Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание



1. «Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью, вступают в определенные общественные и политические отношения. Эмпирическое наблюдение должно в каждом отдельном случае – на опыте и без всякой мистификации и спекуляции – выявить связь общественной и политической структуры с производством. Общественная структура и государство постоянно возникают из жизненного процесса определенных индивидов – не таких, какими они могут казаться в собственном или чужом представлении, а таких, каковы они в действительности, т.е. как они действуют, материально производят и, следовательно, как они действенно проявляют себя при наличии определенных материальных, не зависящих от их произвола границ, предпосылок и условий».

2. «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением их материальных действий. То же самое относится к духовному производству, как оно проявляется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики и т.д. того или другого народа. Люди являются производителями своих представлений, идей и т.д., но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и соответствующим этому развитию общением, вплоть до его отдаленнейших форм[18]. Сознание [das Bewutsein] никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием [das bewute Sein], а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни, как обратное изображение предметов на сетчатке глаза проистекает из непосредственно физического процесса их жизни».

3. Если идеология людей стоит на голове – это проистекает из исторического процесса их жизни.

4. В отличие от немецкой философии, исходившей из понятия вещей и самомнения вещей о себе, мы наоборот исходим из действительных вещей и из них выводим их понятие и их самомнение.

5. «…Мы исходим… не из существующих только на словах, мыслимых, воображаемых, представленных людей, чтобы от них прийти к подлинным людям».

6. «Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками».

7. С этой тз идеология утрачивает свою самостоятельность. У нее нет своей собственной отдельной истории.

8. «Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание».

9. Эта тз исходит из действительных предпосылок: люди, взятые не в своей изолированности, а в своем эмпирически наблюдаемом процессе развития.

10. → История перестает выглядеть как набор мертвых фактов (эмпиризм) или как деятельность воображаемых субъектов (идеализм).

11. Нужно заменить спекулятивное мышление исследованием действительной жизни.

12. Такое «Изображение действительности лишает самостоятельную философию ее жизненной среды».

13. «В лучшем случае ее может заменить сведение воедино наиболее общих результатов, абстрагируемых из рассмотрения исторического развития людей. Абстракции эти сами по себе, в отрыве от действительной истории, не имеют ровно никакой ценности. Они могут пригодиться лишь для того, чтобы облегчить упорядочение исторического материала, наметить последовательность отдельных его слоев. Но, в отличие от философии, эти абстракции отнюдь не дают рецепта или схемы, под которые можно подогнать исторические эпохи. Наоборот, трудности только тогда и начинаются, когда приступают к рассмотрению и упорядочению материала – относится ли он к какой-нибудь минувшей эпохе или к современности, – когда принимаются за его действительное изображение. Устранение этих трудностей обусловлено предпосылками, которые отнюдь не могут быть даны здесь, а создаются лишь в ходе изучения действительного жизненного процесса и деятельности индивидов каждой отдельной эпохи».

14. Далее будут выделены некоторые из этих абстракций, которыми МЭ пользуются в противоположность идеологии и будут объяснены на исторических примерах.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.015 с.)