Влияние вторичных психических расстройств на динамику дислексии и психотерапевтическая помощь ребенку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние вторичных психических расстройств на динамику дислексии и психотерапевтическая помощь ребенку



Следует также учитывать и тот факт, что в конце третьей - на-. чале четвертой четверти у большинства детей нарастает утомление, снижается успеваемость, иногда присоединяются головные боли, усиливается эмоциональная лабильность. При этом, как правило, усугубляется школьная дезадаптация и у некоторых детей начинают развиваться вторичные психогенные психические нарушения в связи с реакцией на собственную несостоятельность и ситуацию «хронического неуспеха». То есть при углублении декомпенсации начинают появляться аффективные и протестные формы реакции, сначала только на учебные, а затем и на другие трудные для него ситуации. Большинство детей с дислексией переживают состояние фрустрации. Появляются прогулы уроков (сначала только уроков чтения, а затем и других), за которыми может последовать и отказ посещать школу.

Эти переживания нередко усугубляются недостаточно тактичным и негибким поведением учителя. Неблагоприятно сказываются и попытки форсировать темпы овладения чтением: практически это всегда утяжеляет нарушения чтения. Немаловажна реакция семьи на трудности детей. Если в семье царит атмосфера эмоционального неприятия ребенка, связанная с неоправдавшимися надеждами на его успех, это создает условия для развития кризисного состояния.

В тех случаях, когда ребенок не получает своевременной логопедической и психокоррекционной помощи, патологические формы реагирования генерализуются, приобретают регидный характер, и на этой основе формируются психопатоподобные нарушения или патологическое развитие личности. Чем позже начата коррекционная работа, тем выраженнее вторичное расстройство.

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Родителей следует с первой встречи готовить к сотрудничеству с логопедом, психологом и педагогом. Необходимо убедить их в абсолютной необходимости этого и на протяжении всего коррекционного курса постоянно контролировать выполнение ими домашних заданий. Нередко встречаются патологические типы воспитания: гипоопека, гиперопека, контрастное воспитание, потворствующее воспитание и др. Необходимость создания оптимальных условий для развития ребенка требует психотерапевтической коррекции патологических типов воспитания.

Среди индивидуальных методов терапии детей с проблемами в учебе чаще всего используются рациональная психотерапия и аутогенная тренировка. Целесообразно включать в сеансы психотерапии такие виды занятий, как лепка, рисование и другие, заведомо легко выполняемые ребенком. Успех в каком-либо виде деятельности и похвала со стороны взрослого наилучшим образом способствуют повышению уверенности в себе и формированию активной жизненной позиции ребенка.

Общение с первоклассниками может быть самым трудным и ответственным временем для психолога, логопеда. Найти нужный подход к детям, быть внимательным, зорким, жить жизнью детей и в то же время быть настойчивым в своих справедливых требованиях - это залог успеха на каждой ступеньке обучения умению учиться, а первая ступенька - уметь хорошо читать.

Всякие элементы принуждения как в классе, так и в коррекционной группе должны быть исключены. Основные принципы в работе - максимум терпения и постоянный учет особенностей ребенка.

В процессе аутогенной тренировки вырабатываются способности мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться, продуктивно отдыхать, снимать фобические реакции и отрицательные эмоциональные переживания. Весьма эффективны методы групповой психотерапии и, в частности, игровые ее варианты. Рекомендуется включать в терапевтические игры музыкально-ритмические упражнения.

Ритмико-психомоторная терапия располагает следующими основными упражнениями:

1. упражнения, приучающие ребенка к порядку, укрепляющие дисциплину и способствующие усвоению материала;

2. упражнения на усвоение социального поведения;

3. упражнения на развитие фантазий и представлений.

В качестве домашних заданий на развитие воображения учащихся младших классов можно предложить сочинения, данные в экспериментальной программе (СНОСКА: См.: Ляудис В. Я., Негуре И. П. Психические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994.). Для организации работы воображения учащихся были использованы приемы фантазирования.

Первый прием, названный Дж. Родари «брошенный камень», сводился к тому, что учащимся называлось любое слово, которое, подобно камню, брошенному в воду, вызывает в сознании детей волны мыслей, воспоминаний. Например: «Сказка о книге», «Сказка о норе».

Второй прием - «Фантастический бином»- также заимствован у Дж. Родари. Его суть заключается в том, что школьникам предлагаются два предмета или слово, между которыми нет никакой связи на уровне обыденной логики. Для того чтобы ввести их в один контекст, требуется включение продуктивного воображения. Например: сочинение сказки «Собака и гардероб».

Третий прием - знаменитое магическое «если бы...» К. С. Станиславского. Ребенок переносит себя или другого человека из реальной в воображаемую ситуацию.

Сочинения: «Что случилось бы, если бы во всем мире исчезли деньги?», «Если бы я имел машину времени», «Что случится, если мой лифт полетит на Луну или спустится в центр Земли», «Я один во всем мире» и др.

Четвертый прием - переработка известной сказки в связи с введением нового элемента. Ученику предлагается ряд слов (или картинок), которые напоминают хорошо известную им сказку. Например: «Красная шапочка и вертолет».

Процесс построения какого-либо текста следует осуществлять в два этапа. На первом этапе работы над сочинением ребенку рекомендуется не торопиться с оценкой появляющихся у него мыслей, а писать все, что приходит на ум. Это позволяет снять беспокойство за возможные речевые или логические ошибки, сковывающие продуктивное воображение детей. Вторая часть работы - над самим текстом, его оформлением.

Можно предложить разнообразные сценарии ролевых игр, разработанные Р. В. Овчаровой (СНОСКА: См.: Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М„ 1996). Богатые возможности не только для психотерапевта, но и для педагога представляют методы арттерапии (рисуночная терапия, психодрама, методы «нейролингвистического программирования») (СНОСКА: См.: В иглсуорт М. Вилли и его друзья. Воронеж, 1995; Оклендер В. Окна в мир ребенка. М., 1997). Последнее направление позволяет не только работать над симптомами дезадаптации, но и помогает выбирать оптимальный стиль общения (с учетом ведущих у ребенка модальностей) и, таким образом, может быть использовано для профилактических целей.

Постепенно в процессе всей психолого-логопедической работы решается основная задача - коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций чтения. По Т. Г. Егорову это:

§ овладение звуко-буквенными обозначениями;

§ послоговое чтение;

§ становление синтетических приемов чтения;

§ синтетическое чтение.

Проводимая нами работа от первого знакомства с буквой до чтения помогает многим первоклассникам избежать встречающихся при дислексии групп ошибок, среди которых выделим:

1. неусвоение букв;

2. побуквенное чтение;

3. искажение звуко-слоговой структуры слова;

4. замену слов;

5. аграмматизм;

6. нарушение понимания читаемого.

Заключение

Данная методика позволяет выявить детей, предрасположенных к дислексии, до 15 сентября, т. е. в период всестороннего обследования учащихся первых классов, а не во втором полугодии, и принять необходимые меры. Повторное обследование учащихся через 5 месяцев при скрупулезном подходе учителей к результату (через установленный стандарт чтения во втором полугодии 25 слов в минуту и осмысленный пересказ содержания ребенком) дали следующее процентное соотношение: 1 «А» - 77% хорошо читающих детей, 12% удовлетворительно, 11%дислексики.

(Было 62% из 26 детей, предрасположенных к дислексии.) 1 «Б» - 94% хорошо читающих детей, 6% удовлетворительно. (50% дислексиков из 16 человек.) 1 «В» - 40% хорошо читающих детей, 40% удовлетворительно, 20% дислексики. (90% дислексиков из 20 человек.)

Анализ результатов показывает позитивные изменения у детей с дислексией, произошедшие в результате целенаправленной коррекции, что подтверждает эффективность данной методики и актуальность работы по предложенным направлениям на всем протяжении обучения ребенка в младшем звене.

Трудно рассчитывать на глубокие изменения после нескольких занятий, но систематическая работа всего педколлектива поможет идти ребенку дальше через коррекционные занятия к овладению грамотой, а значит, к хорошим и отличным отметкам.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни

Задание

Выполнение задания

1 «Найти место фигуре» (матрица фигур) +
2 «Найти время года» +
3 Группировка картинок по количественному признаку +
4 Счет +
5 «Дорисуй» (окончание рисунка по заданной фигуре) +
6 Серия сюжетных картинок (игра с кубиками) +
7 «Продолжи ряд» +
8 Анализ слова +
9 Подбор иллюстраций к тексту (день рождения) +
10 Рисование (дом, дерево, человек) +

1. «Найди место фигуре» (матрица фигур) - задание направлено на выявление уровня развития логического мышления.

Оборудование: три квадратные таблицы, разделенные на 36 клеток (шесть рядов по шесть клеток). Верхняя строка таблицы заполнена изображениями кругов (фигуры расположены по убывающей величине). В левой и правой графах сверху вниз расположены треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Все фигуры в левой графе - самые крупные, в правой - самые мелкие. 16 внутренних клеток таблицы не заполнены.

Задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы мысленно разместить в пустых клетках три фигуры, нарисованные под таблицей, в соответствии с их формой и величиной (выбранная для каждой фигуры клетка отмечается карандашом). Для правильного решения задачи ребенок должен учесть принцип построения таблицы (сочетание классификации фигур по форме и величине) и найти для каждой игры нужную строку и графу.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть одну таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них расположены фигурки разной формы и разной величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свою клетку. После того как ребенок рассмотрит таблицу, взрослый говорит: «А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеточек, у тебя внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице, они отмечены крестиками. Посмотри внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку». Затем ребенку дают другую таблицу, где внизу нарисованы другие три фигурки. Взрослый говорит: «Найди место в таблице и отметь те клеточки, куда нужно поставить фигурки».

Обучение: если ребенок затрудняется в выполнении задания, ему помогают определить место для каждой фигурки, активизируя при этом ориентировочно-познавательную деятельность ребенка. После обучения ему предлагают еще один вариант таблицы для самостоятельного выполнения задания, где необходимо расставить по местам другие фигурки, т. е. отметить нужные места крестиками.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения - самостоятельно или после обучения, результат.

2. «Найди время года». Методика направлена на выявление уровня развития временных представлений, умения ребенка устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением четырех времен года с ярко выраженными специфическими признаками.

Проведение обследования: перед ребенком на столе раскладывают картинки с изображением времен года - зимы, лета, осени, весны. Ребенку предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Скажи, какое сейчас время года? Покажи его на картинке. Какое время наступит потом?» Уточняют знания ребенка о последовательности времен года.

Обучение не проводится. Однако, если ребенок не справляется с заданием, его просят найти изображение определенного времени года.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение определить время года в период обследования и соотнести его с изображением на картинке; уровень сформированности временных представлений: обобщенный, элементарный, фрагментарный и отсутствие представлений.

3. Группировка картинок по количественному признаку. Задание направлено на выявление уровня развития наглядного и логического мышления.

Оборудование: парные картинки с изображением предметов, различных по количеству: 1-я пара (на одной много цветных карандашей, на другой - один карандаш); 2-я пара (на одной много яблок, на другой - одно); 3-я пара (на одной много цыплят, на другой - один).

Проведение обследования: перед ребенком кладут пару картинок, на которых изображены: на одной - пять цветных карандашей, на другой - один. Ребенку предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: «Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где много карандашей) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд». Затем ребенку дают по одной картинке и просят объяснить, какие картинки он клал в один ряд, а какие - в другой.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения, вычленение ребенком самостоятельно основного принципа группировки и умение обобщить этот принцип в речевом плане.

4. Счет. Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умения выполнять счетные операции в уме, принимать и анализировать условия познавательной задачи, т. е. на выявление уровня мыслительных операций.

Оборудование: 20 плоских палочек, экран.

Проведение и обследование: проводится два этапа: 1-й этап -ребенку предлагают посчитать устно до 10 и обратно. Затем спрашивают: «Какое число больше: 5 или 6? Какое меньше: 8 или 9? Какое число стоит между 4 и 6? 2-й этап - ребенка просят взять из множества палочек только пять. Затем их раскладывают горизонтально перед ним и предлагают следующую игру: «Запомни сколько у тебя палочек. Сейчас я буду уменьшать или прибавлять, а ты должен ответить, что я сделал - отнял или прибавил? Сколько стало?» Задание повторяется несколько раз, и счетные задания выполняются в пределах восьми.

Обучение: проводится на 2-м этапе. Если ребенок не отвечает на вопрос «Сколько я отнял?», педагог снова показывает пять палочек, уже без экрана отнимает две палочки и снова задает вопрос. После этого задание повторяется с использованием экрана.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание всех вариантов заданий, анализ условий познавательной задачи, умение выполнять счетные операции в уме.

5. «Дорисуй» (окончание рисунка по заданной фигуре). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, воссоздающего воображения.

Оборудование: на одном листе - четыре круга, на другом -четыре полукруга, нарисованные в ряд на некотором расстоянии друг от друга, набор цветных фломастеров или карандашей.

Проведение обследования: сначала ребенку дают один лист с изображением четырех кругов и просят его дорисовать так, чтобы получилось четыре разных предмета. Затем предлагают другой лист с изображением шести полукругов и просят нарисовать четыре разных предмета, используя цветные фломастеры.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, отношение (заинтересованность) к выполнению задания, анализ рисунков.

6. Серия сюжетных картинок (игра с кубиками). Задание направлено на проверку уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: серия из четырех сюжетных картинок «Игра с кубиками»: 1-я - мальчик несет ящик с кубиками; 2-я - мальчик, сидя на ковре, выкладывает кубики из коробки; 3-я - мальчик строит башню; 4-я - мальчик заканчивает строить башню - ставит завершающую деталь.

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки, а потом говорят: «Подумай, как из этих картинок составить рассказ? Разложи картинки так, чтобы получился рассказ: его начало, продолжение и окончание». После того как ребенок разложит картинки, независимо от соблюдения последовательности событий (оценка действий не делается), его просят составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказа ребенок может менять картинки местами. Помощь со стороны экспериментатора не оказывается.

Оценка действий ребенка: понимание ребенком того, что серия картинок объединена одним сюжетом, учитывает ли ребенок, что это событие происходит во временной, логической последовательности (основанием для этого служит правильно подобранный ряд картинок), может ли ребенок отразить это событие и его последовательность в своем рассказе.

7. «Продолжи ряд» (письмо). Задание направлено на выявление уровня развития готовности руки к письму, умения ребенка принять задание и проанализировать образец.

Оборудование: лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на 1-й строчке - четыре палочки; на 2-й строчке - палочки и крючочки; на 3-й - треугольники, ручка.

Проведение обследования: ребенка просят написать на листе бумаги те элементы букв, которые даны в образце, ему говорят: «Продолжай писать».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ образца, умение писать по образцу.

8. Анализ слова. Задание направлено на выявление умения ребенка принимать новые познавательные задачи, связанные с учебной деятельностью.

Проведение обследования: взрослый говорит ребенку: «Я тебе назову слово, а ты посчитай, сколько там звуков». Называет слово «дом» и спрашивает: «Сколько там звуков?» После этого называет слова «стена», «хвост» и спрашивает: «Какой звук второй? Назови третий, первый, четвертый, пятый звуки».

Обучение: если ребенок не может сказать, сколько звуков в слове «дом», взрослый медленно произносит каждый звук и считает их: «д - один звук, о - два, м - три. В слове три звука. А теперь посчитай, сколько звуков в слове «кот». Другие слова в этих случаях не предлагаются.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение анализировать слова, уровень обучаемости.

9. Подбор иллюстраций к тексту (день рождения). Задание направлено на выявление взаимоотношений между словом и образом.

Оборудование: три картинки - лесная полянка, улица города, день рождения.

Проведение обследования: ребенку предлагают прослушать текст связного рассказа, отражающий определенный сюжет, и подобрать иллюстрацию, соответствующую прослушанному рассказу, а затем обосновать свой выбор.

Текст рассказа: «У Маши был день рождения. К ней в гости пришли друзья. Они принесли ей подарки. Наташа принесла шарик. Петя принес кубики. А мама подарила Маше куклу».

Текст читают один раз в медленном темпе, при этом картинки ребенку не показывают. Только после того, как рассказ прочитан, ребенку предлагают выбрать иллюстрацию, соответствующую прочитанному тексту: «Найди картинку, где нарисовано то, о чем я рассказал». После выбора картинки, независимо от правильности решения ребенка спрашивают: «Почему ты решил, что эта картинка подходит к тому, что я прочитал?»

Обучение: предлагается повторное прослушивание рассказа.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, сформированность соотношения между словом и образом, результат.

10. Рисование (дом, дерево, человек).

Оборудование: бумага, цветные фломастеры. Проведение обследования: методика та же, что и для 6-го года жизни.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, интерес к заданию, анализ рисунков - стремление к сюжетному изображению.

Оценка в баллах.

1.«Найди место фигуре» (матрица фигур):

1 балл - не принимает и не понимает задание;

2 балла - принимает задание, но трудности вызывает анализ условий задачи и само решение в мысленном плане, пытается поставить крестики в любой клеточке, т. е. не выполняет задание ни на классификацию, ни на сериацию;

3 балла - принимает задание, понимает его условие, решает задачу в плане классификации (выбор по форме), трудности отмечаются в выборе по размеру, т. е. в плане сериации. Это говорит о недостаточном уровне развития перцептивных действий;

4 балла - принимает и понимает задание, решает задачу в
плане классификации и сериации.

2. «Найди времена года».

1 балл - не принимает и не понимает задание;

2 балла - принимает задание, но не может определить время года в момент обследования, не соотносит его с изображением на картинке, выделяет по слову только два времени года - зиму и лето. Отмечаются только фрагментарные представления о временах года.

3 балла - принимает и понимает задание, имеются представления обо всех временах года, может соотнести слово и изображение, однако представления об определенной смене времен года еще не сформированы;

4 балла - принимает и понимает задание, соотносит время года в момент обследования с изображением на картинке, знает определенную последовательность времен года.

3. Группировка картинок по количественному признаку:

1 балл - не принимает и не понимает задание;

2 балла - принимает задание, но условия задачи не понимает, раскладывает картинки либо в одну сторону, либо по порядку (по очереди): то в одну сторону, то в другую;

3 балла - принимает задание, понимает условие задачи, раскладывает картинки по разным признакам, исправляет ошибки самостоятельно, в конечном итоге выделяет основной принцип группировки - признак количественный, однако в речевых высказываниях сформулировать этот принцип не может;

4 балла - принимает и понимает условия задания, группирует по существенному признаку, в речевом плане формулирует этот принцип.

4. Счет;

1 балл - не принимает и не понимает условия задания, в обучении действует неадекватно;

2 балла - принимает задание, но не может выполнить ни одного из предложенных вариантов, выполняет счетные операции в пределах трех-четырех;

3 балла - принимает задание, но самостоятельно выполнить его не может, однако после обучения выполняет счетные операции в пределах пяти;

4 балла - принимает задание, понимает условия всех его вариантов, выполняет счетные операции в пределах семидесяти.

5. «Дорисуй» (окончание рисунка по заданной фигуре):

1 балл - не принимает и не понимает задание;

2 балла - принимает задание, но требуется многократная помощь к началу его деятельности, либо может дорисовать один предмет, либо «уходит» от условия задачи и начинает рисовать элементарные предметы (домики, дорожки и т. д.);

3 балла - принимает задание, дорисовывает два (редко три) предмета; все заданные формы не использует, причем сами рисунки весьма однообразны;

4 балла - принимает задание, рисует с интересом, используя все предложенные формы.

6. Серия сюжетных картинок (игра с кубиками):

1 балл - не понимает задание, перекладывает картинки либо ведет себя неадекватно заданию;

2 балла - воспринимает каждую картинку изолированно, т. е. не объединяет серию картинок в один сюжет (воспринимает серии картинок как набор рядоположенных событий, рассказывает о каждой картинке отдельно);

3 балла - выделяет сюжетное содержание сериала картинок, вычленяет центральную идею сюжета, но серьезные затруднения вызывает временное развитие событий, логическая последовательность операций. У ребенка нет понимания начального этапа действия и его завершенности, затрудняется в составлении рассказа:

4 балла - воспринимает событие на серии картинок как единое целое, понимает, что событие представлено последовательно, может составить последовательный рассказ.

7. «Продолжи ряд» (письмо):

1 балл - не принимает или не понимает условия задачи;

2 балла - принимает задачу, но не может работать по образцу, пишет элементы букв, не учитывая принцип чередования, но всегда придерживается строчки;

3 балла - принимает задачу, работает по образцу, учитывает принцип чередования, но в процессе работы нарушает его, размеры элементов букв не всегда выдержаны;

4 балла - принимает задачу, работает с интересом, хорошо анализирует образец, учитывает принцип чередования, размеры элементов букв сохранены.

8. Анализ слова:

1 балл - не принимает задания или не понимает условия задачи;

2 балла - принимает задание, но не может выполнить анализ слова, после обучения не может определить место звука в слове;

3 балла - принимает задание, понимает его условия, однако самостоятельно проанализировать слово не может; после обучения выполняет анализ слова из трех звуков;

4 балла - принимает задание, понимает условия задачи, самостоятельно может проанализировать слова и определить место звука в слове из пяти-шести звуков.

9. Подбор иллюстраций к тексту (день рождения):

1 балл - не принимает задание;

2 балла - понимает задание, но выбрать нужную иллюстрацию к тексту не может, берет любую картинку;

3 балла - выбирает правильно иллюстрацию, но обосновать в словесном плане свои действия не может;

4 балла - принимает задание, сразу правильно выбирает иллюстрацию, словесно обосновывает свой выбор логично.

10. Рисование (дом, дерево, человек):

1 балл - задание не принимает или принимает, но не может нарисовать предмет;

2 балла - задание принимает, рисует заданные предметы без деталей, не используя цвет как признак определенных свойств предметов (рисунок человека, как правило, без шеи);

3 балла - задание принимает, рисует заданные предметы с деталями, но не использует цвет как признак определенных свойств предметов, в рисунках нет стремления к сюжетному изображению;

4 балла - задание принимает, рисует заданные предметы с деталями, используя цвет как определенный признак предметов, четко отмечаются тенденции к сюжетному изображению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.085 с.)