К. Маркс, Ф. Энегльс «Немецкая идеология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К. Маркс, Ф. Энегльс «Немецкая идеология»



К. Маркс, Ф. Энегльс «Немецкая идеология»

Предисловие

1. С тз младогегельянцев люди живут плохо ← создали себе иллюзии (что такое бог, что такое человек и проч.) и подчинились им.

2. Освобождение людей с их тз = заменить иллюзии на правильные мысли.

3. М: Цель книги – развенчать борьбу с идеологией идеологическими средствами.

4. «Люди тонут в воде только потому, что они одержимы мыслью о тяжести».

 

 

Фейербах. Противоположность материалистических и идеалистических воззрений

1. С тз немецких идеологов в Германии с 1842 по 1845 – произошла революция крупнее и масштабнее ФБР – революция в области чистой мысли.

2. После разложения гегельянства, младогегельянцы, присвоившие себе тот или иной фрагмент Гегеля и начали конкурировать за умы.

3. Для того, чтобы увидеть ограниченность, мелочность и провинциальность этой борьбы му младогегельянцами нужно: 1) Посмотреть на контраст му их словами и действиями. 2) Взглянуть на ситуацию с внегерманской позиции.

 

 

Идеология вообще, немецкая в особенности

1. Немецкая критика основывается на некритически принятых проблемах, поставленных и решенных в мистической форме Гегелем.

2. Вместо того, чтобы снять гегелевскую систему целиком, МГ обратили ее фрагменты друг против друга.

3. Философская критика выступала как критика религии. И если она сначала они критиковали действительную религию и теологию, то позже они объявили религией любые господствующие положения (правовые, политические и проч.).

4. Старогегельянцы считали, что ими все понято, если оно подводится под определенную категорию.

5. МГ критиковали все, подставляя всюду религиозные положения.

6. И СГ и МГ считают, что господствует религия, догматы, понятия, всеобщее. Но СГ прославляли это положение дел, а МГ восстают против этого.

7. Т.к. у МГ мысль это то, что связывает людей по рукам и ногам → Бороться надо с этим иллюзиями.

8. МГ считают, что поступки и отношения людей – следствие продуктов их сознания → Требуют от людей заменить их сознание «верным» сознанием = Истолковать существующее по-иному = признать его, дав ему иное истолкование [ср. ТОФ №11].

9. Молодое поколение МГ само заявляет, что оно борется только против фраз. Но оно противопоставляет одним фразам другие – тоже фразы.

10. Но ни одному из них не пришло в голову исследовать связь немецкой философии и немецкой действительности.

 

 

Предпосылки материалистического понимания истории

1. Предпосылки мат понимания истории – действительные предпосылки. Отвлечься от них можно разве что только в воображении.

2. 1) Действительные индивиды. 2) Их деятельность. 3) Материальные условия их жизни (которые они находят уже готовыми + которые созданы их собственной деятельностью).

3. Наличие этих предпосылок можно обнаружить эмпирическим путем.

4. Первая посылка – действительные индивиды – их телесная организация → отношение к остальной природе.

5. Люди отличаются от животных многими качествами. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства ← обусловлено их телесной организацией.

6. Пр необходимых жизненных средств = производство своей мат жизни.

7. Способ Пр жизненных средств ← Свойства самих жизненных средств, необходимых им в готовом виде и подлежащие изменению.

8. Это не только воспроизведение их физического существования, но и способ деятельности их = определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов – таковы они и сами.

9. То, что они из себя представляют = что и как они производят → Это зависит от мат условий их производства.

10. Это Пр начинается впервые с ростом населения. Оно предполагает общение индивидов му собой. Форма общения ← Пр.

 

 

Самое широкое РТ. КрПром.

1. Постепенное развитие МФ → Создание спроса на Пром, свобода рынка и развитие теоретической механики = предпосылки возникновения КрПром и самого широкого РТ.

2. Конкуренция на мировом рынке привела к новым таможенным мероприятиям.

3. Однако КрПром сделала конкуренцию универсальной: протекционизм – лишь следствие свободной Торг.

4. К превратился в пром К, который подчинился Торг, ускоряя обращение и централизацию К.

5. КрПром превратила историю во всемирную историю, поставив каждого инда в зависимость от всего мира, уничтожив обособленность отдельных стран.

6. КрПром уничтожила идеологию, религию, мораль и т.д. Заменила все естественные отношения – денежными.

7. Автоматическая система, порожденная КрПром, оказалась в оковах ЧастСоб, как в свое время МФ была скована цехами.

8. При господстве ЧастСоб эти ПрСилы приобретают односторонний характер, превращаясь в средства разрушения д/большинства населения.

9. КрПром создала одинаковые отношения му классами.

10. И если у Бурж каждой нации еще сохраняет свои национальные интересы, то КрПром создала класс, у которого национальная обособленность уничтожена общими интересами.

11. «КрПром делает д/рабочего невыносимым не только его отношение к капиталисту, но и самый труд».

12. Разумеется, КрПром развивается неравномерно и слои населения незадействованные в КрПр и даже страны с неразвитой КрПром находятся в более тяжелом положении.

13. Различные формы Пр = формы организации труда = формы Соб.

 

 

Конкуренция индов и формирование классов. Развитие противоположности му индами и условиями их жизнедеятельности. Мнимая коллективность индов в условиях бурж общества и действительное объединение индов при коммунизме. Подчинение условий жизнедеятельности общества власти объединившихся индов

1. Конкуренция изолирует индов. И бурж и, в еще большей мере, пролов → Требуется немало времени на их объединение ← Нужны условия: крупные пром города и быстрые дешевые средства сообщения.

2. Жилищное строительство. У дикарей каждая семья имеет свою собственную хижину или пещеру. Чем больше развивается Пр (→ общение), тем больше обобществляется и жилище.

3. Большим шагом вперед было создание городов.

4. Но уничтожение обособленного домашнего хозяйства (◄ЧастСоб) было невозможно без мат условий: ПрСил (водопровода, газового освещения, парового отопления и проч.), снятие ГиД.

5. Без этих условий само общее хозяйство будет лишь благим намерением, теорией.

6. «Само собой разумеется, снятие обособленного хозяйства неотделимо от снятия [Aufhebung] семьи».

 

 

7. В СрВ горожане вынуждены были противостоять, объединяясь, сельскому дворянству.

8. С расширением общения они узнавали, что то же самое происходит и в других городах.

9. В результате постепенно возникает класс горожан.

10. «Условия жизни отдельных горожан, в силу их противоположности существующим отношениям и обусловленному ими способу труда, стали условиями, общими для них всех и независимыми от каждого в отдельности. Горожане создали эти условия, поскольку они оторвались от феодальных связей, и в свою очередь были созданы этими условиями, поскольку горожане были обусловлены своей противоположностью имевшемуся налицо феодализму».

11. Одни и те же условия и противоположность создали общие нравы.

12. Бурж развивается постепенно и вкк поглощает все имущие классы, по мере того, как Соб превращается в пром или торг К. Кт Бурж превращает все остальные неимущие (втч ставшие неимущими) классы – в пролетариат.

13. Отдельные инды образуют класс лишь постольку, поскольку им приходится вести общую борьбу против другого класса. В остальных отношениях они «враждебно противостоят дд».

14. Сдс, инды застают уже данные условия своей жизни → класс есть нечто независимое от них, что определяет их положение и дальнейшую судьбу.

15. «Это явление того же порядка, что и подчинение отдельных индивидов разделению труда, и оно может быть устранено лишь путём уничтожения частной собственности и самого труда».

16. Если к этому развитию индов подходить «философски», то легко, вообразить, что в этих индах либо развивается Род, Человек, либо что они развивают Род, Человека.

17. А классы, сословия можно представить как подвиды Рода.

18. Это подведение индов под определенные классы не мб уничтожено дтпп, не образовался такой класс, которому уже не приходится отстаивать против господствующего класса к/л особый классовый интерес.

 

19. Превращение человеческих отношений вследствие РТ в вещные силы не снимается тем, что люди выкинут представление о РТ, а только тем, что люди вновь подчинят себе эти вещные силы и уничтожат РТ.

 

20. Это невозможно сделать вне коллектива.

 

21. Средства, дающие инду возможность всестороннего развития (личную свободу), существуют только в коллективе.

 

22. В прежней мнимой коллективности (нпр, государство) личная свобода существовала только для представителей господствующего класса. И лишь в той мере, в какой они принадлежали этому классу.

 

23. Мнимая коллективность противостояла своим членам, как нечто самостоятельное.

 

24. А т.к. она была объединением одного класса против другого, то д/подчиненного класса, она была не только иллюзорной коллективностью, но и новыми оковами.

 

25. Исходной точкой д/индов всегда служили они сами. Но взятые в рамках исторических условий и отношений, а не как «чистый инд» (тз идеологов).

 

26. Но в ходе исторического развития – и превращения вследствие РТ отношений в нечто самостоятельное – появляется различие му личной жизнью инда и его же трудовой жизнью.

 

27. В докапиталистических обществах это еще скрыто: сословие неотделимо от личности их носителя.

 

28. Случайный характер, который д/инда имеют условия его жизни появляются и развиваются вместе с капитализмом.

 

29. Поэтому при господстве буржуазии инды представляются более свободными, чем прежде, т.к. условия их жизни более случайны.

 

30. В действительности же они менее свободны, т.к. больше подчинены вещной силе.

 

31. У пролов – их собственное условие жизни – труд – стал д/него случайным, неподконтрольным ни одному отдельному пролу. «И никакая общественная организация им этого контроля дать не может».

 

32. Противоречие му личностью отдельного прола и навязанным ему трудом (= его жизненным условием) становится явным для него самого. В пределах своего класса у него нет шансов перехода в другой класс.

 

33. В СрВ сложилась ситуация, когда средний уровень оброка и барщины позволял крепостным накапливать движимое имущество и бежать в город. Крепостные, обладавшие к-л ремеслом, имели больше шансов приобрести движимое имущество → Беглые крепостные = «наполовину буржуа».

 

34. Т.о. беглые крепостные стремились только к тому, чтобы развить и укрепить свои жизненные условия, имевшиеся налицо, и поэтому добились-таки только свободного труда.

 

35. Но пролы, чтобы отстоять себя как личности, д/снять условие своего существования и существования всего предшествующего общества – уничтожить труд.

 

36. «Они находятся в прямой противоположности к той форме, в которой индивиды, составляющие общество, до сих пор выражали себя как некоторое целое, а именно к государству, и должны низвергнуть государство, чтобы утвердить себя как личности».

 

37. Из всего вышесказанного → Общественные отношения, в которые вступали инды, к-л класса и которые обуславливались их общими интересами против к-л другого класса, всегда составляли такую коллективность, к которой эти инды принадлежали лишь как средние инды.

 

38. При коллективности революционных пролетариев все наоборот.

 

39. Ставя под свой контроль условия своего собственного существования и всего остального общества, в этой коллективности они участвуют как инды.

 

40. На основе развитых ПрСил, эта коллективность ставит под свой контроль условия свободного развития индов, которые прежде были случайны и противостояли отдельным индам как нечто самостоятельное ← Разъединение в качестве индов и, вследствие РТ, объединение трудом, как чуждой связью.

 

41. Прежнее объединение = Соглашение (не произвольное, как у Руссо, а необходимое), о рамках, в которых инды получали возмть использовать случайность в своих интересах (тн «личная свобода»).

 

42. Коммунизм отличается от всех прежних движений тем, что он совершает переворот в прежних отношения Пр и Общ, впервые рассматривая стихийно возникшие предпосылки как продукты предшествующих поколений.

 

43. → Установление коммунизма имеет экономический характер.

 

44. «Строй, создаваемый коммунизмом, является как раз таким действительным базисом, который исключает всё то, что существует независимо от индивидов, поскольку существующий строй есть ведь не что иное, как продукт существовавшего до сих пор общения между самими индивидами. Таким образом, с условиями, порождёнными прежним производством и общением, коммунисты практически обращаются как с неорганическими, но при этом они отнюдь не воображают, будто намерением или предназначением прошлых поколений было доставить им материал, и не считают, что условия эти были неорганическими для создававших их индивидов».

 

К. Маркс, Ф. Энегльс «Немецкая идеология»

Предисловие

1. С тз младогегельянцев люди живут плохо ← создали себе иллюзии (что такое бог, что такое человек и проч.) и подчинились им.

2. Освобождение людей с их тз = заменить иллюзии на правильные мысли.

3. М: Цель книги – развенчать борьбу с идеологией идеологическими средствами.

4. «Люди тонут в воде только потому, что они одержимы мыслью о тяжести».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.028 с.)