А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская



Е ГЭ 2019

К НОВОЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ

А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Т. В. Коваль, М. Ю. Брандт

В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Г

БАЛЛОВ

15 вариантов типовых тестовых заданий

• Рекомендации по работе с текстом (задания 21 - 24)

• Мини - сочинение по обществознанию (задание 29)

• Ответы ко всем заданиям

• Инструкции по выполнению всех заданий части 2

Эффективный тренинг

Издательс тво ЭКЗАМЕНЕТ ЕТЕТ Е

А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская

Т. В. Коваль, М. Ю. Брандт

ЕГЭ 100 БАЛЛОВ

Обществознание

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

15 вариантов типовых тестовых заданий Рекомендации по работе с текстом (задания 21-24) Мини-сочинение по обществознанию (задание 29)

Ответы ко всем заданиям Инструкции по выполнению

вс е х заданий части 2

Издательство «ЭКЗАМЕН»

МОСКВА

2019

УДК 372.8: 3 ББК 74.266.0

- 7

Л17

Лазебникова А. Ю.

ЕГЭ 100 ба ллов. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ/ А. Ю. Ла зебникова, Е. Л. Рутковская, Т. В. Коваль, М. Ю. Брандт. — М.: Издательство «Экзамен», 2019. — 447, [1] с. (Серия «ЕГЭ. 100 бал лов»)

ISBN 978-5 -3 77-13618-7

Пред лагаемое пособие поможет выпускникам подготовиться к сдаче Единого госуд арственного экзамена по обществознанию.

Книга содержит общие сведения о Едином государственном экза мене по обществознанию, 15 вариантов Типовых тестовых заданий, созданных по аналогии с заданиями ЕГЭ, рекомендации по выполне нию заданий с текстом, содерж ащим социальную информацию ( 21-24 ), советы по написанию мини-сочинения, а также словарь тер минов и понятий.

Ко всем заданиям даны ответы, инструкции в ыполнения всех зада ний час ти 2 и по дробные критерии оценивания.

Пособие предназначено учителям для подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию, а также учащимся для самоподготовки и само контроля.

Приказом No 69 9 Министерства образования и на уки Россий ской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допуще ны к использованию в общеобразовательных организациях.

УДК 372.8:3 ББК 74.266.0

Формат 60х90/16. Гарнитура «Таймс». Бумага газетная. У ч.-изд. л. 17,12.

Усл. печ. л. 28. Тираж 6000 экз. Заказ No 1746.

ISBN 978-5 -3 77-13618-7

© Лазебникова А. Ю., Ру тковская Е. Л.,

Коваль Т. В., Брандт М. Ю., 2019 © Издательство «ЭКЗАМЕН», 2 019

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 2...........

..................

.........

...... ...

......... ........

............ .6 2

Введение.................

Инструкция по выполнению работ ы................

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ВАРИАНТ 1.............

Часть 1

............

...... .. ВАРИАНТ 2...........

Часть 1..

Часть 2.... ВАРИАНТ 3.

Часть 1.....

Часть 2 ВАРИАНТ 4

Часть 1...

Часть 2. ВАРИАНТ 5

Часть 1.

Часть 2 ВАРИАНТ 6..

Часть 1.

Часть 2........... ВАРИ АНТ 7 ..

Часть 1

Часть 2.............. ВАРИАНТ 8....

Часть 1...

Часть 2............. ВАРИАН Т 9...

Часть 1..

Част ь 2. .............. ВАРИАНТ 10.

Част ь 1..

Част ь 2.. .... ВАРИАНТ 11...

Часть 1... Част ь 2 .........

..............

.......... 9 4

.. ......

.........107.........107.........17.........121.........121.........131.........135.........135.........145 ... ..... .149

.....

14 9

.........159

........ .163........163....... .17 3.........17 7

........

177

ВАРИАНТ 12.

Часть 1..........

Часть 2 ВАРИАНТ 13

Часть 1

Часть 2 ВАРИАНТ 14.

Часть 1..

Часть 2 ВАРИАНТ 15

Часть 1.. Часть 2.

191

... .....

1 91

200 204 204 213

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию.........

ОТВЕТЫ....

4

E

,

,

,

,

,

,

т

е

к

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.............

.........313

....... ..

Как работать с текстом на экзамене

.........313 Характеристика текстов..... Характеристика заданий

.........317 Типичные ошибки...

........ .327

Задания на составление плана (28)............

.........334 Для чего введено это задание и как оно о ценивается....... ...... ... 334 Особенности составления плана по предложенной теме..............335 Тренировочные задания..

............... .338

Обществоведческое мини-сочинение: специфика задани я................ 341

Примеры и комментарии

......... 3 47

Словарь терминов и понятий

.........352

Я.............

U III

1

-

:

УЕдиный госуда рственный экзамен у рланк

ombemob Ne Sanonum non MA O NY VEPRIDNM ve prema SAMOFADHI DEWATHAN EVITAWK no cred

ATABAEXByar mid a C I MATOM CFEMRUFEN

ABCDEFGHITK O I NGOCEFS IV T SYED

Houdoiro Perox

H e pegueid

C WAO WOT

Corrent doo No parco for

3 ctporo w Titililit: 2 HHW ON A HK U Chan d.joe amt mon ko cod w e c m O c doy m a op y a umu anahu wa

-

------

-

R01 DEID

400 000000ool

DO

Результ а ты выполн е ния заралас ответом в кр а ткой форме

0000000000000000-000OOOOO 20000000000000000-00000000000000 200000000000000000000000000000000000 00000000000000000-0000000000000000 0000000000000000000000000000000

NU

G

000000000000000000000000000000

O 00000000000000000000000 000000000000000-000000000000000 0 00110100000000000 00 0000000000000

00000000000000000-000000000000000 (10000000000000000000000000000000000

0000 0 0000000 00 000000 0 000 0000000000 10000000000000000000000000000000000

00 0000 0 0 0000000000000000000000 000000000000000-00000000000 10000000000000000000000000000000000 120000000000000000000000000000000000 100000000000000000-000000000

000000000000000000000000000 000000000000000000000000

0-000000000000000000-0 00000 0 00 0000 00 0 00-00000000000000000 0-0 00000000 0000 000 00-000000000000000000-000 00 0 000 00 0 0011 0-000000000000000000-000000 00 0 00 0 0

L

- о т

.

УЕдины й государ ств енный экзамен У Бланк

Ombemot N: 2

| |

і

|

м

11

il..........

Амо н

Норрен т

.

Гороги Мте значения указанных вые ре ћ из БПАНҚА РЕГИСТРАЦИИ.

Отвечая на задания теста, пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая разметк у страницы. Не заб уд ьте указать номер задания, на которое Вы отречае т е.

Условия задания Пер еписыват ь не нужно, ВНИМАНИЕ! Ам мо аnох ороль ма ж о состо с дуо друшнь

б уу ш да р ном

.......

-

-

-

-

При недостатке места для ответа Сюльзуйте оборотную сторону бланка

ВВЕДЕНИЕ

Пособие предназначено для подго товки уча щи хся к сдаче Единого государс твенного экзамена по обществознанию. Оно содержит 15 вариантов пров ерочных работ, структ ура которых полностью повторя ет структуру экзаменационной р аботы ЕГЭ".

Қаждый вариант типовых тренировочных заданий соответствует структуре экзаменационной работы ЕГ Э и состоит из двух частей. Зада н ия ча сти 1 требуют от школьников овладения умениями а н ализировать и классифициро вать социальную информацию, представленную в раз личных знаковых системах (текст, схема, та блица и др.); с равнивать со циальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между с ущественными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами; различать в социальной ин формаци и факты и мнения, аргументы и вывод ы. Среди заданий этой группы есть задания-задачи, для решения которых следует проанализи ровать предло женную ситуацию или графический объе к т. При работе с этой частью заданий следует иметь в виду, что каждое из заданий касает ся только одного содержательно го раздела. Таким образом, эта часть в совокупности охватывает в се сферы обществоведческого курса, при этом продем онстрировать соответству ющие зн ан ия нео бходимо на за даниях, различ аю щихся по форме, структуре, требуемым интеллектуальным уме ниям. Так, выполнение задания 20, которое на первый взгляд представля ется очень простым, невозможно при отсутствии навыков контекстного чтения, в том числе умения понять как в целом пр очитанный текст, так и смысл отдельных предложений. Невнимательное, небрежное чтение ве дет к неверному выбору н ужного понятия. К этому же приведет и неуме ние анализировать смысл отдельных предложений, и, разумеется, отсут ст вие знан ий соответству ющей обществоведческой сферы. Авторы пособия обра щ аю т вн им ани е уч ащихся и учителей на то, что при выпол нении экзаменационной работы с заданием 20 не справляется наиболь

щее количество экза менуемых.

Часть 2 - са мая сложная ча сть работы. Она содер жит преимущест венно задан и я высокой сложности. Исключение составляют задания к тексту 21 и 22, целью которых является не только проверка уровня зна ний учащихся, но и помощь в осмыслении текста, предложенного для анализа.

Задания 23- 2 7, являющиеся заданиями высокого уровня сложности, призваны как проверить широ ту и глубину овл адения учащимися обще ствоведческим материалом, так и выявить уровень их интеллектуальных умений. Задания э той части требуют у мений приводить аргументы, фак

' Использованы материалы сайта http://www.fiрi.ru.

ты, примеры для обоснования того или иного теоретического полож ения, формулировать собс твенную точку зрения. Эти же задания предусматри вают и выявление об щей эрудиции учащихся, умение пользоваться кон текстным знанием, а также знаниями смежных гуманитарных дисциплин: истории, литературы, географ ии.

Задани е 28 предполагает со ставлени е плана развернутого отв ета по конкретной теме обществоведческого курса. Это может быть тема по фи лос офии, экономике, социологии, политологии, социальн ой психологии, правоведению.

Завершает работу задание 2 9 — мини-сочинени е по одной из пяти тем, представленных в виде афористического высказывания. Каждая тема сочинения соотно сится с филосо фией, экономикой, социологией, соци альной психологией, политологией, правов едением, т.е. с одной из пяти базовых наук курса обще ствознания.

Способы работы с заданиями, предложенными в пособии, могут быть разными. В частности, учащийся может работать с ними совершен но самостоятел ьно для самопроверки усвое ния как всего изученного ма териала, так и какой-т о отдельной его части, н апример главы ил и отдель ного параграфа.

Учитель может пред лагать учащим ся отдельные задания после про хождения соответству ющего пара графа, главы и т.п. к ак для домашней работы, так и для работы в классе. При работе с текстом учебника (в ходе домашней работы или работы в классе) целесообр азно использовать ряд заданий, направленных н а формирование умения осмысленного чтения. С этой ц елью можно обращаться к составным заданиям 21-24. В частно сти, учащимся можно п редложить разделить текст, использу емый в этих заданиях, на смысловые фрагменты, составить план текста, поставить к тексту вопросы и т.п.

По со бие, таким о бразом, расс чита но на то, чтобы помочь учителям, преподав ателям, родителям п од гот овить уча щихся к успешно й с д аче ЕГЭ по обществознанию, а выпускникам и абитуриентам ву зов — в са моподготовке и самоконтроле.

Авторы пособия:

А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская,

Т.В. Коваль — варианты заданий; А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, М.Ю. Брандт — Как работать с текстом на экзамене, Задания на составление п лана, Обще

ствоведческое мини- сочине ние: специфика задания;

М.Ю. Брандт -- С ловарь терминов и понятий.

Инструкция по выполнению работы" Экзаменационная р абота состоит из двух частей, в ключающ их в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кр атким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развер нутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию от водится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответом к заданиям части яв ля ется слово (словосоче тание) или последовательность цифр. О твет запишите по приведенным ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк от ветов No 1.

Ответ: МОРАЛЬ.

ГМОРАЛЬ ТТ

Ответ: 2 | 3 | Ответ: 125.

323 ТТТТТТТ

4 125

ПП

| А | Б | В | гд Ответ: | 3 | 2 | 3 |1 |

5 323.11

Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объясне ние, описание или обосно вание; в ысказать и аргументироват ь собст венное мнение). В бланке ответов No 2 укажите номер задания и за пишите его полное ре шение. Вып олняя последнее задание работы, Вы можете про явить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими черными чернилами. Допус кается использование гелевой, и ли капиллярной, или перьевой ручек.

При выполнении задан ий можно пользовать ся черновиком. За писи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитыва ются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируют ся. Поста райтесь выполнить как можн о больше заданий и набрать наибольшее количество бал лов.

Желаем успеха!

Ис пользованы мате риалы сайта http://www.fiрi.ru

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1 Часть 1

Ответами к заданиям 1- 2 0 я вл яются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ No 1 спра ва о т номеров соответствующих заданий, начин ая с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных симво лов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Типы мировоззрения

... мировоззрение Возник ает в п роц ессе практическ ой де я тель

ности личности Научное мировоззрение Возника ет в процессе фо рмирования научной

қарт ины мира

Ответ:

В приведённом ниже ря д у найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. За пишите это слово (словосочетание).

Величина спроса, равновесная цена, рыночная экономика, пред принимательские способности, рынок труда.

Ответ:

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к формам политического сознания. 1) Политические знания, 2) консервативная идеология, 3) рели гиозные нормы, 4) политическая психология, 5) политическая элита, б) политическое мировоззрение. Найди те дв а термина, «выпадающих» из о бщего ряда, и запи ш ите в таблицу ци фры, под которы ми они указаны. Ответ: 1 | |

Выберите верные суждения о первичных социальных институ тах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Первичные социальные институты создаются по указанию

предс тавителей политической власти в разных сферах жиз

Ответ:

Установите соответствие между отличительными признаками и видами ку льтуры, котор ые они иллюстрируют: к каждой пози ц ии, д анной в первом столбце, подберите соответству ющ ую по зицию из второго столбца. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ВИДЫ К УЛЬТУРЫ

А) анонимность создателя

Народная Б) отражение исторического

2) массовая опыта и менталитета этниче 3) элитарная

ской гр уппы В) коммерческий характер Г) р азвлекательный характер Д) оригинальность и непредска

зуемость отбора художест венных приёмов и средств

Ответ:

В стране 2 за последние десятилетия произ ошли значительные перемены. К акие факты неп осредс твен но свидетельствуют о том, что с трана совершила рывок в постиндустриальн ое обще ство? Запишит е цифры, под которыми они указаны.

1) сокращение доли населения, занятой в аграрном секторе 2) открытие и разработка новых месторождений полезных ис

Копаемых

ориентация промышленности на масс овое производство 4) компьютеризация образовательного процесса 5) преоб ладание религиозного мировоззрения 6) преобладание сфе ры услуг в с труктуре экономики

Ответ:

Выберите верные суждени я об экономике и экономической науке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Экономикой называют сферу хозяйственной деятельности, в

которой осуществляется производ ство материальных благ. 2) Экономико й наз ыва ют наук у, изуч ающу ю общие законо

Ответ:

Установите соответствие между экономическими мероприя тиями и видами г осударст венного регулирования экономики: к каждой позиции, данной в первом столбц е, подберите соо твет ствующую позицию из второго столбца.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

МЕРОПРИЯТИЯ

РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ A) денежная эмиссия

Прямое Б) государственный заказ

2) косвенное

12.

В) налогообложение Г) установление ключевой

ставки процента д) принятие закона

Ответ:

Владельц ы фи рмы «Капит он ов и К°» проанализировали из держки производства. Выберите в приведённом спис ке пере менные издержки (в краткосрочном периоде) и запишите циф ры, под которыми они указаны. 1) расходы на охрану производственной терр итории 2) оплата труда технического персонала 3) аренда складских помещений 4) е жемесячные выплаты охранному предприятию 5) р асходы на рекламу в социальных сетях 6) о плата электроэнергии

Ответ:

10.

На г рафик е изображено изменение спрос а на масло и з вино градных косточек на потребительском рынке: к ри вая спроса переместилась из положения Dв положение Dj. (На графике Р — цена товара; Q— количество товара.)

Di

"

13

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое измене н и е? Запишите цифры, под которыми они указаны.

2)

Ответ:

Выберите верные суждения омолодёжи и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Молодёжь — это соц иаль но-демог рафическая гру пп а, вы

Антным поведением.

Ответ:

12.

В 2012-2015 гг. в с тране Z проводилось исследование социаль ных проблем. Был задан вопрос: «Какие проблемы Вы считаете наиболее важными для страны?» (можно было дать несколько ответов). Результаты опроса (в %) представлены в виде д иа граммы.

КА

О 2 01 2 В 2015

Низкие зарплаты

Платное образование

Безработица

Высокая инфляция

Уровень преступности

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сде лать на основе диаграммы, и запишите цифры, под кот орыми они указаны.

1) Равные доли опрошенных в 2012 и 2015 гг. с читали важны

Ответ:

13.

Выберите верные суждения о субъектах политики и запи ш ите цифры, под которыми они указаны. 1) К субъектам политики относятся государство, политические

Венной власти.

Ответ:

14.

Установите соответствие между вопросами и субъектами вла сти Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждой позиц ии, данной в первом столбце, подберите соот ветствующую позицию из второго столбца.

ВОПРОСЫ

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ А) регулирование и защита 1) только федеральный

Прав нац иональных мень

Центр ШИНСТВ

Федеральн ый центр Б) защита прав и свобод чело

15.

В нимание о бщества привлекл а ди скуссия, посвящё нная рол и СМИ в политике. Найдите в приведённом ниже списке функ ции СМИ в политике и запишит е цифры, п од которыми они указаны. 1) информирование о событиях 2) законодательная инициа тива 3) формирование общественного мнения 4) пр оп аганда 5) цен зура и самоцензура 6) сбор средств для участников выборов

Ответ:

Ответ:

17.

Выберите верные суждения о системе права и запишите циф ры, под которыми они указаны. 1) Система права — это структура права, которая обеспечива

ет его внутреннее единство и непротиворечивость, 2) Отрасль права регулирует сферу сходных по характеру об

Ответ:

18.

Установите соответствие между правовыми нормами и отрас лями права, в которых они закреплены: к каждой позиции, дан ной в первом столбце, подберите соо тветствующую позицию из второго столбца.

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

ОТРАСЛИ ПРАВА А) права и обязанности супругов 1) конституционное

возникают со дня государст

право венной регистрации заключе 2) гражданское право ния брака в орга нах записи 3) семейное право

Актов гражданского состояния Б) вс е равн ы перед законом и

судом В) владение, пользование и р ас

пор яжени е о бщим иму щест вом супруго в ос уществляют с я по обо юдному согласию супругов граждан ин в праве требовать по суду оп ровержения поро чащих его честь, досто инство ил и д еловую репутацию све

дений Д) граждане Российской Ф еде

Рации имеют равный доступ к

государс твенной службе Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Б | В | Г П д Ответ:

18

Граж данин П. проходит альтернативную гражданскую службу. Выберите в п р иведённом с п ис ке ф акты, которые связаны с данн ым в идом деятельности, и запи шите цифры, под которы ми они указаны. 1) Гражданин П. проходи т альтернативную гражданскую

Составит 21 месяц.

Ответ:

.

Ков.

Список терминов: 1) мировоззрение 2) самооценка 3) материальные потребности

социальные ценности 5) социализация 6) политика 7) к ультура 8) настроение 9) социальное поведение В данно й ниже таблице приведены буквы, обозначающие про пущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А | Б | В Г | Д | Е Ответ:

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов No 1 в со | ответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте | БЛАНК ответов No 2. Запишите снача ла ном е р задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Понятие «идеальное» многознач но. В повседневном обиходе оно сопоставляется не с материальным, ас понятием идеа л а. В этом клю че идеальное означает совершенное, чистое, незапятнанное корыстью и другими низменными помыслами. В философии это понятие ис 20

пользу ется дл я характеристики природы сознания, духа, мышления, восприят и я, психического вообще. Все эти яв ле н ия субъективного мира человека нематериальны, т.е. идеаль ны. И деальное объективи руется в человеческой деятельности, в культуре, в мире, соз даваемом самим человеком. Поэтому все объективно суще ствующие предметы культуры, во-пер вых, являются единством материального и идеально го и, во-вторых, предс тавляют собой предметы куль туры л иш ь в единстве с субъектом. Вне этого взаимоот ношения они могут рас сматриваться просто как предметы природы. Отсюда следует, что раз граничение материальной и дух овн ой культуры имеет не принципи альное, а лишь функциональное значение.

Мы р азличаем знания и ценности, науку и мораль, в педагогике - об учение и воспитание, в социокультурном плане - интеллектуа ла и инте ллигента. Но есть ли т акие понятия, которые бы в обоб щён ном виде выражал и эти различия? Мне представляется, что эту роль в культуре фактически вы по лня ют п онятия «интеллектуально е» и «ду ховное».

Есл и интелле кт направлен н а познание мира и а дапт ацию к нему или на его преобр азование в соответствии с добыт ым знанием и об щественными интересами, то духовное воплощает осознание челове ком себя как мысля щ его и действующего субъекта, живущего в обще стве, но имеющего свой внутренний мир, обладаю щего свободой воли и потому ответственног о перед собо й и перед людьми (для людей ре лигиозных — и перед Богом).

Если ре зультатам и ин теллектуальной деятельност и яв ляются н аука, эмпирические з нания д ействитель ности, всё созданное на ос нове этих знаний, то духовное начало воплощается в разнообразных философск их взглядах, религиозных представлениях, эстетических Идеалах, нравственных ценностях и нормах.

Таким образом, их различ ие имеет глубокие основания и высту пает в разных формах. Но если задаться вопросом, что является глав ным, центральным, определяющим специфику этих ветвей ку льтуры, то кр аткий ответ был бы таков: исходным для интеллектуального на чала культуры является объект и субъект-объектное отношение, а ду ховног о — субъект, его присутс твие в мире и субъект-субъектное от ношение.

(В.Ж. Келле)

21.

Как и е ус ло ви я, по мн ению автора, по зволяют разграничить предметы культуры и предметы п рироды? Что оз начают поня тия «идеальное» в повседневном обиходе и в фи лософии? В чём воплощается духовное начало?

26.

Назовите три критерия социальной стратификации и проиллю стрируйте кажды й из них примером.

Семнадцатилетний гражданин РФ Петров решил вступить в по литическую партию. Поясните, сможет ли он осущес твить своё желание в соответствии с Федера льным законом «О п олитиче ск их партиях». Укажит е три любых требования к процессу вступления в политическую партию.

2 8.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право, его источ ники и система права». Составьте план, в соответст вии с кот орым Вы будете освещать эту тему. План должен со держать не менее трёх пунктов, из которых два или более дета лизированы в по дпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и у ме ни я на том содержании, которое д ля В а с более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже вы сказыван ий (29.1-29.5).

..

.

29.

Выбер ите одно и з предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини- сочинение, Обозначьте по своему усмотрению одну и ли несколько основ ных идей затро нутой автором темы и рас кройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуж дениях и вывод ах используйте обществоведческие з н а ния (соответствующие понятия, теоретические положения), ил люстрируя их фактами и пример ами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из дру гих учебных предметов. Для иллюстрации сформулиро ванных Вами теоретических по ложений, рассуждений и вывод ов п р и ведите н е менее дву х фактов/примеров из различных источников. Каждый приводи мый факт/пример должен быть сф ормулирован развёрн уто и яв но с вязан с иллюстрируемым положение м, рассуж дением, выво дом.

| Философия «Когда наука достигает какой-либо вер ш ины,

29.3

29.4

29.5

Вариант 2

Часть 1

Ответами к з аданиям 1- 20 яв ляютс я с л ово (словосочетание)! или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а з атем пе р енесите и х в БЛАНК отвЕтов No 1 спра ва от номеро в соответствующ их заданий, начина я с первой клеточ к и, без п робелов, запятых и других дополнительны х симво лов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1.

Особенность

Характеристика

Динамизм

Постоянное изменение общества в целом и его компонентов

Способность созда вать все необходимы е усло вия для существования

Ответ:

В приведённом ниже ряду найд ите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. За пишите это слово (словосочетание). Экспортный тариф, таможенный союз, таможенная пошли на, тарифное регулирование, импортная пошлина. Ответ:

Ниже п риведён перечень терминов. Все они, з а исключением двух, относятся к субъектам политики. 1) Политические традиции, 2) политичес к ие элиты, 3) соци альные группы, 4) общественный класс, 5) политическая идео логия, 6) политический лидер. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запи ш ите в таблицу ц иф ры, под ко торыми они указаны. Ответ:

24

Выберите верные суждения о сферах жизни общества и запи Ішите цифры, под которыми они указаны. 1) Сферы жизни общества — это компоненты структуры об

Щественных отношений.

Ответ:

Установите соответствие между фактами общественного разви тия и глобальными проблемами, которые в них проявляются: к каждой позиции, да нно й в первом столбце, подберите соответ ствую щ ую позицию из второго столбца.

ФАКТЫ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ A) высокие темпы роста насе- 1) демогр афическая

Ления Земли

2) экологическая Б) нерацио нальное природо 3) «Север — Юг»

Пользов ан ие В) сохранение экономических

Ответ:

Установите соответствие между примерами и неценовыми фак торами спроса и предлож ения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из вто рого сто лбца.

26

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ

1) факторы

предложения 2) факторы спроса

ПРИМЕРЫ А) в резуль тате пенсионной

реформы выросли доходы

насел ения Б) государство субсидирует

Производст во детского пи

Тания В) с тавка на лог а на доходы

физических л иц выросла Г) пр оизводители строймате

Риало в используют новые

Технологии Д) численность населения в оз

росла

Запишите в таблиц у выбранные цифры под соот ветствующими буквами.

А | Б | В | Г | Д Ответ:

9.

в РФ действует двухуровневая банковская система. Найдите в приведённом списке функции Ц Б РФ и запиши те цифры, под которыми они указаны, 1) пре доставление кредитов юридическим и физичес ким ли

Ответ:

На графике изображено изменение предложения частных усл у г нянь и сиделок на соответствующем рынке: кривая предложе ния переместилась из положения S в положение S. (На графике Р ---- цена товара; 9 - количество товара.)

P,

S,

S

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое измене ние? За пиш ите цифры, под которыми они указаны. 1) соз дание специальных муниципальных ц ентров, предостав

ляющих высокооплачиваемую раб оту няням и сиделкам 2) рост рождаемости 3) необходимость лице нзирования данного в ида трудовой дея

тельности 4) увеличение доходов потребителей 5) установление налога на доходы самозанятых граждан

Ответ:

11.

Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Семья — это э тническая общность и социальный институт. 2) В нуклеарной семье бабу шки, дедушки, братья, сёстры со

своими семьями живу т сообща, под одной крышей. 3) Мнение детей учитывается при принятии решения в семьях

партнёрско го типа. 4) Заключение брака является одной из социальных функций

семьи. 5) Семья - это малая социальная гру ппа, ос нованная н а род

Ответ:

12.

в 2016-2018 гг. центр изучения общественного мнения страны Z проводил опросы граждан об отношении к чтению. Был задан вопрос: «Какие причины снижают Ваш интерес к чтению х у дожественно й литерату ры?» (можно было дать несколько отве

28

тов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) представ лены в виде диаграммы.

2016 О 2018

Нет

Времени литературу

Предпочитаю кинематограф

Не люблю читать

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сде лать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

13.

Выберите верные суждения о гражданском обществе и запиши те цифры, под которыми они указаны. 1) Ассоциации и объединения гражданского общества созда

Ответ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.237 с.)