Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Живые системы и их структурные уровниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из важнейших концепций, специфичной для биологии XX в., стала концепция структурных уровней организации живой природы, находящихся между собой в отношениях иерархического соподчинения. Эта точка зрения – результат применения системного подхода, родившегося в XX веке. Системный подход в биологии
При рассмотрении вопроса о сущности системного подхода акцент был сделан на уровень элементарных частиц, атомных ядер, атомов, молекул, макроскопических тел, планет и планетных систем и т.д. Аналогичную процедуру мы можем проделать и с живой природой, выделив в ней системы, соответствующие системам микро-, макро- и мегамира в неживой природе. Но при этом нужно помнить, что в биологии данный подход обладает существенными особенностями, так как на каждом уровне организации материи мы не должны забывать о его биологической специфике. Например, мы можем изучать состав и строение биополимеров - кирпичиков, из которых складывается живая клетка, но при этом мы должны учитывать, что биополимеры - не просто изолированные макромолекулы (для их анализа было бы достаточно химии), а части живой клетки, играющие в ней определенную роль, которую мы должны выяснить. Поэтому на каждом уровне организации живой природы интерес ученых должен быть направлен не только на изучение физической и химической организации изучаемой системы, а на изучение феномена жизни. В случае ошибки чрезмерный редукционизм не позволит нам рассмотреть и понять специфику живых систем. Таким образом, системный подход в биологии требует описывать всю сложность живых систем, показывая их целостность и специфичность по сравнению с неживой природой. Для этого любой изучаемый объект живой природы должен быть описан на всех уровнях жизни, а затем наступает этап суммирования и синтезирования полученных знаний. Это очень сложная задача, к тому же не всегда выполнимая. Поэтому среди ученых есть противники такого структурирования и выделения уровней познания при изучении биологических объектов. Они исходят из того, что жизнь, это уникальное явление, совершенно не сводимое к физико-химической основе, должна изучаться в целостности и во всем своем многообразии. Такой подход, называемый витализмом, также приводит к ошибкам в процессе познания, поскольку разрывает связь живых организмов с их физической и химической основой. Поэтому ученым-биологам приходится балансировать между опасностями полного редукционизма (сведения жизни до физических и химических процессов и явлений) и идеей витализма – полной несводимости биологических процессов и явлений к совокупности составляющих их реакций. Тем не менее, системный подход берет верх и находит все большее число сторонников среди современных ученых. Они осознали, что биологические явления очень сложны для изучения и понимания как по своей органической структуре, так и по своим функциональным проявлениям. Отсюда очевидно, что без деления таких сложных систем на отдельные части просто не обойтись. Хотя современный взгляд на соотношение целостности живых объектов и совокупности составляющих их частей начал формироваться только в 20-е годы XX века, проблема различной степени упорядоченности и организованности живой материи возникла у натуралистов еще в XVIII–XIX вв. Первым толчком к этому стало создание в 1830-е гг. клеточной теории Шлейденом и Шванном, поскольку именно клетка является основной структурной единицей жизни. А уже в 1846 г. М. Шлейден сформулировал положение о существовании живых тел различного порядка организованности. Быстро выяснилось, что структуру имеют не только живые объекты, состоящие из клеток, но и сама живая клетка (хотя первоначально думали, что клетка не имеет структуры). Гипотезу о существовании надмолекулярных частиц (пластидул), из которых состоит протоплазма клеток, выдвинул Э. Геккель. Понятие структурных уровней живых систем было разработано в 1920-е годы американскими философами Г. Брауном и Р. Селларсом. Согласно их теории, эти уровни различаются не только классами сложности, но и закономерностями их функционирования. Они выдвинули идею иерархической соподчиненности уровней, вхождения каждого последующего уровня в предыдущий с образованием единого целого, причем низший уровень угадывается в самом высшем. В рамках этой концепции понятие уровней организации слилось как с понятием органической целостности, так и с понятием системы, в которой каждый новый уровень возникает не посредством разрушения предыдущего, а через процессы объединения и организации в единую систему. Эта концепция, наряду с натуралистической, физико-химической и эволюционной биологией, служит эффективным инструментом для получения комплексного интегрированного знания, на котором может возникнуть теоретическая биология.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.160.6 (0.01 с.) |