Способы подачи масла. Устройство системы смазки двигателей ЗМЗ-402, 406, 53-11, ЗИЛ. Приборы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы подачи масла. Устройство системы смазки двигателей ЗМЗ-402, 406, 53-11, ЗИЛ. Приборы.



Наиболее нагруженные детали (коленчатый и распределительный валы, оси карамысел) смазываются под давлением, а все остальные детали – распылением.

Поддон – хранилище для масла. В него устанавливается неподвижный маслоприёмник. В него вваривается трубка, идущая к масляному насосу. Он устанавливается в самой нижней точке поддона.

Масляный насос – все шестеренчатого типа, приводится в действие от шестерни распределительного вала (ЗМЗ-402, 53-11, ЗИЛ). Насосы бывают одно (ГАЗ-53, все легковые) и двух секционные (ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ).

 

Смазочная система двигателя ЗМЗ- 53-11. Смазочная система состоит из масляного насоса (рис. 6.1), установ­ленного с левой (по ходу) стороны двигателя, полнопоточного масляного фильтра 8, масляной магистрали 11 с каналами, радиатора 1, маслозаливной горловины с крышкой, указателя уровня масла и других частей. Масляный насос приводится в действие от распределительного вала при помо­щи двух зубчатых колес. Во время работы двигателя шестеренный масляный насос забирает масло из поддона 19 через неподвижный маслоприемник 18. К насосу масло поступает по каналам, имеющимся в блоке цилиндров. Насос нагнетает масло в полнопоточный фильтр 8, пройдя который, оно подается в главную масля­ную магистраль 11. Из маслиной магист­рали по каналам в блоке цилиндров масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала и опорным шей­кам распределительного вала. От ко­ренных шеек коленчатого вала по кана­лам, просверленным в щеках вала, масло поступает к шатунным шейкам. В шатунных шейках коленчатого вала имеются грязеуловительные полости для дополнительной центробежной очистки масла. Пройдя эти полости, масло по­ступает к сопряжению шатунная шейка коленчатого вала — шатунный подшип­ник. Под давлением смазываются корен­ные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорный фланец распределительного вала, втулки коромысел и верхние нако­нечники штанг. Коромысла и верхние наконечники штанг смазываются пульси­рующим потоком.

В смазочной системе имеется масляный радиатор, который включается при темпе­ратуре окружающего воздуха выше 293 К. При включенном радиаторе рукоятка крана направлена вдоль шланга.

При тяжелых условиях работы авто­мобиля (например, движение с небольшой скоростью по глубокому снегу или песку) водитель должен включить масляный ра­диатор, несмотря на низкую температуру окружающего воздуха. Масло, пройдя че­рез радиатор, охлаждается и стекает по маслопроводу в поддон. В радиатор масло поступает через предохранительный кла­пан 3, который открывается при давлении около 0,1 МПа. Следовательно, масло циркулирует через радиатор при наличии давления в магистрали более, чем 0,1 МПа.

 


 

 

Рис. 6.1. Схема смазочной системы двигателя ЗМЗ-53- ll:

1 —масляный радиатор; 2 —кран масляного радиатора;

3 —предохранительный клапан; 4 —ось коромысел; 5 -стойка оси коромысел; 6 —канал в голов­ке блока; 7— канал в блоке; 8— полнопаточный масляный фильтр; 9 —штанга; 10 —толкатель; 11 — главная масляная магистраль; 12— отверстие в кор­пусе распределителя. 13— полость; 14— маслопровод к полно поточному масляному фильтру; 15 и 16— соответственно верхняя и нижняя секции масляно насоса; 17 и 21 — редукционные клапаны; 18-— маслоприемник, 19 —поддон; 20 —маслопровод для слива масла из радиатора; 22 и 23— соответ­ственно вторая и четвертая шейки распредели­тельного вала

 

 

Смазочная система двигателя ЗИЛ- 508.10. Схемы смазочных систем двигате­лей ЗИЛ-508.10 (рис. 6.2) и ЗМЗ-53-11 аналогичны, поэтому рассмотрим только схему подвода масла в зоны трения. Во время работы двигателя верхняя секция масляного насоса 3 по маслопроводу 4 нагнетает масло в полнопоточный центро­бежный очиститель 8. Далее масло поступает в маслораспределительную ка­меру 5. расположенную в задней перегородке блока цилиндров. Из камеры наг­нетается в левый 11 и правый 21 магистральные каналы. Из левого кана­ла 11 масло, смазав толкатели, поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, а из правого канала, смазав толкатели правой группы цилиндров, масло поступает к компрессору по трубо­проводу 12, откуда по трубке 13 сливается в поддон двигателя. В колен­чатом валу имеются каналы 18 для пода­чи масла к шатунным шейкам. Средняя (третья) опорная шейка распределитель­ного вала имеет три отверстия. При их совпадении с отверстиями в блоке цилинд­ров масло пульсирующим потоком посту­пает по каналам к головкам блока, затем по отверстиям в стойках — в полые оси 24 коромысел (рис. 6.2, б). Масло смазывает втулки коромысел и далее поступает к регулировочному винту и верхнему наконечнику штанги (рис. 6.2, в). Бойки коромысел и стержни клапанов смазываются масляным туманом или мас­лом, поступающим самотеком.

У некоторых двигателей (автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ и др.) на нижних головках шатунов сделаны небольшие 1,5 мм отверстия (рис. 6.2, г), по которым при совпадении их с отверстиями в шатун­ных шейках коленчатого вала подается пульсирующий поток масла на стенки цилиндров или кулачки распределитель­ного вала.

Нижняя секция масляного насоса при открытом кране 2 нагнетает масло по трубопроводу 1 в масляный радиатор 14, из которого масло по трубопрово­ду 15 сливается в поддон 20. Масляный радиатор воздушного охлаждения уста­новлен перед основным радиатором систе­мы охлаждения. Выполнен он из оребренной алюминиевой трубки. Масляный радиатор автомобиля ЗИЛ-431410 должен быть постоянно включен и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 273 К.

При снижении давления в смазочной системе до 0,03...0,06 МПа на щитке приборов загорается контрольная лампа 7 красного цвета. В корпусе центробежного очистителя установлен перепускной клапан, отрегулированный на перепад давле­ний, равный 0,1 МПа. Клапан предназ­начен для перепуска масла в распреде­лительную камеру при увеличенном его расходе вследствие износа подшипников двигателя.

 

 


 

 

Рис. 6.2. Схема смазочной системы двигателя ЗИЛ-508.10:

а —общая схема; б —подача масла в ось коромысла; в —смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги; г- смазывание стенки цилиндра; 1— трубопровод подачи масла в масляный радиатор; 2 —кран включении масляного радиатора; 3 —масляный насос; 4 —маслопривод от насоса к центробежному очистителю; 5— маслораспределительная камера; 6 —указатель давления масла (манометр); 7 —контрольная лампа аварийного сни­жения давления наела; 8 —полнопоточный цент­робежный очиститель; 9 — воздушный фильтр; 10 — кривошипно-шатунная группа компрессора (смазывание разбрызгиванием). 11 —левый ма­гистральный канал. 12 -трубопровод подачи масла для смазывания компрессора; 13 - трубка для слива масла из компрессора; 14 —масляным радиатор; 15 —трубопровод для слива масла из радиатора; 16 -зубчатое колесо распределительного нала; 17 —зубчатое колесо коленчатого вала; 18 -канал, соединяющий коренную шейку с шатунной; 19 -грязеуловительная полость; 20 —поддон; 21 — правый магистральный канал; 22— маслоприемник: 23 —ка­нал к стойке пен; 24 —полая ось коромысла; 25 — отверстие вшатуне для подачи масла на стенку цилиндра

 

 

Устройство системы смазки двигателя автомобиля КамАЗ.

Смазочная система двигателя автомо­ биля КамАЗ-5320. Смазочная система дви­гателя этого автомобиля (рис. 6.3) ана­логична другим- смазочным системам V-образных двигателей. Однако есть и некоторые отличия. Масляный насос имеет две секции —нагнетающую 10 (перед­нюю) и радиаторную 9 (заднюю), от на­соса смазочной системы приводится в работу гидромуфта 27 привода вентилято­ра. В смазочной системе есть шесть клапанов, три у масляного насоса: 29 и 8 — предохранительные клапаны соответ­ственно радиаторной и нагнетающей сек­ций и 11 — клапан смазочной системы; два у центробежного очистителя: 4 — сливной и 5 — перепускной клапаны; один уфильтра гонкой очистки 14 - перепускной. Масло наливают в поддон 28 через патрубок, установленный на карте­ре маховика с правой стороны двигателя.

При работе двигателя масляный насос через маслоприемник засасывает масло двумя секциями. Нагнетающая секция 10 подает масло по каналам блока цилинд­ров в полнопоточный фильтр 12 тонкой очистки, где оно очищается, проходя че­рез два фильтрующих элемента. Из главной масляной магистрали по каналам в перегородках блока цилиндров масло подаётся к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала.

Посту­пающее к шатунным подшипникам масло проходит дополнительную центробежную очистку в грязеуловительных полостях коленчатого вала. По отверстиям в блоке масло поступает к подшипникам распре­делительного вала.

Радиаторная секция 9 насоса по маслопроводу 3 подает масло к центро­бежному очистителю, из которого оно постоянно сливается в поддон или прохо­дит по маслопроводу 2 в радиатор 1, если открыт кран 6.

Фильтр гонкой очистки имеет два сменных фильтрующих элемента. При засорении фильтрующих элементов или при повышенной вязкости масла оно поступает в главную магистраль неочищенным через перепускной клапан 14, открываю­щейся при давлении 0,7...0,8 МПа. При срабатывании перепускного клапана на щитке приборов загорается сигнальная лампа, предупреждающая водителя о засорении фильтра тонкой очистки и о поступлении в магистраль неочищенного масла.

 

Рис. 6.3. Схема смазочной системы двигателя КамАЗ-740.10:

1 — масляный радиатор; 2, 3, 18, 19, 21, 23 и 24- маслопроводы; 4 —сливной клапан центробежного очистителя; 5 —перепускной клапан центробежного очистителя; 6 —кран включения масляного радиатора; 7 —центробежный очиститель; 8 - предохранительный клапан нагнетающей секции; 9- радиаторная секция масляного насоса; 10 - нагнетающая секция масляного насоса; 11 —клапан смазочной системы; 12— полнопоточный фильтр тонкой очистки масла; 13 —главная масляная магистраль; 14— перепускной клапан фильтра тонкой очистки масла; 15 —манометр; 16 —указатель уровни масли; 17 —сапун; 20— компрессор; 22— топливный насос высокого давления; 25 —кран включении гидро­муфты; 26 —термосиловой датчик; 27 - гидромуфт привода вентилятора; 28— поддон; 29- предохрани­тельный клапан радиаторной секции

Тема № 7

Система питания.

 Назначение и общее устройство. Применяемое топливо.

Назначение: предназначена для приготовления горючей смеси из паров топлива и воздуха, подачи её в цилиндры двигателя и отвода отработавших газов.

В систему подачи топлива карбюратор­ного двигателя (рис. 7.1) входят: топлив­ный бак 10, фильтр-отстойник 13, топливный насос 17, фильтр тонкой очистки 16. Эти элементы соединены между собой топливопроводами 7 и предназна­чены для подачи топлива к карбюрато­ру 3, установленному на впускном трубопроводе. Воздух к карбюратору по­дается через канал подвода воздуха 1 и воздушный фильтр 2. При такте впуска в цилиндре двигателя создается разреже­ние и воздух, пройдя через воздухоочисти­тель, поступает в карбюратор, где сме­шивается с мелкораспыленным топливом и в виде горючей смеси подается в цилиндр. После совершения рабочего хода отработавшие газы выталкиваются поршнем в выпускной трубопровод 15 и через глушитель шума 14 в окружаю­щую среду.


 

 

Рис. 7.1. Схема системы питания двигатели ЗИЛ-508.10:

1 —канал подвода воздуха; 2 —воздухоочиститель: 3 —карбюратор; 4 и 5 —рукоятки управлений воз­душной и дроссельными заслонками; 6 — педаль подачи топлива; 7 —топливопровод; 8 —указатель уровня топлива; 9 —датчик указателя; 10— топлив­ный бак; 11 — крышка горловины бака; 12— топливный кран; 13 —фильтр-отстойник грубой очистки; 14— глушитель; 15 —выпускной трубопро­вод; 16- фильтр тонкой очистки; 17 —топливный насос

 

 

В качестве топлива используют бензин. Он подразделяется по октановому числу. Чем октановое число больше, тем бензин лучше и качественней. В нашей стране выпускают следующие виды бензинов: А-76, А-80, А-92, АИ-93, А-95, А-96, АИ-98 (экстра). Буквы А и И обозначают, что октановое число было определено моторным или исследовательским способами.

Для повышения октанового числа в бензины добавляют антидетонаторы – тетраэтилсвинец. Каждый бензин имеет свой цвет: А-76 – жёлтый; А-80 – зелёно-жёлтый; АИ-93 – оранжево-красный; АИ-98 – синий.

К бензинам предъявляются следующие требования:

· быстрое образование топливовоздушной смеси;

· скорость сгорания должна быть не менее 40 м/с (максимум 65 м/с);

· должен иметь минимальные кородирующие действия на детали;

· иметь минимальное количество смолистых веществ;

· должен иметь минимальные отравляющее воздействие на организм человека.

Горючая смесь – это смешивание в карбюраторе паров бензина и воздуха. Горючая смесь определяется коэффициентом избытка воздуха α.

α= L ф/ L о, где

Lф – количество воздуха зашедшего в цилиндр;

Lо – теоретическое количество воздуха необходимого для сгорания 1 кг. топлива (для сгорания 1 кг. топлива необходимо 14,96 кг. воздуха).

В зависимости от   α смесь бывает:

§ богатой (α = 0,5-0,8) – при холодном запуске;

§ обогащённой (α = 0,85-0,95) – х/х, режим ускорения, полные нагрузки;

§ нормальной (α = 1,0) – переходной режим;

§ обеднённой (α = 1,05-1,15) – средние нагрузки;

§ бедной (α = 1,15-1,25) – средние нагрузки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.024 с.)