Раздел VIII. Феномен человека в научной картине мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел VIII. Феномен человека в научной картине мира



Глава 20. Человек как предмет естествознания

 

На протяжении многих столетий феномен человека притягивает к себе пристальное внимание ученых естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология, философия) и технических наук (кибернетика, бионика, генная инженерия), поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Он является предметом изучения разных наук, каждая из которых акцентирует внимание на тех или иных сторонах его жизнедеятельности. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, соединяющую в себе биологические и социальные компоненты. В нашем случае речь пойдет о человеке как предмете естествознания. И важнейший вопрос, на который нужно дать ответ в первую очередь, это вопрос о происхождении человека.

Происхождение человека

 

Ответ на вопрос о том, как появился и формировался человек, или, иными словами, как шел антропогенез, был предметом ожесточенных дискуссий на протяжении веков и тысячелетий. Ответ на него предполагает знание о месте и времени появления древнейшего человека, предках человека, основных этапах антропогенеза, сущности человека и развитии его специфических особенностей.

Изучением процесса антропогенеза занимается антропология -общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека. Помимо физической антропологии ответы на эти вопросы дают этнология (социальная и культурная антропология), археология, психология, лингвистика и многие другие науки.

С точки зрения естествознания необходимо прежде всего решить вопрос о происхождении и эволюции вида Homo sapiens, в определении его места в животном мире, выявлении его родства с другими приматами, а также выяснения отличий человека от них.

В настоящее время на эти ьопросы пытаются дать ответы пять основных концепций происхождения человека:

креационизм – человек сотворен Богом или мировым разумом;

биологическая концепция – человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;

трудовая концепция – в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

мутационная концепция – приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;

космическая концепция – человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.

Креационизм в антропогенезе

 

Эта концепция возникла исторически первой, так как религия появилась задолго до науки, и первые ответы на вопросы о происхождении и сущности человека были даны именно религией. В зависимости от уровня развития религии можно выделить несколько вариантов ответов на этот вопрос.

Так, у бесписьменных народов, обычно обладающих развитыми тотемистическими мифами, рассказывается о том, как тотемный предок (обычно им является какое-то животное или, реже, растение или неодушевленный предмет), превратился в первого человека и дал начало их роду. Например, у австралийцев, считающих себя потомками ящерицы, говорится, как их тотемный предок пришел с севера, и нашел там самозародившиеся беспомощные человеческие зародыши со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Он каменным ножом отделил эти зародыши друг от друга, открыл им глаза и уши, научил добывать огонь, готовить пищу, дал им оружие, обряды и обычаи. В языческих религиях, основанных на вере во множество богов, олицетворяющих силы природы, человек считается творением этих богов. Так, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины, чтобы те служили им. Иногда люди могли быть прямыми потомками богов. Так, древние греки возводили родословную многих своих героев к олимпийским богам, чаще всего к Зевсу и низшим женским богосуществам (наядам, дриадам и т.д.).

В монотеистических религиях, таких как христианство или ислам, существует лишь единый Бог, который считается творцом шра и человека. Так, в Библии, священной книге христиан, расказывается, что на шестой день творения Бог сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы тот владел всей Землей. Он сделал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни. Затем из ребра Адама он создал Еву.

Коран рассказывает о том, как Аллах создал человека из эссенции глины, превратил ее в каплю, создал из нее сгусток крови, затем кусок мяса и кости. После этого он облек кости мясом и вырастил человека в другом творении.

Подобные утверждения могут быть лишь предметом веры, но не научного доказательства. Тем более, что был обнаружен ряд фактов, не укладывающихся в религиозную картину мира. Среди них – обнаружение останков существ, имеющих сходство с человеком, но не являющихся людьми. Кроме того, были найдены каменные орудия труда, возраст которых был очень велик, а с точки зрения священных книг человека тогда еще не было, так что было неясно, кто их создал. И наконец, создание теории эволюции поставило вопрос о том, почему человек не должен подчиняться общим закономерностям развития живой природы.

Поэтому с момента возникновения науки ученые и философы начали искать другие объяснения происхождению человека. И далеко не все из них согласны с эволюционной теорией. Так, Аристотель говорил о целевых причинах, заложенных во все предметы и явления мира, в том числе и в живые организмы. Наличие таких изначально заложенных целей заставляет их развиваться и усложняться. В ходе этого процесса и появился человек.

В Новое время появилась идея о Мировом Разуме, вызвавшем появление человека. В наши дни такая точка зрения получила некоторые основания. Ученый Ж. Моно подсчитал, что появление генома человека, сложность которого оценивается числом 101000, требовало бы в эволюции живого случайного перебора вариантов, равного 10900 на одну особь. Такие числа просто не реальны, поэтому Моно заявил об уникальности как жизни, так и человека, об их возникновении вопреки ходу природы.

Схожую точку зрения высказал в 1978 г. другой французский биолог – Э. Марке. Он предположил, что толчок в эволюции жизни, приведший к появлению человека, был вызван вхождением в предковый зоологический вид особого «оператора», «подсказавшего» обезьянам путь к человеку. Да и концепция номогенеза, о которой мы говорили выше, тоже подчеркивает целенаправленность как изначальное свойство жизни. Берг, автор концепции номогенеза, считал, что появление человека было предопределено этой целесообразностью.

Космическая концепция

 

По степени доказательности эта точка зрения стоит ближе всего к концепции креационизма. Возникла она в 60-е годы XX в. под влиянием успехов космонавтики и растущей популярности научно-фантастической литературы. Сторонники этой концепции исходят из того, что человек на Земле появился в результате вмешательства инопланетян. Это могло быть либо осуществлением заранее намеченной цели – распространение разума на подходящих планетах, либо результатом несчастного случая – аварии космического корабля инопланетян, заставившего их остаться на Земле, и их последующего одичания.

Наиболее подробно космическая концепция была изложена Э. Фон Дэткеном в книге «Воспоминания о будущем». По его мнению, несколько миллионов лет назад посланцы внеземной цивилизации посетили нашу планету и, руководствуясь своими целями, внесли изменения в генетический аппарат гоминид, вызвав таким образом появление человека. Позже они еще несколько раз посещали нашу планету, чтобы проконтролировать и помочь своим питомцам. Для доказательства этой точки зрения в книге приводится множество свидетельств палеоконтактов.

Биологическая концепция

 

Предпосылки, которые привели к формированию этой концепции, появились в эпоху Великих географических открытий, сделавших доступными для наблюдений и исследований практически весь мир. Начиная с XV века, европейцы узнали о существовании множества разных стран и народов, совсем не похожих на них, имевших совершенно другие традиции и обычаи. Многие из этих народов находились на уровне каменного века. Вначале господствовало убеждение, что народы отличаются по уровню своего развития, потому что такими их создал Бог.

Но с начала XIX в. в естествознание начинает проникать идея всеобщей связи и развития, которая в антропологии трансформировалась как представление о развитии человечества, о том, что народы могут находиться на разных ступенях общественного прогресса. Основная заслуга в этом принадлежит Э. Тайлору, который в середине XIX в. разработал основные положения классического эволюционизма – теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам. Тогда же были высказаны предположения, что разные народы движутся по ступеням общественного развития с разной скоростью, но путь, который им предстоит пройти, один. Так в науке была сформулирована принципиальная возможность изучения древней истории современных народов через исследование сохранившихся бесписьменных народов.

Параллельно с этими исследованиями появились и первые научные представления о происхождении человека, являющегося результатом развития животного мира Земли. Подтверждениями длительного эволюционного развития человека, свидетельством того, что он далеко не всегда был цивилизованным, стали находки каменных орудий труда, созданных первобытными людьми.

Впервые эти идеи были высказаны К. Линнеем, который в своей «Системе природы» отнес человека к животному миру, отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Во второй половине XVIII в. естествоиспытатели Ж. Бюффон и П. Кампер показали глубокое сходство в строении основных органов человека и животных, прежде всего высших обезьян, заложив основы научной приматологии. Это позволило поставить на новый, более высокий уровень вопрос о границах между человеком и высшими приматами.

В первой половине XIX в. ученые накопили материал, достаточный для разработки научной теории антропосоциогенеза. Среди сделанных открытий особое место занимают исследования французского археолога Буше де Перта, который собрал множество каменных орудий труда, принадлежавших первобытному человеку. Его открытия отодвинули время появления человека с библейских шести тысяч лет далеко в прошлое. Несмотря на развернутую консервативными кругами обструкцию этих открытий, в середине века они были признаны, а археологи стали использовать термины «палеолит» и «неолит».

К этому времени в науке сложились теоретические предпосылки появления теории антропосоциогенеза. Важнейшей из них стало проникновение идей эволюционизма в биологию. Но, признавая эволюцию органического мира, даже самые смелые естествоиспытатели не решались поставить человека в один ряд с животными и растениями. Так, даже Ламарк, автор первой эволюционной концепции, высказал предположение о возможном происхождении человека от шимпанзе, но не счел возможным развить его дальше. Он предпочел ограничиться замечанием, что человек происходит не только от животных.

Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч. Дар-вином, который в 1871 г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два очень важных положения:

– человек произошел от животных предков;

– человек состоит в родстве с. современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.

Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо. С этого момента место божественного творения в науке заняла эволюция живой природы, протекающая на основе наследственной изменчивости, естественного отбора и борьбы за существование.

В последарвиновский период развития биологии его взгляды были подтверждены многочисленными открытиями, прежде всего, в области палеонтологии. Так, сам Дарвин делал выводы о родстве человека и высших обезьян только на основании косвенных выводов, исходя из сходства строения современного человека и современных антропоидов. Палеонтологам удалось найти некоторые промежуточные формы между современным человеком и обезьяноподобными предками – питекантропов, синантропов, неандертальцев и, наконец, ископаемых людей современного типа – кроманьонцев.

Во второй половине XX в. с помощью биохимии, физиологии, иммунологии и генетики удалось получить и другие доказательства родства человека с животным миром нашей планеты. Прямым доказательством родства человека и обезьян стали останки ископаемых существ – как общих предков человека и человекообразных обезьян, так и промежуточных форм между обезьяньим предком и современным человеком. Первые открытия такого рода произошли в Южной Африке, а затем в Восточной Африке. Современные антропоиды, к которым относятся ныне существующие человекообразные обезьяны – шимпанзе, горилла, орангутанг и гиббон, представляют собой боковые ветви «родственников» человека, они тоже произошли от вымерших обезьян. Среди этих обезьян ближе всего к человеку стоит шимпанзе.

По последним данным, появление высших обезьян, давших начало обезьяньим предкам человека, произошло около 20 млн лет назад. Судя по всему, в то время существовало около 20 родов и 30 видов антропоидов. Большинство из них вымерло, а переход к человеку осуществил лишь один вид. Анализ ископаемых форм показал, что у них была меньшая, чем у современных обезьян приспособленность к древесному образу жизни, они могли передвигаться как по земле, так и по деревьям. Кроме того, у них руки были короче, а ноги длиннее, чем у современных обезьян, мозг больше, а клыки меньше.

Итак, древнейший предок человека и высших обезьян, известный науке, – рамапитек – жил на территории от Индии до Африки примерно 14 млн лет назад. Около 10 млн лет назад от него отделился предок орангутанга – сивапитек. Он остался в Азии, где и сейчас живут его потомки. А общий предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, укоренился на Африканском континенте. Там же найдены останки австралопитека, возраст древнейших из них оценивается в 5,5 млн лет. Их появление стало первой стадией эволюции человека. Около 2 млн лет назад среди австралопитеков появился зинджантроп – человек умелый, который обладал такими признаками, как прямо-хождение, заметная развитость кисти руки, и умел применять и изготавливать каменные орудия труда.

Дальнейшее развитие человека было рядом последовательно сменявших друг друга типов, отличавшихся специфичными морфологическими чертами, уровнем материальной культуры, особенностями поведения, сознания, речи и т.д. Оно описывается стадиальной концепцией. В ее разработку большой вклад внесли российские антропологи, выделившие четыре стадии антропогенеза:

1) австралопитеки – предшественники человека;

2) прогрессивные австралопитеки, архантропы, среди которых были питекантропы, синантропы и др. – древнейшие люди;

3) палеоантропы (неандертальцы) – древние люди;

4) неоантропы (кроманьонцы) – ископаемые люди современного анатомического типа.

Считают, что древнейшие люди появились около 1 млн лет назад и прошли эволюцию от питекантропа к неандертальцам, появившимся около 200 тыс. лет назад, и далее – к кроманьонцу, который появился около 40 тыс. лет назад и был уже вполне сформировавшимся человеком. Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости кроманьонца от внешней среды, к появлению абстрактного мышления и попыткам отражения окружающей действительности в художественных образах. Так появились зачатки искусства (наскальные рисунки, резьба по дереву и кости) и первичные формы религии. После этого эволюция человека вышла из-под определяющего влияния биологических факторов и приобрела социальный характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.023 с.)