Проведение расследований несчастных случаев На производстве государственной инспекцией труда в рм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведение расследований несчастных случаев На производстве государственной инспекцией труда в рм



Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве регламентируется статьями 227 - 231 Главы 36 «Обеспечение прав работников на охрану труда» ТК РФ. Расследование несчастных случаев, наряду с рассмотрением жалоб и других обращений граждан, контролем ранее выданных предписаний является целевой проверкой.

Министерство труда и социального развития РФ в соответствии со ст. 229 ТК РФ и постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. №653 принял постановление от 24 октября 2002 г. №73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Указанным постановлением утверждены: формы документов (формы 1-9), необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве; Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя). Также Федеральным законом от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ законодателем было дополнено положение, согласно которому расследованию и учету подлежат и несчастные случаи, которые произошли с работниками при выполнении ими иных правомерных действий.

В соответствии с данными о происшедших групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев и пострадавших со смертельным исходом в РМ за 2008 год количество несчастных случаев: групповых - 0, тяжелых - 67, со смертельным исходом - 43, других - 10.

В основе почти всех нарушений норм и правил по охране труда лежит незнание требований охраны труда как должностными лицами, ответственными за их соблюдение, так и исполнителями работ: исполнитель не обучен безопасному выполнению работ, а руководитель не контролирует безопасное выполнение работ, тем самым они оба не обеспечивают безопасных условий труда.

Неисполнение должностных обязанностей в полном объеме руководителями производства приводит к несчастным случаям на производстве по техническим причинам.Причина технического или технологического характера, в отличие от причин, связанных с человеческим фактором, всегда очевидна. Это, например, отказ противоаварийной автоматики или сигнализации, разрыв абразивного круга, обрыв каната на грузоподъемном кране или разрыв стропа, зашунтирование разъединителя, отсутствие ограждения и т. д. Поэтому руководители должны четко знать природу рисков и своевременно принимать меры по их устранению или доведению до приемлемого уровня.

Причин несчастных случаев, связанных с человеческим фактором, множество, и не всегда можно их предугадать.Поэтому на каждом предприятии должна действовать система организационного характера, предусматривающая планомерное и неформальное, доходчивое разъяснение работнику его обязанностей по соблюдению требований охраны труда, не упуская мелочей, с наглядным объяснением того, чем может закончиться их несоблюдение. Кроме того, должен быть постоянный контроль за соблюдением требований охраны труда на каждом рабочем месте, в т. ч. проведение внезапных проверок действий работников в рамках их должностных и профессиональных обязанностей.

В настоящее время возмещение медицинских расходов работникам, получившим травму на производстве или имеющим профессиональное заболевание, производится по новому документу, который называется Порядком об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 г. С 1 января 2000 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 №125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” на работодателя возлагается обязанность страховать свою ответственность за вред, причиненный здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме.

Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) . Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

При расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.

По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;

фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;

предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Материалы расследования несчастного случая включают:

приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости - фото- и видеоматериалы;

документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;

протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;

экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;

медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

другие документы по усмотрению комиссии.

Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.

На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Например, заявление Руководителю государственной инспекции труда в РМ от гражданина Г. о том, чтобы направить инспектора для расследования несчастного случая произошедшего с ним на предприятии «Р.» 3 декабря 2007 года, т.к. с актом по форме Н-1 он не согласен в связи с тем, что акт составлен с нарушениями положения о расследовании несчастного случая на производстве.

По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.

При групповом несчастном случае на производстве акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно.

При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве.

В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.

После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью.

Так, 20 ноября 2008 г. составлен акт о несчастном случае на производстве с пострадавшимС., работником ФГУП Саранский механический завод Пролетарский, в котором обстоятельства несчастного случая:

В 13 часов 20 минут С. приступил к выполнению задания по токарной обработке алюминиевой заготовки диаметром 177 мм и длиной 440-442 мм на токарно - винторезном станке модели 16К20. При токарной обработке торцевой поверхности очередной заготовки произошел срыв заготовки из кулачков патрона в момент отвода центра установленного в задней бабке и обработке на затухающих оборотах и тяжело травмировал С.В момент несчастного случая пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения согласно заключения выданного ГУЗ Республиканского наркологического диспансера от 19 декабря 2008г. концентрация обнаруженного вещества - составила 1,22%).

Причины несчастного случая:

1. Обработка торцевой поверхности на затухающих оборотах шпинделя без центра установленного в задней бабке. Нарушение п.6.10.1.16 ПОТ РМ 006-97 (Детали выступающие из кулачкового патрона более 2-х диаметров должны дополнительно подпираться центром, установленном в задней бабке).

2. Не разработана технологическая документация на токарную обработку алюминиевой заготовки. Нарушение п. 1.5 ПОТ РМ 006-97 (Должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по охране труда, технологические и эксплутационные документы)

3. Допуск к работе работника не имеющего соответствующей квалификации. Нарушение п.9.1 ПОТ РМ 006-97 (К эксплуатации оборудования и выполнению технологических процессов холодной обработки металлов допускаются лица соответствующей квалификации, прошедшие обучение и инструктаж на рабочем месте).

4. Нахождение в алкогольном состоянии. Нарушение правил внутреннего распорядка раздел 3 п.3.2 (Работник должен соблюдать трудовую дисциплину).

Мероприятия по устранению причин несчастного случая, сроки:

1. Провести внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте со всеми работниками предприятия, до 22.01.2009г.

2. Не допускать на рабочие места рабочих в состоянии алкогольного опьянения. Постоянно.

3. Не допускать к работе на токарном станке лиц, не имеющих соответствующей квалификации. Постоянно.

4. Разработать и утвердить технологическую документацию на токарную обработку алюминиевой заготовки, до 26.01.2009г.

5. Изготовить защитный кожух на токарный станок модели 16К20 используемый при обработке торцевой поверхности алюминиевой заготовки, до 02.02.2009г.

Работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем (его представителем), осуществляющим по решению комиссии учет данного несчастного случая на производстве. При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования работодатель (его представитель) направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

По результатам расследования несчастного случая, квалифицированного как несчастный случай, не связанный с производством, в том числе группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, комиссия (в предусмотренных Трудовым Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводивший расследование несчастного случая) составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, которые подписываются всеми лицами, проводившими расследование.

Результаты расследования несчастного случая на производстве рассматриваются работодателем (его представителем) с участием выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия мер, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве.

Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме.

В частности по делу с пострадавшимС. был составлен акт о расследовании тяжелого несчастного случая, где на основании проведенного расследования комиссия приходит к выводу, что данный несчастный случай подпадает под действие пунктов 2,3 Положения об особенностях расследования несчастного случая на производстве в отдельных отраслях и организациях» и ст. 227, 228, 229 ТК РФ и квалифицируется как несчастный случай связанный с производством и подлежит учету и регистрации вФГУП Саранский механический завод Пролетарский.

Один экземпляр акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом вместе с копиями материалов расследования, включая копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего, председателем комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая) в трехдневный срок после представления работодателю направляется в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем, у которого произошел данный несчастный случай. Копии указанного акта вместе с копиями материалов расследования направляются: в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, - по несчастным случаям на производстве, происшедшим в организациях или на объектах, подконтрольных этому органу, а при страховом случае - также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), закончившихся смертью, вместе с копиями актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего направляются председателем комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая на производстве) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и соответствующее территориальное объединение организаций профессиональных союзов для анализа состояния и причин производственного травматизма в Российской Федерации и разработки предложений по его профилактике.

По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд. В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда.

В целом ключевое значение в происходящих несчастных случаях на производстве, приводящих к травмам, а иногда и к гибели людей имеет низкая исполнительская дисциплина как среди рабочих, так и руководителей разного уровня и специалистов, которые при организации производства и работ обязаны не только выполнять требования охраны труда, но и осуществлять контроль за их соблюдением исполнителями.

Поэтому для решения данной проблемы на каждом предприятии должна действовать система организационного характера, предусматривающая планомерное и неформальное, доходчивое разъяснение работнику его обязанностей по соблюдению требований охраны труда, не упуская мелочей, с наглядным объяснением того, чем может закончиться их несоблюдение. Кроме того, должен быть постоянный контроль за соблюдением требований охраны труда на каждом рабочем месте, в т. ч. проведение внезапных проверок действий работников в рамках их должностных и профессиональных обязанностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.025 с.)