Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема лекции № 4 Отношения собственности в культуре.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы. 1 Собственность как основа системы экономических отношений. 2. Формы собственности в РФ. 3. Особенности имущественных отношений в государственных и муниципальных учреждениях культуры. 4. Частная собственность и предпринимательство в культуре. 5 Формы государственно - частного партнерства в области культуры и искусства.
Краткое содержание темы: Основные определения: Собственность как экономическая категория. Экономические отношения владения пользования и распоряжения Объекты и субъекты отношений собственности. Формы собственности - государственная муниципальная и частная. Государственно - частное партнерство в сфере культуры и его основные формы. Собственность— это экономическое отношение, заключающееся в принадлежности материальных благ определенному лицу и дающее этому лицу возможность полного хозяйственного господства над принадлежащим ему имуществом. Люди постоянно вступают друг с другом в отношения по поводу благ, отчуждая их, отсоединяя их в свою пользу, устанавливая принадлежность благ определенным лицам, т.е. присваивая блага. Поэтому собственность можно определить как исторически меняющиеся отношения между людьми по поводу присвоения благ. Субъект собственности, собственник, представляет одну из сторон отношений собственности. Это – лица (физические или юридические), обладающие объектами собственности и без собственника нет собственности. Если предмет «ничейный», значит, он не является собственностью. Объект собственности – это другая сторона отношений собственности в виде предметов, вещей. Объектом собственности являются все вещи, которыми обладает собственник. Вещный характер отношений собственности имеет важное значение. Такие нематериальные блага, как жизнь и здоровье, достоинство личности, деловая репутация, право на имя, право авторства принадлежат гражданину от рождения, они неотчуждаемы и непередаваемы, поэтому они не являются объектами собственности. Следовательно, такие блага, как художественное или музыкальное произведение, научное открытие и другие духовные продукты могут быть объектами собственности лишь тогда, когда они имеют вещественную форму например в виде нотной или книжной рукописи, чертежа, файла, публичного выступления, концерта. Объекты отношений собственности – это те вещные блага, которые имеются в ограниченном количестве. Сама собственность выводится из относительной редкости или ограниченности экономических ресурсов. Это ведет к тому, что центральным моментом отношений собственности становится их исключающий характер. Отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным ресурсам. Отсутствие исключений из доступа к ресурсам, т.е. свободный доступ к ним, означает, что они – ничьи, что они не принадлежат никому или, что то же самое, принадлежат всем. Исключить других из свободного доступа к ограниченным ресурсам означает специфицировать на них права собственности. Специфицировать – это определить субъекта, объект собственности и способы наделения ею, определить правомочия (права) собственника.Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них наибольшую пользу, кто принимает наиболее эффективные решения. Чем определеннее права собственности, тем сильнее стимул у хозяйствующего субъекта учитывать те выгоды или тот ущерб, которые его решения приносят другому лицу. Именно поэтому в процессе обмена права собственности на те или иные блага будут переданы тому экономическому агенту, для которого они представляют наивысшую ценность. Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку в ходе обмена они перемещаются от менее производительного к более производительному использованию, от людей, менее их ценящих – к людям, которые ценят их больше. Экономическая теория рассматривает различные режимы прав собственности и каждая из них обладает своими достоинствами и недостатками. Государственная собственность. Доступ к ресурсам регулируется исходя из коллективных интересов всего общества. Эта форма собственности эффективна и необходима при производстве многих общественных и смешанных благ, таких как оборона, правопорядок, сфера культуры. Вместе с тем ей свойственны потери в эффективности из-за вытеснения добровольных форм сотрудничества принудитель ными и слабости контроля со стороны собственников - налогоплательщиков за действиямиагентов, управляющих ресурсами общества от его имени. Частная собственность. Коллективная собственность. В этом случае исключительные права на ресурсы и их использование принадлежат некоему сообществу людей, которые контролируют доступ к ресурсу. Интересен феномен режима так называемой «общедоступной» собственности или собственности общего доступа. В этом случае в экономике появляются ресурсы общего доступа, использовать которые имеют возможность все желающие.Режим общей собственности имеет место там где издержки по спецификации и защите индивидуальных прав собственности запретительно высоки, а выгоды от установления таких прав недостаточны, чтобы перевесить необходимые затраты. Ресурсы общего доступа могут эффективно эксплуатироваться даже если не находятся ни в чьей собственности. У каждого из режимов доступа есть свои преимущества и недостатки, а также образцы удачного или неудачного выбора способов коллективного действия в каждом конкретном случае. В сфере культуры примерами ресурсов общего доступа могут служить продукция сетевой энциклопедии – Википедии материалы которой являются свободными для использования и часть их находится в общественном достоянии распространять и использовать которое могут все пользователи без ограничений. Чем больше число пользователей «Википедии», тем больше пишется словарных статей, они содержат больше сведений и более точны. Российское законодательство определяет частную, государственную и муниципальную форму собственности.
Муниципальная собственность в культуре. Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским и другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. На сегодняшний день органы местного самоуправления располагают самой большой сетью учреждений культуры: 51,17% против 0,28% региональной и 0,12% федеральной сети. В соответствии с Конституцией в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Муниципальные организации культурыобеспечивают выполнение задач муниципального образования по реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни. К ним относятся организации культуры, основанные на муниципальной собственности и подчиненные органам местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к ведению муниципальных образовании органов местного самоуправления в области культуры следующие вопросы. Органы местного самоуправления формируют местные бюджеты и фонды развития культуры, а также принимают местные нормативы финансирования культуры. Бюджетные ассигнования на финансирование культуры выделяются при формировании бюджетов отдельной строкой (фонд развития культуры). Средства фондов развития культуры расходуются на цели, предусмотренные положениями об этих фондах. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют регулирование отношений собственности в области культуры. Допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущества культурного назначения. В собственности муниципальных образований могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры (музеи, галереи, библиотеки и т. д.). Органы местного самоуправления пользуются правом быть учредителями организаций культуры. Организация культуры несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ней собственности. Контроль за деятельностью организаций культуры в этой части осуществляет учредитель (учредители) или иные лица, уполномоченные собственником. Муниципальная собственность, включая закрепленные за организацией культуры земельные участки, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством и другими правовыми актами ее субъектов, актами органов местного самоуправления принятыми в пределах их полномочий. Изъятие и (или) отчуждение собственности и земельных участков, закрепленных за организацией культуры, допускается только по истечении срока договора между собственником и учредителем (учредителями), если иное не предусмотрено договором. Культурное наследие народов Российской Федерации, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежит приватизации. Органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных организаций культуры на подведомственной территории. Муниципальные организации культуры создаются и действуют в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах, основываясь на муниципальной или смешанной форме собственности. Они обязаны в соответствии с порядком регистрации, установленным законодательством, зарегистрироваться. Порядок и условия реорганизации и ликвидации муниципальных организаций культуры определяются их уставами, принимаемыми в соответствии с действующим законодательством. Муниципальные образования вправе создавать и ликвидировать местные органы управления в области культуры, определять их структуру и полномочия, назначать руководителей местных органов управления в области культуры, а также руководителей муниципальных организаций культуры. Муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий, а также контроль за условиями аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры Органы местного самоуправления обязаны содействовать сохранности и использованию памятников истории и культуры. Органы местного самоуправления предоставляют творческим работникам, коллективам творческих работников в пользование или аренду помещения для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческой деятельности, с установлением арендной платы в размере, не превышающем стоимость оплаты коммунальных услуг. К полномочиям органов местного самоуправленияпоселения в области культуры относятся: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся организация межпоселенческими библиотеками библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа. В субъектах Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Частные организации культуры – этоорганизации, основанные на частной собственности.
- наличие юридически оформленных соглашений между публичной и частной сторонами; - многообразие форм долгосрочных контрактов, заключаемых юридическими лицами с государственными и муниципальными структурами; - распределение рисков и финансовой ответственности между сторонами; Публичная, социальная направленность проекта, обязательным ориентиром при реализации проекта является интерес гражданина/общества, как потребителя конечного продукта получаемого в результате государственно-частного партнерства. Аренда и безвозмездное пользование объектом культуры; Безвозмездная передача в собственность объектов культурного наследия; Доверительное управление объектами культуры; Концессия; Аутсорсинг (выполнение работ и оказание услуг); Инвестиционные соглашения. В отношении объектов культурного наследия используется такая форма государственно-частного партнерства как аренда. Аренда имеет свою специфику применительно к объектам культуры. К числу особенностей отнестится обязательность указания в договоре аренды сведений об специфических чертах, составляющих предмет охраны объекта культурного наследия и требования к его сохранению. Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия, является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия. Также аренда может активно использоваться при осуществлении государственно-частного партнерства в отношении музеев библиотек концертных площадок Ещё одной из форм государственно-частного партнерства, особенности осуществления которой, в отношении объектов культурного наследия закреплены в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», является предоставление объекта культурного наследия, включенного в реестр памятников культурного наследия и находящихся в федеральной собственности в безвозмездное пользование. Обязательным условием заключения договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия, также как и договора аренды указанного объекта, является охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия. Одной из форм государственно-частного партнерства в культуре является безвозмездная передача в собственность объектов культурного наследия.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.011 с.) |