Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И.



Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И.

Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция

учебно-методической пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО

Воронеж: Творческий центр "Учитель"

2000

Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методической пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО. - Воронеж: Творческий центр "Учитель", 2000. - 64 с.

Оглавление

Введение

Дети младшего школьного возраста. Особенности развития

Методика и правила оценки выполнения заданий

Направления коррекционной работы

Анализ сформированности навыков чтения

Влияние вторичных психических расстройств на динамику дислексии и психотерапевтическая помощь ребенку

Заключение

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни

Приложение 2. Обследование состояния речевой деятельности ребенка 6-7-го годов жизни

Приложение 3. Успешное формирования процесса чтения

Приложение 4. Преодоление нарушений слоговой структуры слова

Приложение 5

Приложение 6.

Приложение 7. Развития изобразительных способностей, графических навыков образной памяти, зрительно-моторной координации

ЛИТЕРАТУРА

В пособии рассказывается о целесообразности раннего диагностирования нарушения чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста по методике А. Н. Корнева. Для достижения положительных результатов в обучении авторы предлагают некоторые приемы коррекционно-развивающего обучения по формированию навыка чтения.

Для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО.

Рецензент: Г. И. Веденеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ВОИПКРО.

Введение

В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, вызывающие эти трудности, многозначны, решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Речь идет о школьниках, которые учатся в обычной, массовой школе. Однако к таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причем помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор - овладение навыком чтения.

Нельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько несчастливых Марин, Саш и Сереж уходят из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Не читающий ребенок, подросток - это катастрофа школы, общества. Что же представляют собой эти первоклассники? И как им помочь? Надеемся, что материал, изложенный в данном пособии, поможет ответить на эти вопросы.

Заключение

Данная методика позволяет выявить детей, предрасположенных к дислексии, до 15 сентября, т. е. в период всестороннего обследования учащихся первых классов, а не во втором полугодии, и принять необходимые меры. Повторное обследование учащихся через 5 месяцев при скрупулезном подходе учителей к результату (через установленный стандарт чтения во втором полугодии 25 слов в минуту и осмысленный пересказ содержания ребенком) дали следующее процентное соотношение: 1 «А» - 77% хорошо читающих детей, 12% удовлетворительно, 11%дислексики.

(Было 62% из 26 детей, предрасположенных к дислексии.) 1 «Б» - 94% хорошо читающих детей, 6% удовлетворительно. (50% дислексиков из 16 человек.) 1 «В» - 40% хорошо читающих детей, 40% удовлетворительно, 20% дислексики. (90% дислексиков из 20 человек.)

Анализ результатов показывает позитивные изменения у детей с дислексией, произошедшие в результате целенаправленной коррекции, что подтверждает эффективность данной методики и актуальность работы по предложенным направлениям на всем протяжении обучения ребенка в младшем звене.

Трудно рассчитывать на глубокие изменения после нескольких занятий, но систематическая работа всего педколлектива поможет идти ребенку дальше через коррекционные занятия к овладению грамотой, а значит, к хорошим и отличным отметкам.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни

Задание

Выполнение задания

1 «Найти место фигуре» (матрица фигур) +
2 «Найти время года» +
3 Группировка картинок по количественному признаку +
4 Счет +
5 «Дорисуй» (окончание рисунка по заданной фигуре) +
6 Серия сюжетных картинок (игра с кубиками) +
7 «Продолжи ряд» +
8 Анализ слова +
9 Подбор иллюстраций к тексту (день рождения) +
10 Рисование (дом, дерево, человек) +

1. «Найди место фигуре» (матрица фигур) - задание направлено на выявление уровня развития логического мышления.

Оборудование: три квадратные таблицы, разделенные на 36 клеток (шесть рядов по шесть клеток). Верхняя строка таблицы заполнена изображениями кругов (фигуры расположены по убывающей величине). В левой и правой графах сверху вниз расположены треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Все фигуры в левой графе - самые крупные, в правой - самые мелкие. 16 внутренних клеток таблицы не заполнены.

Задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы мысленно разместить в пустых клетках три фигуры, нарисованные под таблицей, в соответствии с их формой и величиной (выбранная для каждой фигуры клетка отмечается карандашом). Для правильного решения задачи ребенок должен учесть принцип построения таблицы (сочетание классификации фигур по форме и величине) и найти для каждой игры нужную строку и графу.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть одну таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них расположены фигурки разной формы и разной величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свою клетку. После того как ребенок рассмотрит таблицу, взрослый говорит: «А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеточек, у тебя внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице, они отмечены крестиками. Посмотри внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку». Затем ребенку дают другую таблицу, где внизу нарисованы другие три фигурки. Взрослый говорит: «Найди место в таблице и отметь те клеточки, куда нужно поставить фигурки».

Обучение: если ребенок затрудняется в выполнении задания, ему помогают определить место для каждой фигурки, активизируя при этом ориентировочно-познавательную деятельность ребенка. После обучения ему предлагают еще один вариант таблицы для самостоятельного выполнения задания, где необходимо расставить по местам другие фигурки, т. е. отметить нужные места крестиками.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения - самостоятельно или после обучения, результат.

2. «Найди время года». Методика направлена на выявление уровня развития временных представлений, умения ребенка устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением четырех времен года с ярко выраженными специфическими признаками.

Проведение обследования: перед ребенком на столе раскладывают картинки с изображением времен года - зимы, лета, осени, весны. Ребенку предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Скажи, какое сейчас время года? Покажи его на картинке. Какое время наступит потом?» Уточняют знания ребенка о последовательности времен года.

Обучение не проводится. Однако, если ребенок не справляется с заданием, его просят найти изображение определенного времени года.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение определить время года в период обследования и соотнести его с изображением на картинке; уровень сформированности временных представлений: обобщенный, элементарный, фрагментарный и отсутствие представлений.

3. Группировка картинок по количественному признаку. Задание направлено на выявление уровня развития наглядного и логического мышления.

Оборудование: парные картинки с изображением предметов, различных по количеству: 1-я пара (на одной много цветных карандашей, на другой - один карандаш); 2-я пара (на одной много яблок, на другой - одно); 3-я пара (на одной много цыплят, на другой - один).

Проведение обследования: перед ребенком кладут пару картинок, на которых изображены: на одной - пять цветных карандашей, на другой - один. Ребенку предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: «Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где много карандашей) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд». Затем ребенку дают по одной картинке и просят объяснить, какие картинки он клал в один ряд, а какие - в другой.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения, вычленение ребенком самостоятельно основного принципа группировки и умение обобщить этот принцип в речевом плане.

4. Счет. Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умения выполнять счетные операции в уме, принимать и анализировать условия познавательной задачи, т. е. на выявление уровня мыслительных операций.

Оборудование: 20 плоских палочек, экран.

Проведение и обследование: проводится два этапа: 1-й этап -ребенку предлагают посчитать устно до 10 и обратно. Затем спрашивают: «Какое число больше: 5 или 6? Какое меньше: 8 или 9? Какое число стоит между 4 и 6? 2-й этап - ребенка просят взять из множества палочек только пять. Затем их раскладывают горизонтально перед ним и предлагают следующую игру: «Запомни сколько у тебя палочек. Сейчас я буду уменьшать или прибавлять, а ты должен ответить, что я сделал - отнял или прибавил? Сколько стало?» Задание повторяется несколько раз, и счетные задания выполняются в пределах восьми.

Обучение: проводится на 2-м этапе. Если ребенок не отвечает на вопрос «Сколько я отнял?», педагог снова показывает пять палочек, уже без экрана отнимает две палочки и снова задает вопрос. После этого задание повторяется с использованием экрана.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание всех вариантов заданий, анализ условий познавательной задачи, умение выполнять счетные операции в уме.

5. «Дорисуй» (окончание рисунка по заданной фигуре). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, воссоздающего воображения.

Оборудование: на одном листе - четыре круга, на другом -четыре полукруга, нарисованные в ряд на некотором расстоянии друг от друга, набор цветных фломастеров или карандашей.

Проведение обследования: сначала ребенку дают один лист с изображением четырех кругов и просят его дорисовать так, чтобы получилось четыре разных предмета. Затем предлагают другой лист с изображением шести полукругов и просят нарисовать четыре разных предмета, используя цветные фломастеры.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, отношение (заинтересованность) к выполнению задания, анализ рисунков.

6. Серия сюжетных картинок (игра с кубиками). Задание направлено на проверку уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: серия из четырех сюжетных картинок «Игра с кубиками»: 1-я - мальчик несет ящик с кубиками; 2-я - мальчик, сидя на ковре, выкладывает кубики из коробки; 3-я - мальчик строит башню; 4-я - мальчик заканчивает строить башню - ставит завершающую деталь.

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки, а потом говорят: «Подумай, как из этих картинок составить рассказ? Разложи картинки так, чтобы получился рассказ: его начало, продолжение и окончание». После того как ребенок разложит картинки, независимо от соблюдения последовательности событий (оценка действий не делается), его просят составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказа ребенок может менять картинки местами. Помощь со стороны экспериментатора не оказывается.

Оценка действий ребенка: понимание ребенком того, что серия картинок объединена одним сюжетом, учитывает ли ребенок, что это событие происходит во временной, логической последовательности (основанием для этого служит правильно подобранный ряд картинок), может ли ребенок отразить это событие и его последовательность в своем рассказе.

7. «Продолжи ряд» (письмо). Задание направлено на выявление уровня развития готовности руки к письму, умения ребенка принять задание и проанализировать образец.

Оборудование: лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на 1-й строчке - четыре палочки; на 2-й строчке - палочки и крючочки; на 3-й - треугольники, ручка.

Проведение обследования: ребенка просят написать на листе бумаги те элементы букв, которые даны в образце, ему говорят: «Продолжай писать».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ образца, умение писать по образцу.

8. Анализ слова. Задание направлено на выявление умения ребенка принимать новые познавательные задачи, связанные с учебной деятельностью.

Проведение обследования: взрослый говорит ребенку: «Я тебе назову слово, а ты посчитай, сколько там звуков». Называет слово «дом» и спрашивает: «Сколько там звуков?» После этого называет слова «стена», «хвост» и спрашивает: «Какой звук второй? Назови третий, первый, четвертый, пятый звуки».

Обучение: если ребенок не может сказать, сколько звуков в слове «дом», взрослый медленно произносит каждый звук и считает их: «д - один звук, о - два, м - три. В слове три звука. А теперь посчитай, сколько звуков в слове «кот». Другие слова в этих случаях не предлагаются.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение анализировать слова, уровень обучаемости.

9. Подбор иллюстраций к тексту (день рождения). Задание направлено на выявление взаимоотношений между словом и образом.

Оборудование: три картинки - лесная полянка, улица города, день рождения.

Проведение обследования: ребенку предлагают прослушать текст связного рассказа, отражающий определенный сюжет, и подобрать иллюстрацию, соответствующую прослушанному рассказу, а затем обосновать свой выбор.

Текст рассказа: «У Маши был день рождения. К ней в гости пришли друзья. Они принесли ей подарки. Наташа принесла шарик. Петя принес кубики. А мама подарила Маше куклу».

Текст читают один раз в медленном темпе, при этом картинки ребенку не показывают. Только после того, как рассказ прочитан, ребенку предлагают выбрать иллюстрацию, соответствующую прочитанному тексту: «Найди картинку, где нарисовано то, о чем я рассказал». После выбора картинки, независимо от правильности решения ребенка спрашивают: «Почему ты решил, что эта картинка подходит к тому, что я прочитал?»

Обучение: предлагается повторное прослушивание рассказа.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, сформированность соотношения между словом и образом, результат.

10. Рисование (дом, дерево, человек).

Оборудование: бумага, цветные фломастеры. Проведение обследования: методика та же, что и для 6-го года жизни.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, интерес к заданию, анализ рисунков - стремление к сюжетному изображению.

Оценка в баллах.

1.«Найди место фигуре» (матрица фигур):

1 балл - не принимает и не понимает задание;

2 балла - принимает задание, но трудности вызывает анализ условий задачи и само решение в мысленном плане, пытается поставить крестики в любой клеточке, т. е. не выполняет задание ни на классификацию, ни на сериацию;

3 балла - принимает задание, понимает его условие, решает задачу в плане классификации (выбор по форме), трудности отмечаются в выборе по размеру, т. е. в плане сериации. Это говорит о недостаточном уровне развития перцептивных действий;

4 балла - принимает и понимает задание, решает задачу в
плане классификации и сериации.

2. «Найди времена года».

1 балл - не принимает и не понимает задание;

2 балла - принимает задание, но не может определить время года в момент обследования, не соотносит его с изображением на картинке, выделяет по слову только два времени года - зиму и лето. Отмечаются только фрагментарные представления о временах года.

3 балла - принимает и понимает задание, имеются представления обо всех временах года, может соотнести слово и изображение, однако представления об определенной смене времен года еще не сформированы;

4 балла - принимает и понимает задание, соотносит время года в момент обследования с изображением на картинке, знает определенную последовательность времен года.

3. Группировка картинок по количественному признаку:

1 балл - не принимает и не понимает задание;

2 балла - принимает задание, но условия задачи не понимает, раскладывает картинки либо в одну сторону, либо по порядку (по очереди): то в одну сторону, то в другую;

3 балла - принимает задание, понимает условие задачи, раскладывает картинки по разным признакам, исправляет ошибки самостоятельно, в конечном итоге выделяет основной принцип группировки - признак количественный, однако в речевых высказываниях сформулировать этот принцип не может;

4 балла - принимает и понимает условия задания, группирует по существенному признаку, в речевом плане формулирует этот принцип.

4. Счет;

1 балл - не принимает и не понимает условия задания, в обучении действует неадекватно;

2 балла - принимает задание, но не может выполнить ни одного из предложенных вариантов, выполняет счетные операции в пределах трех-четырех;

3 балла - принимает задание, но самостоятельно выполнить его не может, однако после обучения выполняет счетные операции в пределах пяти;

4 балла - принимает задание, понимает условия всех его вариантов, выполняет счетные операции в пределах семидесяти.

5. «Дорисуй» (окончание рисунка по заданной фигуре):

1 балл - не принимает и не понимает задание;

2 балла - принимает задание, но требуется многократная помощь к началу его деятельности, либо может дорисовать один предмет, либо «уходит» от условия задачи и начинает рисовать элементарные предметы (домики, дорожки и т. д.);

3 балла - принимает задание, дорисовывает два (редко три) предмета; все заданные формы не использует, причем сами рисунки весьма однообразны;

4 балла - принимает задание, рисует с интересом, используя все предложенные формы.

6. Серия сюжетных картинок (игра с кубиками):

1 балл - не понимает задание, перекладывает картинки либо ведет себя неадекватно заданию;

2 балла - воспринимает каждую картинку изолированно, т. е. не объединяет серию картинок в один сюжет (воспринимает серии картинок как набор рядоположенных событий, рассказывает о каждой картинке отдельно);

3 балла - выделяет сюжетное содержание сериала картинок, вычленяет центральную идею сюжета, но серьезные затруднения вызывает временное развитие событий, логическая последовательность операций. У ребенка нет понимания начального этапа действия и его завершенности, затрудняется в составлении рассказа:

4 балла - воспринимает событие на серии картинок как единое целое, понимает, что событие представлено последовательно, может составить последовательный рассказ.

7. «Продолжи ряд» (письмо):

1 балл - не принимает или не понимает условия задачи;

2 балла - принимает задачу, но не может работать по образцу, пишет элементы букв, не учитывая принцип чередования, но всегда придерживается строчки;

3 балла - принимает задачу, работает по образцу, учитывает принцип чередования, но в процессе работы нарушает его, размеры элементов букв не всегда выдержаны;

4 балла - принимает задачу, работает с интересом, хорошо анализирует образец, учитывает принцип чередования, размеры элементов букв сохранены.

8. Анализ слова:

1 балл - не принимает задания или не понимает условия задачи;

2 балла - принимает задание, но не может выполнить анализ слова, после обучения не может определить место звука в слове;

3 балла - принимает задание, понимает его условия, однако самостоятельно проанализировать слово не может; после обучения выполняет анализ слова из трех звуков;

4 балла - принимает задание, понимает условия задачи, самостоятельно может проанализировать слова и определить место звука в слове из пяти-шести звуков.

9. Подбор иллюстраций к тексту (день рождения):

1 балл - не принимает задание;

2 балла - понимает задание, но выбрать нужную иллюстрацию к тексту не может, берет любую картинку;

3 балла - выбирает правильно иллюстрацию, но обосновать в словесном плане свои действия не может;

4 балла - принимает задание, сразу правильно выбирает иллюстрацию, словесно обосновывает свой выбор логично.

10. Рисование (дом, дерево, человек):

1 балл - задание не принимает или принимает, но не может нарисовать предмет;

2 балла - задание принимает, рисует заданные предметы без деталей, не используя цвет как признак определенных свойств предметов (рисунок человека, как правило, без шеи);

3 балла - задание принимает, рисует заданные предметы с деталями, но не использует цвет как признак определенных свойств предметов, в рисунках нет стремления к сюжетному изображению;

4 балла - задание принимает, рисует заданные предметы с деталями, используя цвет как определенный признак предметов, четко отмечаются тенденции к сюжетному изображению.

Приложение 2. Обследование состояния речевой деятельности ребенка 6-7-го годов жизни

I. Беседа по вопросам:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Где ты живешь?

4. Где работает мама? Какие дома есть игрушки?

II. Обследование связной речи.

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Зайка и снеговик», «Лиса и вороны»

2. Составление рассказа по сюжетной картинке «Дождик»

III. Предметный словарь.

1. Название предметов и их частей по картинкам или по
предъявлению:

Человек (шея, лоб, брови, ресницы, щеки, ладонь, локоть, плечи, колени, локти, ногти);

Птица (клюв, крыло, перья, когти, лапки, хвост); Рубашка (петли, манжеты, воротник); Обувь (каблук, язычок, шнурок, подошва).

2. Обобщения. Назови одним словом:

платье, юбка, брюки, рубашка;

яблоко, груша, лимон, апельсин;

шкаф, стол, диван, кровать.

3. Детеныши животных. У кого кто:

у козы...,

у курицы...,

у кошки...,

у собаки...;

у лисы...,

у коровы...,

у волка...,

у лошади...;

у медведя...,

у зайца...?

4. Профессии.

Кто водит машину?

Кто разносит письма?

Кто продает продукты?

Кто стрижет волосы?

Кто шьет одежду?

Кто управляет самолетом?

Кто готовит пищу?

Кто рисует картины?

IV. Словарь признаков.

1. Подбор прилагательных к существительным.
Цыпленок какой?

Матрешка какая? Яблоко какое? Цветы какие?

2. Прилагательные, образованные от существительных.
Шкаф сделан из дерева. Значит, он какой?

Чемодан из кожи. Он какой? Варежки из шерсти... Конверт из бумаги... Ваза из стекла... Суп из курицы... Сок из моркови...

3. Употребление антонимов.

Этот мальчик веселый, а этот какой? Это белье сухое, а это какое? День светлый, а ночь... Этот карандаш длинный, а этот... Эта книга толстая, а эта...

V. Глагольный словарь.

Что делают:

рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея; водитель, почтальон, продавец, парикмахер, швея, летчик, повар, художник?

VI. Грамматический строй речи.

1. Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах:

Стол - столы - столов

Ступ - стулья - стульев

Глаз -...

Ведро-...

Окно -...

Перо-...

Лев-...

Рог-...

Ухо -...

Дерево-...

2. Употребление простых и сложных предлогов (в, на, под, с, со, из, из-за, из-под, между).

3. Падежные конструкции.

Родительный падеж:

Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?

Дательный падеж:

К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?

Винительный падеж:

Кого ты видел в зоопарке? В цирке?

Творительный падеж:

Чем ты смотришь? Чем слушаешь?

Предложный падеж:

На чем катаются дети зимой?

VII. Состояние слоговой структуры слов.

Обязательным для проверки является следующий набор слов: январь, февраль, весна, грибы, вдвоем, птицы, четверг, блюдце, гнездо, квадрат, свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, стрекоза, снеговик, квартира, скворечник, хитрая, хлебница, велосипед, сахарница, треугольник, мизинчик, прилетели, выкрасилась, притворилась, художница, поросенок, конфетница, земляника, сковорода, мотоциклист, прямоугольник, температура, милиционер, водопроводчик, парикмахерская, ткачиха, хоккеист, библиотекарь.

Предложения:

Дети слепили снеговика (повторить три раза).

Милиционер стоит на перекрестке.

Водопроводчик чинит водопровод.

Фотограф фотографирует детей.

Саша сушила мокрое белье на веревочке.

VIII. Произношение и различение звуков.

С: сад,коляска, глобус.

Сь: беседка, василек, такси.

3: замок, зонт, Незнайка.

Зь: земляника, обезьяна, зима,

Ц: цапля,кольцо, индеец.

Ш: шашки, ошейник, карандаш.

Ж: живот, жук, лыжи.

Щ: щука, щенок, площадь.

Ч: чайник, печенье, мяч.

Л: лампа, волк, стол.

Ль: лейка, плита, соль.

Р: рак, марки, мухомор.

Рь: река, пряники, фонарь.

Й: лейка, яблоко, еж, крылья.

К: куртка, скрипка, шкаф.

Г: грядка, грелка, виноград.

X: хлеб, ткачиха, петух.

Повторить предложения:

У сома усы.

У Зины зонт.

Кузнец кует цепь.

Шапка да шубка - вот вам и Мишутка.

У ежа ежата.

Дятел долбит ель.

К нам во двор забрался крот.

Майя и Юля поют.

IX. Фонематическое восприятие (анализ звукового состава слова).

1. Выделение первого ударного гласного в словах утка, Оля, Аня.

2. Выделение первого согласного в словах палка, танк, мак.

3. Выделение последнего согласного в словах суп, мак, кот, сом.

4. Отбор картинок только со звуком М: рыба, мак, лопата, лампа, носки, морковь, дом, ком.

5. Отбор картинок со звуками С-3: коляска, арбузы, сосиски, смородина, зуб, суп, зайка, коса, коза.

6. Подбор картинок на любой дефектный звук.

7. Повторить слоги и слова:

та - да - та, кот - год - кот;

ка - га - га, том - дом - ком;

па - па - ба, удочка - уточка.

X. Состояние артикуляционного аппарата.

Губы, зубы, небо, язык (объем и качество движений языка), уздечка (норма, укороченная).

XI. Состояние общей и мелкой моторики (ведущая рука)

XII. Особенности состояния психических и волевых процессов (контактность, внимание, память, усидчивость, работоспособность).

XIII. Заключение логопеда

XIV. Рекомендации

Приложение 3. Успешное формирования процесса чтения

Успешное формирование процесса чтения возможно лишь при наличии четкого образа звука, который не смешивается с другими ни по слуху, ни артикуляторно. Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов.

I этап. Узнавание неречевых звуков.

II этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса.

III этап. Различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап. Дифференциация слогов.

V этап. Дифференциация фонем.

VI этап. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

В логопедической работе на VI этапе по развитию фонематического анализа и синтеза имеется определенная последовательность.

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определения наличия звука в слове. Например: определить, есть ли звук б в словах бык, пампа, батон, побик, папка, бритва.

2. Вычленение звука из начала и конца слова. При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук; определить место звука в слове.
Например: определить, какой первый звук в слове сыр, последний звук в слове малыш; определить место звука р в слове марка (в начале, в середине или конце слова);

а) вычленение первого ударного гласного из слова. Например: определить первый звук в словах оспик, Аня;

б) вычленение первого согласного из слова. Например: подобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука;

в) определение конечного согласного в слове. Надо начать с закрытых слогов: ам, уп и т. п., затем - сам, суп и т. д.;

г) определение места звука в слове (начало, середина, конец).

3. Определение последовательности звуков в слове. Например: книга - к - 1-й звук; н - 2-й звук; и - 3-й звук; г - 4-й звук; а - 5-й звук.

Формирование функций фонематического анализа проходит в три этапа,

I этап - формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

II этап - формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

III этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

4. Определение количества звуков в слове. Например: луг – 3 звука, замок5 звуков и т. п.

5. Определение места звука по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данного звука). Например: после какого звука слышится м в слове рама! Перед каким звуком?

Приложение 4. Преодоление нарушений слоговой структуры слова

При обследовании у ребенка выявляются трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Может нарушиться порядок слогов, звуков.

Ниже предлагаем последовательность работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова, над слоговым анализом и синтезом.

1. Двусложные слова из открытых слогов:

□ O □ О дыня, сова, коза.

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

□ O □ O □ O мимоза, малина.

О □ O □ О утята, ягоды.

3. Односложные слова из закрытого слога:

□ О □ лев, сом, гусь.

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

□ О □ О □ совок, бидон.

О □О □ утюг.

□ О О □ паук.

5. Двусложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце слова.

□ □О □ О плита.

□ О □ □ О ручка.

О О □ □ аист.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

О □ □ О □ альбом.

□ О □ □ О □ фонтан.

□ □ О □ О □ глобус.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:

□ О □ О □ О □ молоток.

О □ О □ О □ ученик.

8. Трехсложные слова со стечением согласных.

О □ □ О □ О яблоко.

□ O □ O □ □ О капуста.

□O □ □ O □ □ O перчатки,

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

О □ О □ □ O □ апельсин.

□ O □ O □ □O □ будильник.

□ О □ О □ □ O □ виноград.

10.Трехсложные слова с двумя стечениями:

□ О □ □ О □ □ О петрушка.

□ □ О □ О □ □ О скамейка.

11. Односложные слова с двумя стечениями согласных в начале или конце слова:

□ □ O □ град.

□ О □ □ кекс.

12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных:

□ □О□ □O бритва.

13. Четырехсложные слова из открытых слогов:

□O□O□O□О кукуруза.

Приложение 5

Рис. 1

Рис.2

Рис. 3

Рис. 4

 

Рис. 5

Рис.6

Рис.7

Рис. 8

Рис. 9

Рис.10

Рис.11

Рис.12

Рис. 13

Рис. 14

Приложение 6.

1. Дом. 2. Аист. 3. Гусь. 4. Маяк 5. Часы. 6. Утюг. 7. Лист. 8. Лампа. 9. Сумка. 10. Пенал.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Приложение 7. Развития изобразительных способностей, графических навыков образной памяти, зрительно-моторной координации

Для рекомендуется развития изобразительных способностей, графических навыков образной памяти, зрительно-моторной координации включать в коррекционные занятия рисунки-схемы. Данная методика применяется в работе с детьми, которым исполнилось 6 лет. Рисунки выполняются карандашами или фломастерами. С целью овладения детьми пропорциональным соотношением между размером рисунка и пространством листа рекомендуется выполнять первые 15 рисунков на 1/4 альбомного листа, остальные 15 - на 1/2 альбомного листа.

Ход работы с рисунком-схемой

Задание. Быстро нарисовать рисунок цветными мелками на доске.

Дать детям установку: «Смотрите, что я рисую, потом сотру, будете рисовать самостоятельно то, что запомнили ваши глазки».

Стираем все, что внутри рисунка, оставляя контур (если у детей возникают трудности при срисовывании, на первых порах разрешается наиболее слабым детям обводить мелком контур рисунка на доске).

Если ребенок восстанавливает рисунок по памяти - замечательно! Если нет - дайте возможность проявиться собственной фантазии ребенка и раскрасить рисунок-схему, используя свой творческий потенциал. Поощряйте детей, хвалите.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.273 с.)