Творчество как способность человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество как способность человека



 

Как мы отметили выше, творчество всегда связано с созданием нового, но степень новизны продуктов творческой деятельности может значительно различаться. Не следует считать, что творчество – это только совершение великих открытий в науке и технике или создание шедевров искусства. Каждый человек неповторим, но он должен в своей жизни освоить часть общечеловеческого опыта и знаний. Для него овладение этими навыками и знаниями также является творческим процессом. Поэтому решение любой частной задачи, в результате которой появляется что-то новое хотя бы для данного человека, связано с творчеством.

Разумеется, наибольший интерес исследователей привлекает творчество высших достижений. Главным в нем является обнаружение самой проблемы, а затем и ее решение. Не случайно говорят, что правильно заданный вопрос содержит 90% ответа. Большинство крупнейших открытий в науке и технике появились как результаты ответов именно на такие вопросы.

Для творческой деятельности очень важны такие свойства личности, как воображение, интуиция, умственная активность, а также способность к самонаблюдению и самооценке. Ведь без осознания структуры своих умений и навыков, базирующихся на определенном опыте решения тех или иных проблем, творчество будет невозможным. Важно также отметить, что творчество обычно способствует повышению или сохранению самооценки, поэтому оно становится личностно значимым для человека. Гибкий ум, глубокое мышление, его высокая критичность помогают человеку преодолевать препятствия на пути реализации творчества.

В современной науке существует несколько моделей творческой деятельности. В них обычно выделяются четыре основных этапа творческого процесса:

1) сознательное преобразование информации;

2) созревание идеи в бессознательном;

3) переход идеи из бессознательного в сознание (озарение, «инсайт»);

4) проверка истинности идеи, ее последующее сознательное развитие и формализация.

Первый и четвертый этады представляют собой логический поиск и преобразование необходимой для созревания интуитивного решения информации, а также анализ этого решения. Второй и третий этапы – иррациональная деятельность. Таким образом, в творчестве неразрывно связаны противоположные типы мышления.

На первом этапе, когда идет сознательное преобразование информации, человек выбирает актуальную для него проблему. Чаще всего это бывает, когда посильная для него задача вдруг не находит своего решения. В результате человек испытывает глубокий психологический дискомфорт, возникающий из-за возможного понижения самооценки. В этой ситуации человек обычно начинает перебирать возможные рациональные варианты решения проблемы, при этом отбираются факты, могущие оказаться полезными, а также выявляются противоречия и проблемы, требующие своего решения. Результатом первого этапа обычно является появление большого числа неадекватных решений и множества нерешенных проблем.

Из-за малой информационной емкости сознания появившиеся промежуточные понятия и образы, характеризующие отдельные стороны решаемой задачи, вытесняются в бессознательное. Начинается второй этап в творческом процессе, связанный с взаимодействием сознательного с бессознательным, правого и левого полушарий мозга. Идет мощная активация бессознательного, на первых порах не дающая желаемого результата. Поэтому нарастают отрицательные эмоции, может возникнуть ситуация угрозы для целостности личности.

В этом случае лучше всего на время отказаться от решения проблемы и переключиться на другие задачи. Когда сознание творца меньше всего занято решением проблемы и не контролируется личностью (сон, отдых), чаще всего происходит озарение – третий этап творчества. В момент озарения подготовленное на первом этапе левое («логическое») полушарие мгновенно распознает появляющийся в правом полушарии правильный образ – решение проблемы. При этом сразу же исчезают отрицательные эмоции, чувство тревоги и беспокойства. Они заменяются мощными положительными эмоциями, человек испытывает чувство ни с чем не сравнимого восторга и блаженства.

На последнем, четвертом этапе творчества найденное решение переводится в языковую форму, с помощью экспериментов проверяется его истинность, идет объяснение полученных результатов. Это очень важная часть работы, причем очень трудоемкая. Поэтому инсайт – начало продолжительного, нередко мучительного критического анализа, обоснования найденного решения.

Важнейшей предпосылкой творческой деятельности является полная внутренняя свобода личности, умение отрешиться от стереотипов – типизированных программ действий и мыслей в стандартных ситуациях, способность посмотреть на проблему с необычной стороны. Таким образом, творчество связано с инакомыслием, а также с умением терпеливо относиться к чужому мнению, пусть и отличающемуся от собственного.

Существует множество технологий решения творческих проблем. Самая простая и давно известная зафиксирована в пословице: «Утро вечера мудренее». Чтобы день был плодотворным, к нему нужно мысленно подготовиться еще накануне: сформулировать проблемы, требующие своего решения, наметить возможные пути их решения. Так наше бессознательное получит задание, над которым оно будет работать во время нашего сна или отдыха. В результате утром мы проснемся, имея достаточно четкую программу наших действий.

Разработаны также методы коллективного решения творческих проблем. Широкой известностью среди них пользуется метод «мозгового штурма», при котором вместе собираются две группы людей – генераторы идей (люди с образным мышлением) и аналитики (люди с логическим мышлением). Ведущий данной встречи излагает им проблему, после чего генераторы предлагают самые разные варианты, а аналитики их обсуждают. Замечательным примером применения данного метода является телевизионная игра «Что? Где? Когда?», участники которой всего за минуту находят ответы на достаточно сложные вопросы.

Работоспособность человека

 

Способность человека выполнять определенную деятельность зависит как от внешних условий этой деятельности, так и от внутренних психофизических ресурсов индивида.

Обычно выделяют четыре стадии работоспособности:

1) врабатывание – знакомство с новым видом деятельности или восстановление имеющихся навыков после перерыва в работе;

2) оптимальная работоспособность – отсутствие физического утомления, положительный психологический настрой на работу создают ровный рабочий ритм, при этом достигается высокая производительность труда и совершается минимальное количество ошибок;

3) некомпенсируемое и компенсируемое утомление – эта стадия обычно наступает во второй половине рабочего дня, когда накапливается усталость, поэтому рабочий ритм снижается, человек совершает большее количество ошибок;

4) конечный «порыв» – осознание того, что выполнение задачи близко, придает человеку дополнительные силы, и он демонстрирует очень высокие показатели на завершающем этапе своей деятельности.

В зависимости от видов труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья человека продолжительность и степень выраженности этих стадий могут варьироваться, причем некоторые из них могут даже выпадать.

К внешним условиям относятся: средства производства, орудия труда, условия труда. Так, чтобы вбить самый обычный гвоздь, нужен молоток, в отсутствие которого наша задача станет трудновыполнимой. Забивание того же самого гвоздя на сильном морозе вызовет ряд дополнительных трудностей, которые потребуют больших усилий от человека.

К внутренним ресурсам относятся те знания и навыки, которыми обладает человек и которые он постоянно совершенствует. Кроме того, нужно учитывать склонность каждого человека к определенному виду деятельности. Так, человек, умеющий хорошо работать на земле, может испытывать серьезные трудности при деятельности, требующей навыков интеллектуальной работы. И наоборот, человек, с удовольствием работающий с книгами, документами и показывающий при этом высокую степень работоспособности, вряд ли продемонстрирует такие же результаты при физической работе. Поэтому нужно еще учитывать желание или нежелание человека выполнять ту или иную работу – если человек заставляет себя делать то, что ему не нравится, не следует ожидать высоких результатов от его работы. И наоборот, любимой работе человек отдает себя целиком, достигая при этом высоких результатов и показывая высокую работоспособность. Особую радость доставляет творческая работа, в которой человек может реализовать себя. Решая творческие задачи, художники, ученые, изобретатели могут сутками работать над их решением, демонстрируя очень высокую работоспособность.

Но высокая работоспособность невозможна, если у человека плохое здоровье. Только человек здоровый как физически, так и духовно может целиком отдаваться любому делу, быть творцом. Поэтому проблемы здоровья человека и его сохранения очень важны как для отдельного человека, так и для всего общества. Решением этих проблем занимается медицина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.007 с.)