Дети младшего школьного возраста. Особенности развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети младшего школьного возраста. Особенности развития



Наиболее характерным для периода 7-10 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Этот переходный период отличается тем, что ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с новыми качествами, присущими школьникам. В этот период продолжается активное созревание всех анатомо-физиологических структур, созревание нервной системы.

Младший школьный возраст характеризуется формированием нового вида деятельности - учебной, которая требует от ребенка не только большого умственного напряжения, активности, но и физической выносливости.

Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы необходимые предпосылки в дошкольном периоде. К таким предпосылкам относятся:

§ общее физическое развитие ребенка, состояние слуха, моторики мелких движений рук и пальцев, состояние нервной системы ребенка (степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности). Нарушение нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего сказывается на работоспособности ребенка, что может отрицательно повлиять не только на успеваемость, но и на отношение ученика к школе, учебе и на общение со сверстниками;

§ овладение достаточным объемом знаний и представлений об окружающем мире; представлениями о пространстве, времени, владение элементарными счетными операциями;

§ владение четкой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, умение осуществлять звукобуквенный анализ;

§ развитие произвольного внимания, опосредованного запоминания, умение слушать речь, объяснения учителя, смотреть и видеть, сосредотачиваться на работе, вспоминать то, что нужно для понимания нового, умение объяснять, рассуждать, делать со ответствующие выводы,

§ познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

§ коммуникативная деятельность, т. е. готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи, умению подчиняться требованиям взрослых.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Именно в этот период появляются очень важные психологические новообразования, такие как произвольность деятельности; способность планировать свою деятельность, оценка своих действий с точки зрения соответствия поставленным целям; овладение навыками самоконтроля.

В течение первых лет школьной жизни происходят изменения и в эмоционально-волевой сфере ребенка. Постепенно формируются адекватная самооценка, уровень притязаний, соответствующий уровню его развития. Более устойчивыми становятся эмоции, вырабатываются волевые качества. Наиболее яркое выражение психические новообразования находят в развитии познавательных процессов. Расширяется объем внимания, развивается восприятие, способность к его концентрации, распределению, переключению.

Важное новообразование в развитии памяти - переход к опосредованному запоминанию, овладение приемами запоминания и воспроизведения. Особое место в психических процессах начинают занимать внутренняя саморегуляция и контроль. Если в первом классе ведущими продолжают оставаться наглядные формы мышления, то ко второму-третьему году обучения ребенок начинает осуществлять анализ и синтез на основе представлений, мысленного сопоставления. Идет развитие словесно-логической формы мышления.

Анализ проблемы нарушений чтения основывается на понимании их причин. В чем же они заключаются?

В логопедии существует на этот счет такая точка зрения: данное нарушение возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка - фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В нашей стране работ, посвященных специально дислексии, почти нет, а в имеющихся раскрывается лишь педагогический аспект этого расстройства.

А. Н. Корнев впервые для понимания механизмов дислексии и дисграфий использовал всесторонний подход, т. е. клиническое, клинико-динамическое, энцефалографическое, нейропсихологическое и психологическое исследования (СНОСКА: См.: Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб., 1997). Достижением на современном этапе является создание общих принципов лечебной педагогики, психотерапии и медикаментозного лечения. В итоге выработан методический прием, позволяющий дать раннюю диагностику дислексии.

Ежегодно всесторонне обследуя развитие детей первых классов (см. приложения 1, 2), мы отмечаем у большинства из них наиболее часто встречающиеся нарушения, а именно:

1. несформированность звуковой стороны речи;

2. незаконченность формирования фонематического восприятия;

3. бедность словарного запаса;

4. нарушения в грамматическом оформлении речи;

5. ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;

6. неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных;

7. низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений;

8. слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.

Ясно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг абсолютно правильно читать и писать. Ведь дети проходят стадию первоначального, обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Вот именно в это время, именно здесь и нужна психолого-логопедическая помощь ребенку.

С целью массового профилактического осмотра учащихся первых классов в сентябре в школе № 93 г. Воронежа была использована методика раннего выявления дислексии (МРВД), разработанная А. Н. Корневым. Пользование этой методикой доступно широкому кругу специалистов, участвующих в преддошкольной диспансеризации детей 6-8 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.007 с.)