Очередное обострение ситуации на Балканах. Попытка пересмотра Парижского договора 1856 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Очередное обострение ситуации на Балканах. Попытка пересмотра Парижского договора 1856 г.



 

В августе 1866 г. на острове Крит началось восстание, ставившее целью присоединение к Греции. Крит находился под управлением Турции с 1841 г []. Большую часть его населения составляли греки. Под влиянием политиков и добровольцев из континентальной Греции на острове не утихало движение за присоединение, которое, в конечном счёте, и вылилось в восстание. Против восставших была брошена 40-тысячная турецкая армия, которая подавляла восстание с неслыханной жестокостью. Спасаясь от резни, жители острова массово переселялись на материковую Грецию.

Европейская общественность резко отреагировала на эти события. Населению острова, которое продолжало оказывать героическое сопротивление туркам, была оказана значительная помощь, в первую очередь добровольцами из материковой Греции. Они доставляли повстанцам оружие и боеприпасы. Россия также оказывала помощь грекам, высказываясь за немедленную передачу острова в состав Греции. Но Горчаков понимал, что подобное решение в тогдашних условиях будет слишком радикальным, и потому предложил великим державам разработать и предложить правительству Турции программу реформ на Крите []. Эта инициатива не получила поддержки со стороны Австрии и Англии, которые опасались, что Османская империя распадётся. Франция же условием своего согласия ставила поддержку российским правительством французских интересов на Западе. Пределы этих интересов не уточнялись, но было ясно, что речь шла о восстановлении границ Франции до Венского конгресса 1815 г. В результате совместное выступление европейских держав в защиту греков было сорвано, восставшие не получили должной поддержки.

Однако возникшая ситуация показалась Горчакову приемлемой для пересмотра Парижского договора. Он сказал, что поскольку французский кабинет может заявить о том, что «последствием германского кризиса является ликвидация» [] Венской системы, то и Россия вправе заявить, что последствия этого кризиса «ликвидировали враждебные союзы против России, которые вытекали из Крымской войны: Австрия ослаблена, Пруссия территориально увеличена, Франция изолирована, Англия занята своими делами» []. Всё это, по мнению Горчакова, делало невозможным «повторение обстановки 1854 г.». На особом совещании под председательством Александра II в ноябре 1866 г. предложение Горчакова выступить с односторонней декларацией об отказе России от соблюдения ограничительных статей Парижского договора не получило поддержки. Против него выступили великий князь Константин Николаевич, военный министр Д.А. Милютин, министр финансов М.Х. Рейтерн. Они говорили о том, что ни флот, ни армия, ни финансовая система России не готовы к возможным осложнениям. Император сказал, что полностью поддерживает мнение вице-канцлера, но вынужден подчиниться большинству []. Поэтому односторонний отказ России пришлось отложить на будущее. Теперь же всё внимание пришлось сконцентрировать на восточном кризисе.

Критское восстание привело к чрезвычайному обострению ситуации на Балканах. В Сербии правительство, возглавляемое Илией Гарашанином, который сформулировал программу создания Великой Сербии, активно работало над созданием антитурецкой коалиции. В мае 1865 г. Михаилом Обреновичем был заключен союз с Румынией, возобновлённый в январе 1868 г.; в сентябре 1866 г. - с Черногорией; в мае 1867 г. - соглашение о совместных действиях с болгарскими революционными организациями; в августе 1867 г. - союз с Грецией []. Между Сербией и Черногорией существовали противоречия, но всё же черногорский князь Николай принял проект присоединения в случае успеха своего государства к Сербии, сохранив титул владетельного князя. Шла подготовка к войне с Турцией. Русский МИД старался предостеречь Белград от несвоевременного выступления. Воспользовавшись сложным положением, в котором оказалась Турция, Белград приступил к решению вопроса о выводе оставшихся турецких гарнизонов из крепостей в Сербии. В марте 1867 г. турки вынуждены были оставить все крепости в Сербии, в том числе и Кале-Мейдан [].

В январе 1867 г. в Сербию с целью ознакомления с состоянием её армии была отправлена русская военная миссия во главе с полковником Генерального штаба Г.А. Леером. Был сделан вывод, что Сербия нуждается в военной и финансовой помощи. В 1867 г. в Сербию засчёт русского правительства было переправлено 2 тыс. лошадей, 3,2 тыс. гладкоствольных и 14,5 тыс. нарезных ружей, 100 тыс. австрийских дукатов и т.д. [17, с. 96 - 97]

Опасаясь выхода ситуации на Балканах из-под контроля и надеясь на восстановление диалога с Францией по восточному, а если возможно, то и по германскому вопросу, Горчаков вновь обратил своё внимание в сторону Парижа. Вице-канцлера беспокоило и наметившееся сближение Франции с Австро-Венгрией. В октябре 1866 г. министром иностранных дел Австрии был назначен один из самых непримиримых противников прусской политики в Германии барон фон Бейст. Именно он предложил Францу Иосифу для укрепления внутреннего положения империи принять политику компромисса в отношении Венгрии. В результате с 1867 г. Австрийская империя стала двуединой монархией - Австро-Венгрией. Теперь внутреннее положение дунайской монархии стабилизировалось. Во Франции могли с полным основанием ожидать роста реваншистских настроений в Вене и возможной поддержки в будущей войне с Пруссией. Бейст всерьёз задумывался о тесном союзе с Францией и о создании широкой коалиции против Пруссии [1, с.267]. Гарантий, что в рамках этого процесса будут учитываться и интересы России, не было.

В меморандуме от 6 (18) апреля 1867 г. Горчаков изложил свою программу решения восточного вопроса. Она была основана на проведении реформ, направленных на расширении территориальной и общинной автономии в тех провинциях Османской империи, где имело преобладание христианское население. Предполагалось добиться от султана согласия на образование следующих автономных провинций: 1) Румелия с частью Македонии; 2) Болгария; 3) Босния, Герцеговина, Албания и пашалыки Старой Сербии; 4) Эпир, Южная Албания, Фессалия и часть Македонии; 5) Спорады во главе с островом Хиос [17, с. 117]. План предполагал реализацию принципа равенства представителей разных конфессий и народов перед законом и властью. Каждая провинция делилась на округи и общины, которые должны были управляться выборными лицами, обязанными следить за распределением и сбором налогов и соблюдением законов. Предполагалось введение в качестве официальных (кроме турецкого) местных языков, предоставление христианам и иудеям права откупа от службы в турецкой армии.

Это было предложение к диалогу с Францией, которое было отвергнуто Наполеоном III. Париж не был заинтересован в реформах, поскольку они ставили под угрозу территориальную целостность крупнейшего французского должника на Востоке. Турция попала в финансовую зависимость от Франции в годы Крымской войны, и потому Франция не была заинтересована в её распаде [1, с. 268]. Кроме финансовых соображений Наполеон III учитывал и политические. Надеясь использовать сближение с Австро-Венгрией, стремившейся создать широкую антипрусскую коалицию, французский император хотел избежать ухудшения отношений с Великобританией. Поэтому в ноябре 1866 г. он отказался поддержать инициативу Бейста о созыве конференции, которая должна была отменить ограничительные статьи 1856 г. По той же причине последовал отказ на предложение Бейста компенсировать согласие на усиление Франции в Египте и на схожие предложения Бисмарка. Гораздо больше Францию интересовали компенсации в Западной Европе, а в данный период - в Люксембурге. В этом вопросе Париж не мог рассчитывать на понимание Бисмарка [1, с. 268].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.006 с.)