Этология о поведении человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этология о поведении человека



 

Интересные данные о естественных корнях сущности человека приводят этологи – ученые, изучающие поведение животных в природе. К. Лоренц, Н. Тинберген и К. фон Фриш задумались о том, рождается ли человек безморальным и усваивает нормы, необходимые для выживания в обществе, только в процессе воспитания или же есть какие-то врожденные чувства и представления о хорошем и плохом, лишь развиваемые нашими воспитателями. Для этого они попытались доказать, что зачатки морали и культуры присутствуют уже у животных.

С точки зрения этолога поведение животных во многом определяется инстинктами – генетически заложенными в них программами поведения, не требующими специальной практики для своего формирования и развития. Питанию, росту, размножению и самосохранению соответствует четыре рода инстинктов: голода, половой, агрессии и страха. Подлинно первичным инстинктом, по мнению Лоренца, является агрессия, направленная на сохранение вида. Жестче всего она проявляется в конкуренции внутри вида, так как наиболее приспособленные особи могут захватывать большую территорию, приносить большее потомство и передавать свои гены следующему поколению.

Но проявление агрессии, как и других инстинктов, не всегда бывает полезным. Поэтому природа вводит большой набор специально созданных механизмов торможения, действующих в общении животных со своими сородичами. Таким образом, во время охоты агрессия заставляет хищника загонять и убивать свою добычу, но в боях самцов за самку или за лидерство включаются механизмы торможения. Они включают в себя позы покорности, напоминающие детское поведение и поведение самки при спаривании. Так, у волков и собак побежденный соперник ложится на спину или подставляет победителю свое горло. Кроме того, перед боем животные совершают различные ритуальные движения – мимическое утрирование, ритмическое повторение, за счет этого увеличивается время до начала атаки и тормозятся наиболее опасные движения. В результате более слабые животные выживают, так как механизмы торможения накладывают строгий запрет на убийство сородичей.

По мнению этологов, сходным образом шло и развитие человеческого общества. Поэтому все важнейшие требования и нормы культуры формулируются в виде запретов. Как врожденные механизмы и ритуалы препятствуют асоциальному поведению животных, так и человеческие табу определяют человеческое поведение в обществе. И то и другое возникает под жестким давлением отбора ради сохранения вида. У многих видов существуют следующие запреты:

– запрет на убийство представителей своего вида. Животные узнают друг друга либо персонально (обезьяны), либо по запаху (крысы и пчелы). У человека также есть отчетливое ощущение «своих» и «чужих», проявляющееся еще в раннем детстве;

– запрет на неожиданное нападение сзади, без предупреждения. У человека этот запрет воплощается в разнообразные ритуальные действия приветствия, самопрезентации и т.д.;

– у хищников действует запрет на применение смертоносного оружия в драке со своими, поэтому в среде хищников действуют самые жесткие механизмы торможения, запрещающие убийство или серьезное ранение сородича. К сожалению, у человека – по природе сравнительно безобидного всеядного существа – нет естественного оружия, а значит, нет и соответствующих механизмов торможения, запрещающих применять его против «своих». Долгое время небольшие возможности убийства себе подобных уравновешивались сравнительно слабыми запретами агрессии. Но после изобретения оружия это равновесие исчезло;

– запрет на убийство того, кто принял позу покорности, что включает механизмы торможения агрессии. После этого победитель уже не может убить своего соперника. У человека подобные ограничения есть (например, правило «Лежачего не бьют»), но они также не носят обязательного характера.

Из приведенных выше фактов разные исследователи делают нередко диаметрально противоположные выводы. Так, социобио-логия, возникшая в 80-е годы XX в., заявляет, что в основе всех форм социального поведения человека лежат врожденные структуры, присущие нам так же, как и другим представителям животного мира. Но последователи марксизма отрицают такую тесную связь человека и животных, считая, что человек далеко ушел от животного мира, поэтому распространять закономерности этого мира на человеческое поведение не имеет смысла.

Очевидно, что оценивать данные факты следует, исходя из двойственной природы человека, о которой мы уже говорили выше. Скорее всего, социальное поведение людей диктуется не только разумом и усвоенной в процессе инкультурации и социализации культурной традицией, но и подчиняется биологическим закономерностям, присущим поведению любых живых существ.

Данные зоопсихологии также показали, что поведение животных, живущих в коллективе, подчиняется одновременно эгоистическим и альтруистическим формам поведения. Если есть возможность сохранить и передать свои гены, то преобладают эгоистические формы поведения. Но если такое поведение ставит под угрозу выживание всей группы, срабатывают альтруистические поведенческие реакции. Поэтому пчела жалит своего противника, спасая пчелиную семью, но погибает при этом сама; шимпанзе нападает на тигра, чтобы дать возможность скрыться оставшимся членам группы. Схожее альтруистическое поведение нередко демонстрирует человек, спасая «своих» и обеспечивая сохранение генотипа своей популяции. Такое поведение было закреплено в культуре в соответствующих нормах морали и правилах поведения.

На основании своих исследований Лоренц сформулировал биологический вариант категорического императива Канта: «Поступай так, чтобы твое поведение как разумного существа соответствовало законам природы».

Но полной аналогии между поведением человека и поведением животных все же нет. Ведь человек – это прежде всего социальное существо, имеющее помимо биологических и другие потребности. Они были названы американским психологом А. Маслоу – потребность в надежности, социальные потребности, потребность в сознании собственного достоинства и самореализации как личности. Эти потребности представляют собой иерархию, они удовлетворяются последовательно. Если человек голоден, он будет заботиться о добывании хлеба насущного, а не о самореализации.

Но если человек в реализации своих потребностей дошел до уровня самоактуализации, то у него высшие потребности начинают доминировать над низшими. Такой человек может ограничиться минимумом в плане удовлетворения физиологических потребностей, но будет настойчиво добиваться поставленных перед собой целей. На этом уровне люди понимают, что смысл человеческой жизни – в максимально полном развитии заложенных в них способностей, а это возможно только в творческой работе.

Вопросы для обсуждения

 

1. Что такое антропогенез?

2. Чем, с точки зрения генетики, человек отличается от высших обезьян?

3. Какие доказательства родства человека с животными вы знаете?

4. Назовите фундаментальные отличия человека от животных. Как эти отличия изменили строение человеческого тела?

5. Как развивалось человеческое сознание?

6. Перечислите отличия человеческого мозга от мозга животных.

7. Что такое функциональная асимметрия мозга?

8. Как соотносятся биологическое и социальное начала в человеке?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.005 с.)