Методика и правила оценки выполнения заданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика и правила оценки выполнения заданий



I. «Рядоговорение». Инструкция: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели» (при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).

Оценки (здесь и далее дается в штрафных баллах): 1) правильно ответил на оба вопроса - 0 баллов; 2) правильно ответил на один вопрос - 2 балла; 3) не ответил ни на один вопрос - 3 балла.

Примечание. Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.

II. «Ритмы». Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно производится серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1. простые ритмы -!!!,!!!,!!!!,!!!!,!!!!, если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

2. сложные ритмы -!!!!!,!!!!!,!!!!!,!!!!!!. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

Оценки: 1) выполнены оба задания - 0 баллов; 2) выполнены только простые ритмы - 2 балла; 3) не выполнено ни одного задания - 3 балла.

Примечание. Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. У взрослых данный тест диагностирует поражение премоторных и височных структур правого полушария.

У детей затруднения отмечаются при правои левополушарном поражении.

III. Тест «Кулак - ребро - ладонь». Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, предоставить ему еще одну попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из трех движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.

Оценки: 1) правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации - 0 баллов; 2) правильное воспроизведение после 2-й демонстрации или после трех демонстраций с 1-й попытки - 2 балла; 3) правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстраций или после трех демонстраций со 2-й и более попыток-3 балла.

Примечание. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премоторных их отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на другое в автоматизированном режиме: ребенок делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

IV. Субтест «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!» После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд трех цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: «Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагаем ряд из двух цифр, затем из трех и т. д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания.

Цифровые ряды

№3 №4 №5

№2 №3 №4

Оценки: 1) итоговый результат больше 6 - 0 баллов; 2) итоговый результат равен 6 - 2 балла; 3) итоговый результат меньше 6 -3 балла.

Примечание. Первая часть задания характеризует иконическую сукцессивную слухоречевую память, вторая - состояние оперативной памяти. При ранних правополушарных или двухсторонних органических поражениях головного мозга у детей в большей степени страдает воспроизведение цифр в обратном порядке, а при левополушарном - в прямом.

При обследовании детей 6,5 - 7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест «Кулак - ребро - ладонь» или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

Данная методика помогает выявить задержку формирования многих функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексии.

Во-первых, недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме (например, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений), вызывает у ребенка трудности в овладении зрительными образами букв, трудности в их узнавании и различении (оптические дислексии).

Во-вторых, нарушения чтения могут вызываться нарушением высших символических функций, недоразвитием языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических (фонематические, семантические, аграмматические дислексии). Эта группа нарушений чтения является наиболее распространенной.

Проведенное тестирование дало следующие результаты:

В 1 «А» классе - 62% учащихся, предрасположенных к дислексии, в 1 «Б» - 50%, в 1 «В» - 90%.

Такие цифры не могли не встревожить учителей школы, родителей, специалистов. Были проведены методическое объединение учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы с повесткой дня «Психолого-логопедические механизмы нарушения чтения, лечебная педагогика и профилактика дислексии», собрание родителей учащихся первых классов на тему «Дислексия -одна из ведущих причин неуспеваемости младших школьников», заседание методического объединения психологов, логопедов школьных и дошкольных учреждений района с повесткой дня «Практическое использование МРВД с целью общего профилактического обследования первых классов».

В ходе обсуждения этой проблемы в школе были определены уже в сентябре направления совместной работы психолога и логопеда, даны рекомендации учителям и родителям, направленные на коррекцию дислексии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.005 с.)