Стратегия воздействия на выбор потребителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия воздействия на выбор потребителя



 

Построение канала сбыта через влияние на выбор потребителя состоит из шести шагов, пройдя которые фирма сможет добиться значительного успеха в данном направлении.

Шаг первый: анализ каналов сбыта конкурентов. Необходимо провести всестороннее изучение всех существующих каналов сбыта конкурентов и разрабатывать свою маркетинговую стратегию в соответствии с этими знаниями.

Анализ конкурентов проводится в три этапа.этап: составление базы данных по основным конкурентам. Опишите ваших основных конкурентов. В описании должны присутствовать следующие характеристики: долгосрочные и краткосрочные цели, стратегии и тактики конкурентов; их сильные стороны и слабые стороны; намерения относительно вашей фирмы; их комбинация 4Р - продукт, цена, продвижение, размещение; маркетинговая позиция на обслуживаемом сегменте; международный статус; позиция на рынке в других областях деятельности; отношение к инновациям; способности к стратегическому мышлению (или отсутствие этих способностей); их управленческий талант; их этика (придерживаются ли они профессиональной этики); являются ли они бюрократичными или полны духа предпринимательства; их восприятие потребителями.

После того как вы собрали информацию о конкурентах, заведите базу данных на каждого из них. Обновляйте вашу информацию по мере поступления новых сведений. этап: оценка сильных и слабых сторон конкурентов. Оцените слабые и сильные стороны каждого конкурента по сравнению с вашими характеристиками. Сделать это можно с помощью SWOT-анализа (анализа преимуществ - слабых сторон). Этот анализ особенно необходим на рынке, который находится в стадии экономического спада и на котором имеется избыточная емкость, а конкуренция проявляется наиболее отчетливо. В такой ситуации выявление слабых сторон собственной фирмы относительно конкурентов позволяет частично устранить, еще более целенаправленно использовать, поддерживать и развивать.

При проведении сравнительного анализа сильных и слабых сторон необходимо уделять внимание тем характеристикам, показателям, которые наиболее значимы с точки зрения покупателей. Наиболее эффектную помощь в этом могут оказать личные контакты, беседы с существующими и потенциальными клиентами.

Основными критериями, которые должны учитываться и по которым может осуществляться оценка слабых и сильных сторон, являются: монополия на определенную технологию производства товара или оказание услуг; высокий уровень качества товара; возможность сервисного обслуживания до и после продажи товара; гибкость при выполнении специальных пожеланий клиентов; скорость поставки товара, выполнения заказа; надежность поставки товара установленного объема и в необходимые сроки; квалификация сотрудников, работающих по прямым контактам с покупателями; возможность установления устойчивых связей с постоянными клиентами.

Наряду с приведенными критериями в каждом конкретном случае предприятие должно самостоятельно разрабатывать анкету, в которой необходимо отражать критерии, наиболее важные с точки зрения покупателей, формирующих спрос на товар фирмы.этап: оценка возможных действий.

Прогнозируйте стратегию и тактику каждого из конкурентов в будущем. При этом опирайтесь на информацию, уже собранную в базе данных и во время оценки сильных и слабых сторон конкурентов, а также изучите ситуацию на рынке в целом.

Шаг второй: анализ требований клиентов/конечных потребителей к удовлетворению их потребностей. Вы должны оценить, что клиент или конечный потребитель требует от организации, продающей ваш товар или услугу. Опросите достаточное количество покупателей, чтобы определить, как хорошо они знают ваш товар, у кого они покупают товары подобного типа, собираются ли они покупать какой-либо ваш товар у своих дистрибьюторов в будущем.

Классификация покупателей по группам - важные, средней значимости и менее значимые - может проводиться методом АВС-анализа. Например, для покупателей товаров производственно-технического назначения АВС-анализ включает исследование не одного (например, объем оборота по одной группе клиентов) показателя, а наиболее значимых качественных показателей и характеристик, например таких, как платежеспособность, солидность фирмы, платежный баланс, длительность деловых коммуникаций. По результатам АВС-анализа формируется своеобразный «портфель клиентов», который показывает «здорова» ли структура потребителей, определяющая спрос на товары фирмы (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Портфель клиентов [1]

 

На рисунке 1 покупатель изображен кружком, площадь которого условно отражает фактический или потенциальный годовой оборот сбыта продукции. Структуру покупателей можно назвать «здоровой», когда большая часть поставок осуществляется по заказам покупателей с высоким потенциалом, т.е. наиболее привлекательных клиентов. Включение в «портфель клиентов» потенциальных покупателей позволяет определить перспективы и задачи фирмы по увеличению сбыта продукции «желательным клиентам», у которых имеются большие финансовые возможности по приобретению товара фирмы. На рисунке 1.1 такой потенциальный покупатель изображен точкой на том или ином уровне привлекательности, но с объемом поставок, равным нулю [1, с. 53].

Конечные потребители (индивидуумы и компании) предъявляют различный спрос на услуги канала. Например, потребителей-индивидуумов можно классифицировать по возрасту, социальному статусу, полу, роду деятельности, уровню доходов, семейному положению. В соответствии с этой классификацией разные группы таких потребителей при покупке товаров (услуг) предъявляют спрос на различные услуги канала сбыта, и этот факт надо учитывать при сегментации.

Шаг третий: определение обязанностей партнеров по каналу сбыта. Здесь вы определяете и ранжируете то, что, по вашему мнению, должны для вас делать все звенья канала сбыта (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Обязанности участников канала сбыта [24]

Название функции Обязанности
Продажа Ведение счетов
  Продвижение товара
  Содержание торговых помещений
  Ведение переговоров по ценам и условиям продажи
Поддержка канала Маркетинговые исследования
  Обеспечение информацией об условиях на местном рынке
  Информирование покупателей
  Выбор и найм посредников
  Обучение торгового персонала посредника
Физическое перемещение товаров Содержание запасов
  Обработка заказов
  Транспортировка товаров
  Выписка счетов
  Получение денежных средств от покупателей
  Подгонка товара в соответствии с требованиями заказчика
  Техническая поддержка и ремонт
  Работа с возвращенным товаром
  Работа по снятию товара с продажи
Принятие риска Финансирование запасов
  Предоставление кредита конечным потребителям
  Право собственности на запасы
  Несение ответственности за товар
  Инвестиции в складские помещения

 


Шаг третий можно разделить на два этапа: определение и перечисление обязанностей участников канала и распределение этих обязанностей.

В таблице 2 перечислены обязанности участников, которые должны быть распределены между ними.

Большинство обязанностей может быть сохранено за производителем, передано посредникам, конечным потребителям, специализированным посредникам (консультант, рекламное агентство, транспортная компания) или даже поделено между участниками канала.

С точки зрения производителя основными критериями в распределении обязанностей являются: снижение издержек на сбыт; максимизация рыночной доли, доходов от продаж и прибыли; оптимизация отдачи от инвестиционных рисков при распределении; удовлетворение требований потребителей в отношении технической информации о товаре, доступности товара, подгонки товара в соответствии с требованиями заказчика и послепродажного обслуживания; сохранение источников информации о рынке.

Шаг четвертый: изучить все возможные структуры каналов сбыта. Ваша следующая задача - внимательно изучить и определить, какие структуры каналов сбыта из всех возможных вам доступны. На данном этапе происходит последовательный перебор возможных путей сбыта и их описание.

 

Таблица 2

Достоинства и недостатки каналов сбыта разной протяженности [24]

Тип канала Достоинства Недостатки
1. Прямой сбыт - Высокий контроль за ценами, возможность их дифференциации по регионам - Доступ к информации о рынке и потребителе - Отсутствие наценки посредников - Возможность формирования устойчивой группы клиентов - Высокие затраты на реализацию - Значительные затраты на транспортировку - Существенные затраты на организацию складского хозяйства
2. Продажа через посредника - Умеренные затраты на реализацию - Высокие наценки посредника - Относительно высокие цены для конечного покупателя - Ограниченность контроля над территориальным охватом
3. Продажа через многоуровневую систему посредников - Сравнительно низкие затраты - Отсутствие необходимости исследования и прогнозирования рынка - Отсутствие необходимости решать вопросы логистики (склады, транспорт и т.п.) - Низкий уровень контроля над ценами - Оторванность от конечного потребителя и соответственно недостаток информации о нем - Необходимость установления более тесных контактов с посредниками - Организация системы их информирования и обучения

 

Принимаются решения относительно следующего:

) Протяженность канала распределения (см. табл. 2).

) Типы посредников, с которыми возможно сотрудничество (оптовые, мелкооптовые, розничные).

) Количество посредников одного типа на каждом уровне (т.е. характер охвата рынка) (см. табл. 3).

) Особенности структуры международного канала сбыта.

 

Таблица 3

Методы реализации с учетом характера охвата рынка [2]

Основные параметры

Методы реализации

  Исключительное распределение Выборочное распределение Экстенсивное распределение
Образцы товаров Легковой автомобиль Платья и костюмы Жевательная резинка
Степень насыщенности рынка Ограниченная Средняя Высокая
Степень контролирования сбыта Строгий контроль Значительный контроль Нулевой контроль
Издержки сбыта Низкие Средние Высокие
Поддержка дилера Значительная Ограниченная Очень небольшая
Обучение и подготовка дилера Значительная Ограниченная Отсутствует
Виды товаров Специализированные изделия Потребительские товары не повседневного спроса Товары повседневного спроса
Период использования товара Товары длительного пользования Товары среднего пользования Товары краткосрочного спроса
Реклама продукции Проводится Проводится Почти не проводится
Распространение купонов Не проводится Не проводится Проводится

 

Выбор канала сбыта - это одно из важнейших решений предприятия. Выбранный канал сбыта влияет на все остальные решения в области маркетинга. При выборе канала сбыта необходимо учитывать влияние следующих факторов:

издержки каналов сбыта (инвестиции в развитие каналов и постоянные затраты на их поддержку) (см. табл. 4);

возможность контроля канала сбыта;

охват рынка;

постоянство посредников;

ширина ассортиментной группы;

затраты и торговые наценки;

длина канала сбыта;

блокировка канала (это явление может быть результатом сбыта продукции конкурентов, закрытия некоторых каналов торговыми ассоциациями или картелями, маркетинговыми моделями, препятствующими проникновению новых посредников);

объем запасов;

возможность использования новых маркетинговых идей.

 


Таблица 4

Сравнение расходов каналов сбыта двух типов [2]

Функции Непрямой длинный канал сбыта Непрямой короткий канал сбыта
  Издержки Издержки
Транспорт Изготовитель → оптовик: → если за это отвечает изготовитель - дороже Изготовитель → склады: → если за это отвечает изготовитель - дешевле → если за это отвечает оптовик - дороже
Ассортимент Оптовик → розничный торговец: если за это отвечает оптовик и розничный торговец - ассортимент более полный Риск неполноты ассортимента
Хранение Склады, запасы, клиенты: отвечает оптовик  
Контакты Отвечает оптовик → риск инерции → большая динамичность → стратегия вталкивания
Информация Стратегия вталкивания по отношению к оптовику и розничному торговцу Стратегия втягивания
Управление продажами В основном отвечает оптовик → персонал ограничен В основном отвечает изготовитель, многочисленный персонал
Полные издержки Издержки пропорциональны продажам Высокая доля постоянных расходов

 

Шаг пятый: принятие решения по поводу партнеров по каналу сбыта. На этом шаге вы должны принять окончательное решение по поводу партнеров по каналу сбыта и последовательности их привлечения.

Процесс выбора партнеров по каналу сбыта можно разделить на три этапа: определение доступности участников канала, проведение первоначальной оценки участников, подробный анализ участников.

Определение доступности участников канала. Для того чтобы узнать о потенциальных оптовиках и розничных торговцах, можно обратиться к рекламным объявлениям в специализированных торговых изданиях. Также эту информацию можно получить на торговых ярмарках и выставках.

Но даже если вы узнаете о наличии какого-либо посредника, это не означает, что он вам доступен. Некоторые из посредников предъявляют особые требования к поставщикам, другие не имеют возможности брать на себя распространение новых товаров. Например, некоторые розничные торговцы не хотят реализовывать товары, конкурирующие с теми, которые они уже продают.

Для проведения первоначальной оценки можно использовать анкету. Эта анкета предоставляется потенциальным посредникам, заполняется ими и отсылается по факсу обратно к производителю. Подобный метод помогает быстро получить наиболее важную информацию о каждом посреднике. Анкета должна включать следующие вопросы: техническое соответствие, размер компании-посредника, список продаваемых на данный момент товаров, размер технического персонала и кредитный рейтинг компании.

Для дальнейшей проверки пригодности посредника проводят интервью. Предыдущая стадия первоначальной оценки может служить базой для проведения интервью, на котором производитель может получить дополнительную информацию о продаваемых посредником товарах, обслуживаемых рынках и его техническом персонале. Основными вопросами будут: размер посредника, перспективы его роста, территория, продаваемые товары (услуги), техническая оснащенность, политика компании-посредника, ее клиенты, руководители, возможности в области маркетинга и продвижения, возможности предоставления специализированных услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.029 с.)