Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод анализа хромосомных аберраций у человека
Пример: Метод регистрации аберрантных клеток и хромосом
Число клеток – 50; Число аберрантных клеток – 16 (32%); число хромосомных аберраций – 24 (0,48 на клетку).
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: 1. Бутомо Н.В., Гребенюк А.Н., Легеза В.И., Малаховский В.Н., Ушаков И.Б. Основы медицинской радиобиологии / Под ред. И.Б. Ушакова. – СПб: ООО Издательство Фолиант, 2004. 2. Ярмоненко С.П., Вайнсон А.А. Радиобиология человека и животных. Учебное пособие/ Под ред. С.П. Ярмоненко. – М.: Высшая школа, 2004. 3. Радиация и патология. Учебное пособие / Под ред. А.Ф. Цыба. – М.: Высшая школа, 2005. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 4. Бактон К., Эванс Т. Методы анализа хромосомных аберраций у человека. – Женева. ВОЗ, 1975. 5. Гуськова А.К., Байсоголов Г.Д. Лучевая болезнь человека. - М.: Медицина, 1971. 6. Бочков Н.П. Хромосомы человека и облучение. – М.: Атомиздат, 1971Здоровье детей и радиация. Актуальные проблемы и решения (монографический сборник, вып. 2) / Под ред. А.С. Балевой, А.Д. Царегородцева. – М., 2006.
Занятие 16 Тема: действие малых доз радиации на организм человека и животных Цель: 1. Обсудить современные представления о механизме действия малых доз облучения на организм и последствия этого воздействия. 2. Изучить состояние периферической крови у ликвидаторов последствий аварии на ядерном реакторе Чернобыльской АЭС.
І. Самостоятельная работа во внеучебное время Основные вопросы для самостоятельной подготовки: 1. Какие дозы и мощности доз излучения считают малыми (МД)? 2. Радиационный гормезис. 3. Адаптивный ответ. 4. Синергизм в действии радиации и других факторов. 5. Эффект «свидетеля». 6. Методологические подходы при рассмотрении эффектов облучения МД.
Вопросы для самоконтроля: 1. Каково значение малых доз, выраженных в единицах эквивалентной и поглощенной дозы? 2. Что такое разовая поглощенная доза при действии малых доз облучения? 3. Каково соотношение между малыми дозами облучения и естественным радиационным фоном? 4. Что такое «радиационный гормезис»? 5. Каков механизм влияния на организм ультрамалых доз с точки зрения сторонников идеи радиационного гормезиса? 6. В чем заключается феномен «адаптивного ответа»? 7. Как регистрируют адаптивный ответ? 8. Каков механизм возникновения адаптивного ответа?
9. Может ли эффект радиации в малых дозах усиливаться при взаимодействии их с химическими и физическими факторами среды? 10. Каков механизм влияния на организм малых доз радиации с точки зрения противников идей радиационного гормезиса? 11. Как проявляется эффект «свидетеля» в необлученных клетках? 12. Каков механизм возникновения и поддержания нестабильности генома у потомков лиц, которые подвергались облучению в малых дозах? 13. Можно ли проводить экстраполяцию эффекта с больших доз на малые уровни облучения? 14. Можно ли все изменения в биологическом объекте (хромосомные и хроматидные аберрации, разрывы ДНК и т.д.) связать только с влиянием МД?
ІІ. Работа на занятии План занятия: 1. Вводное слово преподавателя о целях и задачах самостоятельной практической работы – 5 мин. 2. Заслушивание реферативных докладов по теме занятия – 30 мин. 3. Разбор теоретического материала – 60 мин. 4. Выполнение практической работы (подсчет гемограммы на мазках крови ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС) – 30 мин. 5. Обсуждение полученных результатов – 10 мин. ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: 1. Бутомо Н.В., Гребенюк А.Н., Легеза В.И., Малаховский В.Н., Ушаков И.Б. Основы медицинской радиобиологии / Под ред. И.Б. Ушакова. – СПб: ООО Издательство Фолиант, 2004. 2. Радиация и патология. Учебное пособие / Под ред. А.Ф. Цыба. – М.: Высшая школа, 2005. 3. Ярмоненко С.П., Вайнсон А.А. Радиобиология человека и животных. Учебное пособие / Под ред. С.П. Ярмоненко. – М.: Высшая школа, 2004. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 4. Гольдберг Е.Д. Изменения системы крови при хроническом действии малых доз ионизирующих излучений. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1964. 5. Матюхин В.А., Разумов А.Н. Экологическая физиология и радиационный фактор. – М.: Медицина, 2003 6. Эйдус Л.Х. – Мембранные механизмы биологического действия малых доз. М.; Из-во ИТЭБ РАН, 2001. 7. Яблоков А.В. Миф о безопасности малых доз радиации. – М.: Центр экологической политики России, 2002
Занятие 17
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.186.15 (0.007 с.) |