Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1 6. Современные концепции химииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Химия как наука. Система химии
Стремясь показать специфику химии как науки, мы рассмотрели в предыдущей главе историю химии. С позиции современной науки можно также выявить общие закономерности развития химического знания, описать его основные концептуальные системы. Основания химии
Еще Д. И. Менделеев обратил внимание на то, что химия, в отличие от многих других наук (например, биологии или географии), сама создает свой предмет исследования. Как никакая другая наука, она является одновременно и наукой, и производством. Химия всегда была нужна человечеству в основном для того, чтобы получать из веществ природы необходимые металлы и керамику, известь и цемент, стекло и бетон, красители и фармацевтические препараты, взрывчатые вещества и горюче-смазочные материалы, каучук и пластмассы, химические волокна и материалы с заданными электрофизическими свойствами. Поэтому все химические знания, приобретенные за многие столетия и представленные в виде теорий, законов, методов, технологий, объединяет одна-единственная непреходящая, главная задача химии – задача получения веществ с необходимыми свойствами. Но это производственная задача, и чтобы ее реализовать, надо уметь из одних веществ производить другие, т.е. осуществлять качественные превращения вещества. А поскольку качество – это совокупность свойств вещества, надо знать, от чего зависят эти свойства. Иначе говоря, чтобы решить названную производственную задачу, химия должна справиться с теоретической проблемой генезиса (происхождения) свойств вещества. Таким образом, основанием химии выступает двуединая проблема – получения веществ с заданными свойствами (на достижение ее направлена производственная деятельность человека) и выявления способов управления свойствами вещества (на реализацию этой задачи направлена научно-исследовательская работа ученых). Это и есть так называемая основная двуединая проблема химии. Система химии
Эта проблема является системообразующим началом данной науки. Она возникла в глубокой древности и не теряет своего значения и в наши дни. Естественно, что в разные исторические эпохи эта задача решалась по-разному, так как способы ее решения зависят от уровня материальной и духовной культуры общества, а также от внутренних закономерностей, присущих научному познанию. Достаточно сказать, что изготовление таких материалов, как, например, стекло и керамика, краски и душистые вещества, в древности осуществлялось иначе, чем в XVIII в. и позже. Важнейшей особенностью основной проблемы химии является то, что она имеет всего четыре способа решения. Речь при этом идет не о частных методах изучения и превращения вещества -- их множество, а о самых общих способах решения вопроса: от чего, от каких факторов зависят свойства вещества. А они зависят от четырех факторов: 1) от элементного и молекулярного состава вещества; 2) структуры молекул вещества; 3) термодинамических и кинетических условий (наличия катализаторов, воздействия материала стенок сосудов и т.д.), в которых вещество находится в процессе химической реакции; 4) уровня химической организации вещества. Поскольку способы решения основной проблемы химии появлялись последовательно, мы можем в истории химии выделить четыре последовательно сменявших друг друга этапа. В то же время, с каждым из названных способов решения основной проблемы химии связана своя концептуальная система знаний. Эти четыре концептуальных системы знания находятся в отношениях иерархии (субординации). В системе химии они являются подсистемами, так же как сама химия представляет собой подсистему естествознания. Концептуальные системы химии можно представить наглядно в виде схемы.
В развитии химии происходит не смена, а строго закономерное, последовательное появление концептуальных систем. При этом, каждая вновь появляющаяся система не отрицает предыдущую, а наоборот, опирается на нее и включает в себя в преобразованном виде. Таким образом, появляется система химии – единая целостность всех химических знаний, которые появляются и существуют не отдельно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга и объединяются в концептуальные системы химических знаний, которые находятся между собой в отношениях иерархии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.68 (0.008 с.) |