Тема лекции №6 Финансирование культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема лекции №6 Финансирование культуры.



Вопросы.

1. Система финансирования сферы культуры: ее содержание и организация.                                                                    

2. Порядок и формы финансирования культурной деятельности.

3. Бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры.

4. Внебюджетные источники финансирования предприятий культуры

5. Зарубежные практики финансирования культуры и искусства.         

6. Использование финансовых средств организаций культуры

 

 

 

Краткое содержание темы

Основные определения: Сущность финансирования предприятия. Основные источники финансирования учреждения культуры. Принципы бюджетного финансирования в сфере культуры. Субсидия на выполнение государственного (муниципального задания) Их виды. План финансово- хозяйственной деятельности учреждений культуры – его содержание и структура. Мировые модели финансирования культуры.

Финансирование- это выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отраслей, строительство и реконструкцию объектов, содержание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных мероприятий и другие нужды.Финансирование является ключевым вопросом экономики культуры. Вычленяют две составные части процесса финансирования: формирование финансовых средств; использование финансовых средств.

Этапы изменения системы финансирования.

  До конца 80-х годов XX века в сфере культуры по способу финансирования выделялись три типа организаций:

- полностью финансируемые из бюджета (библиотеки, телевидение) финансировались по смете в соответствии с бюджетным классификатором статей затрат;

- самоокупаемые (цирки) возмещали свои расходы и образовывали прибыль;

- дотируемые (все остальные организации культуры) получали дотацию на покрытие разницы между доходами и расходами.

  С конца 80-х годов XX века при переходе организаций культуры на новые условия хозяйствования закладываются основы многоканальной системы финансирования. Организациям предоставлено право привлекать внебюджетные средства за счет оказания платных услуг и получения добровольных взносов от предприятий и отдельных граждан. Бюджетные средства выделяются единой суммой и трактуются как особый вид доходов организаций культуры, обусловленный социальной полезностью результатов их деятельности. Средства, поступающие из других источников, не являются основанием для уменьшения величины бюджетных ассигнований. Не использованные организацией средства не могут быть изъяты или зачтены в объем финансирования следующего года. Организации самостоятельны в расходовании финансовых средств в рамках добровольно выбранной модели распределения дохода.

Каналы и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений в России. Каналы финансирования:

прямое бюджетное финансирование;

косвенное бюджетное финансирование;

внебюджетные средства.

     Прямое бюджетное финансирование:

капитальные вложения (инвестиции) - средства на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение;

бюджетные (текущие) ассигнования - бюджетные средства, выделяемые по смете на содержание бюджетных учреждений и ведение ими уставной деятельности в соответствии с утвержденной бюджетной росписью. В условиях отсутствия нормативов финансовых затрат устанавливаются принципы определения величины бюджетных ассигнований и доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств.    Бюджетные средства используются исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся соответствующими органами казначейства;

 целевое финансирование это бюджетные средства, предоставленные на конкурсной основе на реализацию культурных проектов по договорам, заключенным с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Основной формой целевого бюджетного финансирования является финансирование по программам и проектам.

     Косвенное бюджетное финансирование: налоговые льготы.

    Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов на федеральном уровне.

    Права органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению учреждениям культуры дополнительных налоговых льгот: освобождение от уплаты федеральных налогов в части, которая поступает в региональные и местные бюджеты;

освобождение от уплаты региональных и местных налогов.

        Бюджетное финансирование - предоставление в безвозвратном порядке денежного обеспечения, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций. Финансирование бюджетных учреждений культуры осуществляется в определенном порядке, который включает следующие основные принципы:     

· соблюдение режима экономии в расходовании средств государственного бюджета;        

· строгое целевое использование бюджетных средств;      

· соблюдение правильности и своевременности выделения ассигнований на содержание учреждения;        

· систематический контроль со стороны вышестоящих организаций и финансовых органов за деятельностью бюджетного учреждения.

Общие объемы государственного финансирования культуры из местных бюджетов регулярно уточняются для возмещения дополнительных затрат, вызванных ростом цен, тарифов и ставок заработной платы. В соответствии с «Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» финансирование организации культуры осуществляется за счет:

· бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя

· доходов от платных форм культурной деятельности      

· платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами         

· добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям        

· кредитов банков и иных кредитных учреждений        

· других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

· Бюджетные ассигнования выделяются на оплату труда работников, содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы);

· комплектование библиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для реставрации фондов;

· научно — методическую деятельность; материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов;

· оснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием; проведение капитального ремонта;

· другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.

 

С 2012 года учреждения культуры осуществляют свою деятельность в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. Постановление Правительства РФ № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» конкретизирует механизм госфинансирования деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Задание формируется для бюджетных учреждений их учредителем. Для каждого из типов государственных учреждений предусмотрен свой порядок финансового обеспечения государственного (муниципального) задания из бюджетов Российской Федерации. Так, финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется за счет бюджетных средств на основании сметы доходов и расходов. А бюджетных и автономных учреждений — в виде субсидий. В отношении бюджетных учреждений применимы следующие коды видов финансового обеспечения:

 

· приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

· средства во временном распоряжении;

· субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

· субсидии на иные цели;

· субсидии на цели осуществления капитальных вложений.

 

 Помимо субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям могут быть предоставлены субсидии на иные цели. Примером таких субсидий являются гранты, выделяемые из бюджета в соответствии с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, субсидии на капитальный ремонт имущества, закрепленного за бюджетной организацией, приобретение оборудования. Субсидии на цели осуществления капитальных вложений включают средства бюджета соответствующего уровня, направляемые на увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества (реконструкцию, модернизацию имеющегося имущества или строительство новых объектов).

 Кроме того, бюджетное учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных и иных предусмотренных его уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц (в т. ч. иностранных) только в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и по цене, определенной учредителем. Виды дополнительных платных услуг также формируются на законодательном уровне или учредителем. Таким образом, приносящая доход деятельность бюджетного учреждения:

- может осуществляться сверх установленного государственного (муниципального) задания;

- относится к видам деятельности, предусмотренным учредительными документами учреждения (уставом, положением).

Бюджетные учреждения, которым предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием услуг, выполнением работ, и на иные цели в качестве планового документа используют план финансово-хозяйственной деятельности. Названный план является аналогом бюджетной сметы. План составляется учреждением на этапе формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в рублях.

Структуру плана составляют заголовочная, содержательная и оформляющая части. В заголовочной части плана указываются: общие сведения о документе (наименование документа, дата его составления и гриф утверждения); наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя; финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения.

Содержательная часть плана, в свою очередь, состоит из текстовой и табличной частей. В содержательной части Плана выделяют два раздела. В первом разделе отражаются общие сведения о деятельности учреждения, его цели и основные виды деятельности в соответствии с уставом; перечень работ и услуг, предоставление которых для физических и юридических лиц производится за плату; сведения об общей балансовой стоимости недвижимого государственного имущества в разрезе объектов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, приобретенных учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств, приобретенных учреждением за счет доходов от приносящей доход деятельности. Также в первом разделе указывается общая балансовая стоимость движимого имущества, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества, а также иная информация по решению учредителя. Во втором (табличном) разделе указываются показатели финансового состояния учреждения, представляющие собой данные о нефинансовых и финансовых активах, а также об обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана. Кроме того в данном разделе отражаются планируемые показатели по поступлениям и выплатам учреждения. Эти данные рассчитываются исходя из представленной учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств. Указанные обязательства включают субсидии на возмещение нормативных затрат, целевые субсидии, субсидии на цели осуществления капитальных вложений, передаваемые в установленном порядке учреждению. К плановым выплатам относятся расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда; оплата работ, услуг связи, коммунальных и транспортных услуг; расходы за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов на социальное обеспечение населения в рамках социального, пенсионного и медицинского страхования; уплата налогов (включаемых в состав расходов), государственных пошлин и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней и т. д. Оформляющая часть плана содержит подписи должностных лиц, ответственных за включенные в план данные, — руководителя учреждения (уполномоченного им лица), руководителя финансово-экономической службы, иного уполномоченного лица, исполнителя документа.         Бюджетное финансирование восполняет основные статьи затрат: содержание зданий, коммунальные платежи, заработная плата, приобретение необходимых средств. Данного финансирования недостаточно для того, чтобы выполнять в полном объеме функции учреждений культуры. Поэтому вторым источником финансирования являются средства, получаемые от предпринимательской деятельности самих учреждений культуры. Например, государственное учреждение культуры — библиотека — осуществляет учет финансирования и расходов по субсидиям и средствам, полученным за счет внебюджетных источников. В соответствии со ст. 298 ГК РФ, ст. 47 Основ законодательства о культуре, бюджетные учреждения культуры вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, соответствующую целям, ради которых созданы указанные учреждения, а также при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Доходы, полученные бюджетными учреждениями от такой деятельности, поступают в их самостоятельное распоряжение. Например,  в библиотечных учреждениях доходы от приносящей доход деятельности формируются за счет оказания следующих платных услуг:

· информационно-библиографическое обслуживание;

· патентно-информационные услуги;

· межбиблиотечный абонемент;

· копировально-множительные работы;

· услуги интернет-зала;

· библиотечные сервисные услуги;

· образовательные услуги;

· организация и проведение массовых мероприятий;

· возмещение затрат по первичной записи читателей в библиотеку

Все доходы идут на возмещение следующих расходов учреждений культуры:

· оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

· перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

· приобретение услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам: услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, командировочные выплаты, услуги банка, страхование автотранспорта, мероприятия;

· прочие расходы: транспортный налог, земельный налог; -     приобретение литературы, оборудования и других основных средств и материальных запасов.

  Доходы от предпринимательской деятельности могут быть направлены на выплату заработной платы (до 60 %), на услуги связи, подписку на периодику, хозяйственные расходы, т. е. на укрепление и развитие материально-технической базы библиотеки. Кроме того, распределение причитающихся к выплате денежных сумм непосредственно отделам исполнителем платной услуги составляет 20 % от всей суммы. Выплаты производятся ежемесячно. Таким образом, одним из направлений современной финансовой политики Российского государства является создание эффективно функционирующей системы бюджетных учреждений при более рациональном использовании бюджетных средств, направленных на их содержание. В соответствии с изменениями в законодательстве существенно меняется и политика в области привлечения дополнительных доходов в бюджетное учреждение культуры. Это целевые средства и безвозмездные поступления, к которым относятся спонсорская помощь, пожертвования. На привлечение дополнительных источников финансирования за счет осуществления коммерческой деятельности и должно быть нацелено бюджетное учреждение в настоящее время.

Финансирование сферы культуры. Мировой опыт и российская практика.

В мировой практике существует три типа финансовых систем в сфере культуры, основанных, во-первых, на финансировании только за счет сборов; во-вторых, за счет сборов, частных вкладов и общественных пожертвований; в-третьих, за счет бюджетных ассигнований, сборов и пожертвований. Первые два типа финансирования широко распространены в США и Англии (так называемая англо-американская модель), третий тип финансирования, получивший название смешанного или многоканального финансирования (германская модель), широко применяется в европейских странах, включая Россию. Основу многоканальной системы финансирования государственных учреждений культуры составляет государственное финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней, которое осуществляется в прямой и косвенной формах. Другие составляющие элементы многоканальной системы финансирования – это сборы проведения культурных мероприятий; доходы организаций культуры от прочих, в том числе предпринимательских, видов деятельности; общественных пожертвований, спонсорской и меценатской помощи. Обычно прямое бюджетное финансирование сферы культуры устанавливается законодательными федеральными, региональными и местными органами власти в соотношении к основной части бюджета. Прямое бюджетное финансирование сферы культуры и искусства осуществляется по ряду направлений, среди которых следует отметить:

финансирование культурных программ национального и регионального значения;

финансирование текущих расходов учреждений сферы культуры;

финансирование капитальных вложений;

целевые трансферты, гранты организациям и деятелям культуры, начинающим творческим работникам и т.д.

Прямое финансирование в России обеспечивает в среднем до 80% доходов массовых организаций культуры, в том числе по библиотекам – 86,7%, клубным учреждениям – 85,4%, по музеям – 81,3%, по театрам – 73,7% по концертным организациям и самодеятельным коллективам – 63,6% и т.д.

Косвенное финансирование учреждений культуры включает многообразные способы и направления, наиболее распространенными среди которых являются:

налоговые льготы организациям культуры, которые могут включать полную или частичную отмену выплат по отдельным налогам федерального и регионального уровня, например, НДС, налог на прибыль, земельный налог и ряд местных налогов. В некоторых странах практикуется частичная или полная отмена личных подоходных налогов для отдельных категорий творческих работников;

таможенные льготы;

льготы по оплате коммунальных услуг и арендной платы, предоставляемые как организациям, так и отдельным деятелям культуры;

предоставление льготных кредитов;

налоговые льготы для частных пожертвований, спонсоров и меценатов, которые выражаются обычно в уменьшении налогооблагаемой базы по прибыли на величину пожертвований на развитие культуры и искусства. В России налогооблагаемая прибыль в этих случаях уменьшается для предприятий до 5%, а для банков – до 3%.

Другими источниками доходов учреждений культуры являются: выручка от реализации товаров и услуг, дивиденды по ценным бумагам, доходы от собственности, другие не запрещенные законом поступления, добровольные взносы и пожертвования.

Негосударственные источники финансирования сферы культуры, наиболее распространенные в мировой практике, включают:

поступления от коммерческих организаций для осуществления совместных с государственными учреждениями культуры и искусства мероприятий и проектов;

средства общественных организаций, фондов, ассоциаций и других подобных учреждений, осуществляющих благотворительные пожертвования;

пожертвования частных лиц;

поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов;

поступления от лицензирования некоторых видов культурной деятельности, например, телерадиовещания;

налоги на доходы телевизионных компаний, аудиовизуальную продукцию и т.д.;

абонентную плату за радио и телевизионные программы;

международную поддержку.

В целом, тенденция такова, что роль этих источников в финансировании российской культуры будет повышаться.

 

 

Вопросы к семинару.

1. Раскройте содержание «двухканальной» системы финансирования отечественных предприятий культуры.

2. Расскажите об основных видах доходов учреждений культуры получаемых ими от собственной деятельности.

3. Приведите примеры для различных учреждений культуры.(библиотеки, театры,музей и т. д.).

4. Расскажите о зарубежных практиках финансирования сферы культуры. Что между ними общего и что их отличает друг от друга.

5. Перечислите основные направления использования финансовых средств организаций культуры.

 

Литература:

1. Шекова Е. Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях Учебное пособие. 2014.

2. Музычук В. Ю. Хаунина Е. А. Институциональные новации в финансировании культуры. Научный доклад М Институт экономики РАН 2016

3. Музычук В.Ю. Должно ли государство финансировать культуру? М.: Институт экономики РАН, 2012.

4. Музычук В Ю Хаунина Е А Институциональные новации в финансировании культуры Научный доклад М Институт экономики РАН 2016

5. Оганов А.А., Хангельдиева. И.Г. Мировой опыт многоканального финансирования РАГС- Владимир 2012.

 

 

Тема лекции № 7 Планирование в культуре.

                                 Вопросы.

1. Основные виды планов предприятий организаций в сфере культуры.               

2.  Принципы планирования.                                                                            

3.  Классификация плановых показателей предприятий культуры.                        

4.  Методы и этапы планирования на предприятиях культуры.

5. Социокультурное проектирование.

                                                                     

 

Краткое содержание темы:

Основные определения: Виды планов. Принципы планирования. Классификация плановых показателей предприятий культуры. Методы и этапы планирования на предприятиях культуры. Программы культурного развития и социокультурные проекты. Их роль, виды и основные характеристики. Проектная деятельность учреждения культуры.

Планирование - важнейшая составная часть системы хозяйствования, состоящая из разработки, реализации планов и контроля за их выполнением.

По уровню принятия плановых решений выделяют планы федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т.д.), территориальные (районные, городские и др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные планы.

По срокам планирования различают перспективные (долгосрочные и среднесрочные; в сфере культуры такие планы разрабатываются на республиканском и региональном уровне (план развития сферы культуры, долгосрочные программы) и текущие (краткосрочные и оперативные) планы.

Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет, среднесрочные охватывают период от 1 года до 5 лет включительно, краткосрочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, месячные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день.

Текущеепланирование осуществляется на тех же уровнях что и перспективное планирование, а также на уровне отдельных учреждений и их подразделений. Наиболее полно деятельность учреждений выражается в годовых планах работы.

По содержанию планируемой деятельности различают планы творческого, экономического, социального развития и др.

По содержанию планируемой деятельности различаются планы: культурно досуговой деятельности, планы финансирования, повышения квалификации и т.д

Планы культурно - досуговой деятельности могут быть посвящены какому-то одному виду деятельности- в этом случае это будет тематический план, или ряду направления работы - комплексный план или программа.

По степени директивности,то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению). В директивных планах содержится четкого определения заданий в цифровых показателях с указателем точных сроков выполнения. Директивным образом планируются ассигнования средств из государственного бюджета, договорные обязательства, задания, связанные со строительством, и другие задания, связанные с использованием материальных, стоимостных и трудовых ресурсов деятельности учреждений культуры.

Рекомендательные планы носят контрольный характер, это означает, что социально-культурные учреждения должны построить свою работу так чтобы обеспечить показатели не ниже контрольных. Таким образом обычно планируются объемы культурно-досуговой деятельности.

Различают также стратегические и тактические планы. К выработке стратегии относится формулировка миссии, определение стратегических целей и задач организации на планируемый период. Таким образом, стратегия определяет содержание конкретных планов и организацию обеспечения их выполнения.

Дифференциация принципов планирования зависит от вида плана, цели развития предприятия, а также от конкретных условий деятельности предприятия, к которым можно отнести:

· формы организации материальных потоков как внутри предприятия, так и вовне его (покупки и продажи товаров и услуг);

· способы формирования денежных потоков с учетом принятой на предприятии учетной политики;

· динамику цен и ее влияние на объект планирования (все показатели плана приводятся в сопоставимый вид с учетом индекса изменения цен и коэффициента дисконтирования);

· характер конкуренции и долю предприятия на рынке (сегменте рынка);

· ресурсный потенциал предприятия и возможность привлечения дополнительных ресурсов.

Плановый показатель – краткая характеристика планируемого процесса или явления. Плановые показатели состоят из ряда групп, отражающие различные аспекты развития сферы и организации культуры.

Плановые показатели подразделяются:

· По способу определения – на утверждаемые вышестоящим органом, нормативные и расчётные (определяемые самостоятельно).

· По содержанию – на показатели ресурсного обеспечения, характеризующие материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы и показатели деятельности, характеризующие предложение и потребление культурных благ и услуг;

· По характеру выражения - абсолютные (например, количество посетителей) и относительные (например, количество посетителей в расчёте на одно мероприятие).

Абсолютные показатели по единицам измерения могут быть стоимостными (объём услуг, стоимость основных фондов и т.д.) и натуральными (количество организаций, число мест, численность работников и др.). Относительные показатели выражаются в долях, процентах, индексах, коэффициентах и т.д.

В практике планирования в сфере культуры могут применяться количественные показатели (характеризующие развитие сети организаций и объёмную сторону их деятельности) и качественные (определяющие эффективность работы, её качественный уровень). Показатели могут отражать статику (состояние на определённый момент времени) и динамику (изменение на определённый период времени).

План работы составляется с учетом функционального значения учреждениякультуры:

- Развивающая функция.

- Информационно-просветительная функция.

- Культурно - творческая функция.

- Рекреативно - оздоровительная (и т.д.).

Метод планирования - это способ проведения плановых расчетов, порядок и алгоритм обоснования показателей плана.

Основные методы планирования на предприятиях:

1.  Балансовый метод, в основе которого лежит принцип равенства направлений и объемов использования ресурсов с источниками их поступления. Этот метод наиболее прост, доступен и нагляден, что позволяет широко использовать его в текущих и оперативных планах. Так, этим методом ведется расчет и взаимоувязка показателей планов в финансовом планировании предприятия (плана доходов и расходов, плана источников получения и направления использования инвестиционных ресурсов, плана денежных поступлений и выплат и др.). На практике этот метод реализуется путем разработки системы балансов, которая включает материальные, трудовые и финансовые балансы.

2. Нормативный метод планирования предполагает использование в плановых расчетах абсолютных и относительных норм и нормативов. Эти нормы могут быть заданы для предприятия извне (нормативы отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, использования трудовых ресурсов, санитарные нормы и правила, нормативы эксплуатации оборудования и др.) или разработаны и утверждены на предприятии (нормы выработки работниками, нормативы распределения чистой прибыли по направлениям, численности работников и др.). Различают текущие нормативы, используемые для обоснования текущих и оперативных планов и фиксирующие достигнутый уровень рационального использования ресурсов или распределения доходов и прибыли, и целевые (стратегические), в которых отражается идеальное будущее состояние предприятия, региона, страны (используются для обоснования долгосрочных планов). Нормативы могут быть абсолютные (нормативы численности работников по категориям, недельная норма рабочего времени и др.) и относительные (доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, процент выплат в бюджет и внебюджетные фонды от показателей налогообложения).

Нормативы различают также по степени их обязательности при проведении плановых расчетов:

- директивные, которые в обязательном порядке присутствуют в плановых расчетах (налоговые выплаты, обязательные отчисления во внебюджетные фонды и др.);

- рекомендательные или ориентировочные, могут быть использованы для обоснования оптимальных путей развития.

3. Метод экстраполяции (обоснование показателей "от достигнутого") предполагает определение будущего состояния предприятия на основе сложившихся в прошлом и настоящем темпов и пропорций. Этот метод предполагает перенос закономерностей и тенденций прошлого на будущее, что предопределяет использование этого метода при стабильном и предсказуемом изменении показателей в перспективе.         

 4. Метод технико-экономических расчетов предполагает проводить обоснование плановых показателей на основе утвержденного (принятого) алгоритма. Этот метод используется, если показатели имеют определенную стабильность во времени и формируют базовые условия функционирования предприятия. Например, этим методом ведется расчет условно-постоянных затрат при текущем планировании (на 1 год или квартал). В частности, расчет размера арендной платы, коммунальных платежей, амортизационных отчислений и других затрат проводится на основе договоров или схемы расчета.

5. Программно-целевой метод используется при обосновании комплексных целевых программ, а также в стратегическом планировании. Этот метод предполагает структурирование цели до комплекса целевых показателей и нормативов, количественно описывающих идеальное (с учетом современного представления) состояние (развитие) объекта планирования в будущем.

6. Метод экспертной оценки базируется на рациональных доводах экспертов при высоком уровне неопределенности внешней среды и использовании косвенных данных о развитии объекта планирования. Применяется для определения спроса на те или иные услуги, товары; изменения цен на сырье, услуги сторонних организаций, при прогнозировании конкурентной ситуации на рынке и т. д

7. Экономико-математическое моделирование экономических процессов, с помощью которых возможно получить информацию о будущем состоянии объекта планирования и путях достижения этого состояния. Экономико-математические модели подразделяются: на описательные (не содержащие управляемых переменных) и оптимизационные (на основе заданного критерия осуществляется поиск оптимального пути и средств достижения этого критерия); статические и динамические, в зависимости от используемого ряда данных и получаемых результатов; открытые, учитывающие воздействие внешней среды, и закрытые.

8. Индикативный метод планирования предполагает использование нормативов-индикаторов, на основе которых определяются качественные характеристики развития предприятия и его положение во внешней среде. Нормативы-индикаторы носят характер границ устойчивого, экономически безопасного и надежного развития предприятия. Поэтому они определяются или в виде верхней границы (максимально допустимые потери рабочего времени или другие показатели), или нижней (минимальная загрузка гостиницы для обеспечения ее безубыточности, расчет порога рентабельности и т. д.).

Организация плановой деятельности.

      1. Организационно-подготовительный этап

   На этом этапе создаются организационные условия успешной плановой деятельности. Их создание предполагает решение следующих задач:

· определение круга исполнителей. Разработка плана обычно поручается наиболее квалифицированным работникам, поскольку планирование предполагает достаточно широкий горизонт рассмотрения перспектив работы;

· определение сроков разработки. Важно определиться со сроками разработки проекта плана, представления его на согласование и утверждение. Разработка плана на следующий год не должна начинаться позже ноября текущего года;

· информационное обеспечение. Информационное обеспечение планирования заключается в сборе, систематизации и анализе предплановой информации, на основе которой может приниматься плановое решение.

· методическое обеспечение (инструктаж). Менеджер, организующий разработку программы, должен быть уверен, что все участники разработки правильно понимают свои задачи, технологию разработки требуемого плана.

2.Этап разработки плана проекта

    Этот этап также складывается из нескольких частей, связанных с решением соответствющих задач:

· определение целей и задач на планируемый период. Целеполагание - центральная проблема планирования. Цели деятельности могут задаваться в организационных (уставы, положения, инструкции), распорядительных и директивных (приказы, распоряжения) документах, они могут определяться нормами и нормативами, формулироваться в результате маркетинговых исследований и других методов анализа;

· характеристика целей и задач в конкретных показателях. Показатель - краткая характеристика планируемого процесса или явления, поэтому именно в показателях выражается целенаправленный характер планирования;         

· определение количественных значений планируемых показателей. Это может быть достигнуто двумя путями: с помощью аналитического или нормативного методов;

· обоснование реализации плана. Возможность достижения поставленных целей, решения поставленных задач, т.е. выполнения программы плани



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 1684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.089 с.)