное по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ в отношении ЗАО ПКФ «М.», установил:

г. в отношении ЗАО ПКФ «М.», Главным государственным инспектором труда в Республике Мордовия был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Согласно протоколу, в результате проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 21.08.2008 г. по 22.08.2008 г. в ЗАО ПКФ «М.» установлено нарушение п.1.2 п.п.3.2 ГОСТ 12.3.028-82. Нарушение п.9.2.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

В судебном заседании директор ЗАО ПКФ «М.» гражданин С. вину в совершении административного правонарушении признал и пояснил, что в настоящее время все нарушения устранены полностью.

Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании Главный государственный инспектор труда в Республике Мордовия.

Вина ЗАО ПКФ «М.» в совершении административного правонарушения подтверждается актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства от 22.08.2008г., протоколом №2/11 от 26.08.2008г. о временном запрете деятельности двух единиц заточных станков, пяти кран-балок, четырех эл. тельферов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.1 - 29.11 КоАП РФ, судья постановил:

ЗАО ПКФ «М.» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьей 5.27 КоАП РФ и подвергнуть административному взысканию в виде административного приостановления эксплуатации двух единиц заточных станков, пяти кран-балок, четырех эл.тельферов, находящихся в ЗАО ПКФ «М.».

Статья 392 ТК РФ предусматривает срок для обращений работников в суд за защитой своих трудовых прав. На практике работники порой его пропускают, что, впрочем, не мешает защитить им свои права путем обращения в трудовую инспекцию. Ведь в ТК РФ нет ни слова о сроке обращения работника в этот орган.

В качестве примера приведем одно из недавних судебных дел. Верховный суд Республики Мордовия отменил предписание и акт трудовой инспекции, которые были вынесены за пределами трехмесячного срока, установленного ст. 392 ТК РФ. В своем решении суд указал, что на обращение в государственную инспекцию труда распространяется норма ст. 392 ТК РФ о сроках обращения в суд, поскольку права инспектора труда являются производными от прав работника.

Следует сказать, что говорить о том, что права трудового инспектора производны от трудовых прав работника, в данном случае неправильно, так как трудовая инспекция является исключительно надзорным органом.

В то же время ТК РФ не устанавливают каких-либо предельных сроков для обращения граждан с жалобами на неправомерные действия работодателя, не устанавливают они и предельных сроков для вынесения государственными инспекторами труда соответствующих предписаний.

Так имеющаяся неопределенность с вопросом о максимальном сроке с момента нарушения трудовых прав работников, когда работники вправе обратиться к государственному инспектору труда и тот имеет возможность вынести предписание об устранении нарушений, с неизбежностью влечет за собой различные подходы в судебной практике к решению данного вопроса. Данный пробел может быть разрешен только законодателем, но не судом.

Таким образом, государственным органом, обеспечивающим государственный надзор и контроль за охраной труда, в системе Федеральной службы по труду и занятости, является её территориальные органы - государственные инспекции труда в субъектах РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения), образуя единую систему органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в частности в сфере охраны труда.

С тем, чтобы "разгрузить" другие надзорно-контрольные органы на отдельных направлениях работы координирующую деятельность государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде отводится инспекции труда, которой отводится функция организующего и направляющего звена; структуры, анализирующей и генерирующей практический опыт и теоретические знания в области государственного надзора и контроля и осуществляющей методическое сопровождение мероприятий, проводимых соответствующими органами, ведающей сбором и обобщением статистических данных.

Такое предложение обосновывается необходимостью сосредоточить в одной структуре теоретические знания и практический опыт в области защиты трудовых прав работников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.028 с.)