Тема лекции № 4 Отношения собственности в культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема лекции № 4 Отношения собственности в культуре.



                               Вопросы.

1 Собственность как основа системы экономических отношений. 

2. Формы собственности в РФ.

3. Особенности имущественных отношений в государственных и    муниципальных учреждениях культуры.

4. Частная собственность и предпринимательство в культуре.

5 Формы государственно - частного партнерства в области культуры и искусства.

 

 

Краткое содержание темы:

Основные определения: Собственность как экономическая категория. Экономические отношения владения пользования и распоряжения Объекты и субъекты отношений собственности. Формы собственности - государственная муниципальная и частная. Государственно - частное партнерство в сфере культуры и его основные формы.

Собственность— это экономическое отношение, заключающееся в принадлежности материальных благ определенному лицу и дающее этому лицу возможность полного хозяйственного господства над принадлежащим ему имуществом. Люди постоянно вступают друг с другом в отношения по поводу благ, отчуждая их, отсоединяя их в свою пользу, устанавливая принадлежность благ определенным лицам, т.е. присваивая блага. Поэтому собственность можно определить как исторически меняющиеся отношения между людьми по поводу присвоения благ.  

Субъект собственности, собственник, представляет одну из сторон отношений собственности. Это – лица (физические или юридические), обладающие объектами собственности и без собственника нет собственности. Если предмет «ничейный», значит, он не является собственностью.

 Объект собственности – это другая сторона отношений собственности в виде предметов, вещей. Объектом собственности являются все вещи, которыми обладает собственник. Вещный характер отношений собственности имеет важное значение. Такие нематериальные блага, как жизнь и здоровье, достоинство личности, деловая репутация, право на имя, право авторства принадлежат гражданину от рождения, они неотчуждаемы и непередаваемы, поэтому они не являются объектами собственности.

Следовательно, такие блага, как художественное или музыкальное произведение, научное открытие и другие духовные продукты могут быть объектами собственности лишь тогда, когда они имеют вещественную форму например в виде нотной или книжной рукописи, чертежа, файла, публичного выступления, концерта.

Объекты отношений собственности – это те вещные блага, которые имеются в ограниченном количестве. Сама собственность выводится из относительной редкости или ограниченности экономических ресурсов. Это ведет к тому, что центральным моментом отношений собственности становится их исключающий характер. Отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным ресурсам. Отсутствие исключений из доступа к ресурсам, т.е. свободный доступ к ним, означает, что они – ничьи, что они не принадлежат никому или, что то же самое, принадлежат всем. Исключить других из свободного доступа к ограниченным ресурсам означает специфицировать на них права собственности. Специфицировать – это определить субъекта, объект собственности и способы наделения ею, определить правомочия (права) собственника.Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них наибольшую пользу, кто принимает наиболее эффективные решения. Чем определеннее права собственности, тем сильнее стимул у хозяйствующего субъекта учитывать те выгоды или тот ущерб, которые его решения приносят другому лицу. Именно поэтому в процессе обмена права собственности на те или иные блага будут переданы тому экономическому агенту, для которого они представляют наивысшую ценность. Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку в ходе обмена они перемещаются от менее производительного к более производительному использованию, от людей, менее их ценящих – к людям, которые ценят их больше.

Экономическая теория рассматривает различные режимы прав собственности и каждая из них обладает своими достоинствами и недостатками.

Государственная собственность. Доступ к ресурсам регулируется исходя из коллективных интересов всего общества.  Эта форма собственности эффективна и необходима при производстве многих общественных и смешанных благ, таких как оборона, правопорядок, сфера культуры. Вместе с тем ей свойственны потери в эффективности из-за  вытеснения добровольных форм сотрудничества принудитель ными и   слабости контроля со стороны собственников - налогоплательщиков за действиямиагентов, управляющих ресурсами общества от его имени.

Частная собственность.
     В этом случае кроме собственника, все исключены из доступа к ресурсу, что
 обеспечивает наиболее тесную связь между решениями собственников и получае­мыми ими результатами. Это поощряет нововведения, поскольку собственник не должен спрашивать разре­шения на использование принадлежащих ему ресурсов.
Частная собственность способствует перемещению ресурсов к тем агентам, которые ценят их выше и способны распорядиться ими лучше других.  Наконец частная собственность позволяет специализироваться в реализации только тех правомочий, где производительность собственников выше. Однако из-за высоких издержек спецификации частная собственность не может быть распространена на все без исключения экономические ресурсы.

Коллективная собственность. В этом случае исключительные права на ресурсы и их использование принадлежат некоему сообществу людей, которые контролируют доступ к ресурсу.

 Интересен феномен режима так называемой «общедоступной» собственности или собственности общего доступа. В этом случае в экономике появляются ресурсы общего доступа, использовать кото­рые имеют возможность все желающие.Режим общей собственности имеет место там где издержки по спецификации и защите индивидуальных прав собственности запретительно высоки, а выгоды от установления таких прав недостаточны, чтобы перевесить необходимые затраты.

Ресурсы общего доступа могут эффективно эксплуатироваться даже если не нахо­дятся ни в чьей собственности. У каждого из режимов доступа есть свои преимуще­ства и недостатки, а также образцы удачного или неудачного выбора способов кол­лективного действия в каждом конкретном случае. В сфере культуры примерами ре­сурсов общего доступа могут служить продукция сетевой энциклопедии – Википе­дии материалы которой являются свободными для использования и часть их нахо­дится в общественном достоянии распространять и использовать которое могут все пользователи без ограничений. Чем больше число пользователей «Википедии», тем больше пишется словарных статей, они содержат больше сведений и более точны.

 Российское законодательство определяет частную, государственную и муниципальную форму собственности.

 
 

  У отношений собственности есть юридическая сторона состоящая в определении прав собственности – совокупности властных прав, поведенческих отношений, санкционированных обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) и складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ.

   Права собственности подразделяются на право владения, право пользования и право распоряжения. Владение – это фактическое обладание имуществом (вещью), без чего все остальные права собственности не могут быть реализованы. Это номинальное право собственника, характеризующее прежде всего принадлежность объекта определенному субъекту с юридической стороны.Пользование – процесс извлечения полезных свойств имущества (вещи), удовлетворение потребности с помощью вещи.Распоряжение – действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца: продажа, дарение, обмен, передача, залог и т.п., а также с видоизменением и ликви­дированием имущества.

   Полным собственником является то лицо, которое имеет все три правомочия: владе­ния, пользования и распоряжения. Однако так как право собственности расщепля­ется между разными субъектами, указанные правомочия могут перераспределяться между субъектами. Так, собственник – владелец – предоставляет в пользование (аренду) свое имущество. Арендатор же, не являясь собственником имущества, пользуется им и по разрешению собственника может совершать действия по распоряжению имуществом собственника, например, сдавать его в субаренду.

   По российскому законодательству к правам лиц, не являющихся собственниками, в частности, относятся: право оперативного управления имуществом и др право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; право хозяйственного ведения имуществом.

    Эти правомочия очень часто используются в сфере культуры. Большая часть организаций культуры –предприятия и учреждения – пользуются правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления имуществом, а также правом бессрочного пользования земельным участком. Эти отношения. означают, что их собственники, то есть. государственные и муниципальные органы управления, коммерческие и общественные организации передают право управлять своей собственностью другому субъекту.

    В этом случае собственник регулирует свои отношения с управляющим его собственностью лицом с помощью устава в котором он определяет правомочия несобственника в отношении использования имущества, передаваемого в управление.

    Собственник такого имущества осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, а также имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

   Государственная форма собственности в культуре

Право государственной собственности означает, что всеми правомочиями или различными их комбинациями обладает государство, представленное органами государственного управления. Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ – республики, края, области. В связи с этим государственная собственность разграничивается на федеральную собственность и собственность республик, краев, областей и, соответственно, управляется федеральными органами управления и органами власти субъектов РФ.

Управление федеральной собственностью от имени Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

    Полномочия в отношении имущества организаций культуры распределены между структурами правительства – федеральными министерствами, агентствами и службами - следующим образом: Правительство РФ учреждает предприятия и учреждения культуры. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (подразделение Министерства экономического развития Правительства РФ) закрепляет имущество федеральных учреждений и предприятий культуры; производит изъятие излишнего, неиспользуемого, либо используемого не по назначению имущества учреждения культуры; осуществляет передачу прав собственника на имущество учреждения и его продажу в случае приватизации; осуществляет контроль за управлением, распоряжением и использованием по назначению и сохранностью имущества, в том числе земельных участков, закрепленных за предприятием или учреждением культуры. Министерство культуры РФ представляет в Правительство РФ предложения о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в его ведении предприятий и учреждений культуры; утверждает уставы подведомственных организаций; назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных организаций; заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые договоры; осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества федеральных учреждений и предприятий, в частности, осуществляет управление музейными предметами и музейными коллекциями, является депозитарием Государственного свода особо ценных объектов культурного и природного наследия и реестра перемещенных ценностей и др.

       Органы исполнительной власти субъектов РФ, в компетенции которых находятся полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом субъектов РФ, определяются органами государственной власти субъектов РФ.

К полномочиям органов государственной власти субьектов РФ относится:

Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;

Организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектование и обеспечение их библиотечных фондов;

Создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством РФ);

Организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

Поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством РФ. Перечень самих организаций утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на то Правительством РФ);

Поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.

      Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения. Государственные учреждения культуры обеспечивают выполнение государственных задач по реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни. К ним относятся:
1) федеральные государственные учреждения культуры, основанные на государствен ной собственности РФ и подчиненные уполномоченному органу РФ в сфере  культу ры;
2) областные государственные учреждения культуры, основанные на государствен ной собственности области и подчиненные уполномоченному органу области в

сферекультуры;
3) использование областными государственными организациями культуры имуще ства,  находящегося в федеральной, государственной, муниципальной или частной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
4) Уполномоченный орган администрации области в сфере культуры осуществляет взаимодействие по вопросам культурной деятельности с федеральными областными государственными организациями культуры.

      Государство как собственник имущества государственного предприятия ограничивает его в праве распоряжения этим имуществом: предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду (если на то нет отдельного разрешения собственника), отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и т.д.

     Собственник такого имущества осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, а также имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

     Государство передает свое имущество в доверительное управление учреждению на праве оперативного управления, при этом оставляя за собой право изъять у учреждения излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

 

Муниципальная собственность в культуре.

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским и другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

На сегодняшний день органы местного самоуправления располагают самой большой сетью учреждений культуры: 51,17% против 0,28% региональной и 0,12% федеральной сети.

В соответствии с Конституцией в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.

Муниципальные организации культурыобеспечивают выполнение задач муниципального образования по реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни.

К ним относятся организации культуры, основанные на муниципальной собственности и подчиненные органам местного самоуправления.
Использование муниципальными организациями культуры имущества, находящегося федеральной государственной собственности, государственной собственности области или частной собственности, осуществляется в соответствии с законодательствомРФ.
    Уполномоченный орган администрации области в сфере культуры осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности муниципальных организаций культуры.

Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к ведению муниципальных образовании органов местного самоуправления в области культуры следующие вопросы.

Органы местного самоуправления формируют местные бюджеты и фонды развития культуры, а также принимают местные нормативы финансирования культуры.

Бюджетные ассигнования на финансирование культуры выделяются при формировании бюджетов отдельной строкой (фонд развития культуры).

Средства фондов развития культуры расходуются на цели, предусмотренные положениями об этих фондах.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют регулирование отношений собственности в области культуры.

Допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущества культурного назначения. В собственности муниципальных образований могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры (музеи, галереи, библиотеки и т. д.).

Органы местного  самоуправления пользуются правом быть учредителями организаций культуры.

Организация культуры несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ней собственности. Контроль за деятельностью организаций культуры в этой части осуществляет учредитель (учредители) или иные лица, уполномоченные собственником.

Муниципальная собственность, включая закрепленные за организацией культуры земельные участки, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством и другими правовыми актами ее субъектов, актами органов  местного самоуправления принятыми в пределах их полномочий. Изъятие и (или) отчуждение собственности и земельных участков, закрепленных за организацией культуры, допускается только по истечении срока договора между собственником и учредителем (учредителями), если иное не предусмотрено договором.

Культурное наследие народов Российской Федерации, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежит приватизации.

Органы  местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных организаций культуры на подведомственной территории.

Муниципальные организации культуры создаются и действуют в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах, основываясь на муниципальной или смешанной форме собственности. Они обязаны в соответствии с порядком регистрации, установленным законодательством, зарегистрироваться.

Порядок и условия реорганизации и ликвидации муниципальных организаций культуры определяются их уставами, принимаемыми в соответствии с действующим законодательством.

Муниципальные образования вправе создавать и ликвидировать местные органы управления в области культуры, определять их структуру и полномочия, назначать руководителей местных органов управления в области культуры, а также руководителей муниципальных организаций культуры.

Муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий, а также контроль за условиями аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры    Органы местного самоуправления обязаны содействовать сохранности и использованию памятников истории и культуры.

Органы местного самоуправления предоставляют творческим работникам, коллективам творческих работников в пользование или аренду помещения для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческой деятельности, с установлением арендной платы в размере, не превышающем стоимость оплаты коммунальных услуг.

      К полномочиям органов местного самоуправленияпоселения в области культуры относятся:

организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.

      К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся

организация межпоселенческими библиотеками библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

    К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:

организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.

В субъектах Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге  полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Частные организации культуры – этоорганизации, основанные на частной собственности.

     Право частной собственности означает, что отдельное физическое или юридическое лицо обладает всеми правомочиями собственика. Форма частной собственности включает индивидуальную, коллективную, акционерную, кооперативную и др. разновидности и соотносится с ними как общее и единичное. Частная собственность в отрасли культуры существует в форме частных коллекций культурных благ и архивов граждан, имущества частных предприятий культуры, фондов и общественных организаций, интеллектуальной собственности. В частной собственности граждан и организаций находятся объекты культурного наследия (памятники) – усадьбы,(например усадьба Марьино- родовое имение Строгановых- Голицыных расположенное в Тосненском районе Ленинградской области) особняки, объекты религиозного назначения, произведения живописи, скульптуры и т.д. Частная собственность получила юридическое обоснование с принятием законов: «О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности в РСФСР» и «Об основах законодательства РФ в культуре», которые позволили развиваться собственности граждан, общественных и религиозных организаций, коммерческих организаций, иностранных лиц на объекты культуры.       Формирование частной собственности в культуре происходит следующими основными способами: - создание новых объектов частной собственности; - приватизация то есть переход государственного имущества в собственность граждан и негосударственных организаций в частности приватизация недвижимых объектов культурного наследия.       Приватизация данного вида недвижимого имущества осуществляется с обременением, новый собственник недвижимого имущества принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия. Исключение составляют объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия, которые приватизации не подлежат. Таким образом, государство, даже передавая право собственности на объект культуры, обеспечивает, посредством охранного обязательства, его сохранение, содержание и использование с учетом особенностей, послуживших основанием для его отнесения к категории объектов культурного наследия, при любой намечаемой хозяйственной деятельности.       При реализации приватизации государство снимает с себя финансовое бремя ответственности за объект культурного наследия, оставляя за собой право контролировать исполнение условий охранного обязательства, что обеспечивает сохранение и надлежащее содержание объекта культурного наследия.      Формирование частной собственности в сфере культуры - это длительный и сложный процесс поскольку здесь лишь немногие направления деятельности могут развиваться без внешней финансовой поддержки. Частная собственность успешнее развивается в тех областях культуры, где производятся блага с высоким уровнем исключаемости и конкурентности. К ним относятся шоу-программы, кинопрокатная деятельность,услуги джаз-клубов, арт- кафе,, товары и услуги предприятий по изготовлению аудио- и видеопродукции, продюсерских центров, модельных агентств,, кастинговых фирм, предприятий по ремонту и обслуживанию техники. Кроме того и в области производства смешанных благ, где сильно государственное присутствие, – театры, музейное дело, филармоническая деятельность, в организация фестивалей и конкурсов – формируются частные организации (театры,художественные галереи, фонды и ассоциации по проведению фестивалей, присуждению премий и т.д.). Однако такие организации менее устойчивы к изменению экономической конъюнктуры и наиболее зависимы в финансовом отношении, поскольку спонсорская и меценатская помощь составляет значительную долю их финансовой базы.      Частная собственность, например, в таких направлениях, как концертная и гастрольная деятельность, в народных промыслах формируется в значительной мере на основе индивидуальной предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой). Одним из основных активов частной по форме собственности организации культуры является известное имя творческого человека. Нередко «звездное имя» является единственным первоначальным капиталом, с которого начинается создание новой организации. Например, так создавался фирма «Театр Песни Аллы Пугачевой, Санкт –Петербургский театр Поколений им З.Я. Когородского.      Формирование частной собственности, имущества частных организаций культуры зачастую происходит в условии зависимости от государственной собственности и государственных финансов.  Речь идет об использовании частными организациями культуры материальной базы государственных и муниципальных организаций. Так большинство частных кинокомпаний и театров арендуют помещения государственных киностудий и театров, их техническую базу. Частные организации – творческие коллективы – нередко выступают под торговой маркой государственной организации, используя ее репутацию и положение на рынке. Частные предприятия культуры нередко получают финансовую поддержку в виде государственных бюджетных средств, предоставляемых на проведение государственных праздников государственных фестивалей и т. д.       Уполномоченный орган администрации области в сфере культуры осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности частных организаций культуры.       Использование частными организациями культуры имущества, находящегося федеральной государственной собственности, государственной собственности области или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Граждане или объединения граждан, осуществляющие культурную деятельность, без образования юридического лица имеют право на государственную поддержку наравне с частными организациями культуры. В    настоящее время 34% организаций культуры находится в частной собственности.       Государственно-частное партерство как форма взаимодействия различных форм собственности в сфере культуры.
     Государственно-частное партнерство - это юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов и организаций государства и частных физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в сфере государственного интереса и контроля, предполагающее распределение рисков между сторонами, основанное на принципах равенства сторон, в целях имеющих важное общественно-государственное значение: - участие бизнеса в государственной собственности и исполнение функций, лежащих в сфере ответственности публичной власти; - партнерский характер отношений между сторонами, учитывающий интересы обеих сторон;
    
                                                                                                                                                

- наличие юридически оформленных соглашений между публичной и частной сторонами;

- многообразие форм долгосрочных контрактов, заключаемых юридическими    лицами с государственными и муниципальными структурами;

- распределение рисков и финансовой ответственности между сторонами;

     Публичная, социальная направленность проекта, обязательным ориентиром при реализации проекта является интерес гражданина/общества, как потребителя конечного продукта получаемого в результате государственно-частного партнерства.
    Можно выделить следующие формы государственно-частного партнерства, которые применяются в сфере культуры в Российской Федерации:

Аренда и безвозмездное пользование объектом культуры;

Безвозмездная передача в собственность объектов культурного наследия;

Доверительное управление объектами культуры;

Концессия;

Аутсорсинг (выполнение работ и оказание услуг);

Инвестиционные соглашения.

В отношении объектов культурного наследия используется такая форма государственно-частного партнерства как аренда. Аренда имеет свою специфику применительно к объектам культуры. К числу особенностей отнестится обязательность указания в договоре аренды сведений об специфических чертах, составляющих предмет охраны объекта культурного наследия и требования к его сохранению. Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия, является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия. Также аренда может активно использоваться при осуществлении государственно-частного партнерства в отношении музеев библиотек концертных площадок

     Ещё одной из форм государственно-частного партнерства, особенности осуществления которой, в отношении объектов культурного наследия закреплены в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», является предоставление объекта культурного наследия, включенного в реестр памятников культурного наследия и находящихся в федеральной собственности в безвозмездное пользование. Обязательным условием заключения договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия, также как и договора аренды указанного объекта, является охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия.
Субъектами заключения данного договора могут являться в частности следующие юридические лица: общественные объединения, уставной целью деятельности которых является сохранение объектов культурного наследия; общественные организации инвалидов; благотворительные организации; религиозные организации; общероссийские творческие союзы; государственные учреждения, осуществляющие свою деятельность в сфере культуры.

Одной из форм государственно-частного партнерства в культуре является безвозмездная передача в собственность объектов культурного наследия.
Статьей 21 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» предусмотрено, что в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры; передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.
   В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться из государственной собственности только в собственность религиозныхорганизаций.
   Передача находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, в том числе находящегося в пользовании религиозных организаций, в собственность религиозным организациям может осуществляться при условии обе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.069 с.)